СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«МУЗЫКАЛЬНО РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ» для студентов факультета физической культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкально-ритмическое воспитание (МРВ) входит в систему физического воспитания и является одним из наиболее существенных предметов в подготовке студентов к профессиональной деятельности учителя физического воспитания в общеобразовательной школе и других учреждениях. Она направлен на совершенствование музыкальной и двигательной культуры студентов. МРВ представляет собой самостоятельную дисциплину, куда входят лекционные, практические занятия и самостоятельная работа студентов.

Просмотр содержимого документа
««МУЗЫКАЛЬНО РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ» для студентов факультета физической культуры.»

«Музыкально РИтмическое воспитание В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

для студентов факультета физической культуры.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦкурса


ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Музыкально-ритмическое воспитание (МРВ) входит в систему физического воспитания и является одним из наиболее существенных предметов в подготовке студентов к профессиональной деятельности учителя физического воспитания в общеобразовательной школе и других учреждениях. Она направлен на совершенствование музыкальной и двигательной культуры студентов. МРВ представляет собой самостоятельную дисциплину, куда входят лекционные, практические занятия и самостоятельная работа студентов.

В ходе учебного процесса оказывается комплексное воздействие на студентов: повышение общей и специальной физической подготовленности; обогащение профессиональными знаниями, умениями и навыками: воспитание личности учителя. Вместе с тем специфичным и особенно ценным в музыкально-ритмическом воспитании является положительное воздействие единства музыки и движения на эмоции и чувства занимающихся.

Средствами МРВ являются специальные упражнения на согласование движений с музыкой, танцевальные шаги и комбинации шагов, музыкальные игры, упражнения художественной гимнастики и сама музыка.

Содержание и методика преподавания МРВ подчинены следующим задачам:

  1. Ознакомить студента с основами музыкальной грамоты.

  2. Обучить технике упражнений художественной гимнастики.

  3. Научить согласовывать движения с музыкой.

  4. Привить профессионально-педагогические навыки в проведении различных заданий и составлении комбинаций.

  5. Ознакомить с методикой использования технических средств обучения на уроках физической культуры.


Примеры распределения часов по годам.


Виды занятий

курсы

3 курс

4 курс

5 семестр

6 семестр

7 семестр

8 семестр

Лекции

2




Практические

26


24

24

Всего:

28


24

24


В лекциях предусматривается материал по основам музыкальной грамоты, использованию средств музыкальной выразительности в целях направленного воздействия на двигательные, психические и личностные свойства занимающихся. Освящается значение упражнений художественной гимнастики и ее место в школьной программе по физическому воспитанию, значение упражнений аэробики и элементов стретчинга на организм занимающегося.

На практических занятиях осуществляется учебная форма связи теоретического раздела основ музыкальной грамоты с практикой. Студенты овладевают техникой движений и методикой обучения в согласовании с музыкой. Формируются методические и практические навыки в проведении заданий, в подборе музыкального материала (сопровождения), способствующего более эффективному овладению упражнениями; дается методика применения технических средств обучения (магнитофона, проигрывателя и др.).

Самостоятельная работа студентов служит дополнением к изучению программного материала. Она предусматривает подготовку к проведению различных заданий и составление упражнений.

Успеваемость проверяется в процессе практических занятий (текущий учет) и на зачете в 8 семестре.

Текущий учет представляет собой систематическую проверку качества выполнения изучаемых на занятиях упражнений, домашних заданий, знаний основ музыкальной грамоты.

В зачетные требования входят:

  1. Устный зачет по основам музыкальной грамоты и методике применения ее на уроках физического воспитания в школе;

  2. Выполнение заданий по учебной практике;

  3. Практическое выполнение отдельных упражнений и контрольных учебных комбинаций.














СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


ПРОГРАММА


ЛЕКЦИИ.

Цели и задачи курса МРВ и его значение. Взаимосвязь музыкально-ритмического воспитания с аэробикой, художественной гимнастикой и другими видами оздоровительной гимнастики. Музыка, как дополнительный методический прием в обучении упражнений и ее эмоциональное воздействие на окружающих. Аэробика и ее значение в оздоровлении занимающихся. Художественная гимнастика, как средство развития координационных способностей занимающихся. Место элементов ритмики, аэробной гимнастики и художественной гимнастики в школьной программе по физическому воспитанию.



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.


Специальные упражнения на связь движений с музыкой и музыкальные игры.

Предлагаются примерные специальные упражнения на связь с музыкой (количество заданий по каждой теме определяется преподавателем).


Упражнения на связь с содержанием музыки.


Передать движением различный характер музыкальных произведений, например:

  • бодрый – строевой шаг (марши),

  • веселый, жизнерадостный – элементы народных танцев (русский народный танец, белорусский танец и другие мелодии разных стран),

  • лирический – мягкий шаг, плавные движения руками, медленные русские шаги (русские народные мотивы) и т.д.

Определить музыку, соответствующую по характеру предполагаемым упражнениям, после предварительного прослушивания.

Музыкальные игры, связанные с передачей содержания музыки.


