Исследовательская работа
МБОУ «Нижнеякинская СОШ»
Итоговая аттестационная
(проектная работа)
Тема:
«Музыкальная культура родного края»
Работа выполнена:
Учащимися 7 класса
Руководитель проекта:
Шарифуллин А.М. учитель
музыки высшей категории
МБОУ «Нижнеякинская СОШ»
Работа допущена к защите:
______________________
2017 год.
Оглавление:
Цель проекта и задачи
Введение
Раздел 1-Русская музыкальная культура.
Раздел 2- музыкальная культура татар.
Раздел 3- музыкальная культура марийцев.
Раздел 4- музыкальная культура украинцев.
Раздел 5- музыкальная культура башкир.
Раздел 6- музыкальная культура чувашей.
Раздел 7- музыкальная культура кряшен.
Раздел 8- музыкальная культура мордовцев.
Раздел 9- музыкальная культура удмуртов.
Раздел 10- музыкальная культура белорусов.
Заключение
Список литературы
Цель проекта и задачи:
Планируемый результат: формирование положительного отношения и любви к родному краю ,путем изучения музыкальной культуры.
Тип проекта- творческий.
Форма представления результатов- презентация.
Введение:
Музыкальная культура – это неотъемлемая часть каждого народа, которые имеют отличительные черты, характерные только своей языковой группе, относящиеся к той или иной среде обитания, будь то карелы, финны, эстонцы, удмурты, марийцы, татары, чуваши и т.д. Развитие культуры - очень интересная тема, но она более затрагивает душу и развивает интерес, когда речь идёт о музыкальном развитии культуры так близко знакомой и родной земли. Ни все знают о музыкальной культуре родного края, но ведь это очень интересная и познавательная информация. Поскольку мы живём в России , то должны знать музыкальную культуру и своего края.
Русская музыкальная культура.
(Раздел 1)
Русская музыкальная культура развивалась несколько отличным от зарубежной музыки путем. До своего расцвета и становления первых национальных композиторских школ в начале 19-го века она прошла долгий путь развития. Началом русской музыки можно считать 9-ый век - образование Древнерусского государства. До середины 18-го века светская музыка не была профессиональной, основные музыкальные жанры лежали в области народного фольклора и духовной музыки. С 19-го века русская музыка вступает на свой собственный, отличный от европейского, путь развития. Опираясь на народную музыку и исторические события, композиторы создают самостоятельную национальную школу, ведущими жанрами которой стали эпическая опера и симфония. В 20-ом веке происходит взаимопроникновение и взаимообогащение русской и европейских культур, создание синтетических жанров.
Музыкальная культура татар.
(раздел 2)
Традиционная татарская музыка основана на широко распространенной на Востоке пятизвучной системе - пентатонике, которая типична для китайской, вьетнамской, корейской, венгерской народной музыки. В то же время на ней построены песни мари, чуваш, мордвы - то есть народов, исторические судьбы которых тесно переплетены с историей татарского народа. Однако мелодика татарской песни, особенно протяжной, существенно отличается наличием высокоразвитой орнаментики, чем сближается с восточными традициями. Эта орнаментация не только придает особый колорит музыке, но является важным средством динамизации интонационного его развития. Здесь естественна была бы параллель с орнаментикой мелодики композитора Ф.Шопена. Татарская традиционная музыка имеет различные стилевые и жанровые типы. Эмоциональное содержание и музыкальная стилистика ее в наиболее концентрированном виде проявляются в лирической протяжной песне, представленной здесь в интерпретации признанных мастеров народного музыкального исполнительства. Но традиционная песня - не только памятник народной песни; она и сегодня звучит в радио- и телепередачах, концертных программах.
Музыкальная культура марийцев.
(раздел 3)
У марийцев издавна существовала своя оригинальная музыкальная культура. Музыка марийцев отличается богатством форм и мелодичностью. Марийскими национальными музыкальными инструментами являются гусли, пузырь ,барабан и различные трубы .Игрой на гуслях сопровождались танцы на праздниках, а также некоторые религиозные церемонии .На народных музыкальных инструментах исполнялись мелодичные, полные лиризма, протяжные наигрыши, они сопровождали марийские песни, исполнялась на них и инструментальная народная музыка. Интересно отметить, что русские композиторы—Балакирев, Глазунов, Афанасьев интересовались музыкой марийского народа и использовали ее в своем творчестве. На основе марийской народной музыки развивается творчество марийских композиторов. Основоположником марийской профессиональной музыки является первый марийский композитор — И. С. Палантай. Он заложил основы многоголосного хорового пения в марийской музыке.
