СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная гостиная, посвященная «Детскому альбому» П.И.Чайковского «Звук и образ»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальная гостиная,

посвященная «Детскому альбому»

П.И.Чайковского

«Звук и образ»

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная гостиная, посвященная «Детскому альбому» П.И.Чайковского «Звук и образ»»

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городского округа «Город Калининград»

«Детская школа искусств имени Ф. Шопена»







Музыкальная гостиная,

посвященная «Детскому альбому»

П.И.Чайковского

«Звук и образ»








подготовила

преподаватель по классу фортепиано

Ореховская Галина Сергеевна















Калининград 2017

«Звук и образ»

Нет такого явления музыкальной культуры России, которое не получило бы отражение в изобразительном искусстве, литературе, музыкальном театре, в опере, в симфонической музыке. В конце-концов, музыка – это то, что мы всегда называем гармонией и ясностью во всех трёх видах искусства. Должна существовать музыка слов в прекрасном стихотворении, так же как музыка в прекрасной картине и прекрасном здании. От эпохи Киевской Руси дошли до нас редкие памятники произведений древнерусского искусства, связанные с библейскими сказаниями о Давиде, как музыканте и церковными песнопениями.

Среди струнных инструментов Древней Руси особенно выделялись гусли. Древние иконы 12-14 в. отражают сказания и мифы тех лет.

(иллюстрация)

Одним из главных звуков символов Москвы – «Кремлёвские куранты». Они были установлены в конце 15 века. Несколько раз менялась мелодия, да и сами часы перестраивались, усовершенствовались. И сегодня, заслышав музыку гимна, которую написал композитор А.В. Александров, мы представляем Москву, Спасскую башню, а на ней Кремлевские куранты. Интересно отметить, что первая российская газета, создававшаяся в единственном экземпляре (рукописная) для Петра I, называлась «Куранты», т.е. несла звучащее название. В 17 веке в России господствовала духовная музыка. Православное пение – важное слагаемое «звучащей России». П.И. Чайковский писал о церквах: «Отправиться в субботу, в какую – нибудь деревню, небольшую церковь, стоять в полумраке, наполненном дымным ладаном, углубиться в себя и искать в себе ответы на вечные вопросы: для чего, когда, куда, зачем?»

(песнопения)

Долгие столетия объединяющим организующим началом всей городской жизни служил колокольный звон. Этот звон определял весь ритм жизни – смену дня, вечера, ночи, будни и праздники, весь календарный круг церковного года. Многие колокола отливались в честь победы русского оружия. По размеру и звучанию колокола делятся на «басовые», «красные» (основные) и «дискантные». В праздники служба велась во всех московских храмах , и одновременно звучало несколько тысяч колоколов.

Другой голос музыкальной стихии России – удалая цыганская «вольница». Всё началось с екатерининский времён, когда один из её вельмож завёл у себя цыган. С тех пор цыганская музыка, стала составной частью русской жизни. Порывы безудержной страсти, огненный темперамент и внезапные переходы к меланхолическому напеву. А самый популярный инструмент – гитара. Поэт – москвич Григорьев написал о беззаветной любви цикл стихов «Борьба», многие строки из этого цикла стали почти народными:


«Поговори хоть ты со мной,

Подруга семиструнная!

Душа полна такой тоской,

А ночь акая лунная!»

или

«Две гитары, зазвенев,

Жалобно заныли….

С детства памятный напев,

Старый друг мой, ты ли?!»

(иллюстрация)

Начиная с 18 века, музыка стала важной частью художественного образования. Открываются учебные заведения различных видов искусства. Музыка наполняет собой мастерские художников, становиться спутницей и музой живописи. В это же время возникает традиция публичных концертов. Где же давали концерты музыканты, подчас именитые, приезжающие в Россию. Как правило, они обращались к аристократам, владеющих дворцами. В Петербурге Строгановы, Барятинский, Аничков дворец. Сдавались помещения бесплатно. Традиционным временем публичных концертов был

Великий пост. Отменялись балы и маскарады, театры, а во дворцах, барских салонах, в помещичьих усадьбах начинала царить музыка. В повести А.С. Пушкина «Египетские ночи» очень ярко описана сцена поиска и арены помещения заезжего итальянского артиста в Россию. В Петербург съезжались все мировые знаменитости того времени. Звучали бессмертные творения Генделя, Баха, Мендельсона. Музыка становилась повседневной потребностью. Помещики – любители играли на клавикордах, скрипках, арфах и виолончелях, достигая порой профессионального уровня. Гусли были забыты, как когда-то лютня в Европе с начала 18 века.

