Урок № 31-32 _________________
«Музыка в театре, кино и на телевидении»
Цели урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Ход урока.
1.Организационный этап
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о связи музыки с другими видами искусства.
3. Актуализация знаний.
На свете существует множество прекрасных искусств – искусство танца и изобразительное искусство, литература и музыка, театр и поэзия. Эти прекрасные искусства существуют уже многие тысячи лет. Недавно среди них появилось и ещё одно – искусство кино. Кино совсем ещё малыш – ему всего чуть больше ста лет! Но этот малыш родился на свет под счастливой звездой – ведь все просто обожают его! Хотите познакомиться с ним поближе?
Итак, дата рождения – 1895 год. Родители – братья Огюст и Луи Люмьер. Место рождения – Франция, Париж,
Да, сейчас этот жанр все называют по-разному – и кинематограф, и синематограф, и просто – кино. Но когда-то у него было и ещё одно название – Великий Немой. Ведь все вы знаете, что в первых фильмах не было звука.
Зрители не слышали с экрана ни одного звука, но воспринимать увиденное им помогала музыка. В кинотеатре служил тапер (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма).
Музыка помогала понять и пережить события фильма, грустила, радовалась, пугала и удивляла зрителя, вместе с артистами на экране она была нежной и грациозной, серьезной и смешной. Даже сегодня мы с великим удовольствием смотрим фильмы с их разнообразной музыкой – сердечной и веселой.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Но прошло время, и герои на экране заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка. Ребята, а вы обратили внимание, что музыка звучит в начале каждого фильма, а также на протяжении всего фильма?
Как, вы, думаете, для чего она нужна? Да, музыка замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия фильма.
Музыка вводит нас в главное настроение картины, время происходящих событий на экране. Она помогает нам сопереживать героям фильма. Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с музыкальными произведениями, написанным специально к кинофильму.
- Перемотаем воображаемую киноплёнку на несколько десятилетий вперёд. Мы с вами попадаем в 1934 год. На экраны выходит музыкальная комедия «Весёлые ребята»
Главные роли в фильме исполняют известный певец Леонид Утёсов и артистка кино Любовь Орлова. Л.Утёсов играет роль талантливого пастуха-музыканта Кости Потехина. Обратите внимание на фамилию. Будучи принятым за молодого заграничного дирижёра, простодушный Костя произвёл сенсацию в Московском мюзик-холле, благодаря чему стал дирижёром джазового оркестра, а служанка Анюта (Л.Орлова) известной певицей.
Главной музыкальной темой в фильме стал знаменитый марш – «Марш Весёлых ребят» -слушание
- Кому показалась музыка знакомой? Прошло много времени, а эту песню до сих пор любят во всём мире. Что можем сказать о музыке, какая она?
Музыка весёлая, задорная, жизнерадостная. Хочется подпевать и маршировать под неё.
А кто же композитор? Затрудняетесь? Музыку к фильму написал советский композитор И.О.Дунаевский. Именно он сделал музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Этот фильм принёс широкую известность композитору.Музыка – спутница человека на протяжении всей его жизни независимо ни от возраста, ни от национальности, ни от вероисповеданий.
Она не покидает его ни в будни, ни в праздники, помогая организовать труд и выполняя развлекательную функцию. Она оказывает на нас большое влияние: может заставить печалиться, может развеселить.
НА ЭКРАНЕ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА И.О.ДУНАЕВСКОГО.
В этом году исполнилось 115лет(30 января 1990 год) со дня рождения композитора. Он написал музыку к 18 фильмам. Самые известные: «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта», «Вратарь» и др. Он писал музыку к спектаклям – мюзиклам (30), 4 балета, 10оперетт, более чем 100 песен. В честь его названы 2 музыкальные школы – в Москве и г. Лаховце. В некоторых городах России в честь И.О.Дунаевского названы улицы и переулки.
Если мы перемотаем воображаемую киноленту ещё на несколько десятилетий вперёд, мы вновь увидим знакомую фамилию Дунаевский в титрах фильма. Но это уже пишет сын Исаака Осиповича – Максим.
НА ЭКРАНЕ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА М.ДУНАЕВСКОГО.
