СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА (конспект урока музыки в 5 классе)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Музыкальная живопись и живописная музыка" для 5 класса по программе Е.Д. Критская. Конспект включает иллюстрации,а также практические задания. Особое внимание отводится понятию "цветной слух", после объяснения которого, ребятам предлагается попытаться заполнить таблицы.

Просмотр содержимого документа
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА (конспект урока музыки в 5 классе)»

Конспект урока по музыке в 5 классе


Лебедева Анастасия Михайловна

Учительмузыки

ГБПОУ ОК «Юго-Запад»,

Г. Москва



Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка».











































«Музыкальная живопись и живописная музыка».

Класс: 5

Цель: выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства (живописи).

Задачи: развитие музыкального, ассоциативного мышления; углубление знаний о выразительных возможностях музыкального искусства; воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и жизни, музыкального, художественного вкуса, формирование оценочных суждений.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал, портреты композиторов и художника, поэтов.

Музыкальный материал: романсы Рахманинова («Островок», «Весенние воды»)



Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала. В центре нашего урока сегодня будет не музыкант, а художник, которого зовут Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905). Прожил он очень короткую жизнь, но тем не менее оставил миру после себя 77 картин, хоть это не так уж много.

Этот мастер поражал своей живописной пластикой – своими линиями, цветом и характером движений кисти он мог выразить тончайшие изменения состояний, настроений человека. Своим творчеством он старался приблизить живопись к музыке, именно отсюда и появились такие музыкальные названия его работ, как: «Гармония», «Осенняя песнь», «Осенний мотив», «Мотив без слов» и «Реквием».

В своем дневнике он однажды написал: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски... Я импровизирую... Мечты мои всегда впереди... Они мне создают целые симфонии... Мои помыслы – краски, мои краски – напевы...». Как Вы понимаете это высказывание?

Художник старался вызвать своими полотнами звуковые ассоциации у зрителей, находясь в поисках возможности строить живописную композицию по законам контрапункта. В свою очередь, музыкальный контрапункт – это учение о единстве и гармонической согласованности разных самостоятельных голосов в музыкальном произведении. Создавая картины по музыкальным законам и принципам, художнику удается добиться эмоционального соответствия. Даже те картины, которые на первый взгляд не имеют отношения к музыке, хочется озвучить лирической музыкой, а также увидеть и прочувствовать все настроение, выраженное в них художником. К таким работам можно отнести следующие: «Весна», «Весенний этюд», «Цветущие вишни», «Дама в кресле», «Водоем» (показ данных картин).

Просмотрев картины В.Э. Борисова-Мусатова, какое эмоциональное состояние присутствует на этих картинах? Что вы смогли почувствовать, увидев их: восторг, радость, покой, тишина, уравновешенность? К каким жанрам мы можем отнести данные работы (пейзаж, портрет, бытовая зарисовка)? Какую музыку Вы бы сочинили к этим картинам, будучи композиторами? Какой художник показывает нам природу?

Углубление изучения материала. В продолжении темы природы, послушайте стихотворение К. Бальмонта «Островок». Каким показывает нам природу поэт в этом стихотворении. Нельзя не отметить, что С.В. Рахманинов, отразил это стихотворение в своем творчестве, создав прекрасный романс, который нам предстоит послушать.



Из моря смотрит островок,

Его зеленые уклоны,

Украсил трав густых венок,

Фиалки, анемоны.


Островок (К. Бальмонт)

Над ним сплетаются листы,

Вокруг него чуть плещут волны,

Деревья грустны, как мечты,

Как статуи безмолвны.



Здесь еле дышит ветерок,

Сюда гроза не долетает,

И безымянный островок

Все дремлет, засыпает.

Что можно отметить, прослушав данный романс? В первых 2 четверостишиях сохраняется мелодия, изменяется лишь фортепианный аккомпанемент. И лишь во втором куплете появляются отголоски. Композитор создает ощущение неподвижного воздуха. Художественный смысл произведения видится в любовании красотой природы, эмоциональном состоянии, которое вызывает желание человека побыть наедине с природой, с сами собой, со своими чувствами. Так, М. Горький, сказал о музыке Рахманинова: «Как хорошо он слышит тишину».