Академическая жизнь сосредоточилась в салонах, концертных залах. Рояль занимает главное место! Так сестра М.И. глинки, хозяйка знаменитого петербургского салона Шестакова, становится «штаб-квартирой» «Могучей кучки». Глинка там бывал частым гостем. Салон Карамзиных посещают Пушкин, Грибоедов, Лермонтов. Софья Карамзина хозяйка салона радушно принимает иностранных гостей. Александр Грибоедов блестящий дипломат, литератор, музыкант. Мишель Лермонтов большой любитель музыки частенько садится за рояль в кругу друзей. Он охотно играет на скрипке, флейте, а множество его стихов носят названия «Мелодия», «Романс», «Песня». Существует предание, в котором рассказывается, что Лермонтов сам положил на музыку «Казачью колыбельную».

«Спи младенец мой прекрасный

Баюшки баю

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою…»


В Петербургском салоне князя Одоевского под рояль представляли «Жизнь за царя» М.П. Глинки и «Руслана и Людмилы». Здесь бывали Лист, Берлиоз, Даргомыжский. А в салоне братьев Виельгорских блеснуть своим талантом спешили Роберт Шуман, пианистка Клара Вик, скрипач Генрик Венявский. Особый след в сердце молодого Лермонтова той поры оставила певица Прасковья Бартенёва, обладательница чарующего голоса. В её альбом сделал запись и А.С. Пушкин «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия». Для неё писал свои романсы М.И. Глинка. Глинка патриот России, создатель русской национальной школы, крупный новатор в области мелодии, гармонии, оркестровки. В области ритмики им впервые введён 5-ти дольный ритм, в Европе не знакомый, но свойственный русскому народному песенному складу.

Особой страницей истории русского музыкального искусства и живописи является связь знаменитых богатых людей России и их меценатская деятельность (Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы, Надежда фон Мек, Великий князь К.К.Романов). Московский купец П.М. Третьяков определил главное дело своей жизни – создание музея русской национальной живописи. Хозяйкой в доме была живопись, а вот музыку в дом «ввела» Вера Николаевна Мамонтова – жена Павла Михайловича замечательная пианистка. Тринадцать братьев и сестер Веры Николаевны все обладали абсолютным слухом. Один из её братьев был хормейстером «Большого театра». Близкими друзьями Третьяковых были братья Рубинштейны Антон и Николай. Оба брата основатели и руководители консерваторий. Петербургская открылась в 1862 г. (А.Г.Рубинштейн) и Московская (Н.Г.Рубинштейн). На вечерах в доме Третьяковых помимо европейской музыки звучала и русская музыка Глинки, Чайковского, Танеева, Рубинштейнов, Даргомыжского. Непременными гостями и благодарными слушателями были художники Маковский, Репин, Н.Неврев, Васнецов, В.Суриков. Когда Суриков работал над своей картиной «Боярыня Морозова», он приходил к Третьяковым и просил: «Баха, Баха! Сыграйте пожалуйста!»

(иллюстрация)

А вот, что пишет Вера Николаевна о Васнецове «Приходил Васнецов, который жаждал звуков для возбуждения фантазий» Художник приходил в дом запросто, без приглашения. Когда звучала музыка, садился на свое любимое место у печки и молча слушал, также тихо и молча уходил, спешил к своему холсту. Когда художнику пришлось целое десятилетие жить в Киеве (1880-е годы), работать там над росписью Владимирского собора. Он не раз писал Третьяковым, как скучает по Москве: «Теперь голова моя наполнена святыми, пророками, мучениками и ангелами – и все почти гигантских размеров. И как было бы хорошо для меня слушать великую музыку Баха, Бетховена, Моцарта приютившись у печки. Слушать и понимать, что волновало их душу, радоваться с ними, страдать, понимать великую эпопею человеческого духа, рассказанную их звуками»

(иллюстрация)

