СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Музыка в театре, кино и на телевидении»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Музыка в театре, кино и телевидении»

Цель урока:

показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а так же необходимость литературной основы пьесы или кинофильма – сценария.

Задачи урока:

1. направленные на достижение личностных результатов:

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всём многообразии её стилей, форм и жанров;
  • формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
  • развитие вокально-хоровых навыков;
  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержания произведения в единстве с его формой

2. направленные на достижения метапредметных результатов:

  • освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
  • размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения

3. направленные на достижения предметных результатов:

  • знание жанров музыки ( опера, балет);
  • осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке;
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Техническое оборудование: компьютер, видеопроектор.

Музыкальные произведения:

1. Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига – «Песня Сольвейг»

2. Балет «Лебединное озеро» П.И.Чайковского

3. А.Рыбников «Песенка Папы Карло» из к/ф «Буратино»

4. М.Дунаевский «Лев и брадобрей».

 

Видеофрагмент:  балет «Лебединое озеро» П.И.Чайковский

 

Ход урока

Слайд №1

Вход в класс под музыку - М.Дунаевский «Лев и брадобрей». Приветствие.

У: Ребята, отгадайте загадки.

Слайд №2

1.Он работает играя

Есть профессия такая

Он на сцене с давних пор

Та профессия -    (актёр)

Слайд №3

2. Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть,

Как профессию назвать?  (режиссёр)

Слайд №4

3.Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула, она -    (балерина)

Слайд №5

4.Со звонком он в зал придёт, место нужное займёт Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши!   (зритель)

Слайд №6

5. Есть у каждого в квартире Он расскажет: что же в мире

Происходит каждый день

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит всё время – «Гол!!»

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах,

Ну. А я, - «Спокойной ночи»

И мультфильмы очень, очень!   (телевизор)

 

У: Мы отгадали все загадки, и я думаю, что вы догадались, о чём сегодня на нашем уроке пойдет речь.

Д: О театре, кино и телевидении.

Слайд №7

У: Правильно, тема нашего урока «Музыка в театре, кино и на телевидении.

А так как у нас урок музыки, то мы попробуем выяснить, какую роль играет музыка в этих видах искусства. Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для театральных постановок и кинофильмов.

 

Слайд №8

 

У: Знакома ли вам эта музыка?

Это просто песня или часть из большого произведения?

О чём рассказывается в этом произведении?

 

Д: Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.

У: В каком характере прозвучала музыка?

Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.

У: Какой образ нам нарисовала музыка?

Д: Образ молодой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.

У: Сюита Э.Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена.

Скажите, а какое значение имеет текст для музыкального произведения?

Д: В литературном тексте описываются все происходящие события, характеры героев.

У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?

Д: Либретто

 

Слайд №9

 

У: А сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации и назовите произведения и композиторов, которые их написали.

 

Слайд №10  -  Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский-Корсаков

Слайд №11 -   Опера «Садко» - Н.А. Римский-Корсаков

Слайд №12  -   Балет «Щелкунчик» - П.И.Чайковский

Слайд №13  -   Балет «Золушка» - С.С.Прокофьев

 

У:  Молодцы, справились с заданием.

А сейчас я приглашаю вас  в музыкальный театр.

 

Слайд №14 -видеофрагмент из балета «Лебединое озеро»

 

У: Давайте проанализируем этот музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?

Д: Мы увидели фрагмент из балета П.Чайковского «Лебединое озеро»…..

У: Какая музыка звучала по характеру?

Д: Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чём- то недобром.

У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.

У: Вы обратили внимание на мимику артистки балета, с помощью которой она старалась передать нам происходящее? Благодаря мимике и жестам мы понимаем, что происходит на сцене.

 А если мы уберём музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.

У: Я думаю, что вы любите ходить в театры. Какие театры есть у нас в г.Владикавказе?

