Музыка современных композиторов в классе фортепианного ансамбля. Martha Mier «Jazz, Rags & Blues for Two»
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос репертуара встает перед преподавателем на всех этапах становления пианиста. На первый взгляд, в настоящее время созданы все условия для его успешного разрешения — поток фортепианных изданий для детей в последние годы нарастает. На самом же деле педагогу-пианисту становится все труднее ориентироваться среди огромного количества выпускаемых сборников пьес, детских альбомов, пособий и хрестоматий. Возникает необходимость в специальных работах, посвященных обзору современного фортепианного репертуара.
Предмет «Фортепианный ансамбль» призван решить многие задачи в обучении пианиста. «Что одному с трудом дается, то коллективом легко берётся» - как точно это выражение характеризует отношение детей к предмету. И это оправдано:
совместное творчество увлекательнее труда в одиночку,
исполнение произведений ансамблем дает возможность ученику в полной мере услышать всю красоту и возможности фортепиано, на деле убедиться в том, что неслучайно его называют инструмент-оркестр,
концерное выступление вдвоем психологически легче и не так пугает,
и, конечно, репертуар ансамбля разнообразнее и интереснее, ведь вдвоем есть возможность исполнить то, что одному не под силу.
В своей статье «Детский инструментальный ансамбль и его значение в системе музыкального воспитания» С.Майкапар писал о том, что сольный репертуар начинающего пианиста очень беден художественными элементами, главным образом из-за ограниченности исполнительских ресурсов юного музыканта. Цитата: «Педагогу крайне трудно сделать выбор таких пьес, которые с одной стороны, могли бы заинтересовать детей, с другой – могли бы питать и развивать у детей общую музыкальность… Существенное отличие четырехручных произведений, предназначенных для первоначальной стадии обучения, лежит в значительно большей их насыщенности художественными элементам, обогащающими активный фонд его музыкальности».
Два вида фортепианного ансамбля в ДМШ
Фортепианный ансамбль в музыкальной школе представлен двумя видами: «учитель – ученик» и «ученик-ученик».
Ансамбль «учитель – ученик» - частое и успешное явление в музыкальной школе. Для этого ансамбля практически не существует проблемы репертуара. Преподаватель имеет возможность выбрать произведение, одна из партий которого под силу ученику, другую же партию, более сложную, исполнить самому. Кроме того ансамбль «учитель-ученик» менее подвержен риску неудачного выступления, т.к. педагог всегда поддержит и поможет, если вдруг возникли сложности.
Ансамбль «ученик-ученик» - гораздо более интересное сочетание для детей, кроме того такой ансамбль всегда выигрышно выглядит на концерте. Создать его не так просто, это знают все преподаватели. Необходимо подобрать детей, близко стоящих друг к другу по характеру, возрасту, интересам, уровню развития, по степени овладения инструментом. Когда же дуэт создан, начинается творчество, которое увлекает все стороны, и детей, и педагога.
Репертуар такого ансамбля – всегда животрепещущий вопрос для педагога. Особенностью репертуара ансамбля «ученик-ученик» является равнозначность партий, возможность исполнения их детьми. Я хочу представить вашему вниманию сборник таких ансамблей. Уверена, что те преподаватели, которые еще не знакомы с ним, по достоинству его оценят.
Martha Mier «Jazz, Rags & Blues for Two»
Марта Миер - независимый преподаватель фортепиано и композитор, пишущий для фортепиано. Живет в Лейк-Сити, штат Флорида, куда переехала после окончания с отличием Университета штата Флорида, является членом Национальной ассоциации учителей музыки, Ассоциации учителей музыки штата Флорида и Национальной гильдии учителей фортепиано.
Сборник ансаблей «Jazz, Rags & Blues for Two» включает в себя 6 пьес. Названия пьес на английском языке. Перевод сразу же создает настроение и желание поиграть.