Совершенно особые отношения складывались у Третьякова с П.И.Чайковским. Они неожиданно породнились в начале 1880 г. Племянница Третьяковых Прасковья Коншина стала женой брата Петра Ильича. Он был на должности – тайный советник Государя Императора, сенатор. Жили они в Петербурге на углу улицы Итальянской и Фонтанки и, когда Петр Ильич приезжал в Петербург, он останавливался у брата. Там у него был свой кабинет, где он работал над партитурой оперы «Чародейка». Особенно часто музыка Петра Ильича стала звучать в доме Третьяковых, когда их старшая дочь Вера Павловна стала женой выдающегося пианиста Александра Ильича Зилотти, ученика и друга Петра Ильича. «Пиковую даму» и отрывки из его «Пятой» симфонии в переложении для фортепиано в исполнении Зилотти в доме Третьяковых услышали прежде, чем они были исполнены в театре и в большом концерте. Незадолго до кончины Третьяков приобрёл для своих собраний портрет П.И.Чайковского, написанный художником Кузнецовым в 1893 г. Им были заказаны портреты Римского-Корсакого, братьев Рубинштейнов, Глинки, Серова, Даргомыжского, Мусоргского. Портретная галерея «деятелей по ученой и художественной части», как называл её сам Третьяков, составляет уникальный и своеобразный музей в музее, драгоценную часть которого представляют изображения музыкантов. В фойе Большого зала консерватории в Москве и по ныне висит картина И.Е.Репина «Славянские композиторы». Интерьеры комнат, наряды, пристрастия публики, где звучала живая музыка, менялись с быстро текущей модой и сменой стиля. Но подчас перемены были и более глубинные, обращенные к историческим корням, которые вызвали к жизни «русский стиль» в искусстве 2-й половины 19 века. Он способствовал возрождению забытых в 18 веке гуслей. Теперь этот инструмент называют «горизонтальной арфой». В новом обличие их снабжают ножками, на деревянной станине – роспись. Они частые гости дворцовых гостиных, на различных музыкальных собраниях.

Важная часть русской музыкальной жизни это – военная музыка. Полки, расквартированные в небольших уездных городах – реалии русской жизни и русской литературы «Два гусара» Л.Н.Толстого, «Три сестры» А.П.Чехова, рассказы Куприна. В 2011 году отмечалось 300-летие военной музыки России. Конечно, главное предназначение военной музыки было и остается соблюдение военных ритуалов и поднятие боевого духа солдат во время военных действий. Вспомним строки А.С. Пушкина из его романа «Евгений Онегин» по случаю дня рождения Татьяны Лариной:

«Ах, новость, да какая!

Музыка будет полковая!

Полковник сам её прислал!

Какая радость, будет бал!»

Уже 6-й год в Москве на Красной площади с большим успехом проходит Международный фестиваль военных оркестров «Спасская башня». Военные оркестры ведут просветительскую деятельность в частях, в учебных заведениях на территории России и за рубежом. Репертуар не только на военную тему, исполняются произведения русской и зарубежной классики.

(иллюстрация)

Мир детства имел свои звуковые образы. Знаменитая песенка «В лесу родилась ёлочка» появилась в Москве, была написана музыкантом любителем, отцом дружного семейства, напечатана в сборнике детских песенок. Художник Поленов например, выступил в роли композитора и создал на сюжет драматического произведения «Анны Бретонской» музыкально-драматический спектакль, роль в котором исполняют дети. Одним из самых ярких событий 19 века является написанный А.И. Чайковским в 1878 году сборник пьес для детей «Детский альбом». Создание «Детского альбома» это важнейшая цель, выражаясь словами П.И. «содействовать обогащению детской музыкальной литературы». У П.И. Чайковского не было своих детей, что же заставило 38-летнего композитора» обратиться к этой теме. Ведь уже были написаны «4-я симфония», «Евгений Онегин», «1-й фортепианный концерт», «Времена года» - шедевры фортепианной музыки. Очень часто написанию фортепианной музыки для детей были житейские причины. Например, подрастала дочь у Р.Шумана, и появился «Альбом для юношества». Подрастали сыновья у Прокофьева – создаётся «Детская музыка». Растёт дочь у Шостаковича – пишется «Детская тетрадь». У П.И. Чайковского не было своих детей, но был любимый племянник Володя Давыдов – сын сестры Александры Ильиничны. Лев Васильевич Давыдов дворянин, хозяин большого «родового гнезда» Давыдовых в Каменке под Киевом, был другом Петра Ильича и мужем Александры Ильиничны, любимой сестры композитора. У них было много детей, но самым обожаемым был Володя. В ту пору ему было 6,5 лет. В том же 78-м году сборник был издан Юргенсоном с посвящением Володе Давыдову и надписью на заглавном листе: «Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей. Подражание Шуману» Создание музыки, предназначенной для детского исполнения, одна из самых сложных задач. Очень важно соединение типизации образа, узнаваемость и высокие художественные качества.