 

Слайд № 15 – Академический русский театр им. Е Вахтангова

Слайд № 16 – Северо-Осетинский театр оперы и балета

Слайд № 17 -  Осетинский театр

Слайд № 18 – Кукольный театр «Саби»

 

У: Владикавказ привлекал внимание Императорского дома России. Об этом свидетельствует тот факт, что в разное время город посетили Николай I (1837 г.), Александр II (1871 г.), Александр III (1888 г.) и Николай II (1904 г.). Николай II посетил наш город через 26 лет после своего отца Александра III.

В апреле 1871 г. спектаклем «Маскарад» М.Ю.Лермонтова во Владикавказе открылся профессиональный русский театр.

Слайд № 19

А вы знаете как нужно  вести себя в театре?

Раздаются «Памятки»

Физкультминутка

Слайд № 20 -Где же мы еще можем встретиться с музыкой, если не в театре?

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

У: Да, телевидение даёт нам возможность услышать многообразие музыки.

В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи: «Голос», «Минута славы», «Утренняя почта», «Субботний вечер», «Один в один»  и.т.д., мультфильмы и, конечно - же кинофильмы.

У: А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов – тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого-либо предмета, свистели, скрипели.

 

Слайд №21

 

У: В студенческие годы тапёром подрабатывали в кинотеатре Д.Шостакович, В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. В 20-е годы таперами работали и такие известные в будущем композиторы как Г.Свиридов, В.Соловьев-Седой. Также много музыки к кинофильмам писали Г.Свиридов, И.Дунаевский, Ю.Лепнин

У:  Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?

Мы знаем, что для оперы и балета – это либретто, а для спектакля или кинофильма необходим сценарий, который пишут режиссёры сценаристы.

Слайд №22

У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?

Д: Даёт характеристику герою, описывает события, предвещает о чём либо, настраивает зрителя на определённые моменты.

У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.

У: Одной из таких песен стали «Лев и брадобрей» из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания», музыку которой написал советский композитор М.Дунаевский, слова Н.Олева. Давайте мы её разучим.

Вокально-хоровая работа (10 минут): прослушивание песни, разбор песни, дыхательная гимнастика, распевание, разучивание песни «Лев и брадобрей»

У: А сейчас мы с вами услышим фрагмент из фильма «Приключение Буратино»

Слайд №23

У: О чём поёт Папа  Карло в этой песне? Каким должен быть этот человечек?

Д: Добрый, веселый, беззаботный, помощник Папы Карло – «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».

У: При помощи музыки рождается главный герой фильма – Буратино.

Каков характер музыки?

Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая и т.д.

У: Я думаю, что вы очень любите смотреть мультфильмы, сейчас ещё их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.

А сейчас музыкальная викторина:

Слайд №24 – «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!»

Слайд №25 – «Мы в дороге с песенкой о лете! Из м/ф  «Дед  Мороз и лето»

Слайд №26 – «Колыбельная медведицы» их м/ф «Умка»

Слайд №27 – «Неприятность эту мы переживём» из м/ф  «Кот Леопольд»

У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении. Послушайте и скажите, какая программа начинается этими позывными?

Слайд №28 – Звучит «Время, вперёд» Г.Свиридова

Слайд №29

Д: Программа «Время», «Новости»

У: Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить.

Д: Здравствуйте уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения--------------. Я познакомлю вас с последними новостями.

Учащиеся 5 класса школы №47 провели социологический опрос среда учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:

  1. Любите ли вы слушать музыку?
  2. Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?
  3. Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьёй?
  4. Считаете ли вы , что музыкальных программ должно быть больше?
  5. Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?

Подводя итоги, ребята сделали вывод, что…..

Благодарю за внимание!

Слайд №30 – Какой же вывод мы можем сделать из того, о чём говорили на уроке?

Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли.

Слайд №31

служит музыкальной характеристикой героев,

создает атмосферу действия,

показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,

создает национальный колорит.

Делает популярными произведения композиторов,

показывает мастерство певцов и музыкантов.

У: Наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо поработали и получаете положительные оценки.

Домашнее задание: выучить текст  песни «Лев и брадобрей»

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!