Совсем другим, наиболее контрастным является романс «Весенние воды», на стихи Ф. Тютчева.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и плещут и гласят...


Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»


Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней

О чем рассказывает музыка? Какова его основная идея? Что отличает эти 2 романса?

Дополнительная информация. Как ты понимаешь слова художника: «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы...» Только ли к изобразительному искусству можно отнести эти слова?

Абсолютно верно, данную фразу можно отнести и к музыке. Стоит отметить, что часто краски помогаю композитору в написании своих произведений, в передачи чувств и эмоций. Помимо всего прочего, некоторые из композиторов обладали цветным слухом (Скрябин, Римский-Корсаков). А как Вы понимаете понятие цветной слух?

Цветной слух или фонопсия — явление синестезии, при котором два чувства — зрение и слух — связываются воедино. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира. Так, например Скрябин и Римский-Корсаков ассоциировали каждую тональность, каждый звук с определенными цветами. Как именно расположились эти цвета, вы сможете увидеть в своих раздаточных материалах (см. Приложение), а также попробовать добавить свои ассоциации (хотя бы к звукам). Расположение цветов может быть у каждого свое и совершенно не должно совпадать с данными примерами. После проделанной работы результаты сравниваются.

Итог. Итак, подводя итоги нашей сегодняшней встречи, что вы узнали нового? С какими новыми именами мы познакомились? Какой вывод мы можем сделать? Как можно объяснить тему нашего урока сегодняшнего: «Музыкальная живопись и живописная музыка»?

Домашнее задание. Дома постарайтесь подобрать музыку, к Вашей любимой картине. Каким Вы видите музыкальное сопровождение и почему оно должно быть таким.

Всем спасибо за урок!























































Таблица цвето-звуковых ассоциаций

Звук

Твои ассоциации

До


Ре


Ми


Фа


Соль


Ля


Си






















































Тональность

А.Н. Скрябин

Н.А. Римский-Корсаков

Б.В. Асафьев

Твои ассоциации

До мажор

Красный

Белый

--------------


Соль мажор

Оранжево-розовый

Светлый, откровенный; коричневато-золотистый

Изумруд газонов после весеннего дождя или грозы


Ре мажор

Желтый, яркий

Дневной, желтоватый, царственный, властный

Солнечные лучи, блеск именно как


Ля мажор

Зеленый

Ясный, весенний, розовый; этот цвет вечной юности, вечной молодости

Скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение, но как таковое приближается к Ре мажору


Ми мажор

Сине-белесоватый

Синий, сапфировый, блестящий, ночной, темно-лазурный

Ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное


Си мажор

Сине-белесоватый

Мрачный, темно-синий со стальным серовато-свинцовым отливом; цвет зловещих грозовых туч




----------------


Фа-диез мажор

Сине-яркий

Серовато-зеленоватый

Кожа зрелого апельсина (соль-бемоль мажор)


Ре-бемоль мажор

Фиолетовый

Темноватый, теплый

Красное зарево


Ля –бемоль мажор

Пурпурно-фиолетовый

Характер нежный, мечтательный; цвет серовато-фиолетовый

Цвет вишни, если ее разломать


Ми-бемоль мажор

Стальной цвет с металлическим блеском

Темный, сумрачный, серо-синеватый

Ощущение синевы неба, даже лазури


Си-бемоль мажор

Стальной цвет с металлическим блеском

Несколько темный, сильный

Ощущение цвета слоновой кости


Фа мажор

Красный

Ясно-зеленый, пасторальный; цвет весенних березок


--------------


Примеры цвето-тональных ассоциаций некоторых русских композиторов









Гармония









Осенняя песнь





























Осенний мотив



















Мотив без слов





























«Реквием»





















«Весна»

















«Весенний этюд»







«Цветущие вишни»

























«Дама в кресле»















«Водоем»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!