Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Искусство» Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: 2010.
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся..
При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенциймладшего школьника.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год – 17.
Сроки реализации рабочей программы – 2017-2018 учебный год
Общая характеристика учебного предмета и место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа по музыке для 8 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики».
Изучение музыки как вида искусства в 8 классе направлено на достижение следующей цели: формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод игры
Результаты изучения предмета
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки(в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Планируемые результаты:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Программно-методическое обеспечение
1.УМК.
Учебник
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э. Критская Е. Д. Искусство: учеб. для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений, -М.: Просвещение, 2012
2.Электронные пособия:
1.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://scool-collection.edu.ru
2.Журнал Искусство. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php
3. Искусство. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: 2010.
4.Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012
(Электронный ресурс): методическое пособие/Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская – Режим доступа:
http://www.prosv.ru/metod/mus 8-9/index.htm
3.Материально-техническое обеспечение.
1.Телевизор
2.Магнитофон
3.DVD – плеер
4.Ноутбук
5.Интерактивная
6.Доска
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8класс. Искусство Музыка (17 ч)
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа)
№ п/п № Ур. | Дата | Темы уроков (кол-во часов) Тип урока Содержание | Цель. Задачи. Компетенции(УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся Основные понятия | Ресурсы урока Межпредметные связи | Вид контроляДомашнее заданиеХудожественно-творческое задание |
| план | фактич. |
1 | | | Искусство вокруг нас.(1ч) Урок изучения нового материала. Урок-беседа. Искусство вокруг нас, его роль в жизни сов-ременногочеловека..Искусство как храни-тель культуры, духовного опыта человече-ства. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все време-на. Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художествен-ного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. | Характеризовать многообразие форм художест-венного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства. Воспринимать художествен-ныепроизведения разных видов искусства. Выражать свое отношение к ним. Представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества. Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов. Различать виды, стили и жанры искусства,основные жанры народной и профессиональной музыкиЗнать/понимать смысл употребляемых терминов. ИСКУССТВО — часть духовной культуры человечества, способ познания мира. ВИДЫ ИСКУССТВА: Пластические(пространственные):Изобразительные: живопись, графика, скульптура Конструктивные: архитектура, дизайнДекоративно-прикладные Временные: Музыка: вокальная, инструментальная Литература: фольклор, проза, поэзия Пространственно-временные: театр,кино,танец | м/медия, Модуль «Синтез искусств» «Музыка как вид искусства» Никольская церковь В. Боровиковский. «Портрет сестер Гагариных» М. Клодт. Скульптура на Аничковом мосту. (Санкт-Петербург) А. Гауди Саграда Фамилия (храм Святого Семейства) Фономуз8кл-Раздел 1- 01- П.Чайковский. «Концерт для фортепиано ...» 02-Т.Нарита «Восход солнца» | Входной устный опрос Учебник Стр.6-10 в тетради Записать свои впечатления от посещения театра, музея, выставки, концерта, просмотра телевизионной передачи и кинофильма, любимых литературных произведений. |
2 | | | Художественный образ – стиль – язык.(1ч) Комбинированный Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале) | Наблюдать (воспринимать) произведение ис-кусства, смысл художественного образа. Участ-воватьв обсуждении содержания и выразитель-ных средств художественного произведения. Знать/понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино. Художественный образ— обобщенное представление о действительности, выра-женное языком искусства Стиль — совокупность характерных черт, особенность творчества. исторический, национальный, индивидуальный Язык — средство выразительности, помога-ет понять художника. композиция, форма, фактура, ритм, тон, интенсивность. | «Портрет юноши в золотом венке из Фаюма» (Египет) Большой Сфинкс (Египет) О.Роден «Граждане Кале» Ф.Малявин «Вихрь» Д.Веласкес «Менины» П.Пикассо «Менины» Фономуз8кл-Раздел 1- 03-И.-С.Бах «Патрита №2 для фортепиано» 04-И.-С.Бах «Патрита №2 для фортепиано» 05-А. Шнитке «Соната для виолончели и фортепиано» 08-Х. Фернандес «Диаз Гвантанамера» | фронтальный Тест «Виды искусства» Стр.11-13 Сделать заметки в тетради. |
