с. Шимолино – 2016
Данное направление создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями. Программа поможет глубже узнать народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей. Расширит пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к народному песенному творчеству.
– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;
– в построении творческого диалога ребенка с педагогом с опорой на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию.
Русская и славянская народная музыкальная культура одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала народной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.
Погружение ребенка в музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла занятий, каждое из которых становится определенным этапом единого творческого процесса. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций. Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми народной песни, попевок, фольклорной музыки. Выступления ансамбля народных инструментов и эскизные постановки инсценированных народных песен– это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями народной музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
3. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения народных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
4. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
5. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (инсценировка и вокал) создает условия для целостного охвата фольклорного произведения в единстве его содержания и формы.
6. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
7. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи: принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях посёлка.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных компетенций младшего школьника.
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Данные требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1. Личностные результаты: - наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; -реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. - коммуникативное развитие.
2. Предметные результаты: - устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности; - общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира; - элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности.
3. Метапредметные результаты: - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; -наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.
Истоки возникновения народной песни, фольклорного творчества. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека. Народная песня, её разновидности ( попевки, заклички, колыбельные…).Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры, инсценировки и др. Музыкальный фольклор народов России, Белоруссии, Украины.Историческое прошлое в музыкальных образах. Музыкальная фольклорная речь как способ общения между людьми. Интонационно-образное богатство народной песни. Знакомство с русскими народными инструментами. Освоение навыков игры на простейших народных инструментах (ложки, бубны, трещотки …). Создание фольклорного ансамбля. Современный фольклор:- вместе сочиняем частушки; - современная интерпретация (прочтение) песенного фольклора; - создание шуточных музыкальных композиций-коллажей на тему русских народных песен. Лирические и свадебные песни. Исторические и революционные песни.
№ п/п | Тема занятия | Основной вид деятельности | Кол-во часов | Дата |
1 | Место музыкального фольклора в современном мире. Вспоминаем «первые шаги». | Беседы, игры-диалоги,слушание и исполнение песен в ансамбле с учителем полюбившихся народных песен, просмотр DVD | 1 | 07.09 |
2 | Место музыкального фольклора в современном мире. | Беседы, игры-диалоги,слушание и исполнение песен в ансамбле с учителем полюбившихся народных песен, просмотр DVD | 1 | 07.09 |
3 | Осенние попевки. «Ай вы, пташечки», «Осень - щедрица». | Разучивание обрядовых песен, инсценирование, дирижирование, исполнение песенных отрывков. Исполнение закличек и попевок в ансамбле с учителем . | 1 | 14.09 |
4 | Осенние попевки. «Осень – непогодушка», «Что ты, осень, задержалась» | Разучивание обрядовых песен, инсценирование, дирижирование, исполнение песенных отрывков. Исполнение закличек и попевок в ансамбле с учителем | 1 | 14.09 |
5 | Осенние попевки. | Разучивание обрядовых песен, инсценирование, дирижирование, исполнение песенных отрывков. Исполнение закличек и попевок в ансамбле с учителем | 1 | 21.09 |
6 | Осенние попевки. | Разучивание обрядовых песен, инсценирование, дирижирование, исполнение песенных отрывков. Исполнение закличек и попевок в ансамбле с учителем | 1 | 21.09 |
7 | Частушки. | Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог | 1 | 28.09 |
8 | Частушки. Частушки-нескладушки | Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог | 1 | 28.09 |
9 | Вместе сочиняем частушки. | Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог | 1 | 05.10 |
10 | Вместе сочиняем частушки. | Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог | 1 | 05.10 |
11 | Музыкальные игры. | Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог | 1 | 12.10 |
12 | Музыкальные игры. | Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог | 1 | 12.10 |
13 | Подготовка к «Дню матери». Подготовка шуточной музыкальной композиции-коллажа на темы русских народных песен.
