Управление образования города Владивостока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
МУЗЫКА РОЖДЕСТВА
Конспект урока музыки в 3 классе.
Разработчик учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 г.Владивостока
Капитула А.Г.
ТЕМА «МУЗЫКА РОЖДЕСТВА»
Задачи: образовательные – показать изобразительные и выразительные возможности рождественской музыки, познакомить с видами рождественской музыки.
Развивающие – расширение кругозора, ознакомление с традициями русского народа в праздновании Рождества.
Воспитательные – воспитание лучших гражданских качеств: любовь к Родине, уважение к культуре родной страны.
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Жанр урока: тематический.
Виды музыкальной деятельности:
-художественное восприятие музыки.
- интонирование и осмысление.
-хоровое пение.
Методы:
-метод художественного контекста,
-метод музыкального обобщения
-метод размышления,
-наглядно –практический
-эмоционального воздействия,
-контроля и самоконтроля.
Формы организации учебной деятельности:
-коллективная,
-групповая,
-индивидуальная.
Оборудование:
-компьютер,
-экран,
-проектор,
-музыкальный центр.
Средства обучения:
Музыкальный материал: «Ангелы в небе» хор храма Святителя, Благовест, трезвон праздничный, «Аве Мария» Ф. Шуберт, «Тропарь рождества Христова» Хор храма Успения, Рождественские колядки.
Литературный материал:
Наглядный материал:
-презентация.
Дидактический материал:
-карточки итогового теста.
Учебно-методический комплекс:
Учебник «Музыка 3 класс» В.В.Алеев. Т.И.Науменко. концепция Д.Б.Кабалевского. ОРКСЕ учебник 4 класса
Хрестоматия музыкального материала.
Предполагаемый результат:
-материалы урока воздействовали на духовный мир детей.
1.Орг момент.
Звучит музыка колокольного звона.
Перекличка (учитель- ученик)
-Во Вифлееме – Во Вифлееме
-Весела новина!- Весела новина!
-Пречистая дева! – Пречистая дева!
-Породила сына! – Породила сына!
-Христос родился !-Бог воплотился!
-Ангелы спевают, - Царие витают,
-Поклоны отдают,- Пастыри играют. (Слайд 3)
2.Сообщение темы урока.
Тема сегодняшнего урока «Музыка Рождества»
(слайд3 )
-Ребята какова цель урока? (познакомиться с музыкой Рождества, узнать рождественскую историю)
(слайд 3)
2.1. Беседа.
-Ребята, когда встречают в России Рождество?(7 января)
-А в других странах? (25 декабря)
-Что означает слово «Рождество»?(Рождение)
-Кто из вас знает рождественскую историю?(Давным- давно в старинном городе Назарете (слайд 4: город Назарет звучит «Аве Мария» Ф.Шуберта) жила девушка Мария. Она была обручена с плотником Иосифом. Однажды явился Марии ангел и возвестил ее о том, что она должна будет родить сына Божьего и назвать его Иисус, потому Что он спасет людей от грехов их) (слайд4-5 «Ангел несет Марии послание от Бога») (Слайд 6) Время шло и приближался час родов Марии. Тогда вышло от кесаря Августа (царя) повеление переписать все население на Земле. Каждый должен был быть переписан там, где родился и вот Мария с мужем отправились в город Вифлеем.. В город съехалось очень много народа и все гостиницы были переполнены. Остановиться было негде. Надвигалась ночь, а Мария и Иосиф все шли и шли, кончился город, впереди была пустыня. И все же нашелся добрый человек и пустил путников на ночлег в хлев. В эту ночь, в хлеву, и родила Мария сына.(слайд 7)
-Почему «Рождество» стало большим событием? (Это тайна Боговоплощения: Бог стал человеком.)
-Кто родился в этот день? (Иисус, потом его стали называть Христос, что значит Царь, помазанник)
-Ребята, где происходили события? (В Вифлееме)( слайд 8)
Над горной пещерой сверкала звезда,
И спал Вифлеем в тишине сладких грез,
Великое счастье свершилось тогда-
Родился спаситель для мира – Христос!
(слайд 8- икона Рождество Христово)
Было холодно, Мария закутала младенца ,а в ясли положила солому, но все равно было холодно, тогда вол и осел подошли к яслям и стали согревать дитя своим дыханием. Но все равно было холодно, да к тому же и темно. Вдруг шесть лучей ясного света проникли в вертеп сквозь маленькое отверстие в стене. Это звезда заглянула к ним, Рождественская звезда.
( слайд9) А неподалеку ночевали пастухи. Устроившись на ночлег они спали крепко. Внезапно небо озарилось светом и предстал им Ангел Господен. Приблизившись к ним, он тихо велел им подняться. «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос.» Поднялись они и двинулись в путь.(Слайд 10)
(Слайд 11) Икона ( от греч. Образ) – в православии и католицизме изображение бога и святых, которому приписывается священное значение.
