Составитель : учитель музыки МБОУ «СОШ №16 г. Йошкар-Олы». Вершинина Софья Владимировна.
Программа «Музыка», авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Образовательная область : МБОУ «СОШ №16 г. Йошкар-Олы»
Класс 1 «г».
Время - 40 мин.
Тип урока: урок введения в новую тему.
Вид урока: интегрированный.
Тема: Музыка вокруг нас.
Цель: выявить, как ученики научились понимать и передавать в своем исполнении характер, настроение и чувства музыки.
Задачи:
Обучающие: пробуждать у детей желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока.
Развивающая: способствовать расширению кругозора; развивать детский голос, стремления петь в коллективе. - развивать музыкальные творческие способности учащихся с опорой на уже имеющийся жизненный опыт; эмоционального и осознанного отношения детей к классической и современной детской музыке; - продолжение развития тембрового слуха, вокально-хоровых навыков (исполнение в унисон); певческих навыков (исполнение легкого отрывистого звука; исполнение музыкальной фразы на опоре дыхания, исполнение мелодии в характере музыки).
Воспитывающая: воспитание слушательской и исполнительской культуры; чувства прекрасного
Мультимедийное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Раздаточный материал: бабочки из бумаги на ниточке.
Ход урока:
Организационная часть урока. ( 5 мин).
Музыкальное приветствие (фонограмма).
-Ну, здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте!
-Как ваше настроение?
-Очень хорошо!
-Пора нам заниматься?!
-Да, да, да.
-Мы будем все стараться?
-Так же как всегда!
-Будем танцевать и пенсии распевать,
Прошу, ребята, вас за мною повторять!
II. Мотивационно – целевой этап (15 мин).
Вступительное слово: (слайд 2)
Учитель: Мы в очередной раз отправляемся в страну «МУЗЫКА», где учимся петь и танцевать, слушать и слышать, размышлять, играть, разучивать новые песни. Сколько ещё нового, неизведанного, интересного и увлекательно нас с вами ждёт впереди. В дорогу возьмём терпение, тогда и будет у нас умение.
Учитель: Ребята, а что для вас музыка?
Ученик: Музыка – это мир звуков, это целый мир, неизвестная планета.
Учитель: Зачем она нужна, как она вам помогает?
Ученик: Она делает нашу жизнь краше, дополняет. Она помогает нам отдохнуть, вдохновляет нас, поднимает настроение.
(Слушаем высказывание детей)
Учитель: Молодцы, ребята! Мы не видим музыку, не можем её потрогать, но она повсюду – разные мелодии звучат дома, в магазине, доносятся из машин, проезжающих мимо. Когда мы шагаем по улице, нередко напеваем какую-нибудь песенку. Музыка с нами, когда мы грустим и радуемся.
- В повседневной жизни нас окружает множество разных звуков. Что же такое звук? (Слайд 3).
Ученики: Звук – это то, что слышат наши уши.
Учитель: Какие же звуки мы слышим вокруг себя?
Ученики: Звуки машин, шум ламп, песни.
Учитель: Одинаковые ли эти звуки?
Ученики: Нет.
Учитель: (Слайд 4) Все звуки делятся на два вида: шумовые и музыкальные. (Чем же отличаются эти звуки?
Ученики: Шумовые звуки издают различные шумы, а музыкальные звуки превращаются в прекрасные песни и мелодии.
Учитель: Замечательно, а сейчас я Вам предлагаю послушать различие между шумовыми и музыкальными звуками.
Учитель играет на маракасах.
Ребята, скажите пожалуйста какой это звук, шумовой или музыкальный?
Ученики: Шумовой.
Учитель: Молодцы, правильно. А как назывался это музыкальный инструмент?
Ученики: (Слайд 5)Маракасы – это шумовой музыкальный инструмент.
Учитель: Послушайте, пожалуйста еще один звук. Учитель играет на фортепиано или блок -флейте. Какой сейчас звук?
Ученики: Музыкальный.
Учитель: (Слайд 6) Правильно, молодцы. А кто знает, как называется это музыкальный инструмент. Блок-флейта, это духовой музыкальный инструмент. Духовыми называются музыкальные инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха.
Скажите пожалуйста, как вы догадались какой звук шумовой, а какой музыкальный?
Ученики: Маракасы издавали шум, а звуки блок-флейты превратились в складную мелодию. Могут ли дружить музыкальные и шумовые звуки?
Ученики: Да.