3 | | | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.(1ч) Урок -исследование. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в форми-ровании художественного и научного мыш-ления. Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество. | Разбиратьсяв соотношении научного и худо-жественного творчества. Устанавливатьассо-циативные связи между произведениями разных видов искусств. Находить сходные и различ-ные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к миру, другим людям, к себе. Работать со справочниками, словарями. Леонардо да Винчи - живописец, скульптор, архитектор, писатель, ученый, инженер, изобретатель, анатомом. | М.Вооз «Аполлон и музы» О.Роден «Поэт и муза» Ж.Шарден «Натюр-морт с атрибутами науки» Д. Фетти «Архимед» Фономуз8кл-Раздел 1- 11 - Чичерин Г.В. Моцарт (фрагменты из книги) 12 - В.-А. Моцарт Симфония № 40 04 - И.-С. Бах Партита №2 для фортепиано | тематический устный Стр.14-19 Определить соответствие видов искусства образам древнегреческих муз. |
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (6 часов) |
4 | | | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.(1ч) Урок-беседа. Искусство как образная модель окружаю-щего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.Искусство как духовный опыт по-колений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и себя. Открытие предметов и явлений окружа-ющей жизни с помощью искусства. Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведени-ях различные явления природы, волновав-шие их. Через чувства и переживания, ко-торые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира. Образы природы (А. Вивальди, К.Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). | Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живо-писи, музыки. Устанавливать ассоциативные связи между литературными, звуковыми и зрительными образами-представлениями. Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам, и др.; художественные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира. Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов графики и т.д. Обогащать опыт адекватного восприятия речи, ее интонационно-образной выразительности. Пейзаж — жанр, посвященный изображению природы. | Презентация И. Шишкин «На севере диком», Н. Рыленков «Все в тающей дымке» М. Пришвин «Неведомому другу» Фономуз8кл-Раздел 1- 02 - Т. Нарита Восход солнца 30 - Ф. Тютчев Осенний вечер. А. Вивальди, К.Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов | входной устный Стр.20-23 т.з. 2 стр23 Подобратьзнако-мые музыкальные сочинения, которы-ми можно озвучить представленные в учебнике литера-турныепроизведе-ния. Прочитайте их под эту музыку. |
5 | | | Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка.(1ч) Комбинированный урок Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. Незатейливая красота среднерусской поло-сы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя рас-путица или пожухлая от жары летняя тра-ва… Что в этом поэтичного? В русских пейзажах-настроениях — стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песен-ности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.) | Выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (литературных, живописных). Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе. Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений. Оценивать их художественную значимость. Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки. Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи» Алексей Кондратьевич Саврасов - русский ху- дожник XIX в. «Грачи прилетели» Клод Моне - французский художник-импрессионист XX в. «Здание Парламента в Лондоне» импрессионизм (от франц. impression — впе- чатление). Антонио Вивальди-итальянский композитор XVIIIв. «Времена года» — цикл концертов Петр Ильич Чайковский - русский композитор XIX в. «Времена года» —цикл фортепианных пьес | м/медия, А.Саврасов«Грачи прилетели» К.Моне«Здание Парламента в Лондоне» Фономуз8кл-Раздел 1- 18 - А.Вивальди Времена года , весна 1-я часть 34 - П.ЧайковскийПесня жаворонка. Март. 21 - А.Вивальди Времена года , Лето 1-я часть 37 - П.Чайковский Баркарола. Июнь. 24 - А.Вивальди Времена года , Осень 1-я часть 41 - П.Чайковский Осенняя песнь. Октябрь 27 - А.Вивальди Времена года ,Зима 1-я часть 43 - П.Чайковский Святки. Декабрь | текущий групповой Стр.24-27 т.з. стр 25 Написать этюды (литературные или живописные), изображая природу в разных эмоцио-нальных состояниях (в разное время суток или в разное время года). Выполнить компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». |