Сын пошёл по стопам своего отца. Он пишет музыку к самым популярным фильмам 20столетия: «Д,Артаньян и три мушкетёра», «Карнавал», «В поисках капитана Гранта», «граница- таёжный роман» и др. Он так же писал музыку к мюзиклам, 30 фильмам, организовал свой ансамбль «Фестиваль», сотрудничал как автор песен с М.Боярским, Н.Караченцовым, Т.Булановой и др. известными звёздами. Его можно с гордостью назвать композитором – современником. В этом году М.Дунаевский отметит свой 70 летний юбилей.
Самым популярным фильмом для детей к которому писал музыку композитор, стал фильм «Мэри Поппинс, до свидания!». Может кто-нибудь смотрел этот замечательный фильм?
Главную роль сыграла Наталия Андрейченко . Фантистическая история, некогда рассказанная П. Трэверс и заново изложенная в наши дни. В семье Бэнксов прямо из воздуха появилась няня, идеально отвечающая их строгим требованиям. Прекрасная, добрая, ни на кого не похожая. И все было так хорошо... пока добрую волшебницу не унесло ветром. Дети никак не хотели поверить в ее исчезновение, и Мэри Поппинс (а так ее звали) не могла не вернуться. В картине много танцев, музыки и песен. Давайте посмотрим муз. фрагмент.
- Сейчас вы услышали и увидели отрывок его муз. шедевра, что можно сказать о музыке? Какая она? Что хочется делать? Хочется петь , танцевать, веселится…
- Нарисовал композитор музыкальный портрет Мэри Поппинс? Какая она получилась?тЛеди, утонченная, красивая, правильная…
- Как вы думаете, был бы фильм таким популярным, если бы не было ни одной песни, героиня бы ни разу не спела, в фильме только бы звучала разговорная речь, иногда музыкальное сопровождение. Не был бы, потому что без стихов не бывает песен.
5.Первичная проверка понимания
Давайте подумаем, а как создаются музыкальные фильмы, спектакли? Для этого в группах выполним следующие задания:
1группа. Задания:
1) кто сочиняет сюжет для фильма, спектакля, передачи; ( драматург )
2) кто осуществляет постановку спектакля: (режиссер )
3) кто еще участвует в создании муз. фильма, спектакля. передачи:
Выбрать из предложенного: а) поэт, б) режиссер, в)скульптор, г)писатель, д)композитор, е)актеры, ж)художник, з)декоратор, и)хореограф, к)оператор, л)архитектор, м)осветитель, н)звукорежиссер, о)драматург.
2 группа. Задание.
Откуда берется сюжет?
Выбрать из предложенного: а) из реальной жизни, б)из литературных источников, в)исторических событий, г)общественных проблем, д) новостей е)газетных статей, ж)из народного эпоса, из сказок, з)фантазии, и) идеи.
(Ответ: а), б), в), ж),з)
3 группа.
Задание: выписать из «Толкового словаря» Ожегова, Шведовой значения слов "режиссер", "литературный сценарий (киносценарий)".
Режиссер- творческий работник, возглавляющий всю работу по созданию спектакля или фильма, автор сценария.
Литературный сцена́рий — законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы героев.
Чтение и обсуждение ответов учащихся.
Во многих фильмах герои поют замечательные песни, которые потом становятся любимыми телезрителями. Кажется, что песня “ слетает” с экрана и становится песней целого поколения, своего времени.
– Назовите мне песни из ваших любимых фильмов, (учащиеся перечисляют песни).
А сейчас исполним песню из кинофильма «Приключения Электроника»
«Мы маленькие дети » (разучивание первого куплета)
. Музыка в телепередачах и мультфильмах.
. Сейчас музыка стала неотъемлемой часть телепередач, стала их визитной карточкой.
-Ребята, скажите, а где больше всего используется музыки, в каких телевизионных передачах?
-А как вы думаете, почему очень много музыки используется именно в передачах для детей?
В детстве, да и сейчас вы смотрите много различных мультфильмов. Назовите мультфильмы , в которых звучат песни.
Назовите самый музыкальный мультфильм. Бременские музыканты
Предлагаю исполнить самую известную песню из мультфильма.
