СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка планирование 8 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

планирование 8 класс по музыке

Просмотр содержимого документа
«Музыка планирование 8 класс»


Пояснительная записка



Рабочая программа по музыке для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Искусство» Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: 2010.

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, фонохрестоматию музыкального мате­риала, методические пособия и вспомогательную литературу.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся..

При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориен­тация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоцио­нальной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенциймладшего школьника.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у под­растающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям фе­дерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год – 17.



Сроки реализации рабочей программы – 2017-2018 учебный год


Общая характеристика учебного предмета и место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа по музыке для 8 класса предполагает определённую специфику меж­предметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики».

Изучение музыки как вида искусства в 8 классе направлено на достижение следующей цели: формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других ис­кусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, гра­фики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод перспективы и ретроспективы;

метод игры



Результаты изучения предмета

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам уча­щихся к концу учебного года.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.


Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.


Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.


Регулятивные:

Учащиеся научатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.


Учащиеся получат возможность научиться:

ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.


Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.


Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.




Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.


Учащиеся научатся:

активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки(в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;


Учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).


Планируемые результаты:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.


Программно-методическое обеспечение

1.УМК.

Учебник

Сергеева Г.П., Кашекова И.Э. Критская Е. Д. Искусство: учеб. для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений, -М.: Просвещение, 2012


2.Электронные пособия:

1.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://scool-collection.edu.ru

2.Журнал Искусство. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php

3. Искусство. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: 2010.

4.Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012



(Электронный ресурс): методическое пособие/Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская – Режим доступа:

http://www.prosv.ru/metod/mus 8-9/index.htm

3.Материально-техническое обеспечение.

1.Телевизор

2.Магнитофон

3.DVD – плеер

4.Ноутбук

5.Интерактивная

6.Доска

























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8класс. Искусство Музыка (17 ч)

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа)

п/п

Ур.

Дата

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся

Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Вид контроляДомашнее заданиеХудожественно-творческое задание




план

фактич.

1



Искусство вокруг нас.(1ч)

Урок изучения нового материала. Урок-беседа.

Искусство вокруг нас, его роль в жизни сов-ременногочеловека..Искусство как храни-тель культуры, духовного опыта человече-ства. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все време-на. Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы.

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художествен-ного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

  • Виды искусства.


Характеризовать многообразие форм художест-венного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства. Воспринимать художествен-ныепроизведения разных видов искус­ства. Выражать свое отношение к ним. Представлять место и роль музы­кального искусства в жизни человека и общества. Соотносить характер звучащей му­зыки с образным строем архитектур­ных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и на­родов. Различать виды, стили и жанры искусства,основные жанры народной и профессиональной музыкиЗнать/понимать смысл употребля­емых терминов.

ИСКУССТВО — часть духовной культуры человечества, способ познания мира.

ВИДЫ ИСКУССТВА:

Пластические(пространственные):Изобразительные: живопись, графика, скульптура

Конструктивные: архитектура, дизайнДекоративно-прикладные

Временные:

Музыка: вокальная, инструментальная

Литература: фольклор, проза, поэзия

Пространственно-временные:

театр,кино,танец

м/медия,

Модуль

«Синтез искусств»

«Музыка как вид искусства»

Никольская церковь

В. Боровиковский. «Портрет сестер Гагариных»

М. Клодт. Скульптура на Аничковом мосту. (Санкт-Петербург)

А. Гауди Саграда Фамилия (храм Святого Семейства)



Фономуз8кл-Раздел 1-

01- П.Чайковский. «Концерт для фортепиано ...»

02-Т.Нарита «Восход солнца»


Входной

устный опрос

Учебник Стр.6-10

в тетради

Записать свои впечатления от посещения театра, му­зея, выставки, концерта, просмотра телевизионной передачи и кинофиль­ма, любимых литературных произведений.