Straw Hat Strut («Соломенная шляпка)
Teasing rag («Дразнящий регг»)
Lazy Afternoon in Dallas («Ленивый день в Далласе»)
Blackberry Rag («Ежевичный рэгг»)
San Francisco blues («Блюз Сан Франциско»)
Bouncin Boogie («Бунчин буги»)
Это прекрасный материал для развития ребенка. Джазовый стиль, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX века, занимает в современной музыкальной культуре как бы промежуточное положение между развлекательной и академической музыкой. Джазовый стиль обладает широким спектром специфических возможностей в области музыкального языка, которые могут быть эффективно использованы в обучении и обогащения двигательного, сенсорного и коммуникативного музыкального опыта ребенка. Джазовая музыка развивает у учащихся гармонический, мелодический, тембровый слух, обостряет чувство ритма, развивает творческие способности.
Все пьесы сборника написаны в удобных и любимых младшими школьниками тональностях: ля-минор, до-мажор, фа-мажор. Пьесы небольшие по размеру ( 2 страницы текста для каждой партии) и имеют четкую структуру. Огромным достоинством является равнозначные по сложности партии. Это дает возможность использовать пьесы в репертуаре ансамбля «ученик-ученик». Достаточно легкое изложение нотного материала делает пьесы доступными для учащихся младших классов. Во всех пьесах мы слышим яркие, характерные для джаза, гармонии, ритмические структкуры, мелодические обороты. Если у ребенка не было опыта исполнения джазовых произведений, то пьесы Марты Майр станут прекрасным началом для этого. Мой опыт использования показал огромный интерес к джазу, возникший у детей после знакомства с ним на материале ансамблей из этого сборника.
«Straw Hat Strut» («Соломенная шляпка) – первая пьеса сборника, тональность ля-минор, темп moderato. Пьеса вполне подходит для изучения в конце учебного года продвинутыми первоклассниками и для всех учащихся младших классов. Яркая черта джазовых пьес, синкопа, представленая здесь в обеих партиях. Композитор дает возможность посолировать каждой партии: в крайних частях – 1 партия, в средней – 2 партия.
Teasing rag («Дразнящий регг») – яркая пьеса, вполне соответствующая названию. Написана в тональности фа- мажор, имеет достаточное количество альтерации и более сложный ритм. Написана в трехчастной форме. Если в первой пьесе солирующая партия была выписана в октаву, то здесь мы уже видим мелодию и аккомпанемент. Пусть пока не сложные, но это уже не октава.
Lazy Afternoon in Dallas («Ленивый день в Далласе»). Удобная тональность до-мажор, трехчастная форма D.C. al Fine. Привлекает внимание обозначение темпа .
В этой пьесе мы сталкиваемся с обозначением, характерным для джаза: ноты, написанные восьмыми, следует играть как четверть и восьмушку. Это новый навык для младшеклассников. Lazy (лениво) – относится не столько к темпу, сколько к характеру. А музыка провоцирует на несколько другое исполнение. Этим пьеса интересна.
Blackberry Rag («Ежевичный рэгг»)
Любой рэгтайм похож на польку. Это подчеркивается характерным аккомпанементом, солирующая партия синкопирована, что вызывает ритмический диалог между партитями. Снова вместо обозначения темпа мы видим обозначение харатера. Happily – счастливо. Эту пьесу любят играть дети. Всегда у нас возникает вопрос: как это – счастливо? И тут уж простор для импровитзации и фантазии, что джаз вполне допускает. Этим он и хорош.
San Francisco blues («Блюз Сан Франциско»)
Одна из самых простых пьес. Неторопливый блюз. Темповое указание нам в помощь
Просто, в удобном темпе. Первая партия – мелодия в октаву, крупные длительности, простой ритм, несложные синкопы. Аккомпанирующая партия – легкозапоминающиеся терции. И снова композитор позаботилась о том, тобы партии были равнозначными, передав соло в средней части второй партии.
Bouncin Boogie («Бунчин буги») Стиль буги-вуги стал национальным помешательством американцев в 1939 году. Он не оставляет никого ранодушным и сейчас. Детям очень нравится эта пьеса. Здесь мы слышим характерные для стиля буги повторяющиеся фигуры в басу. Вторая партия несколько труднее первой. Но именно она создает характерный колорит буги.
В заключение еще раз подчеркну: проблема репертуара всегда стоит перед преподавателем, каков бы не был опыт его работы. Все мы знаем, что репертуар во многом определяет настроение и увлеченность ребенка занятиями. Поэтому я была рада поделиться с вами своей находкой. Уверена, что вы ее оцените.