Исполнение «Песенки друзей» из мультфильма.
Например, телепередача «Время» уже много лет не сходит с экрана телевизора. Музыкальной заставкой к ней служит фрагмент из кинофильма «Время, вперёд!», снятого в 1965 году по роману Валентина Катаева. Автор музыки – Георгий Васильевич Свиридов.
Первым этапом постановки спектакля или фильма является написание сценария, в основе которого лежит литературный сюжет. Человек, пишущий сценарий, называется сценаристом.
Ни одна постановка, будь то драматический спектакль в театре, мультипликационный или художественный фильм и даже реклама на телевидении, не обходится без музыки.
В период возникновения кинематографии, когда ещё не умели записывать звук, действие в немом кино сопровождалось музыкой, которую исполняли тапёры – музыканты-аккомпаниаторы. Именно музыка помогала ярче, глубже переживать содержание фильма.
Роль музыки в фильмах может быть разной. Она может иллюстрировать действие, а может играть одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля или кинофильма.
Фильм Роберта Уайза как будто соткан из музыки, пронизан ею от начала до конца, и именно благодаря музыке главные герои спасаются от фашизма.
В 1888 году Эдвард Григ написал музыку к спектаклю “Пер Гюнт” по одноимённой пьесе Генрика Ибсена.
Спустя 105 лет, в 1993 году, на студии «Союзмультфильм» режиссёром Инессой Ковалевской на основе музыки Эдварда Грига был создан мультипликационный фильм “Гномы и горный король”.
В нём были использованы пьесы из сюиты “Пер Гюнт”: «Утро», и «В пещере горного короля».
Сюита – циклическое произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес.
В тысяча девятьсот тридцать шестом году на Мосфильме режиссёром Григорием Александровым был поставлен комедийный музыкальный художественный фильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли.
Музыка, написанная Исааком Осиповичем Дунаевским играет важную роль в фильме. Завоевав любовь миллионов зрителей, она перешагнула границы фильма.
Так под музыку «Выходного марша» из кинофильма «Цирк» до сих пор выходят на арену цирковые артисты, участвующие в представлении. Этот марш хорошо знаком каждому, кто хоть раз побывал в цирке!
А песня «Широка страна моя родная» долгие годы была неофициальным гимном нашей страны, переведена на иностранные языки и продолжает звучать и любима как исполнителями, так и слушателями.
В апреле две тысячи девятнадцатого года исполнилось пятьдесят лет мультипликационному фильму «Бременские музыканты», снятому режиссёром Инессой Ковалевской.
Музыкальная фантазия была написана на одноимённую сказку братьев Гримм. Музыку к мультфильму написал Геннадий Гладков. На этой музыкальной сказке выросло не одно поколение. И песни из этого мультфильма знают и любят и взрослые, и дети.
Первую серию мультфильма озвучивал Олег Анофриев, а во второй – партии исполнял Муслим Магомаев.
Серенадой в эпоху трубадуров (то есть в Средневековье) называлась песня, исполняемая в вечернее время под окном возлюбленной.
Балетоманы (страстные любители балета) среди любимых произведений часто называют «Маскарад» Арама Ильича Хачатуряна. На самом деле Хачатурян не писал балета. Он написал музыку к драме «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова, постановка которой осуществилась в театре имени Вахтангова.
Премьера состоялась двадцать первого июня тысяча девятьсот сорок первого года. А на следующий день началась война. Это и определило судьбу спектакля – он быстро сошёл со сцены.
Через два года, в 1943 году, музыка была переработана автором в симфоническую сюиту, в которую вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп. Один из самых ярких номеров – вальс.
Фильм – кинолента с отснятым на неё изображением (немой фильм) и записью звука (звуковой фильм).
Художественный фильм – произведение киноискусства, продукт художественного творчества, имеющий в основе вымышленный сюжет, воплощённый в сценарии и интерпретируемый режиссёром, который создаётся с помощью актёрской игры.
Мультфильм (мультипликационный фильм) – это фильм, выполненный при помощи средств покадровой отрисовки и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению или на воспроизводящих изображение со звуком устройствах.
Сюита – циклическое произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес, различных по характеру, но объединённых общим художественным замыслом, программой.
