СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка о войне и на войне.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыка о войне и на войне.»



Тема Музыка о войне и на войне.

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с творчеством Салиха Сайдашеа

2. Развивающие: развитие интереса к классической музыке; развитие умения анализировать музыкальные произведения; формирование эмоционально-образного мышления в процессе восприятия музыки.

3. Воспитательные: воспитание патриотических чувств; воспитание культуры слушания классической музыки.

Тип урока – закрепление

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

2. Принимать учебную задачу, поставленную учителем.

Познавательные

1. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.

2. Рефлексия способов и условий действий.

3. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные

1. Отвечать на поставленные учителем вопросы;

2. Использовать в речи небольшие монологические высказывания.

Планируемые результаты:

1. Предметные

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира.

2. Личностные

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

3. Метапредметные

- понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда.

Ресурсы:

1. Основные: УМК «Планета знаний», «Музыка» Т.И. Бакланова.

2. Дополнительные: презентация, сигнальные карточки.




I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Представление

3.Проверка готовности рабочего места

Муз.приветствие

- Здравствуйте, дети!

- Здравствуйте, учитель!

- Добрый день! Добрый день! Заниматься вам не лень?

- Добрый день! Добрый день! Заниматься нам не лень!


В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, настроения и уверенности в музыкальных знаниях, так как мы начинаем урок музыки…

II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

1. Воспроизведение песни «Священная война» А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача


- Произведение, которое сейчас прозвучит, я выбрала эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Ваша задача: прослушать музыку, определить характер, сформулировать тему урока. А возможно, вы назовете авторов и название произведения.


Звучит 1 куплет песни «Священная война» А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача.( Слушание песни «Священная война».)

- Что вы почувствовали, слушая эту музыку? Призыв на борьбу.

- Проанализируйте характер этой песни: как она может воздействовать на человека? Ставит на 1 место патриотизм, вселяет веру.

- Это песня – призыв, зовущая в бой, поднимающая за собой бойцов: мужчин, женщин, стариков, детей.

- Как бы вы сформулировали тему урока?

- Тема нашего урока «Музыка о войне и на войне».

- Как вы думаете, какую роль играли песни на войне?

Они отображали настроение человека, его радость и боль, призывали к борьбе и подвигу, передавали мечту о мире и любви.

- Мы сегодня говорим о песнях, которые прошли с нашими дедами и прадедами через самые суровые испытания - войной. Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла. Она вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою. Она помогала с достоинством принять неизбежную смерть. 

У.Какой характер песни «Священная война»

Д. Мелодия этой песни энергичная,решительная ,маршевая.

Какие выразительные средства использовал композитор при создании этой песни?

Мелодия по типу какая?

Д.Торжественная

У.Лад-(мажорный

Темп-быстрый

Ритм-маршевый

Тембр-высокий

Динамика-громко

Молодцы.Как вы думаете в какое время была написана эта песня до войны,во время войны, после войны.

Д.До войны

У.Почему вы так решили?

Д.Песня начинается словами «Вставай страна огромная,,»

Нужны ли были такие песни в годы войны? Зачем?

Д.Песни придавали солдатам чувства уверенности, боевой дух.

У.Послушайте отрывок ещё одной песни и скажите в какое время была написана эта песня? ТЁМНАЯ НОЧЬ

Д.Во время войны. Она обликала расстояние между домом и фронтом.

У.А теперь объединитесь в одну группу и выполните творческое задание.

Разделите песни на 3 группы

  1. песни, написанные до войны;

  2. песни, написанные во время войны;

  3. песни, написанные после войны.

  4. Проверьте правильность ваших ответов по хронологической таблице.

У.Даны слова ,постройте логические пары и объясните свой выбор.Дети выходят и строят логические пары, объясняя свой выбор:

Художник –картина, живопись

Поэт – поэзия

А кто же сочиняет музыку.

- Ответы учащихся (Музыку сочиняет композитор)

- Как называются такие песни?

- Ответы учащихся (Композиторские песни)

.Следующее задание. На пятиконечной звёздочке напишите имена и фамилии композиторов которые написали музыку к песням военных лет?

Молодцы.

Р.а кто композитор известного марша Красной Армии.?

Салих Сайдашев.

Что вы знаете о композиторе.?.

23 февраля 1929 года в Татарском академическом театре впервые прозвучал «Марш Красной Армии», написанный Салихом Сайдашевым. Под этот марш уходили в 1941 году все призывники нашей республики, а в 1945-м этим маршем встречали тех, кто выжил и вернулся. Сейчас с «сайдашевским маршем» на Казанском вокзале встречают и провожают фирменный поезд «Татарстан».

«Марш Красной Армии» был написан в 1929 году по личной просьбе прославленного командира 1-й Казанской стрелковой дивизии Якуба Чанышева. 1-й татарский полк, как еще по-другому называли дивизию Чанышева, должен был участвовать в параде на Красной площади в Москве, и командиру очень хотелось промаршировать под свой особый марш.

Говорят, что когда Салиха Сайдашева попросили написать это произведение, он ответил отказом: «Нет! Ничего не выйдет, я ведь лирик и хорошего боевого марша не сумею создать». Но он все же взялся за эту задачу, ведь сам принимал активное участие в Гражданской войне.

А где вы этот марш ежегодно слышите.?

9 мая на празднике. Ребята из нашего села ушли на фронт 902 человека. Они хотели вернуться в теплые дома , чтобы посмотреть в добрые, полные печали и тоски глаза своих матерей. Очень хотели… Но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями. Из них 455 человек не вернулись в родные дома.

У .Поиграем в игру «Угадай песенку.

В конверте спрятались нотки, а внутри ноток записан текст песни., вы должны собрать эти нотки, чтобы получилась песенка и пропеть её красиво.

  1. Бравые солдаты

  2. Моя армия

Нужны ли сегодняшнему поколению песни написанные после войны? Ведь война уже закончилась? Как Вы думаете?

Д - Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Отечественной войны, чтобы мы уважали тех, кто защищал нашу Родину

Сейчас мы с вами споем песню «Прадедушка», ведь именно наши прадеды подарили нам чистое небо над головой.



Звучит минус песни «Прадедушка».

Видео «Прадедушка»

Рефлексия

VII. Итог урока.

Прозвенел уже звонок,

И закончился урок.

-Смогли ли мы достичь поставленных целей?

У - Какие песни прозвучали на нашем уроке?

Д- песни, которые были написаны во время войны, до войны и после войны.

У - Нужны ли они были в то трудное для нашего народа время? До песен ли было?

Д - Они были необходимы каждому человеку, так как поднимали настроение, сближали расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут, чтобы с ними не случилось и это придавало им огромную силу. Песни удваивали и утраивали силу нашей армии.

У - Какую роль сыграли эти песни в победе Великой Отечественной войны?

Д - Огромную роль. Песня призыв “Священная война” объединила людей и сплотила, песни “Темная ночь” и “В землянке” помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!

-Вспомните свою работу на уроке. Оцените свои ответы (Я), вклад в работу всего класса. И подумайте: что ещё вы можете подобрать дома по теме урока, чтобы все смогли узнать ещё больше песен про Великую Отечественную войну?

На уроке я работал …

Было интересно …

Было трудно …

Теперь я могу …

Мне захотелось …

Моё настроение…

VII. Итог урока.

Прозвенел уже звонок,

И закончился урок.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!