Упражнения на связь со средствами музыкальной выразительности:


  1. Упражнения на связь с мелодией музыки:

  • передать движением различные направления мелодического рисунка.музыкальные игры, связанные с передачей мелодического рисунка.

  1. Упражнения на связь с регистром музыки:

  • передать движением звучание музыки в различном регистре (высокий, средний, низкий).

  • музыкальные игры, связанные с передачей звучания музыки в различном регистре.

  1. Упражнения на связь с темпом музыки:

  • передать движением различный темп музыки (умеренный, медленный, резкое изменение темпа, постепенное изменение темпа, устойчивость в темпе).

  • музыкальные игры, связанные с передачей темпа музыкальных произведений.

  1. Упражнения на связь с динамическими оттенками музыки.

  • передать движениями различные динамические оттенки музыки (громкое звучание-форте, техническое звучание-пиано, резкое изменение силы звучания и постепенное уменьшение силы звучания).

  • музыкальные игры, связанные с передачей различных динамических оттенков.

  1. Упражнения на связь с ритмом музыки.

  • передать движением различные длительности нот (целые, половинные, четвертные, восьмые, чередование различных длительностей нот).

  • написать диктант и передать ритмический рисунок различными движениями.

  • музыкальные игры, связанные с передачей ритмического рисунка.

  1. Упражнения на связь с размером музыки.

  • передать движением различные музыкальные размеры (метрический акцент, сильные и слабые доли такта, затакт).

  • совершенствовать навык в подсчете при выполнении танцевальных шагов и общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение.

  • музыкальные игры, связанные с передачей различных музыкальных размеров.

  1. Упражнения на связь с построением музыкальных произведений.

  • определить различные части музыкальных произведений и выделить их движением (период, предложение, фраза).

  • совершенствовать навыки в подаче команд для начала и завершения упражнений с учетом построения музыкального произведения.

  • музыкальные игры, связанные с передачей построения музыкального произведения.


Специальные упражнения аэробной гимнастики.


  • Базовые упражнения;

  • Упражнения на координацию;

  • Упражнения по хореографии;

  • Танцевальные упражнения;

  • Силовые упражнения;

  • Упражнения в партере;

  • Упражнения на растягивание (стретчинг)


Специальные упражнения художественной гимнастики.


Упражнения без предмета:

  • Волнообразные движения,

  • Пружинные движения,

  • Маховые движения,

  • Виды шага и бега:

А). мягкий,

Б). перекатный,

В).пружинный,

Г). высокий.

Д). широкий

  • Прыжки:

А). скачок,

Б). открытый и закрытый

В).прыжки со сменой ног впереди (прямыми и согнутыми),

Г). подбивной прыжок (вперед, в сторону),

  • Равновесие

  • Повороты:

А). переступанием,

Б). скрестный поворот,

В). спиральный поворот,

Г). поворот прыжком.

  • Элементы народного и бального танца

А). приставной (крестом),

Б). переменный (крестом, три варианта),

В). шаги галопа,

Г). шаги польки,

Д). шаги вальса,

Е). элементы народных танцев (русского, белорусского, украинского, венгерского, молдавского, шаг мазурки).

Танцы – «Лявониха», «Сиртаки», «Мазурка», «Бульба», «Школьный вальс», «Полька тройками», «Молдованяска» (по усмотрению преподавателя)

Ж). танцевальные комбинации пройденных шагов.


Упражнения с предметами.


Упражнения со скакалкой


Махи и круги скакалкой сложенной вдвое в различных плоскостях.

Обкруты скакалкой.

Прыжки (базовые) с вращением вперед и назад, в базовой плоскости, скрестно «петлей» и др.

Небольшие соединения из пройденных элементов в сочетании с другими движениями. Контрольные упражнения со скакалкой на 32 счета.


Упражнения с мячом.


Броски и ловля мяча.

Отбивы мяча.

Выкруты мяча (вертикальный и горизонтальный).

Перекаты мяча.

Контрольные упражнения на 32 счета.


Упражнения с лентой.


Махи и круги лентой в различных плоскостях и их сочетание.

Змейки горизонтальные и вертикальные по полу и по воздуху.

Спирали горизонтальные и вертикальные внутрь и наружу, по полу и по воздуху.

Различные формы движений лентой в сочетании с другими движениями (поворотами, прыжками, равновесиями и другими движениями).

Контрольные упражнения с лентой (или двумя) на 32 счета (составляется преподавателем).


Учебная практика.


Проведение танцевальных комбинаций, отдельных упражнений.

Проведение строевых и общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение.

Подача команд для начала и остановки движения в соответствии с построением музыкальных произведений.


Требования текущего учета.


Выполнить задания учебных практик.

Выполнить шаги аэробной и художественной гимнастики.

Выполнить контрольные упражнения с предметами.


Зачетные требования.


Устный зачет по основам музыкальной грамоты.

Техника и методика обучения танцевальным шагам, упражнениям аэробной гимнастики, упражнениям художественной гимнастики.