6 | | | Человек в зеркале искусства: жанр портрета.(1ч) Урок - собеседование Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.Изо-бражение человека в скульптуре, живо-писи, графике. Автопортрет. Изображе-ния детей в русском искусстве. Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека. | Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.Определятьвыразитель-ность линий, цвета, ритма, композиции. Пони-мать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства (живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением).Рассматривать особенности воплощения образа портрета средствами изобразительного искусства в историческо-культурной ретроспективе. Собирать художествен-ную информацию для создания своей творческой работы. Развивать коммуникативные навыки в процессе коллективной творческой работы. Портрет— изображение определенного человека или группы людей. парадный и камерный,парный, групповой, автопортрет XVIв.- Альбрехт Дюрер, Микеланджело да Караваджо, Эль Греко XVIIв. - Рембрандт XVIIIв. - Антуан Ватто, Франсуа Буше Этьенн Морис Фальконе, XIXв. - Эжен Делакруа | Модуль «Жанр портрета» Фономуз8кл-Раздел 1- 09 - П.И. Чайковский Средь шумного бала | текущий групповой (6 чел.) Стр.28-33 т.з. стр 33Подготовить альманах иликомпьютерную презентацию на тему «Жанр портрета в культу-ре разных времен». Включить в неё информацию о художниках,скульп-торах, графиках, стихи, отрывки прозы, фрагменты музыкальных произ- ведений, созвучные образам портрет-ной галереи. |
7 | | | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.(1ч) Урок-вернисаж Портреты наших великих соотечествен-ников. Считается, что портрет — самое бесспор-ное достижение нашей национальной шко-лы, именно благодаря ему русская живо-пись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жан-ре портрета писали лучшие русские худож-ники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренс-кий, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др. Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника Ильи Ефимовича Репина. | Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов и жанров искусства в историко-культурной ретроспективе. Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений. Федор Степанович Рокотов-русский художник ХVIII в. «Портрет А. Струйской» Владимир Лукич Боровиковский- русский ху- дожникХVIII в. «Портрет Марии Лопухиной» Яков Петрович Полонский - русский поэт XIX Илья Ефимович Репин — русский художник XXв. «Портрет П. М. Третьякова» | м/медия, Презентация Фономуз8кл-Раздел 1 09 - П.И. Чайковский Средь шумного бала.(Боровиковский ) 10 - Романс неизвестного автора Фономуз8кл-Раздел 2- 03 - А. Рубинштейн 04 - Л. Толстой. Война и мир. Сцена Сони и Наташи. 06 - С. Прокофьев Вальс из 2-й картины 07 - С.Прокофьев Война и мир Эпилог Мелодия А. Бородин «Ноктюрн» из Струнного квар- тета № 2, А. Бородин экспозиция Симфонии № 2 («Богатырская»). | текущий групповой Стр.34-39 т.з. стр 37 Нарисовать эскизы костюмов, декораций, подо- брать музыкальный фон для сцены из романа Л.Толстого «Война и мир» (сцена Сони и Наташи). |
8 | | | Музыкальный портрет. Александр Невский.(1ч) Комбинированный Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, были-ны. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценичес-ким действием и внемузыкальнымиассоци-ациями расширяют ее возможности. Выра-жая чувства, настроения человека, вопло-щая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зритель-ные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами. | Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества. Эмоционально-образновоспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, изобразительный и др. Установить ассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами-представлениями живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведениемАнализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства. | Фономуз8кл-Раздел 2- 10 - В.-А. Моцарт Ария Фигаро М.Нестеров «Князь Александр Невский» Икона «Св.преподоб-ный Александр Невский» Фрагменты фильма «Александр Невский» С.Прокофьев «Александр Невский» (фрагменты кантаты) | текущий устный Стр.40-43 Сделать эскизные зарисовки портре-тов персонажей полюбившихся му-зыкальныхсочине-ний, дать им словеснуюхаракте-ристику. |