Музыкальная культура украинцев.(раздел 4)
Украинская музыкальная культура берёт своё начало у древних восточных славян. Она формировалась на протяжении столетий начиная с 14 в. Основой её стал самобытный песенный фольклор украинского народа, в котором нашли отражение его история, национально-освободительная борьба. Народная музыка развивалась как искусство одноголосного, а также многоголосно-подголосочного и гармонического склада в вокальной, вокально-инструментальной и инструментальных формах. Богаты мелос и ритмика украинских песен. В центральных и юго-восточных районах развито многоголосное пение, близкое к русскому, белорусскому. В Западном Подолье и Карпатах песни, как правило, одноголосны, содержат много архаических черт, следы связей с польским, словацким, чешским, а также румынским, венгерским искусством. Многообразно интонационно-ладовое строение украинской музыки — от бесполутонового звукоряда до мажора и минора. Среди народных инструментов — скрипка, басоля (струнно-смычковые) , кобза, бандура, торбан (струнно-щипковые), цимбалы (струнно-ударный), лира (струнно-клавишная), сопилка, трембита (духовые), варган (дрымба, язычково-щипковый), барабан, бубен, тулумбас (ударные).
Музыкальная культура башкир.(раздел 5)
Музыкальное творчество башкир отличается глубокой древностью. Данные этнической истории башкир, а также материалы, содержащиеся в самом фольклоре, дают основание считать, что складывание башкирской народной музыки в единую образно-смысловую и стилевую систему происходило одновременно с формированием из различных племенных групп единой башкирской народности. Известно, что постоянно развиваясь и изменяясь, музыкальный фольклор, тем не менее, сохраняет на протяжении веков такие первичные элементы, как интонации, полевки, ладовые и ритмические образования, а в ряде случаев отдельные сюжеты и образы. Естественно, что процессы складывающейся башкирской народности отразились в системе средств музыкальной выразительности так же, как они отразились в языке и других элементах материальной и духовной культуры башкир. Богатство и своеобразие башкирского музыкального фольклора в значительной степени обусловлено длительным процессом взаимодействия и слияния фольклора древней башкирской народности с музыкально-поэтическими формами тюркских племен. Этот процесс был настолько органичным и постепенным, а роль музыки древних башкирских племен настолько главенствующей, что к моменту образования единой башкирской народности сложился богатый и разнообразный фольклор, отличающийся оригинальностью и единством стиля. Бытуя в устной традиции, народное творчество, естественно, постоянно изменяется, Отмирают отдельные формы и жанры, на смену им рождаются новые, несущие в себе черты преемственности. Этот процесс продолжает с глубокой древности до наших дней.
Музыкальная культура чувашей.(раздел 6)
Чувашская музыка — это музыкальное богатство чувашской культуры, объединяющее в себе многовековый фольклор, творчество чувашских и русских композиторов XX века, создавших классическую сокровищницу, современные популярные песни и театральные постановки. В начале XX века музыкальная культура чувашей была представлена только народным песнопениями. В старинном фольклоре песни бытовые ,обрядовые, трудовые, песни социального содержания ,исторические.
Народные музыкальные инструменты чувашей — дудка , волынка из бычьего пузыря и сарнай из козьей кожи, вархан и палнай , гусли барабан ханкарма; вошли в быт также скрипка и гармонь.
Профессиональное музыкальное искусство в Чувашии зародилось после Октябрьской революции 1917 года.
Традиционная музыкальная культура чувашей неотделима от жизни народа, его истории, этногенеза и социокультурного развития. В древнечувашском культурном наследии на протяжении веков возникали различные жанрово стилевые пласты традиционной музыкальной культуры, затем они переживали продуктивную стадию своего существования, достигая расцвета и стабилизации выработанных форм. Каждый следующий этап развития традиционной музыкальной культуры не отвергал того, что возникло ранее, а сохранял и постоянно наращивал ее объему.