2



Художественный образ – стиль – язык.(1ч)

Комбинированный

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)


Наблюдать (воспринимать) про­изведение ис-кусства, смысл художест­венного образа. Участ-воватьв обсуждении содер­жания и выразитель-ных средств худо­жественного произведения. Знать/понимать специфику художест­венного образа в разных видах искусства, особенности языка, художествен­ных средств выразительности изобра­зительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.


Художественный образобобщенное представление о действительности, выра-женное языком искусства

Стиль — совокупность характерных черт, особенность творчества.

исторический, национальный,

индивидуальный

Язык — средство выразительности, помога-ет понять художника.

композиция, форма, фактура, ритм,

тон, интенсивность.


«Портрет юноши в золотом венке из Фаюма» (Египет)

Большой Сфинкс (Египет)

О.Роден «Граждане Кале»

Ф.Малявин «Вихрь»

Д.Веласкес «Менины»

П.Пикассо «Менины»


Фономуз8кл-Раздел 1- 03-И.-С.Бах «Патрита

№2 для фортепиано»

04-И.-С.Бах «Патрита

№2 для фортепиано»

05-А. Шнитке «Соната

для виолончели и

фортепиано»

08-Х. Фернандес «Диаз Гвантанамера»

фронтальный

Тест «Виды искусства»

Стр.11-13

Сделать заметки в тетради.


3



Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.(1ч)

Урок -исследование.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в форми-ровании художественного и научного мыш-ления.

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество.

Разбиратьсяв соотношении научно­го и худо-жественного творчества. Устанавливатьассо-циативные связи между произведениями разных видов искусств. Находить сходные и различ-ные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к миру, другим людям, к себе. Работать со справочниками, словарями.


Леонардо да Винчи - живописец, скульптор, архитектор, писатель, ученый, инженер, изобретатель, анатомом.


М.Вооз «Аполлон и музы»

О.Роден «Поэт и муза»

Ж.Шарден «Натюр-морт с атрибутами науки»

Д. Фетти «Архимед»


Фономуз8кл-Раздел 1-

11 - Чичерин Г.В. Моцарт (фрагменты из книги)

12 - В.-А. Моцарт Симфония № 40

04 - И.-С. Бах Партита №2 для фортепиано

тематический

устный

Стр.14-19

Определить соответствие видов искусства образам древнегреческих муз.


Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (6 часов)

4



Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.(1ч)

Урок-беседа.

Искусство как образная модель окружаю-щего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.Искусство как духовный опыт по-колений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и себя. Открытие предметов и явлений окружа-ющей жизни с помощью искусства.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведени-ях различные явления природы, волновав-шие их. Через чувства и переживания, ко-торые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

  • Образы природы (А. Вивальди, К.Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в про­изведениях искусства. Соотносить особенности компози­ции (формы) в воплощении художест­венных образов живо-писи, музыки. Устанавливать ассоциативные связи между литературными, звуковыми и зрительными образами-представлениями. Подбирать музыкальные произве­дения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам, и др.; художественные произведения, раскрывающие эмоциональное богат­ство мира. Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов графики и т.д. Обогащать опыт адекватного восприятия речи, ее интонационно-образной выразительности.


Пейзажжанр, посвященный изображению природы.




Презентация

И. Шишкин «На севере диком»,

Н. Рыленков «Все в тающей дымке»

М. Пришвин «Неведомому другу»


Фономуз8кл-Раздел 1-

02 - Т. Нарита Восход солнца

30 - Ф. Тютчев Осенний вечер.


А. Вивальди, К.Дебюсси,

П. Чайковский,

Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов

входной устный

Стр.20-23

т.з. 2 стр23

Подобратьзнако-мые музыкальные сочинения, которы-ми можно озвучить представленные в учебнике литера-турныепроизведе-ния. Прочитайте их под эту музыку.



5



Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка.(1ч)

Комбинированный урок

Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Незатейливая красота среднерусской поло-сы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя рас-путица или пожухлая от жары летняя тра-ва… Что в этом поэтичного? В русских пейзажах-настроениях — стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песен-ности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

  • Образы природы (А. Саврасов,

И. Левитан, К. Моне и др.)


Выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (ли­тературных, живописных). Находить сходные и различные черты, выразительные средства, вопло­щающие отношение творца к природе. Знакомиться с современными об­работками, аранжировками класси­ческих музыкальных произведений. Оценивать их художественную зна­чимость. Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки. Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»


Алексей Кондратьевич Саврасов - русский ху-

дожник XIX в. «Грачи прилетели»

Клод Моне - французский художник-импрессионист XX в. «Здание Парламента в Лондоне»

импрессионизм (от франц. impression — впе-

чатление).

Антонио Вивальди-итальянский композитор

XVIIIв. «Времена года» — цикл концертов

Петр Ильич Чайковский - русский композитор XIX в. «Времена года» —цикл фортепианных пьес

м/медия,

А.Саврасов«Грачи прилетели»

К.Моне«Здание Парламента в Лондоне»

Фономуз8кл-Раздел 1-

18 - А.Вивальди Времена года , весна 1-я часть

34 - П.ЧайковскийПесня жаворонка. Март.

21 - А.Вивальди Времена года , Лето 1-я часть

37 - П.Чайковский Баркарола. Июнь.

24 - А.Вивальди Времена года , Осень 1-я часть

41 - П.Чайковский Осенняя песнь. Октябрь

27 - А.Вивальди Времена года ,Зима 1-я часть

43 - П.Чайковский Святки. Декабрь

текущий

групповой

Стр.24-27

т.з. стр 25

Написать этюды (литературные или живописные), изображая природу в разных эмоцио-нальных состояниях (в разное время суток или в разное время года).


Выполнить компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в лите­ратуре, музыке, живописи».

6



Человек в зеркале искусства: жанр портрета.(1ч)

Урок - собеседование

Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.Изо-бражение человека в скульптуре, живо-писи, графике. Автопортрет. Изображе-ния детей в русском искусстве.

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека.


Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.Определятьвыразитель-ность линий, цвета, ритма, композиции. Пони-мать, какими знаниями обо­гащает знакомство с различными про­изведениями искусства (живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением).Рассматривать особенности воплощения образа портрета средствами изобразительного искусства в историческо-культурной ретроспективе. Собирать художествен-ную инфор­мацию для создания своей творческой работы. Развивать коммуникативные навы­ки в процессе коллективной творчес­кой работы.

Портрет— изображение определенного человека или группы людей.

парадный и камерный,парный, групповой, автопортрет

XVIв.- Альбрехт Дюрер, Микеланджело да

Караваджо, Эль Греко

XVIIв. - Рембрандт

XVIIIв. - Антуан Ватто, Франсуа Буше

Этьенн Морис Фальконе,

XIXв. - Эжен Делакруа

Модуль

«Жанр портрета»

Фономуз8кл-Раздел 1-

09 - П.И. Чайковский Средь шумного бала

текущий

групповой (6 чел.)

Стр.28-33

т.з. стр 33Подготовить альманах иликомпьютерную презентацию

на тему «Жанр портрета в культу-ре разных времен». Включить в неё информацию о художниках,скульп-торах, графиках, стихи, отрывки прозы, фрагменты музыкальных произ-

ведений, созвучные образам портрет-ной галереи.

7



Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.(1ч)

Урок-вернисаж

Портреты наших великих соотечествен-ников.

Считается, что портрет — самое бесспор-ное достижение нашей национальной шко-лы, именно благодаря ему русская живо-пись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жан-ре портрета писали лучшие русские худож-ники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренс-кий, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.

Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника

Ильи Ефимовича Репина.

Рассматривать особенности во­площения образа средствами разных видов и жанров искусства в истори­ко-культурной ретроспективе. Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художе­ственных произведений.


Федор Степанович Рокотов-русский художник ХVIII в. «Портрет А. Струйской»


Владимир Лукич Боровиковский- русский ху-

дожникХVIII в. «Портрет Марии Лопухиной»


Яков Петрович Полонский - русский поэт XIX


Илья Ефимович Репинрусский художник

XXв. «Портрет П. М. Третьякова»


м/медия,

Презентация

Фономуз8кл-Раздел 1

09 - П.И. Чайковский Средь шумного бала.(Боровиковский )

10 - Романс неизвестного автора


Фономуз8кл-Раздел 2-

03 - А. Рубинштейн 04 - Л. Толстой. Война и мир. Сцена Сони и Наташи.