9 | | | Портрет композитора в литературе и кино.(1ч) Проблемный урок. Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художествен-ных направлений (натюрморты и жанро-вые картины). Создание средствами ис-кусства модели построения мира, сущест-вовавшей в какую-либо эпоху Портрет любого деятеля культуры и искус-ствасоздают прежде всего его произведе-ния: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания совре-менников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи. Фрагменты произведений В.Моцарта: Симфония № 40 «Маленькая ночная серенада» «Рондо в турецком стиле» «Реквием»(Diesirae (День гнева), Lacrimosa (Слезный день этот) ) | Ориентироваться в системе ценностей, пред-ставленных в произведениях литературного, музыкального и изобразительного искусства и кино. Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма. Вольфганг Амадей Моцарт–австрийский композитор XVIIIв.- «Симфония № 40», «Реквием» | Модуль Моцарт Фономуз8кл-Раздел 2- 18 - Д.Вэйс Возвышенное и земное 08 - В.-А. Моцарт Увертюра 15 - В.-А.Моцарт Маленькая ночная серенада 16 - В.-А. Моцарт Фантазия ре минор 11 - А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери 12 - В.-А.Моцарт Diesirae 13 - В.-А.МоцартLacrimosa 19 - Ю. Воронов Моцарт 14 - Л. Болеславский Реквием (фрагмент). Фономуз8кл-Раздел 1- 12 - В.-А. Моцарт Симфония № 40 | тематический устный Стр.44-45 т.з. стр 44 Представить себя в роли режиссера телепередачи, радиоспектакля, написать короткие комментарии к сочинениям Моцарта, подобрать зрительный и литературный материал. |
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 часов) |
№ п/п № Ур. | Дата | Темы уроков (кол-во часов) Тип урока Содержание | Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные)Характеристика видов деятельности учащихсяОсновные понятия | Ресурсы урока Межпредметные связи | Вид контроляДомашнее задание Художественно-творческое задание |
план | фактич. |
10 | | | Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов.(1ч) Урок-обзорная лекция. Искусство как проводник духовной энергии. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Произведения отечественного и зарубеж-ного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере чело-века, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократич-ной и универсальной формой общения людей. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкур-сы, фестивали, проекты). Подтверждением художественного обще-ния, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобрази-тельного искусства, разнообразные конкур-сы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств. | Понимать роль искусства в жизни человека и общества. Использовать коммуникативные свойства искусства. Понимать значение класси-ческого и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности. Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края (города, поселка и др.).Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов и т.д. Проявить творческую активность при создании своей творческой работы. Музей — учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе. | Фономуз8кл-Раздел 3- 02 - О, мое солнце! 03 - Дж. Россини AgnusDei | Входной фронтальный Стр.46-53 т.з. стр 49 Представить себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовить рассказ об одном наиболее значимом культурном объектег. Волгограда Найти информацию о конкурсах и фестивалях различ-ной тематической направленности. Познакомитьсяс творческими достижениями их лауреатов. |
11 | | | Искусство художественного перевода – искусство общения. (1ч) Комбинированный Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур.Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. | Прочитывать информацию, заключенную в памятниках культуры. Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения. Воспринимать произведения разных видов искусства. Анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой. Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же поэтического текста и др.). Выявлять стилистические особенности художественного перевода. Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо-культурной ретроспективе. Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений. Уильям Шекспир— английский поэт, драма- тург, писатель XVIв. «Сонет № 90» Сонет–лирическое стихотворение из четыр-надцати строк (два четверостишия и два трехстишия) с определенной рифмой. | романс «Горные вершины» композиторов, А. Варламова и А. Рубинштейна Фономуз 8кл-Раздел 3- 01-У.Шекспир Сцена на балконе 05- У.Шекспир Сонет 90 06-У.Шекспир Сонет 90 07-У.Шекспир Сонет 90 Фономуз 9кл-Раздел 1- 40 - Ромео и Джульетта. Вступление 42 - Ромео и Джульетта. Любовь 43 - Ромео и Джульетта. Счастье 3 | текущий групповой Стр.54-55 |
12 | | | Как происходит передача сообщений в искусстве? Искусство - проводник духовной энергии. (1ч) Урок -исследование. Способы художественной коммуникации. Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации. | Интерпретировать содержание (смысл, худо-жественную информацию) шедевров мирового искусства с позиций их эстетической и нравствен-ной ценности. Участвовать в разных видах художественно-исполнительской деятельности. Пони-матьее коммуникативное значение. Раскрывать смысл художественного образа различных видов искусства как выразителя эпохального, национального, индивидуального стиля. Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии | Фономуз8кл-Раздел 3- 10 - А. Ахматова Слушая пение 09 - Ария. Из Бразильской бахианы 1 08 — В.Чуевский, П. Булахов Гори, гори, моя звезда | текущий устный Стр.56-59 Подготовить рассказ о значимых культурно-истори-ческих объектах России. |