Характерная черта в произведениях Чайковского: мелодический язык, музыкальные интонации – всё это нашло отражение и в пьесах «Детского альбома». Глубокий подтекст всего содержания цикла отражает не только «день ребёнка», но и символизирует скрытый смысл – жизнь человека: пробуждение личности, размышления о Боге, радости и первые утраты, годы странствий, нравственное обновление.

Фортепианный цикл музыки «Детского альбома» - целый мир, воплощённый в звуках. Это и человеческий голос, инструменты симфонического оркестра, звуки природы. Понять содержание пьесы, адаптировать музыку всех 12 пьес входящих в сборник, помогаю стихи и рисунки поэтов и художников, приглашённых редакторами в разное время и в разные годы изданий. Да и сами юные исполнители охотно выполняют рисунки, разучиваемых пьес и даже короткие четверостишья – подтекстовки. Яркости восприятия содержания пьес имеют «картинки», как назвал их сам Пётр Ильич и просил Юргенсона именно так оформлять сборник. «Подтекстовка» такой метод работы очень распространён в фортепианных классах. Но эффективен он лишь тогда, когда логика стихотворного ритма находится в согласии с музыкальной фразировкой. А это бывает далеко не всегда (лирика стиха и фраза?!) В узко-пианистическом смысле «Детский альбом» можно назвать «школой» крупной техники». В основе его пианизма лежит свобода «крупных» движений, ощущение цельной руки и крепких пальцев. Ещё бы я отметила «поющий пианизм», выработку хорошего Legato.

Издано огромное количество переложений для инструментов симфонического оркестра и ансамблей разных составов.


Наши музыкальные иллюстрации я хочу начать с пьесы «Зимнее утро». Картина зимней природы. Пётр Ильич страстно любил природу. Ей одной поверял он самые сокровенные мысли. Он писал Надежде фон Мекк: «Нам сулят вечные радости посмертного бытия, но мы их не знаем и не постигнем… А пока хочется жить, чтобы повторились минуты наслаждения природой, которые я испытал!» Музыка «Зимнего утра» - тревожная, словно наполнена ветром и низкими, тяжелыми облаками, летящими по небу. Щемящие печальные нотки напоминают, перекликаются с картинами Левитана, рассказами Чехова, Куприна.

«Вьюга злится, в поле мчится

Словно конь, белый конь.

Вьюга конь, нас не тронь,

Вьюга скачет, ветер плачет

А воробушек, пташка малая

Пташка малая и неразумная

От метелицы хочет спрятаться

Хочет спрятаться, да не знает как»

Следует обратить внимание на мотивы с пунктирным ритмом.

Пунктир – не энергично-устремлённый, а напевный, жалующийся. Эту пьесу исполнит Лиза Шепиль, но сначала послушаем её «подтекстовку».

Дайте хлебушка, сиротинушке,

Люди добрые, Христа ради – я!


«Нянина сказка» (Лёня Г)

Само название настраивает педагога сочинить сказку. Но сказка весёлая, юмористическая! Пьеса-скерцо.

«Нянюшка, милая!

Сказку про стрельца Федота

Расскажи милая!

Сказку слушать нам охота!»

В сказках всё может быть

И тревоги и сомнения

Серый волк другом стать

Детям всем на удивление.

Отдельные акцентированные мотивы, как бы возгласы, сопровождающие шуточное содержание. Эта пьеса мгновенно учи переключаться от острой «пицекатности» аккордов в 1-й части, к певучему мягкому 2-х голосью в средней части. Важно также не допускать смещения сильной доли. Главное – акцент 1-й доли.


«Игра в лошадки»

В моторно-двигательном отношении номер является одним из самых сложных. Упругий бег отрывистых аккордов, динамические нарастания и спады ярко рисуют картину молодого разгорячённого всадника, раскачивающего деревянную лошадку. Определённую помощь в работе может оказать подтекстовка.

Я на пони мчу верхом

Красно-рыжий хвост и грива

Реют на ветру игриво

Я скачу во весь опор.


Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по лугу зелёному

По одуванчикам, по колокольчикам…

Метрика стиха не вполне соответствует мотивному строению. Вот я и предложила Лизе написать свою подтекстовку:

Весело, весело лошади прыгают

Дробно стучат по паркету копытами,

То приближаются, то удаляются

Цок цок цок цок цок цок

Цок цок цок цок цок цок

То удаляются, то приближаются

Цок цок цок цок цок цок

Цок цок цок цок цок цок.

Во всех исполненных пьесах «Зимнее утро», «Нянина сказка», «Игра в лошадки» объединяющим является аккордовая фактура изложения мелодии, говорящие паузы, обозначение кульминационных моментов.


«Новая кукла»

Самый короткий музыкальный номер вальсового характера. «Новая кукла» - восторг, упоение от полученной новой игрушки, возможно давно ожидаемой!? Музыка захлёбывается радостью. Взлетающие мотивы объединены по 4-ре такта. Мягкие акценты на начало лиг при движении вниз. В порхающих мотивах среднего раздела 2-й звук на сильной доле, как бы исчезает. Едва заметная опора на 1-ый звук в сочетании с гибкой динамикой, создаёт образ изящества, грации.

С восторгом новый день встречаю

Радость в сердце у меня

Я куклу новую качаю

Кукле Ане уж два дня!

С восторгом каждый день встречаю

В Ане счастье, жизнь моя!

Её беречь я обещаю

Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля!!!


«Сладкая грёза»

Типичный для П.И.Чайковского фортепианный романс. Скрытая вальсовость и очаровательная нежная мелодия.

Ночь навевает сны

Сказку и ночь смешав

Из серебра луны

Звёздный ковёр соткав.

На веках пелена

Ночь навевает сны

Зимняя ночь длина

Но я дождусь весны…

Интонационно пьеса довольно проста и в ней всё ясно. Главная цель – хорошее начало. В интонационном плане надо передать «почувствовать» то «настойчивость», энергию выражения о грустное звучание. Сложность ещё и в том, чтобы придать «мелодическую линию» нижнему голосу. Чтобы получился дуэт с мелодией в правой руке. Не будем забывать о поющих паузах в этом произведении. Ну, а самое главное – поющий пианизм – мягкий звук.


«Полька»

Как я уже говорила было сделано много переложений фортепианных пьес для других инструментов. Сегодня это произведение прозвучит в исполнении саксофона преподавателем Александром Александровичем, а аккомпанировать ему будет Елизавета Чан. Полька – яркая пьеса детского веселья. Это парный танец, где пары движутся по кругу с невысокими подскоками и притопами. Здесь важно правильное ощущение ритмических долей. 1-я доля должна быть опорная, а форшлаг 2-ой доли никак не может

слушать учащегося в этом плане.

«В церкви» («Хор»- в ряде изданий)

Эта пьеса редко звучит в детском исполнении. Интонационно-смысловые сложности тому причиной. В «Хрестоматии» мал. пианиста, составленного Анной Артоболевской, фигурирует в числе 6 номеров «Детского альбома», которые рекомендуются проходить педагогом в 2-3 классах. Артоболевская была глубоко верующим человеком и непревзойденным знатоком церковного пения. Пьеса состоит из 2-х разделов. В первом можно узнать мелодию покаяния 50-ого псалма «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей». Во втором разделе мрачный звон церковных колоколов.

« Господи, помилуй,

По великой твоей милости

И по множеству щедрот,

И от греха очисть мя»

«Духом Святым согрей мя.

Не отвергай души.

Я помолюсь в тиши»

«Колокольный, тихий звон, чистый звон

Очищает душу он

Бом, бом, бом ,бом …..»


Закончить свое сообщение мне бы хотелось словами Владимира Фёдоровича Одоевского - музыкального критика, основателя отечественного музыковедения, ещё в начале 19 века им были сказаны слова, абсолютно точно выражающие силу взаимного соединения живописного образа и звука:

«Чем теснее соединяется музыка, слово и живопись, тем сильнее будет их воздействие».









Список литературы

  1. Альманах «Звук и образ» - М.: Трилистник, 2002

  2. Савицкий А. «От марша до симфонии». Журнал «Аккорд» - М.: Аккорд, 2013 г.

  3. Сабанеев Л.Л. «Воспоминания о России» - М.:Классика – XXI, 2005-2008.

  4. Ширинский Н. «100 лет без поэта К.Р.». Журнал «Аккорд» - М.: Аккорд,, 2013.

  5. Ширинский Н. «Гениальный юноша и поэт». Журнал «Аккорд» - М.: Аккорд, 2014.