06 - С. Прокофьев Вальс из 2-й картины 07 - С.Прокофьев Война и мир

Эпилог Мелодия


А. Бородин «Ноктюрн» из Струнного квар-

тета № 2,

А. Бородин экспозиция Симфонии № 2 («Богатырская»).


текущий

групповой


Стр.34-39

т.з. стр 37

Нарисовать эскизы костюмов, декораций, подо-

брать музыкальный фон для сцены из романа Л.Толстого

«Война и мир»

(сцена Сони и Наташи).

8



Музыкальный портрет. Александр Невский.(1ч)

Комбинированный

Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, были-ны. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценичес-ким действием и внемузыкальнымиассоци-ациями расширяют ее возможности. Выра-жая чувства, настроения человека, вопло-щая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зритель-ные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.


Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества. Эмоционально-образновоспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Осуществлять перевод художест­венных впечатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, изобразительный и др. Установить ассоциативные свя­зи между слуховыми и зрительными образами-представлениями живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведениемАнализи­ровать средства музыкальной вырази­тельности, воплощающие характеры героев и персонажей. Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства.


Фономуз8кл-Раздел 2-

10 - В.-А. Моцарт Ария Фигаро

М.Нестеров «Князь Александр Невский»

Икона «Св.преподоб-ный Александр Невский»

Фрагменты фильма «Александр Невский»

С.Прокофьев «Александр Невский»

(фрагменты кантаты)


текущий устный

Стр.40-43

Сделать эскизные зарисовки портре-тов персонажей полюбившихся му-зыкальныхсочине-ний, дать им словеснуюхаракте-ристику.

9




Портрет композитора в литературе и кино.(1ч)

Проблемный урок.

Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художествен-ных направлений (натюрморты и жанро-вые картины). Создание средствами ис-кусства модели построения мира, сущест-вовавшей в какую-либо эпоху

Портрет любого деятеля культуры и искус-ствасоздают прежде всего его произведе-ния: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания совре-менников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.

Фрагменты произведений В.Моцарта:

  • Симфония № 40

  • «Маленькая ночная серенада»

  • «Рондо в турецком стиле»

  • «Реквием»(Diesirae (День гнева), Lacrimosa (Слезный день этот) )


Ориентироваться в системе цен­ностей, пред-ставленных в произведе­ниях литературного, музыкального и изобразительно­го искусства и кино. Анализировать синтетический ха­рактер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.


Вольфганг Амадей Моцартавстрийский композитор XVIIIв.- «Симфония № 40»,

«Реквием»



Модуль Моцарт

Фономуз8кл-Раздел 2- 18 - Д.Вэйс Возвышенное и земное

08 - В.-А. Моцарт Увертюра

15 - В.-А.Моцарт Маленькая ночная серенада

16 - В.-А. Моцарт Фантазия ре минор

11 - А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери

12 - В.-А.Моцарт

Diesirae

13 - В.-А.МоцартLacrimosa

19 - Ю. Воронов Моцарт

14 - Л. Болеславский Реквием (фрагмент).


Фономуз8кл-Раздел 1-

12 - В.-А. Моцарт Симфония № 40


тематический

устный


Стр.44-45

т.з. стр 44

Представить себя в роли режиссера телепередачи, радиоспектакля, написать короткие комментарии к сочинениям Моцарта, подобрать зрительный и литературный материал.


Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 часов)

п/п

Ур.




Дата

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные)Характеристика видов деятельности учащихсяОсновные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Вид контроляДомашнее задание Художественно-творческое задание

план

фактич.

10



Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов.(1ч)

Урок-обзорная лекция.

Искусство как проводник духовной энергии. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве.

Произведения отечественного и зарубеж-ного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере чело-века, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократич-ной и универсальной формой общения людей.