13 | | | Знаки и символы искусства.(1ч) Комбинированный Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи. | Понимать специфику художественно-образной информации в отличие от научной, повседнев-ной и др. Различать знаки и символы искусства и интерпретировать их.Использовать его знаки и символы. Знаки — общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Символ — предмет, действие, раскрывающие какой-либо образ, понятие, идею. Натюрморт — жанр, изображение предметов обихода, снеди, цветов и др. Натюрморт ванитас(суета сует)-напоминает человеку о бренности существования. Винсент ван Гог—французский художник XIXв. «Натюрморт с олеандром» Пабло Пикассо — испанский художник XXв. «Скрипки» | Л.Бетховен «Симфония №5» Фономуз8кл-Раздел 3- 11 - Н. Паганини Вечное Движение Фономуз8кл-Раздел 2- 01 - Ф.даМилано Канцона 02 –Б.Гребенщиков Город золотой | Стр.60-63 т.з. стр 63 Подобратьпроизве-дения-музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе. |
14 | | | Художественные послания предков. Разговор с современником.(1ч) Урок -исследование. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Способы художественной коммуникации. Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура. Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы. | Иметь представление о роли искусств в передаче информации современникам и последующим поколениямПонимать значение классического и современного искусства в общении людей. Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо-культурной ретроспективе. Понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы). Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности. Участвовать в об-суждении содержания и выразительных средств художественного произведения. Развивать коммуникативные навыки в процессе коллектив-ной творческой работы. миф — изображение — ритуал, т. е. слово — изображение — действие Мифы—устные предания о богах, духах, героях. Ритуал — действия, совершаемые людьми, строго сохраняя порядок произношения текста и порядок действий. Обряд— символическое действие, имеющее более сложный сценарий (сопровождается песнями, хороводами, переодеванием, гаданием, театрализацией) Андрей Рублев— русский иконописец ХV в. икона «Троица» | И.Билибин«Снегурочка» В.Васнецова «Снегурочка» Фономуз8кл-Раздел 3- 12 - Ф.Грубер Тихая ночь 13 - Ф.Грубер Тихая ночь 14 - Весенние гадания. Танец девушек. 15 - Н. Римский-Корсаков. Ария Снегурочки П. Чайковский «Снегурочка» Андрей Рублев«Троица» Фономуз8кл-Раздел 3- 16 - Процвел еси, яко Феникс 17 - Г. Свиридов Неизреченное чудо 19 - И. Экономцев Когда я вдруг наедине с собой 18 - Всё моя молитва превозможет | Текущий устный Стр.64-67 т.з. стр 65 Разработать сценарий одного из народных праздни-ков: осенины, Рож-дествоХристово, Масленица и др. Перечислить знаки-символы,раскрыва-ющие смысл, содержание каждого из них. |
15 | | | Символы в жизни и искусстве.(1ч) Комбинированный Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их. Солнце дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево — символ Вселенной. Образы и символы в русской поэзии и прозе – дорога. | Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др.). Создавать компьютерную презентацию на тему образов-символов в искусстве. Работать со справочниками, словарями. Развивать коммуникативные навыки в процессе коллективной творческой работы. солнце, дерево, дорога-символы-образы любой культуры | повесть А. Пушкина«Метель» Г. Свиридов «Тройка» (музыкальные иллюстра-ции 1-я часть) фрагмент кинофильма «Метель» Фономуз8кл-Раздел 3 29-К.Бальмонт«Четверо-гласие стихий» 25 - С.Прокофьев Шествие солнца 20 - Уж ты поле моё 22- Степь да степь кругом 21-Л. Ошанин Эх, дороги 23-М. Глинка Попутная песня 24- Прощание с Россией | Текущий групповая Стр.68-71 т.з. стр 71 Создатькомпью-терную презента-цию на тему «Образ дороги в творчест-ве русских и зару- бежныххудожни-ков» или «Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке» (К. Бальмонт, Н. Рерих, К. Юон, И. Стравинский, М. де Фалья, Н. Паганини и др.). . |
16 17 | | | Музыкально-поэтическая символика огня.(2ч) Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915) — выдающийся русский композитор, пианист, педагог — создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки. | Участвовать в разработке совместного художественно-исследовательского проекта. Проявить творческую активность Проводить конкурс презентаций, разрабатывать критерии их оценки. | Фономуз 8кл-Раздел 3 30 - А. Скрябин Прометей 28 - Н. Паганини Кампанелла 26 - Танец огня 27 – Ж-М. Жарр MagneticFields | Итоговый групповой Стр.74-75 |