Учитель – составитель урока | Каукова Валерия Николаевна |
Предмет | Музыка |
Образовательная программа | «Музыка» для общеобразовательных учреждений, 5-7 классы. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., ШмагинаТ.С. Москва, «Просвещение», 2013 г. Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования. |
Класс | 5 б класс |
Тип урока | Урок-кинопанорама («открытия» нового знания) |
Тема | «Музыка в театре, в кино, на телевидении» |
Цель | показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария. |
Дидактические задачи | Направленные на достижения личностных результатов: развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте; развитие вокально-хоровых навыков; наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой; Направленные на достижения метапредметных результатов: процессе восприятия музыки; взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; процессе овладения учебными действиями; Направленные на достижения предметных результатов: знание жанров музыки (опера, балет); осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении; умение эмоционально и осознанно относиться к музыке. сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий. |
Основные термины и понятия | Литературный сценарий Музыкальный фильм Фоновая музыка |
Оборудование | ТСО: автоматизированное рабочее место учителя. Экранно-звуковые пособия: собственная презентация к уроку, интерактивная викторина «Музыкальная карусель», фонохрестоматия. |
Формы организации деятельности учащихся | индивидуальная, групповая, коллективная. |
Этапы урока | Формируемые УУД | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный (этап мотивации) | Метапредметные УУД: личностные: - осознание ответственности за общее дело; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - умение слышать себя и других в общем хоре | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований | Дети входят по «Марш» из балета «Щелкунчик». Музыкальное приветствие. Добрый день, ребята! Чтобы урок прошёл хорошо, ПЕСЕНКА-НАСТРОЙКА поможет вам создать хорошее настроение 1. Замечательный денёк! Хмуриться не нужно. Нынче музыки урок – Петь начнём мы дружно: ПРИПЕВ: Тир-лю-лю, та-ра-ри Ну-ка, распоёмся! Петь мы можем до зари, С ритма не собьёмся! 2. Динь-дан-дили, тру-ля-ля! Делимся секретом: Лучше МУЗЫКИ, друзья, Нет для нас предмета! ПРИПЕВ Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться Будем думать, рассуждать Можем мы урок начать! | Музыкальное приветствие. Выполняют требование учителя |
2. Актуализация опорных знаний и умений | регулятивные: - умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения; коммуникативные: - участие в диалоге с учителем и одноклассниками | Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | - Какая музыка нас встречает? Д: Загадочная! Волшебная! Балетная! Правильно! Как будто мы с вами в рождественскую сказку попали! Почему? - Нас ждут новые открытия, музыкальные чудеса, как в сказке! Правильно! Но сначала вас ждут новые загадки! Отгадайте! | Слушают музыку, называют произведение, имя композитора; знакомятся с материалом учебника, отвечают на вопросы учителя. |
4. Постановка учебной проблемы | регулятивные: - умение ставить цель, формулировать проблему; познавательные: - умение структурировать знания; - сравнивать образцы; - находить общее и разное; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение грамотно (точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи во время ответов. Предметные УУД: - правильно владеть художественными, музыкальными терминами. | Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися | Презентация: слайд 3-8 Вы отгадали все загадки, и думаю, вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь? Сл. 9 Правильно, тема нашего урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении» Сл. 10, 11 Поставьте цели урока по опорным словам (на доске) определить… (нужна ли музыка в театре, в кино, на телевидении) оценивать… (роль музыки в театре, кино, на телевидении) - Какую роль играет музыка в этих видах искусства. Сл. 12 | Определяют тему и цель урока под руководством учителя и планируют свою деятельность. Знакомятся с видеофрагментами, сравнивают предлагаемые образы. |
4. Этап повторения пройденного материала и первичного усвоения новых знаний. 5 мин. | регулятивные: - сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; личностные: - умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки. - устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание; - создание творческого и реалистичного объекта; - уметь выражать в своей работе отношение к образам в музыке. | Создание условий для формулировки роли музыки в театре | - К каким музыкальным произведениям относятся следующие иллюстрации? Сл. 13-18 (опера «Снегурочка», опера «Садко», балет «Щелкунчик», балет «Золушка») Вспомните, что такое опера? (Музыкальный спектакль, в котором сценическое действие тесно связано с вокальной музыкой.) Вспомним, что такое балет. (Музыкально-танцевальный спектакль, в котором все действующие лица только танцуют.) - Какое значение имеет музыка в опере и балете? (В опере поют, в балете под музыку танцуют.) - А если мы уберём музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами? (Они потеряют свою красоту и выразительность.) | Отвечают на вопросы учителя, формулируют роль музыки в театре. |