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкур-сы, фестивали, проекты).

Подтверждением художественного обще-ния, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобрази-тельного искусства, разнообразные конкур-сы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.



Понимать роль искусства в жизни человека и общества. Использовать коммуникативные свойства искусства. Понимать значение класси-ческого и современного искусства в общении лю­дей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности. Знать музеи, художественные гале­реи, архитектурные памятники миро­вого значения, своего края (города, поселка и др.).Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов и т.д. Проявить творческую активность при создании своей творческой работы.


Музей — учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе.

Фономуз8кл-Раздел 3-

02 - О, мое солнце!

03 - Дж. Россини

AgnusDei

Входной

фронтальный

Стр.46-53

т.з. стр 49

Представить себя

в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовить рассказ об одном

наиболее значимом культурном объектег. Волгограда



Найти информацию о конкурсах и фестивалях различ-ной тематической направленности.

Познакомитьсяс творческими дости­жениями их лауреатов.



11






Искусство художественного перевода – искусство общения. (1ч)

Комбинированный

Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур.Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии.

Прочитывать информацию, заклю­ченную в памятниках культуры. Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсально­го способа общения. Воспринимать произведения раз­ных видов искусства. Анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой.

Сравнивать содержание и эмоцио­нальный строй художественных пере­водов (поэтический перевод, музы­кальные версии одного и того же по­этического текста и др.). Выявлять стилистические особен­ности художественного перевода.

Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо-культурной ретроспективе. Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.


Уильям Шекспир— английский поэт, драма-

тург, писатель XVIв. «Сонет № 90»

Сонет–лирическое стихотворение из четыр-надцати строк (два четверостишия и два трехстишия) с определенной рифмой.

романс «Горные вершины»

композиторов,

А. Варламова и

А. Рубинштейна

Фономуз 8кл-Раздел 3-

01-У.Шекспир

Сцена на балконе

05- У.Шекспир

Сонет 90

06-У.Шекспир

Сонет 90

07-У.Шекспир

Сонет 90


Фономуз 9кл-Раздел 1-

40 - Ромео и Джульетта. Вступление

42 - Ромео и Джульетта. Любовь

43 - Ромео и Джульетта. Счастье 3


текущий

групповой

Стр.54-55




12




Как происходит передача сообщений в искусстве? Искусство - проводник духовной энергии. (1ч)

Урок -исследование.

Способы художественной коммуникации. Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации.

Интерпретировать содержание (смысл, худо-жественную информа­цию) шедевров мирового искусства с позиций их эстетичес­кой и нравствен-ной ценности. Участвовать в разных видах худо­жественно-исполнительской деятель­ности. Пони-матьее коммуникатив­ное значение. Раскрывать смысл художественно­го образа различных видов искусства как выразителя эпохального, на­ционального, индивидуального стиля. Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии






Фономуз8кл-Раздел 3-

10 - А. Ахматова Слушая пение

09 - Ария. Из Бразильской бахианы 1

08 — В.Чуевский,

П. Булахов Гори, гори, моя звезда




текущий

устный

Стр.56-59


Подготовить рассказ о значимых куль­турно-истори-ческих объектах России.



13




Знаки и символы искусства.(1ч)

Комбинированный

Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.


Понимать специфику художествен­но-образной информации в отличие от научной, повседнев-ной и др. Различать знаки и символы искус­ства и интерпретировать их.Использовать его знаки и символы.

Знаки — общепринятые условные обозначения

предметов, явлений, действий.

Символ — предмет, действие, раскрывающие какой-либо образ, понятие, идею.

Натюрморт — жанр, изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.

Натюрморт ванитас(суета сует)-напоминает человеку о бренности существования.

Винсент ван Гог—французский художник XIXв.

«Натюрморт с олеандром»

Пабло Пикассо — испанский художник XXв.

