СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально-литературная композиция "Зов белых журавлей"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

в сценарии отдается дань уважения и памяти погибшим в годы ВОВ, в вооруженных конфликтах на территории других государств, жертвам радиационных катастроф(Хиросима, Чернобыль), терактов в Беслане, жертвам крушения самолета над Египтом

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-литературная композиция "Зов белых журавлей"»

Анализ внеклассного мероприятия

«Музыкально-литературная композиция «Зов белых журавлей».

Цели:

  1. Способствовать развитию патриотических чувств учащихся, формированию положительной оценки таких нравственных качеств как самопожертвование, героизм, патриотизм, милосердие к ближнему.

  2. Рассмотреть примеры мужества, показать важность сохранения памяти.

  3. Вызвать эмоциональный отклик учащихся на события.

  4. Знакомство с памятниками «Белым журавлям» во всем мире.


Задачи:

  • Воспитывать осознанное чувство патриотизма, гражданственности, долга, ответственности, самопожертвования;

  • Активизация военно-патриотического воспитания на основе подвига, образов героизма и самоотверженности;

  • Развивать чувства понимания бережного отношения к миру;

  • Воспитывать активную гражданскую и жизненную позиции;

  • Формировать чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей.


На экране слайд-заставка «Зов белых журавлей». Фоном звучит мелодия песни «Журавли». Выходят ведущие.

Вед.1 Мне кажется порою, что Гамзатов,
Ту песню написав про журавлей, -
Не песню сочинил, а гимн когда-то! -
Гимн памяти всех павших на земле...

Вед. 2 Этими строками мы начинаем рассказ

об удивительном празднике –

Дне поэзии — Празднике Белых Журавлей,

который был учрежден народным поэтом Дагестана

Расулом Гамзатовым.

Гамзатов нарек этот день праздником поэзии.

Вед.1 Это праздник поэзии и памяти по всем погибшим на фронтах разных войн, он вне времени и пространства, а главное, он интернационален, ибо в этот день мы вспоминаем погибших в Хатыни и Хиросиме, в Грозном и Каспийске, в Нью-Йорке и Москве, в Багдаде и Беслане, Чернобыле и Париже..

Вед.2 День Памяти - День Белого Журавля. Никто не забыт, ничто не забыто. Но чтобы не забывать, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать.

Вед.1 Война- это человеческая трагедия с древнейших времен. Вся история человеческой цивилизации сопровождалась войнами. Если бы люди не забывали всех бед, страданий, ужасов, горя, принесенных человеку войной, то на Земле давно бы не звучали выстрелы, взрывы. Мы должны помнить о войне, чтобы она не повторялась.

Выходят чтецы.

Чтец 1. Война! Как много в этом слове боли!

Для предков наших – это страшный сон.

Где смерть и слёзы русского народа

Сливаются в протяжный унисон.

Война! Ты много горя причинила,

А сколько жизней унесла? Не перечесть,

Но до сих пор себе не подчинила

Ты русское достоинство и честь.


Солдаты (большинство совсем мальчишки),

Не пожалев себя, шли воевать.

Они ещё не насладились жизнью

И погибали…

Чтец 2. Да какая мать забудет своего ребёнка?

Не быть такому никогда!

Ждём сына, а приходит похоронка

Его душа ушла навеки в никуда…

И ужасы тех дней запомним мы навеки,

Когда сливался с ночью день, и солнце не сияло.

Об этом нам рассказывали предки,

Которых остаётся очень мало…

Они умрут. Но гордость за победу

Всё время будет в наших душах жить,

Конечно, мы войну не пережили,

Но мы умеем труд других ценить.

Быть может, нам легко судить то время,

Ведь мы не чувствовали настоящий страх,

Когда стоишь под дулом пистолета

Иль друга убивают на глазах.


Заслуги ваши перед Родиной, поверьте,

Мы не забудем никогда. Навеки вам

«Спасибо» скажем мы и наши дети

За то, что будущее подарили нам!

Вед.1 Сложно представить, что пережили люди на войне, в период восстановления страны– разруху, голод!