Музыкальная культура кряшен.
(раздел 7)
Традиционное музыкально-инструментальное искусство кряшен представляет собой художественную ценность общенационального масштаба. Исследование его в качестве отдельного музыковедческого объекта, обусловлено общими задачами, стоящими перед татарской этнологией по изучению всей совокупности инструментальной культуры татарского народа. Особенностями культуры, обрядами, обычаями, народной музыкой, поэтикой кряшен этнографы стали интересоваться с конца XIX века. Такие дореволюционные исследователи быта кряшен как М.Аппаков, Е.А.Бектеева, В.Н.Витевский, Р.П.Даулей, С.М.Матвеев и др. опубликовали различные статьи, очерки отразившие уникальные материалы по традиционной культуре кряшен. В советскую эпоху изучению материальной и духовной культуры кряшен посвятили свои труды Н.И.Воробьев , Ю.Г.Мухаметшин.
Музыкальная культура мордовцев.
(раздел 8)
Истоки профессионального музыкального искусства Мордовии – в самобытном и развитом музыкальном фольклоре мокши и эрзи, особенностью которого является уникальное многоголосие в ансамблевом исполнении вокальных образцов, их жанровое и тематическое богатство, своеобразие народного инструментария.
Периодом формирования основ профессиональной музыкальной культуры были 30-е гг. XX века. Важнейшим фактором развития явилось определение государственного статуса Мордовии в качестве автономной области , автономной республики (1934). Но предпосылки активного процесса становления содержались в предшествующие десятилетия .Одним из путей к утверждению духовной самостоятельности народа было собирание, изучение, публикация в сборниках мордовских народных песен. Большое значение имело сближение с передовой русской культурой конца XIX – начала XX вв.
Музыкальная культура удмуртов.
(раздел 9)
В течение длительного исторического периода удмуртская музыка развивалась в рамках устного народного творчества. Песенное искусство ранней традиции восходит к древней финно-угорской музыке, многие родственные черты в интонационно-ладовом строе, метроритмической структуре сближают его с музыкой коми. Работа по собиранию и изучению удмуртского музыкального фольклора началась после 1917 г. Инициатором первых публикаций выступил известный поэт, фольклорист и исполнитель национальных песен К. Чайников.
Обрядовая поэзия удмуртов отличается разнообразием песенных жанров. Северные удмурты различают два вида музыкального творчества: крезь — мелодия, песня без слов — и мадь — песня со словами, чаще сюжетная. Особую группу составляют хороводные, игровые и танцевальные песни. Необрядовая часть фольклора удмуртов представлена произведениями, которые, в зависимости от отношения к рассказчику, можно отнести к несказочной или сказочной прозе.
Музыкальная культура белорусов(раздел 10)
Музыка Белоруссии — музыкальное искусство республики Белорусь, выделяющееся самобытностью и национальным колоритом, охватывающее музыкальные направления от народного музыкального творчества до современной музыки.
Белорусская народная музыка берёт своё начало от древней культуры восточных славян. Особенность белорусской народной музыки — самобытный фольклор обрядных песен .
Важной сферой формирования национальной музыкальной культуры стали народные танцы и пляски. Среди народных инструментов получили распространение дуда,жалейка, гудок, лира, скрипка и цимбалы..
С конца XIX века начинается расцвет белорусской культуры и музыки: открываются белорусские музыкальные школы и народные консерватории, создаются театры. Во второй половине XX века начинается новая волна расцвета белорусской культуры и музыки. На белорусских мелодиях основаны сочинения известного пианиста и композитора XIX века А. И. Абрамовича.
Заключение:
Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.
Проанализировав своё исследование, мы пришли к выводу, что нужно больше интересоваться музыкальной культурой своего родного края. Узнавать историю, биографию исполнителей. А так же, слушать и посещать выступления музыкальных коллективов.
Список литературы:
http://lib7.com/cccp/631-kyltyra-mariicev.html Музыкальная культура Украины. М., 1961 http://lib.a-grande.ru/music.php https://ru.wikipedia.org/wiki/Чувашская_музыка https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка_Белоруссии
И.Р. Тагиров «Очерк истории Татарстана и Татарского народа (ХХ века)». – Казань: Татарское книжное издательство, 1999г.
Кряшены // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_Удмуртии