- Что рассказывает нам икона Рождество Христово? ( В пещере, в которой находился скот, родился Иисус Христос) -Кого вы видите? (Ангелов, волхвов) -Когда родился Христос? (Более 2-х тысяч лет тому назад)
-Почему для людей рождение Христа было важно? (Народы договорились вести счет годам, начиная с этого события. День рождения Иисуса Христа отмечают во в всем мире. В церквях идут празднества)
2.2. Знакомство с Рождественской молитвой. (Тропарь. Глас 4)
(слайд 12 храм Рождества Христова в Вифлееме)
-Ребята сегодня мы совершим маленькую экскурсию и побываем в одном из древнейших православных храмов который возведен на месте рождения Иисуса Христа в Вифлееме. (слайды 12-25)
-Ребята, кто из вас был в церкви на службе Рождества Христова?
-Какие песнопения звучали?
Главная молитва праздника- это тропарь Рождества Христова.
-Кто знает значение этого термина?
*Тропарь- песнопение в честь какого-либо православного праздника или святого.
(слайд26 с текстом тропаря, слушаем тропарь в исполнении хора храма Успения Пресвятой богородицы)
Тропарь Глас 4
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума:
В нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу
Правды. И Тебе ведети с высоты Востока;
Господи, слава Тебе.
Запишем в тетрадь термины: «икона»,« тропарь», «вертеп».
2.3.Объяснение термина «вертеп».
Также в этот праздник во всех странах Европы в домах церквях зажигают свечи, поют песни, молитвы о родившемся в мир Младенце и его Матери – Деве Марии. Во многих странах принято устраивать вертепы.
(слайд27)
Так называется изображение пещеры, внутри которой икона и маленький Иисус в яслях. Сверху горит Вифлеемская звезда, которая зажглась на небе, возвещая о рождении Спасителя Мира.
*Вертеп – пещера, убежище.
Когда же Иисус родился,
Через пустыню пришли поклониться
Маленькому Христу-Спасителю с востока волхвы
И принесли ему дары.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик;
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.
(А. Фет)
Каждый из даров имел определенное каноническое значение и служил знаком признания Христа:
*золото – символ царской власти;
*ладан – признание его божественности (душистое вещество, получаемое из коры белого дерева в Индии и Аравии.)
*смирна – признание его человеческого начала (драгоценное масло, бальзам)
2.4.Объяснение термина «коляда». Исполняются колядки.
Как же в народе празднуют Рождество?
Люди радуются, поют танцуют, празднуют , веселятся то есть колядует.
-Что такое колядка?
(показ слайда28-31)
*Коляда – старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня, сопровождающаяся обходом соседей.
Колядки поют, заходя с поздравлением в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада в мире и семье. Колядующих одаривают подарками, угощениями.
-Ребята, кто из вас колядовал на Рождество? Вы можете спеть такие колядки?
Тогда слушаем. ( Муз.исполнение колядки Слушаем.)
(слайд28)
Рождество Христово – Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
«Вы люди ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!»
Пастыри в пещеру первыми пришли
И младенца Бога с Матерью нашли.
Стояли молились, Христу поклонились.
Днесь Христово Рождество.
Все мы согрешили, Спас перед тобой,
Все мы люди грешны. Ты один святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье.
Днесь Рождество Христово.
Знакомство с европейской колядкой.
Ребята, мы с вами говорили, что Рождество празднуют во всех странах мира. Послушайте европейскую колядку «Риу, риу, риу.»
3.Итог урока.
Наш урок подходит к концу.
Рассказывая о музыке Рождества мы познакомились с песнопением. На уроке звучала духовная музыка, в которой воплощены высокий мысли и чувства.
А как вы усвоили сегодняшний материал покажут ответы на тест.
3.1.Объяснение.
В левом столбце записаны термины сегодняшнего урока, а в правом – их значения. Вы должны составить соответствие между термином и его определением, соединив их стрелками.
Тест:
Тропарь пещера
Вертеп песнопение в честь какого либо праздника
Колядка душистое вещество
Ладан старинная рождественская и новогодняя песня
Смирна изображение Бога или святых
Икона драгоценное масло
3.2. Выполнение теста. 5 минут
3.4. Проводим взаимопроверку .
Пользуясь доской, отметьте галочкой правильные ответы.
У кого получилось 4 правильных ответа ставим 3
5 правильных ответов 4
Все ответы правильные 5
А теперь проверим правильность выполнения теста.
(Слайд 22)
Возвращаем ответы авторам. Кто не согласен со своей оценкой?
Сдайте свои работы.
4.Запишем дом. работу: На следующем уроке мы будем знакомиться с балетом П.И.Чайковского Щелкунчик. Найти и прочитать сказку Гофмана «Щелкунчик»