Вед.2 И после этого – локальные конфликты в Азии и на Востоке, в Африке и Афганистане, и, к сожалению, война в Приднестровье…

На фоне музыки:

Чтец 3. О, эта боль! Она во мне.

И никуда душе не деться.

 Я прячу слезы в глубине

Стучащего тревожно сердца.

Затихли на войне бои,

Погасли трассы огневые…

Ждут матери детей с войны,

Надеясь, что они живые.

Ждет мать, не верит, что пропал

Ее единственный росточек.

«Где ты, куда сейчас попал?

Где ты, сыночек?!..

А, может быть, в строю отстал,

В плену страдаешь?

Прости за горькую слезу.

Что ты глотаешь…

Что предал ты, не верю я,

Не буду верить.

Я жду тебя, я жду тебя,

Открыты двери!»

А может, струсил?..

Жаждет мать

Обнять руками и такого.

Так нелегко детей терять!

И плачет снова.

Нет голоса от этих мук,

Бессонны очи.

Взрывается в ней каждый стук

Тревожной ночи.

Иль сходит медленно с ума,

На все в последний миг готова…

«О, будь ты проклята, война!»

- Шепчу я снова…

Вед.1 Они выполняли свой долг. У тех, кто прошел Афганистан, есть такие слова:

Мы станем старше, проще и грубей,

Все будем знать и многое уметь,

Но, жизнь, прошу: «Дай крылья - улететь

С прозрачной стаей белых журавлей!»



Чтец 4. Нет, побед не бывает веселых,

Если это победы войны…

Из вечно горящего пламени,

Словно души погибших солдат.

К нам из прошлого птицы памяти

Белой стаей печально летят…


Есть особая песня мужества,

Что не молкнет и в эти дни.

И летит она в дальние страны,

Как молитва на вечный путь.

И теперь журавлиные стаи

Журавлями Расула зовут.

ПЕСНЯ «ЖУРАВЛИ» + ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПАМЯТНИКИ ЖУРАВЛЯМ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИЕ ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ О ТЕХ, КОГО УЖЕ НЕТ..»




















Чтец 5. Я зарастаю памятью

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь.

И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память целый день лепечут.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ХИРОСИМА.

На фоне презентации:

Чтец 6. Город прославился так:
Вышел военный чудак,
Старец с лицом молодым.
“Парни, – сказал он, – летим!
Мальчики, время пришло.
Дьявольски нам повезло!”

В семь 49 утра
Всё было так, как вчера.
“Точка… вздохнул офицер, –
Чистенько вышли на цель…”

В восемь 12 утра
Сказано было: “Пора!”


В восемь 15 над миром взлетев
Взвыл торжествующе дымный клубок!
Солнце зажмурилось, похолодев:
Вздрогнули оба: и “Боинг”, и “Бог”.

Штурман воскликнул:
“Ой, как красиво!”
Эту секунду в расплавленной мгле,
Рухнули все представленья о зле,
Люди узнали, что на Земле,
Есть Хиросима,
И нет Хиросимы.

Вед.1 Садако Сасаки родилась 7 января 1943 года. Ей было 2 года, когда на Хиросиму была сброшена атомная бомба. В 1954 году (девочке было 11 лет) врачи поставили страшный диагноз-лейкемия. Девочке оставалось жить меньше года. Японская легенда гласит: тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, в награду получит исполнение желания. 25 октября 1955 года из рук С. Сасаки выпал 644 журавлик, девочка умерла.

Песня «Японский журавлик»

Вед.2 Памятник японской девочке Садако Сасаки в Хиросиме. В руках девочка держит бумажного журавлика, у подножия памятника множество бумажных журавликов.

Вед.1 До сих пор дети из разных стан мира присылают тысячи журавликов в мемориал Мира в Хиросиме с надеждой на мир. И этих журавликов складывают в большие стеклянные ящики, стоящие вокруг памятника Садако.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЧЕРНОБЫЛЬ (1 слайд)

Вед.2 Ежегодно 26 апреля в мире отмечают Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Эта дата была установлена решением Организации Объединенных Наций в память об аварии на Чернобыльской атомной электростанции, крупнейшей в истории человечества аварии на ядерной АЭС.

