Календарно – тематическое планирование по предмету «Музыка» 3 класс программа «Перспектива», авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Кол-во часов в год 34, в неделю 1 ч. |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
| Раздел 1. Россия – Родина моя (5ч.) | | |
1 | Мелодия — душа музыки. Главная мелодия 2-й части из Симфонии № 4. П. Чайковский. «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника. | 1 | |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины.Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. | 1 | |
3 | Виват, Россия! Наша слава — русская держава. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в. | 1 | |
4 | Кантата «Александр Невский»(фрагменты). С. Прокофьев. | 1 | |
5 | Опера «Иван Сусанин». М. Глинка. | 1 | |
| Раздел 2. День, полный событий (4ч.) | | |
6 | Утро. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко. | 1 | |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. «Золушка». Балет (фрагменты). С. Прокофьев. | 1 | |
8 | В детской. Игры и игрушки. На прогулке. «С няней»; « С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского. | 1 | |
9 | Вечер. «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева. Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | |
| Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм (4ч.) | | |
10 | «Радуйся Мария!». «Богородице Дево, радуйся!». «Аве, Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. | 1 | |
11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама. «Мама», В. Гаврилина, сл. В. Шульгиной. | 1 | |
12 | Вербное Воскресенье. Вербочки. «Вербочки» А. Гречанинов, стихи А. Блока | 1 | |
13 | Святые земли Русской. Величание князю Владимиру и княгине Ольге; «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого | 1 | |
| Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч.) | | |
14 | Настрою гусли на старинный лад… Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова. | 1 | |
15 | Певцы русской старины. (Баян.Садко). Былина о Садко и Морском царе. Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. | 1 | |
16 | Певцы русской старины Лель, мой Лель… Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Третья песня Леля. | 1 | |
17 | Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». (обобщение). Хор «Проводы Масленицы» из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. | 1 | |
| Раздел 5. В музыкальном театре (6ч.) | | |
18 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра « Руслан и Людмила». М. Глинка. | 1 | |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» фрагменты. К.-В. Глюк. | 1 | |
20 | Опера «Снегурочка» фрагменты. Н. Римский-Корсаков. | 1 | |
21 | «Океан – море синее». Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков. | 1 | |
22 | Балет «Спящая красавица». Фрагменты из балета П. Чайковского. | 1 | |
23 | В современных ритмах. Фрагменты из мюзиклов «Звуки музыки» Р. Роджерса и «Волк и семеро козлят» А. Рыбникова. | 1 | |
| Раздел 6. В концертном зале (6ч.) | | |
24 | Музыкальное состязание. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть - фрагмент. П. Чайковский. | 1 | |
25 | Обобщающий урок 3 четверти. Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов.Исполнение песен. | 1 | |
26 | Музыкальные инструменты -флейта. Звучащие картины.«Шутка» из сюиты № 2 для оркестра. И.С. Баха. | 1 | |
27 | Сюита «Пер Гюнт». Пер Гюнт; Сюита № 1 -фрагменты; Сюита № 2 - фрагменты. Э. Григ. | 1 | |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал Симфония № 3 «Героическая»- фрагменты. Л. Бетховен. | 1 | |
29 | Мир Бетховена. Соната № 14 «Лунная» 1-я часть фрагмент.Пьесы «Весело, грустно»,«К Элизе». | 1 | |
| Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5ч.) | 1 | |
29 | Чудо музыка. «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П. Синявского. «Чудо-музыка» Д. Кабалевский, сл. З. Александровой. | 1 | |
30 | Острый ритм – джаза звуки. Джазовые композиции: «Острый ритм», «Безумная девчонка» Дж. Гершвина. | 1 | |
32 | Люблю я грусть твоих просторов. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Весна», « Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина | 1 | |
33 | Мир Прокофьева. Певцы родной природы. «Шествие солнца». С. Прокофьев. | 1 | |
34 | Обобщающий урок. | 1 | |
Планируемые предметные результаты изучения курса
Личностные универсальные учебные действия:
(у обучающегося будут сформированы):
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения;
- образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
- интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
- первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
- этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроений; понимание настроения других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- нравственно-эстетических переживаний музыки;
- восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
- позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности;
- представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.
Регулятивные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться: - понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.
Познавательные универсальные учебные действия
(обучающийся научится):
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
- расширять свои представления о музыке;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в т.ч. карточки ритма;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
- сравнивать разные части музыкального текста;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых…»);
- работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
- соотносить содержание схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
- строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные универсальные учебные действия (обучающийся научится):
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.д.);
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
(Обучающийся получит возможность научиться):
- выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
- следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;
- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;
- различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности;
- эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
- различать жанры народной музыки и основные её особенности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять жанровые разновидности народных песен (плясовые, хороводные, шуточные);
- соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);
- воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях;
- воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений.
Содержание курса по предмету «Музыка»3 класс
Россия — Родина моя (5ч)
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Музыкальный материал: Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский; «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого; «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого; «Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Виватные кантаты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский»; Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!», «Александр Невский» (фрагменты из кантаты). С. Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из оперы). М. Глинка.
День, полный событий (4ч)
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Музыкальный материал: «Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, перевод С. Свириденко; «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева; «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто; «Золушка» (фрагменты из балета); «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев; «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского; «Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«О России петь — что стремиться в храм» (7ч)
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Музыкальный материал: «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов; Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева; Прелюдия № 1 (домажор) из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира». И. С. Бах; «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной; «Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер; «Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока; Величание князю Владимиру и княгине Ольге, «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч)
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Музыкальный материал: «Былина о Добрыне Никитиче» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Садко и морской царь», русская былина (Печорская старина), Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко»; третья песнь Леля, проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки, русские, украинские народные песни.
В музыкальном театре (6ч)
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Музыкальный материал: «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Орфей и Эвридика» (фрагменты из оперы). К. Глюк; «Снегурочка» (фрагменты из оперы); «Океан — море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков; «Спящая красавица» (фрагменты из балета). П. Чайковский; «Звуки музыки». Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной; «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл (фрагменты). А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
В концертном зале (4ч)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Музыкальный материал: Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 3-й части). П. Чайковский; «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк; «Мелодия». П. Чайковский; «Каприс» № 24. Н. Паганини; «Пер Гюнт» (фрагменты из Сюиты № 1 и Сюиты № 2). Э. Григ; Симфония № 3 («Героическая»), фрагменты; Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части; «Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен; «Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; «Волшебный смычок», норвежская народная песня; «Скрипка», Р. Бойко, слова И. Михайлова.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5ч)
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз — музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. Импровизации. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
Музыкальный материал: «Мелодия». П. Чайковский; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев; «Весна», «Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; «Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина; «Слава солнцу, слава миру!», канон; Симфония № 40 (фрагмент финала). В. А. Моцарт; Симфония № 9 (фрагмент финала). Л. Бетховен; «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П. Синявского; «Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова З. Александровой; «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Музыканты», немецкая народная песня; «Камертон», норвежская народная песня; «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Тематическое планирование
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 3 класса составлена на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Россия — Родина моя | 5 |
2 | День, полный событий | 4 |
3 | «О России петь — что стремиться в храм» | 7 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 |
5 | В музыкальном театре | 6 |
6 | В концертном зале | 4 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 5 |
Практическая часть программы
Виды работ | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Проверочная работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Проект | - | 1 | 1 | - | 2 |