5. Открытие нового знания | познавательные: - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, моделированию изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - ориентироваться в учебнике; - находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, презентации к уроку; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; - владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: - уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; - анализировать свою творческую деятельность; | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | - Но где же ещё мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр? (Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.) - Да, телевидение даёт нам возможность ощутить многообразие музыки. В каких передачах мы встречаемся с музыкой? (Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и, конечно, кинофильмы). Сл. 19-21 - Итак, какую роль играла музыка в кинематографе во времена немого кино? (определяла характеры героев, помогала ярче видеть показанные сюжеты) - А как вы думаете, нужен ли для создания кинофильма литературный текст? Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма необходим сценарий, который пишут режиссеры, сценаристы. - Запишем новые понятия в тетрадь. Это будет наш поурочный словарик.(Работа со словарем) - Посмотрите отрывки из кинофильмов и мультфильмов, в которых звучит уже известная вам музыка и определите роль музыки в современном кинематографе. - Не забудьте при этом записать в тетрадь название прозвучавших музыкальных фрагментов. Сл. 23-28 | Слушают музыку, смотрят видеофрагменты. Комментарии и отзывы учащихся, ответы на вопросы учителя. Смотрят видеофрагмент, записывают в тетрадь определение понятия «ТАПЕР» Записывают в тетрадь определение «сценарий». Смотрят видеофрагменты, записывают названия прозвучавших произведений |
6. Первичная проверка понимания | регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; - проводить анализ творческой деятельности. | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | - Так какую же роль выполняет музыка в современном кинематографе? (Она даёт характеристику герою, описывает события, предупреждает о чём-либо, настраивает зрителя на определённые моменты.) | Работа с учебником с. 66-67. |
7. Применение новых знаний | регулятивные: - построение логической цепи рассуждений; - определять последовательность своих действий на уроке; - осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений; - анализировать правильность выполнения задания; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - умение проводить анализ своей творческой деятельности; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов. предметные: - овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала. | Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. | «Угадай мелодию» Сл. 29-30 | Отгадывают предлагаемые музыкальные заставки |
8. Вокально-хоровая работа | | | В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей. С одной из таких песен мы познакомились на прошлом уроке, и я знаю, что она вам очень понравилась. - Вспомните, кто написал слова и музыку этой песни? (Е. Крылатов, Ю. Энтин). Перед вами на экране кадры из кинофильма, в котором прозвучала эта песня. Посмотрите на изображение главного героя, послушайте песню и скажите, насколько верно авторы слов и музыки охарактеризовали главного героя в своей песне? (сл. 31-32) Давайте все вместе разучим эту песенку. | Дают характеристику главному герою по звучащей песне. Коллективное разучивание песни |
9. Подведение итога урока | | | Итак, нужна ли музыка в театре, в кино, на телевидении? Для чего она нужна? Сл. 35 | Отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока |
Оценка деятельности обучающихся | | | | |
Домашнее задание | | | | Учебник, с. 67 (комментарий учителя) |
Рефлексия учебной деятельности | личностные: - установление связи между целью деятельности и её результатом; регулятивные: - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; коммуникативные: - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли. | Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | 2. Какие произведения сегодня звучали на уроке? 3. Какие задания вызвали затруднения? 4. Какие задания показались интересными? | В конце урока учащиеся активно обсуждают работу и дают объективную оценку. |
Планируемые результаты урока | |
Предметные умения: дать представление о том, что музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции. Расширение музыкального кругозора. Учебно-творческие умения: слушать и понимать музыку, исполнять мелодии и песни из кино и мультипликационных фильмов. Речевые умения: работа над артикуляцией, дикцией, звукообразованием. | Личностные УУД: исполнять песни из кино и мультфильмов, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении. Выполнить задание в творческой тетради. Регулятивные УУД: узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия. Познавательные УУД: выполнение группового исследовательского проекта. Коммуникативные УУД: участие в вокально-хоровой работе, выполнение музыкально-ритмических движений. |
Ресурсы: «Музыка в кино 60-70 годы», фонохрестоматия. Ololo. – Режим доступа: http://ololo.fm/artist/videos/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%22%D1%89%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D1%83%D0%BD%D1%87%D0%B8%D0%BA%22 |
Книгопечатная продукция: учебник «Музыка» 5 класс. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская (с. 64-67), |