Вед.1 29 лет прошло со времени аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Эта катастрофа нанесла огромный ущерб экономике, окружающей среде, отняла жизнь и здоровье у тысяч людей.

Чтец 7. Мир так прекрасен! Травы и цветы,
Ручья журчанье, запах земляники…
И было солнце! И была весна!
И жить хотелось! Ах, как жить хотелось!
Воспрянула природа ото сна,
И все в весеннем вальсе завертелось.
И отовсюду разливался детских смех
Звенящей песней будущего счастья!
Он обещал цвести земле вовек!
Весной так трудно верится в ненастье…

Музыка замолкает. Громкий взрыв. На экране видео взрыва, стоп- кадр.
Медленно выходят ведущие и чтец. Чтец читает на ходу.

Чтец 8. Земля и воздух зло в себе таят,-
Плоды и злаки, и цветы, и травы –
Всё смерть несёт, всё истощает яд,
Дыхание губительной отравы.
Чернобыля зловещая звезда,
Незримая, как рок, горит над нами.
В тревоге и печали города,
И цепенеет страх над деревнями.

Чтец 9. Второй час ночи. Все спокойно…
Вдруг взрыв и выброс пара ввысь…
И взвыли бешено сирены,
В борьбу вступили смерть и жизнь.
Мир содрогнулся. Весть эфиром.
Гудит на разных языках.
Не над Чернобылем, над миром,
Повис радиационный страх.

Ведущие-чтецы остаются на сцене. Звучит колокольный набат на его фоне ЧИТАЕТ ЧТЕЦ.

Бьет колокол глухой,
Чуть слышный дальний.
Я слушаю, я плачу и молчу…

Видео «Брошенный город».

Чтец 10. Наша память не помнит о многом, растворились столетьем года.
Но за старым и ветхим порогом тот апрель, что под сердцем всегда.
Если вспомню, душа оборвется, боль ударит, как бьют палачи.
В церкви колокол плачем зальется, и слетят шумной стаей грачи.
Черным клином уйдут в небо птицы, тень большая, а стая мала.
Мне Чернобыль во снах часто снится, Много в нем горькой правды и зла.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЧЕРНОБЫЛЬ

На сцену выходят ученики с плакатами.

Вед.1 Я — житель планеты Земля. Я — землянин. Я — обитатель биосферы. Именно той биосферы, в пределах которой протекает жизнь человечества в целом и каждого из нас.

Вед 2. ХХ век — атомный век. Появились атомные электростанции. «АЭС — это дневные звезды! Мы усеем ими всю нашу землю. Совершенно безопасны!» — так восклицали ученые.

Вед.1 У атомной энергетики блестящее будущее!

Вед.2 Что же изменило мнение людей в пользу АЭС? Почему появилась массовая радиофобия?

Вед.1 Окунемся в минувшие годы. И что же мы увидим?

Ученик 1:
1951. Детройт. Авария исследовательского реактора. Загрязнение воздуха радиоактивными газами.

Ученик 2:
1957. Челябинск. Ядерный разгон отходов топлива. Радиацией заражена обширная территория.

Ученик 3:
1961. Айдахо-Фолс. США. Взрыв на АЭС. Погибло трое.

Ученик 4:
1979. Крупнейшая авария на АЭС Тримайл Айленд (США). Тысячи людей получили облучение.

Ученик 5:
1982. Чернобыль. Разрушение центральной топливной сборки на первом блоке. Переоблучение персонала.

Ученик 6:
1985. Балаковская АЭС. Авария на первом блоке. Погибли 14 человек.

Ученик 7:
1986. 26 апреля. Чернобыльская Аэс. Взрыв на 4-м энергоблоке. Радионуклидами заражена значительная часть Европейской территории страны — площадью более 100 тысяч кв.км., на которой проживает около 4,5 млн. человек.