«Скрипки»

Л.Бетховен «Симфония №5»


Фономуз8кл-Раздел 3-

11 - Н. Паганини Вечное Движение



Фономуз8кл-Раздел 2-

01 - Ф.даМилано Канцона

02 –Б.Гребенщиков Город золотой

Стр.60-63

т.з. стр 63

Подобратьпроизве-дения-музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что

оставило след в вашей памяти, в душе.


14




Художественные послания предков. Разговор с современником.(1ч)

Урок -исследование.

Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Способы художественной коммуникации.

Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура.

Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.

Иметь представление о роли искусств в передаче информации современникам и последующим поколениямПонимать значение классического и современного искусства в общении людей. Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо-культурной ретроспективе. Понимать символику основ­ных религиозных обрядов, изображе­ний святых (иконы). Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности. Участвовать в об-суждении содержания и выразительных средств художественного произведения. Развивать коммуникативные навы­ки в процессе коллектив-ной творчес­кой работы.

миф — изображение — ритуал, т. е.

слово — изображение — действие

Мифы—устные предания о богах, духах, героях.

Ритуал — действия, совершаемые людьми, строго сохраняя порядок произношения текста и порядок действий.

Обряд— символическое действие, имеющее более сложный сценарий (сопровождается песнями, хороводами, переодеванием, гаданием, театрализацией)

Андрей Рублев— русский иконописец ХV в.

икона «Троица»

И.Билибин«Снегурочка» В.Васнецова «Снегурочка»

Фономуз8кл-Раздел 3-

12 - Ф.Грубер Тихая ночь

13 - Ф.Грубер Тихая ночь

14 - Весенние гадания. Танец девушек.

15 - Н. Римский-Корсаков. Ария Снегурочки

П. Чайковский

«Снегурочка»


Андрей Рублев«Троица»

Фономуз8кл-Раздел 3-

16 - Процвел еси, яко Феникс

17 - Г. Свиридов Неизреченное чудо

19 - И. Экономцев Когда я вдруг наедине с собой

18 - Всё моя молитва превозможет

Текущий устный

Стр.64-67

т.з. стр 65

Разработать сценарий одного из народных праздни-ков: осенины, Рож-дествоХристово,

Масленица и др. Перечислить знаки-символы,раскрыва-ющие смысл, содержание каждого из них.

15




Символы в жизни и искусстве.(1ч)

Комбинированный

Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.

Солнце дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево — символ Вселенной.

Образы и символы в русской поэзии и прозе – дорога.

Раскрывать свое понимание худо­жественной идеи, нравственно-эсте­тического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др.).

Создавать компьютерную презентацию на тему образов-символов в искусстве.

Работать со справочниками, словарями.

Развивать коммуникативные навы­ки в процессе коллективной творчес­кой работы.

солнце, дерево, дорога-символы-образы любой культуры




повесть А. Пушкина«Метель»

Г. Свиридов «Тройка» (музыкальные иллюстра-ции 1-я часть)

фрагмент кинофильма «Метель»

Фономуз8кл-Раздел 3

29-К.Бальмонт«Четверо-гласие стихий»

25 - С.Прокофьев Шествие солнца

20 - Уж ты поле моё

22- Степь да степь кругом

21-Л. Ошанин Эх, дороги

23-М. Глинка Попутная песня

24- Прощание с Россией

Текущий групповая

Стр.68-71

т.з. стр 71

Создатькомпью-терную презента-цию на тему «Образ дороги в творчест-ве русских и зару-

бежныххудожни-ков»

или

«Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке» (К. Бальмонт,

Н. Рерих, К. Юон, И. Стравинский,

М. де Фалья,

Н. Паганини и др.).

.

16

17




Музыкально-поэтическая символика огня.(2ч)

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915) — выдающийся русский композитор, пианист, педагог — создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки.

Участвовать в разработке совмест­ного художественно-исследователь­ского проекта. Проявить творческую активность Проводить конкурс презентаций, разрабатывать критерии их оценки.

Фономуз 8кл-Раздел 3

30 - А. Скрябин Прометей

28 - Н. Паганини Кампанелла

26 - Танец огня

27 – Ж-М. Жарр MagneticFields



Итоговый

групповой

Стр.74-75






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!