Серенада – песня, исполняемая в вечернее время под окном возлюбленной.
Марш – инструментальный жанр в музыке, отличающийся строго размеренным темпом и чётким ритмом.
Трубадур – средневековый поэт-певец, автор песен, называемыйчасто менестрелем.
6. Закрепление
посмотреть фрагмент из фильма «Ледовое побоище» С. Эйзенштейна «Александр Невский» на музыку С.Прокофьева, не называя фильма, и просит учащихся сказать, чей портрет создала музыка, и какие средства музыкальной выразительности использовал композитор.
После того, как музыка отзвучала, группы выскажут свое представление о прозвучавшей музыке: образ тевтонских рыцарей - это образ мрачной силы и назовут средства музыкальной выразительности, которые ярко изображают захватчиков -тевтонских рыцарей: мелодия, регистр, лад, ритм, динамика, темп, тембры.
Подведя итог, учитель обращается к главному вопросу нашего урока: «Какова роль музыки и литературы в театре, в кино и на телевидении?» и предлагает задания для групп: составить ответна вопрос «Какова роль киномузыки в театре, кино, и на телевидении (Схема-опора),используя материал учебника и записи в тетради, словаре.
1 вариант группы работают над ответом на вопрос «Какова роль киномузыки в кино, и на телевидении (Схема-опора)
2 вариант группы работают над ответом на вопрос «Какова роль «Литературного сценария». в театре, кино и на телевидении»
Чтение, обсуждение и корректировка ответов групп.
Киномузыка Подчеркивает настроение героев, их эмоциональное состояние, передает действие, движение, является главным героем, раскрывает содержание фильма, спектакля, передачи, муз. тембр, динамика, лад – ведущие средства для создания экранных образов.
Литературный сценарий строится на основе литературного источника, исторического факта, жизненной ситуации, пишется режиссером совместно с композитором, т. к они сообща создают художественные образы, подразумевает четкое, последовательное выстраивание музыкального ряда в соответствии с линией сюжета ( дается характеристика героев, подчеркнуты усиления и спады напряженности событий).
Самоконтроль учащихся во время работы в группах. Коррекция.
Оценивание занятия и своего личного участия. Рефлексия.
Учащимся предлагается дать ответы на вопросы.
- Какой у нас был главный вопрос урока?
-Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения, какие показались интересными?
ВЫВОД О РОЛИ МУЗЫКИ В КИНО: Песня не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его; она создаёт настроение картины, насыщает красотой, звуковой много звучностью. Такая же роль музыки в театре, и не только музыкальном, но и в драматическом. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.
Я благодарю вас за интересные ответы, поддержку на уроке, за чистое пение и любознательность.
На этом наш урок закончен. До свидания!
песни «Песенка друзей из м/ф «По дороге с облаками»»
РАСПЕЧАТАТЬ
Жить в своем доме всегда одному,
Скучно и мне, и тебе и ему.
Ведь сколько на свете хороших друзей.
Хороших друзей? Хороших друзей.
Сколько на свете веселых затей.
Веселых затей? веселых затей.
Воздушные змеи, жмурки и салки,
Прятки, мячи, чехарда, и скакалки.
И просто, и просто, и просто скакалки.
Ну просто, просто, просто, просто, просто скакалки.
Всегда есть мороженое одному,
Невкусно ни мне, ни тебе, никому.
Ведь сколько на свете хороших друзей.
Хороших друзей? Хороших друзей.
Ведь столько на свете вкусных вещей.
Вкусных вещей? Вкусных вещей.
Манная каша, ситро и ириски,
Компот, молоко, леденцы и сосиски.
И просто, и просто, и просто сосиски.
Ну просто, просто, просто, просто, просто сосиски.
Играть во все игры нельзя одному,
Ни мне, ни тебе, никому-никому.
Ведь сколько на свете веселых друзей.
Веселых друзей? Веселых друзей.
И столько на свете веселых зверей.
Веселых зверей? Веселых зверей.
Слоны, бегемоты, кроты и котята,
Мартышки, щенки и просто тигрята.
И просто, и просто, и просто тигрята.
Ну просто, просто, просто, просто, просто тигрята.