Ученик 8:
2011. 11 марта 2011 года мощное землетрясение силой девять баллов и обрушившееся на северо-восточное побережье гигантское цунами стали самой страшной катастрофой в Японии за последние сто сорок лет. Из-за мощного землетрясения была нарушена система охлаждения АЭС

“Фукусима-1”. Землетрясение, разрушившее дома, дороги и все, что было дорого людям, цунами, смывшее остатки даже этого, и в довершение – убийственная доза радиации. Катастрофа в Японии заставляет искренне посочувствовать трагедии людей – добровольцы продолжают ликвидировать последствия аварии на АЭС «Фукусима-1″ ценой собственной жизни.

Вед.1 Они прекрасно осознают, что скоро умрут, но ведь иначе может погибнуть гораздо больше людей.

Чтец 11. Журавли пролетают над погостом у леса,
В чистом небе курлыча, и с собой нас зовут,
Оставляют они наши села и веси,
Мы не можем летать, мы останемся тут.

Чтец 12. Спи. Да будет твой сон спокоен,
Спи, мой старший, мой вечный мальчик,
Худенький, русоволосый воин,
Над тобой я дождями плачу
Не дойти до тебя ногами,
Не обнять мне тебя руками.
Я укрою тебя снегами,
Белой птицей спущусь на камень.

Я так долго живу на свете!
Матерям суждено от Бога
Жить за вас, погибшие дети,
Задыхаясь от слез и боли

Вед.1 Мужественные люди! Мы, простые люди, не забудем их подвиг, как не забыли подвиг Чернобыльцев.

Вед.2 События последних лет свидетельствуют о том, что наша цивилизация вновь оказалась перед угрозой тяжелых испытаний. В наш общий дом жителей Земли в новом обличье вторгается и нагло обустраивается Зло, которое не признает государственных границ, попирает законы морали и права. Имя этому Злу – терроризм.

Вед.1 Терроризм – одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающее все более угрожающие масштабы. Его проявления влекут массовые человеческие жертвы и разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой воссозданию.

Вед.2 Терроризм  глобальная проблема человечества. Террор – слово латинского происхождения, что означает – страх, ужас. Терроризм – это использование насилия и угрозы для достижения публичных или политических целей.

Терроризм наносит не только физические, но и психологические травмы, от которых люди страдают на протяжении многих лет. 

Вед.1 В сентябре 1999 года произошли взрывы жилых домов в Москве. На улице Гурьянова погибли 106 человек, более 300 – ранены. На Каширском шоссе – 124 человека – погибли, ранены – более 200 человек.

Вед.2 Террористический акт в Театральном центре на Дубровке, известный под названием “Норд-Ост” продолжался с 23 по 26 октября 2002 года. Группа вооруженных террористов несколько суток удерживала 916 человек в здании Дома Культуры “Московский подшипник”. Согласно официальной статистике погибли 130 заложников.

Вед.1 Взрывы в московском метро. В феврале 2004 года по вине террориста-смертника погибло 40 человек и 250 получили ранения. В марте 2010 года два взрыва унесли жизни 41 человека, было ранено 88 человек.

Вед.2 Но один из самых жестоких террористических актов в истории человечества произошёл в сентябре 2004 года. В Беслане – небольшом городке республики Северная Осетия более двух суток террористы удерживали в заложниках около 1100 человек, преимущественно детей.

Вед.1 Три дня ни один человек в стране не был спокоен. Три дня все лихорадочно смотрели телевизор, слушали радио, узнавали новости друг у друга. В результате теракта по данным статистики погиб 331 человек, из которых 186 – дети.

Чтец 13. Мир говорит на разных языках,

А дети плачут на одном – единственном.

Наверное, на самом-самом искреннем,

Понятном на любых материках.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БЕСЛАН

Чтец 14. Мне не забыть тех страшных дней:

Потоком кровь с телеэкрана,

Меж пуль свистящих и огней

Мельканье лиц детей Беслана.

 

Мне не забыть плач матерей

В объятьях траурного одеянья.

Их лица выглядят старей

С печатью горя и страданья.

