Эпиграф: «Каждый слышит только то, что понимает». Гёте (на доске) Здравствуйте, ребята! Послушайте, пожалуйста песню Давида Тухманова и стихотворение Андрея Горбовского. Подумайте, о чем они рассказывают? Я вижу мир таким, какой он есть: И облака, и небо надо мной, И мириады звезд, каких не счесть, Манящих тайн, сокрытых пеленой. Я вижу мир таким, какой он есть: Ранимый, хрупкий, очень уязвим, Он может вдруг обрушить боль и месть, Но все-таки прекрасен и любим. И в этом мире связывает нас Мостов духовных тоненькая нить. Ах, как легко порвать ее подчас, Куда сложнее вновь соединить. Читаем мы у Андрея Горбовского О чем рассказывает эта песня и эти стихи? Через какие виды искусства можно изобразить мир во всех его проявлениях? Каждое из видов искусств очень глубоко отражает характер человека, природу, события, эпоху. Но мы сегодня будем говорить о том, как МУЗЫКА отражает эпоху. А что значит «отражает»? Мы тоже часть мира, каждый день видим себя в зеркале… А можно ли увидеть весь мир в зеркале при помощи музыки? Давайте попробуем вместе определить тему нашего урока. (Ребус) А теперь давайте определим цель нашего урока Мы все прекрасно знаем, что такое зеркало. В нем мы видим свое внешнее отражение. Какое у нас сейчас настроение, может подсказать и выражение глаз, и мимика лица, и поза, которые отражаются в зеркале. Вспомните, а в какой сказке зеркало было главным действующим лицом и сильно влияло на настроение своей хозяйки? Да, в обеих сказках похожий сюжет рассказал о борьбе добра и зла. В нашей жизни существует: добро и зло, печаль и радость, скука и интерес, мечтательность и активность, страх и отвага, любовь и ненависть. Мир наш огромен, разнообразен и этим прекрасен! Искусство дает возможность увидеть и понять тысячи других миров. В китайской притче рассказывается о путниках, которые захотели понять, что такое океан. После того, как им удалось его увидеть, один из странников сказал, что океан похож на поле, другому он напомнил лесные чащи, а третьему бескрайнюю пустыню. И каждый был по – своему прав! Вся наша жизнь состоит из саундтреков, связанных с определенными эпизодами прошлого и настоящего. Музыка определяет наше настроение, позволяет найти близких по духу друзей и приятелей. Мы слушаем любимые композиции и даже не задумываемся о том, что тысячи лет назад жизнь человека так же была насыщена мелодиями и звуками, которые передавали его душевные тревоги, радости и чаяния и раскрывали такой неоднозначный для нас сейчас, самобытный взгляд на мир. От прошлого в настоящее мы совершим небольшое путешествие, чтобы понять, какой мир отражала музыка в древние времена и сегодня. Посмотрите внимательно на иллюстрации. Попробуйте объединить эти картинки в две группы, объясните, по какому признаку вы их объединили. (оставляет фотографии с изображением солистов) Послушайте музыкальное произведение и подберите по его звучанию наиболее подходящую фотографию. Объясните ваш выбор. Звучание скрипки очень выразительно. Часто ее голос сравнивают с голосом человека. Скрипка может говорить, петь и даже плакать. Давайте поближе познакомимся с инструментом. В Европе скрипка появилась в конце 15 века. Это любимый инструмент бродячих музыкантов, которые играли на праздниках, ярмарках, свадьбах. Скрипка как народный инструмент сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше. Звучала скрипка и в аристократических кругах – во дворцах, замках, в богатых домах и церквах. Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты. Например, скрипку. Для того, чтобы скрипка красиво пела, мастера вкладывали в нее свою душу. Они правильно подбирали дерево, форму, лак, клей. Они разрабатывали собственные технологии. И самые лучшие скрипки были созданы великими скрипичными мастерами. Их скрипки до сих пор ценятся. Выполните задание и назовите фамилии выдающихся скрипичных мастеров. | Слушание: 1 куплет песни «Как прекрасен этот мир» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова) О красоте мира, счастье, добре Литература, кино, изобразительное искусство, музыка Находясь в тесном контакте с человеком, мы непроизвольно начинаем копировать его привычки, чтобы стать с ним еще ближе. Ответы детей Музыка – зеркало эпохи Может ли музыка отразить мир и целую эпоху? «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов» (объединяют картинки по признакам и объясняют свою точку зрения) Могут быть такие группы: ансамбли струнных и духовых инструментов; солисты и ансамбли Слушают: Н. Паганини «Кампанелла» (фрагмент) (Подбирают фотографию, где изображен скрипач) (Выполняют задание в таблице №1) Вычеркни в таблице все буквы Э, Ф, О, Б и назови фамилии известных скрипичных мастеров. |
Анализ произведений: Сохраняется ли эмоциональное состояние до конца фрагмента? «чакона»: первоначально народный танец, известный в Испании с конца 16 в., оживленного характера, сопровождался игрой на кастаньетах и пением. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции она становится балетным танцем. В 17-18 веке - включается в многочастные инструментальные сочинения. Старинная это музыка или современная? Сравните это звучание с главной мелодии «Чаконы» Баха. Есть ли между ними сходство? Шнитке противопоставляет другой мир - злобный, враждебный. Звучание тембров скрипки воспринимается как вторжение сил, противостоящих активности главной темы. Давайте подведем итог: Вы услышали музыкальные произведения, сочиненные для скрипки композиторами разных времен (эпох). Какой из музыкальных фрагментов вам понравился больше и почему? Музыка – это такой вид искусства, в котором при помощи музыкальных звуков, как в зеркале отражается всё разнообразие нашей жизни. Музыка – не только направлена на развитие души человека, но и может очень точно и образно передать состояние этой души. Музыка – независимо от того, где и когда жил человек, всегда играла и играет огромное значение в его жизни и судьбе. Давайте вспомним цель, которую мы ставили перед уроком Мы достигли нашей цели? Ответили на поставленный нами вопрос? Если останется время попеть песню «Как прекрасен этот мир» | Слушание: «Чакона» И.С.Баха Это произведение написано для скрипки-соло-В её звучании мелодия сочетается с аккордами. Её исполняет 1 инструмент - скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента. (появляется скорбь, порыв, тревога) (Проверка записей и рисунков вывешивание) Слушание: П Чайковский «Мелодия» Трепетность лирического высказывания подчеркивается не только повторениями главной мелодии, её волнообразным движением, взлетающими пассажами скрипки, но и синкопированным ритмом аккомпанемента на фортепиано. В средней части слышится контраст: ускоряется темп, учащается ритмическое движение, появляются элементы танцевальности. В кульминации - выразительные трели скрипки - фортепиано исполняет главную тему, вступая в диалог со скрипкой. На протяжении всей пьесы - мажорный лад. (Проверка записей и рисунков вывешивание) Слушание А. Шнитке «Concerto grosso №1» «Concerto grosso №1» - большой концерт - произведение инструментального жанра, в котором чередуется и противопоставляется звучание всего состава инструментов и группы солистов. (страстность, взволнованность, драматизм) (Проверка записей и рисунков вывешивание) Ответы детей Может ли музыка отразить мир и целую эпоху? Ответы детей. |