| Игра на простейших народных инструментах, разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 19.10 |
14 | Подготовка к «Дню матери». Подготовка шуточной музыкальной композиции-коллажа на темы русских народных песен. | Игра на простейших народных инструментах, разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 19.10 |
15 | Подготовка к «Дню матери». Подготовка шуточной музыкальной композиции-коллажа на темы русских народных песен. | Игра на простейших народных инструментах, разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 26.10 |
16 | Подготовка к «Дню матери». Подготовка шуточной музыкальной композиции-коллажа на темы русских народных песен. | Игра на простейших народных инструментах, разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 26.10 |
17 | Подготовка к «Дню матери». | Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 09.11 |
18 | Подготовка к «Дню матери». | Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 09.11 |
19 | Подготовка к «Дню матери». | Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 16.11 |
20 | Подготовка к «Дню матери». | Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 16.11 |
21 | Подготовка к «Дню матери». | Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 23.11 |
22 | Подготовка к «Дню матери». | Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 23.11 |
23 | Выступление на праздничном концерте, посвящённом Дню Матери. | Демонстрация результатов | 1 | 30.11 |
24 | Выступление на праздничном концерте, посвящённом Дню Матери. | Демонстрация результатов | 1 | 30.11 |
25 | Подготовка к Новогоднему представлению. | Разучивание новогодних стихотворений, песен, инсценирование | 1 | 07.12 |
26 | Подготовка к Новогоднему представлению. | Разучивание новогодних стихотворений, песен, инсценирование | 1 | 14.12 |
27 | Подготовка к Новогоднему представлению. | Разучивание новогодних стихотворений, песен, инсценирование | 1 | 21.12 |
28 | Подготовка к Новогоднему представлению. | Разучивание новогодних стихотворений, песен,инсценирование | 1 | 21.12 |
29 | «Рождество»: «Щедрик – щедрик», «Коляда, коляда, открывай ворота!» | Разучивание колядок, попевок. Исполнение, инсценирование, игра на простейших народных инструментах | 1 | 28.12 |
30 | «Рождество»: «Щедрик – щедрик», «Коляда, коляда, открывай ворота!» | Разучивание колядок, попевок. Исполнение, инсценирование, игра на простейших народных инструментах | 1 | 28.12 |
31 | «Ой, ты зимушка-зима…». Музыкальный фольклор народов России, Белоруссии, Украины | Слушание, разучивание и исполнение в ансамбле с учителем народных песен ближнего зарубежья | 1 | 11.01 |
32 | «Ой, ты зимушка-зима…». Музыкальный фольклор народов России, Белоруссии, Украины | Слушание, разучивание и исполнение в ансамбле с учителем народных песен ближнего зарубежья | 1 | 11.01 |
33 | «Ой, ты зимушка-зима…». Музыкальный фольклор народов России, Белоруссии, Украины | Слушание, разучивание и исполнение в ансамбле с учителем народных песен ближнего зарубежья | 1 | 18.01 |
34 | «Ой, ты зимушка-зима…». Музыкальный фольклор народов России, Белоруссии, Украины | Слушание, разучивание и исполнение в ансамбле с учителем народных песен ближнего зарубежья | 1 | 18.01 |
35 | Песни исторические и революционные. | Разучивание, инсценирование, исполнение новых песен; прослушивание и анализ нового материала | 1 | 25.01 |
36 | Песни исторические и революционные. | Разучивание, инсценирование, исполнение новых песен; прослушивание и анализ нового материала | 1 | 25.01 |
37 | Песни исторические и революционные. | Разучивание, инсценирование, исполнение новых песен; прослушивание и анализ нового материала | 1 | 01.02 |
38 | Песни лирические и свадебные. | Разучивание, инсценирование, исполнение новых песен; прослушивание и анализ нового материала | 1 | 01.02 |
39 | Песни лирические и свадебные. | Слушание музыки, разучивание отрывков из песен, подготовка мини-спектакля по обрядам РНП. Изготовление | 1 | 08.02 |
40 | Песни лирические и свадебные. | Слушание музыки, разучивание отрывков из песен, подготовка мини-спектакля по обрядам РНП. Изготовление костюмов | 1 | 08.02 |
41 | Подготовка к праздничному концерту, посвящённому Международному женскому Дню. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 15.02 |
42 | Подготовка к праздничному концерту, посвящённому Международному женскому Дню. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 15.02 |
43 | Подготовка к праздничному концерту, посвящённому Международному женскому Дню. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 22.02 |
44 | Подготовка к праздничному концерту, посвящённому Международному женскому Дню. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 22.02 |
45 | Подготовка к праздничному концерту, посвящённому Международному женскому Дню. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 01.03 |
46 | Подготовка к праздничному концерту, посвящённому Международному женскому Дню. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 01.03 |
47 | Пришла «Масленица». | Слушание и исполнение песен, попевок, инсценирование | 1 | 15.03 |
48 | Пришла «Масленица». | Слушание и исполнение песен, попевок, инсценирование | 1 | 15.03 |
49 | Весенние заклички и попевки. | Разучивание обрядовых песен, инсценирование, дирижирование, исполнение песенных отрывков. Исполнение закличек и попевок в ансамбле с учителем | 1 | 22.03 |
50 | Весенние заклички и попевки . | Разучивание обрядовых песен, инсценирование, дирижирование, исполнение песенных отрывков. Исполнение закличек и попевок в ансамбле с учителем | 1 | 22.03 |
51 | Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 05.04 |
52 | Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 05.04 |
53 | Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 12.04 |
54 | Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 12.04 |
55 | Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 19.04 |
56 | Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 19.04 |
57 | Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 26.04 |
58 | Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 26.04 |
59 | Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 03.05 |
60 | Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы. | Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов. | 1 | 03.05 |
61 | Шуточные инсценировки. | Разучивание шуточных песен, инсценирование, исполнение | 1 | 10.05 |
62 | Шуточные инсценировки. | Разучивание шуточных песен , инсценирование, исполнение | 1 | 10.05 |
63 | Шуточные инсценировки. | Разучивание шуточных песен, инсценирование, исполнение | 1 | 17.05 |
64 | Шуточные инсценировки. | Разучивание шуточных песен, инсценирование, исполнение | 1 | 17.05 |
65 | Шуточные инсценировки. | Разучивание шуточных песен, инсценирование, исполнение | 1 | 24.05 |
66 | Шуточные инсценировки. | Разучивание шуточных песен, инсценирование, исполнение | 1 | 24.05 |
67 | «Фабрика Звёзд». | Исполнение песен, танцевальных номеров, инсценирование | 1 | 31.05 |
68 | Итоговое занятие. | Просмотр видиозаписей с выс-туплениями , концертн.номеров | 1 | 31.05 |
2. CD, DVD
3. Телевизор
4. Гармоника
5. Народные «шумовые» инструменты
6. Костюмы для выступлений
7. Холл(школа) /Актовый зал (Шимолинского Дома Культуры)