 

Мне не забыть тех нелюдей

Под маской дьявольского ухмыленья.

Прикрывшись мерзостью идей

Свои творивших преступленья.

  

Чтец 15. Без слов – одна лишь боль,

Убитых горем матерей рыданье.

О, Господи, скажи доколь

Назначил людям ты страданья?

 От рук бездушных палачей

Детей загубленных, безгрешных

Теперь заменит свет свечей,

Но не излечит безутешных.

 Не раздается детский смех,

Один лишь плач и боли стон

Останется нам, как на грех –

На память погребальный звон.

 

Чтец 16. Шахидки носят взрывы на груди,

На талии и вместо бус на шее.

Всегда, чем больше трупов позади,

Тем стоимость живых еще дешевле.

 

Но ничему не помогает месть.

Спаси, многоименный Бог, от мести.

Пока еще живые дети есть,

Давайте не забудем слово «вместе».

Вед.1 Крупнейшая катастрофа в истории российской и советской авиации произошла 31 октября этого года. 224 человека разбились над территорией Синайского полуострова в Египте. Они возвращались на борту российского авиалайнера компании "Когалымавиа" из курортного Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. На борту было 24 ребенка, самой младшей всего 10 месяцев.

Самолет Airbus летел из и пропал с экранов радаров через 23 минуты после взлета.

Презентация «Память».

Чтец 17. Коснувшись пальцами стекла
Стоит Дарина - радость мамы
Ей 10 месяцев всего
И здесь она сегодня главный...
Пора домой, окончен отпуск
Счастливый, с дружною семьёй.
На трапе самолёта фото,
И подпись — «Мы летим домой!»
А дома ждут, а дома дождик,
Не простудиться б нам с тобой —
А дома холодно, но всё же —
Как здорово — лететь домой!

Смеясь, проходит пара мимо
Несут дочурку на руках
«Ну что, домой летим, #Дарина?
Сейчас мы будем в облаках!»
Малютка радостно смеётся,
Ей кажется прекрасным мир
И сердце маленькое бьётся
Она здесь — главный пассажир!

И вдруг — толчок. И вдруг — тревога
Ну что могло случиться тут? —
Им оставалось жить немного,
Чуть меньше десяти минут.
Чуть меньше… Как же это много,
Когда не изменить никак, Когда одна лишь — вниз — дорога,
Когда приходит липкий страх.
Как в западне, в железной клетке
Так долго падать с высоты!
Кричат испуганные детки,
«Спаси нас, мама, что же ты!»
«Всё хорошо, закройте глазки!» —
Пытались мамы скрыть тоску,
И хвостик кислородной маски
Стучал упорно по виску. «Пропал с радаров рейс на Питер!» —
Прошло по лентам новостей.
«Прошу, прошу, его найдите!» —
Кричали сотни соцсетей. —
А в Пулково упорно ждали
Своих детей, отцов и мам.
«Рейс отчего-то задержали...
Ну что у них такое там?»
«Смотрите, рейс с табло убрали!»
«Да что ж такое, вот беда?»
А в новостях нам сообщали,
Что рейс не сядет никогда.

Вед.1 Белые ангелы, белые птицы,
Вы мне скажите, куда вы летите?
И почему у вас детские лица,
И почему вы так скорбно молчите...

Вед.2 Прислушайтесь... Слышите?

       В каждой строчке стучит сердце...

       Оно будет биться до тех пор, пока мы помним о них…

Вед.1 Почтим память погибших вставанием и минутой молчания.

МЕТРОНОМ. МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Вед.2 Боль утраты не отпускает и не утихает с годами.

Вед.1 Память о защитниках Отечества передается и будет передаваться из поколения в поколение.

Вед.2 Память о погибших объединяет все народы России, все народы бывшего СССР, вновь и вновь призывая всех к единству. День Белых Журавлей уже несколько лет отмечают во многих странах мира…

Вед.1 Сохраним эту традицию, пусть Белый Журавль собирает своих друзей еще многие и многие годы!

Песня «Сохраним планету» (сл.и муз. Д.Падаревской, уч-ся 11 кл.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!