Учитель: (Слайд 7)Конечно, любой шумовой инструмент может сделать музыку интересней. И через несколько минут мы с вами это докажем. Сейчас мы с вами отправимся на фабрику шумовых музыкальных инструментов.
Обратите внимание на ваших столах неслучайно лежат емкости из-под шоколадных яиц и крупа. Именно из них мы сейчас будем изготавливать шумовой музыкальный инструмент, название которого мы узнаем, когда он у нас будет готов, и мы услышим, как он звучит.
Берем в руки емкость, аккуратно открываем ее и наполовину заполняем крупой. Затем закрываем, и наш музыкальный инструмент готов. Давайте попробуем оживить его. Сыграем на нем.
Учитель: Теперь я вам хочу предложить подружить музыкальные и шумовые звуки. Каждый ряд будет играть по моему взмаху руки. Репетируем 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.
Музицирование под музыку В.А.Моцарта «Турецкое рондо».
Учитель: Молодцы, ребята! Отличная работа. Какими могут быть звуки: шумовыми и музыкальными. Могут ли дружить шумовые и музыкальные звуки? Да, они друг друга дополняют.
III. Музыкально-ритмическая ФИЗМИНУТКА ( 5 мин)
Учитель: (Слайд 8) А теперь, немного отдохнем, предлагаю поиграть на воображаемой блок-флейте. Попрошу всех встать у своего рабочего места. Приготовьте ваши ручки, на блок-флейте, мы играем таким образом.
Учитель жестами показывает игру на блок-флейте.
Флейты тонкий голосок
Словно звонкий ручеек
Фьють, фьють
Флейта звонче, звук сильней
Заливается ручей
Фьють, фьють
Тише, тише, флейта спит
И шуметь нам не велит
Фьють, фьють
(Повторить 2-3 раза)
IV. Подготовка певческого аппарата. Исполнение музыкального произведения. (10 минут)
Учитель: (Слайд 9)Посмотрите пожалуйста на слайд на нём мы видим инструменты шумового оркестра: ложки, трещотки, бубны, коробочка, маракасы, кастаньеты. Все эти музыкальные инструменты не имеют ярко выраженного звука, поэтому их называют шумовыми.
Показ слайдов.
Учитель: (Слайд 10) На этом слайде мы видим музыкальные инструменты, которые способны издавать музыкальные звук: балалайка, баян, гармошка, дудки, свирели.
Игра: «Музыкальный или шумовой звук?» (Слайд 11)
Учитель: Давайте поиграем игру, вам нужно будет посмотреть на лайд и определить, какой звук может издавать тот или иной музыкальный инструмент. В игре есть правило: в слух мы не выкрикиваем, для ответа поднимаем руку.
Учитель показывает слайды с изображением музыкальных инструментов
Учитель: (Слайд 12) Молодцы, ну а теперь пора пришло время замечательной школьной песенки! Но где же песенка? Вместо неё – большая сказочная бабочка. Появилась она здесь не случайно, бабочка напоминает нам о правильном дыхании, ведь все песенки на свете – живые, им обязательно нужно дышать!
Возьмите за ниточку бабочек, которые лежат у вас на краю стола. Давайте подуем на них сильно-сильно так, как если бы вдруг начался шторм. Посмотрите, ваша бабочка испугалась и очень хочет улететь от вас. Как вы думаете, можно ли петь с таким злым, порывистым дыханием? (Нет) Верно.
- А теперь, подуйте на бабочку слабее, не раздувайте щёки. Заметили, вы смогли дуть на бабочку дольше, но она не улетает далеко, стала почти ручной? Это уже гораздо ближе к пению.
- А теперь подуйте на бабочку легко-легко, как на одуванчик. Видите, она совсем успокоилась.
Верните бабочек на край стола, садитесь и ещё раз вспомните первое золотое музыкальное правило: “Музыка начинается ... с тишины”.
V. (Слайд 13)Исполнение песни Детская песня – Азбука, алфавит (33 родных сестрицы). (5 минут)
- Ребята, а теперь исполним хором песню «33 родных сестрицы»
VI. Рефлексия (2 минуты).
Учитель: Что нового узнали на уроке? Что было особенно интересного вам? -Где возникли трудности, в чём? Хотите ли вы рассказать про сегодняшний урок дома?
-Кто доволен работой на уроке, кому всё понравилось –раскрасьте бабочку красным цветом, кто мог работать лучше – зелёным. Спасибо за урок! Молодцы ребята!