СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Музыкальный калейдоскоп" 2 кл

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Музыкальный калейдоскоп» призвана развивать музыкальную культуру школьников, направлена на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка в сфере общения с музыкальным фольклором и народной песней

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Музыкальный калейдоскоп" 2 кл»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шимолинская средняя общеобразовательная школа »

Благовещенского района Алтайского края



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей начальных классов

по УВР

__________Г.А.Красницкая

Протокол №______________

___________Райковская А.А.

Приказ № ____________

от «____»____________2016г.

«____»_________2016г.

от «___» __________2016г.

Руководитель МО _________

Згорышева С.Н.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Музыкальный калейдоскоп»

(общекультурное направление)



Составитель: Тищенко Людмила Фёдоровна,

учитель первой категории













с. Шимолино – 2016

Пояснительная записка

Программа кружка «Музыкальный калейдоскоп » » реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности во 2 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

Цель программы «Музыкальный калейдоскоп» - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры.

Задачами музыкального образования по данной программе являются:

  1. формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному фольклорному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, отображающих духовные ценности человечества;

  2. развитие музыкально-образного мышления школьников в процессе постижения музыкальных произведений.

  3. формирование опыта музыкально-творческой деятельности учащихся как выражения отношения к окружающему миру с позиции триединства: фольклорная музыка, исполнитель, слушатель.

  4. формирование у школьников потребности в музыкально - досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

Данное направление создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями. Программа поможет глубже узнать народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей. Расширит пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к народному песенному творчеству.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Программа «Музыкальный калейдоскоп» призвана развивать музыкальную культуру школьников, направлена на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка в сфере общения с музыкальным фольклором и народной песней.

Это выражается:

– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

– в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов;

– в построении творческого диалога ребенка с педагогом с опорой на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию.

Русская и славянская народная музыкальная культура  одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала народной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания  гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Погружение ребенка в музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла занятий, каждое из которых становится определенным этапом единого творческого процесса. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций. Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми народной песни, попевок, фольклорной музыки. Выступления ансамбля народных инструментов и эскизные постановки инсценированных народных песен– это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями народной музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.

Программа кружка «Музыкальный калейдоскоп » рассчитана на 68 часов во 2 классе. Итогом занятий объединения является выступления на общешкольных мероприятиях и мероприятиях проводимых Шимолинским Домом Культуры.

Основными ценностными ориентирами содержания программы являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

3. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения народных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

4. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

5. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (инсценировка и вокал) создает условия для целостного охвата фольклорного произведения в единстве его содержания и формы.

6. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

7. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи: принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях посёлка.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных компетенций младшего школьника.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» направлена на

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре славянских народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений народных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, посёлка.

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений народной музыки, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

  • программа позволит приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Данные требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1. Личностные результаты: - наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; -реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. - коммуникативное развитие.

2. Предметные результаты: - устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности; - общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира; - элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности.

3. Метапредметные результаты: - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; -наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности

Истоки возникновения народной песни, фольклорного творчества. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека. Народная песня, её разновидности ( попевки, заклички, колыбельные…).Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры, инсценировки и др. Музыкальный фольклор народов России, Белоруссии, Украины.Историческое прошлое в музыкальных образах. Музыкальная фольклорная речь как способ общения между людьми. Интонационно-образное богатство народной песни. Знакомство с русскими народными инструментами. Освоение навыков игры на простейших народных инструментах (ложки, бубны, трещотки …). Создание фольклорного ансамбля. Современный фольклор:- вместе сочиняем частушки; - современная интерпретация (прочтение) песенного фольклора; - создание шуточных музыкальных композиций-коллажей на тему русских народных песен. Лирические и свадебные песни. Исторические и революционные песни.



Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

2 класс

п/п

Тема занятия

Основной вид деятельности

Кол-во часов

Дата

1

Место музыкального фольклора в современном мире. Вспоминаем «первые шаги».

Беседы, игры-диалоги,слушание и исполнение песен в ансамбле с учителем полюбившихся народных песен, просмотр DVD

1

07.09

2

Место музыкального фольклора в современном мире.


Беседы, игры-диалоги,слушание и исполнение песен в ансамбле с учителем полюбившихся народных песен, просмотр DVD

1

07.09



3

Осенние попевки. «Ай вы, пташечки», «Осень - щедрица».

Разучивание обрядовых песен, инсценирование, дирижирование, исполнение песенных отрывков. Исполнение закличек и попевок в ансамбле с учителем .

1

14.09

4

Осенние попевки. «Осень – непогодушка», «Что ты, осень, задержалась»

Разучивание обрядовых песен, инсценирование, дирижирование, исполнение песенных отрывков. Исполнение закличек и попевок в ансамбле с учителем

1

14.09

5

Осенние попевки.

Разучивание обрядовых песен, инсценирование, дирижирование, исполнение песенных отрывков. Исполнение закличек и попевок в ансамбле с учителем

1

21.09

6

Осенние попевки.

Разучивание обрядовых песен, инсценирование, дирижирование, исполнение песенных отрывков. Исполнение закличек и попевок в ансамбле с учителем

1

21.09

7

Частушки.

Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог

1

28.09



8

Частушки. Частушки-нескладушки


Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог

1

28.09



9

Вместе сочиняем частушки.

Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог

1

05.10


10

Вместе сочиняем частушки.

Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог

1

05.10

11

Музыкальные игры.

Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог

1

12.10

12

Музыкальные игры.

Слушание, разучивание. Музыкальная игра-диалог

1

12.10

13

Подготовка к «Дню матери». Подготовка шуточной музыкальной композиции-коллажа на темы русских народных песен.




Игра на простейших народных инструментах, разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

19.10

14

Подготовка к «Дню матери». Подготовка шуточной музыкальной композиции-коллажа на темы русских народных песен.


Игра на простейших народных инструментах, разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

19.10

15

Подготовка к «Дню матери». Подготовка шуточной музыкальной композиции-коллажа на темы русских народных песен.


Игра на простейших народных инструментах, разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

26.10

16

Подготовка к «Дню матери». Подготовка шуточной музыкальной композиции-коллажа на темы русских народных песен.


Игра на простейших народных инструментах, разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

26.10

17

Подготовка к «Дню матери».

Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

09.11

18

Подготовка к «Дню матери».

Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

09.11

19

Подготовка к «Дню матери».

Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

16.11

20

Подготовка к «Дню матери».

Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

16.11

21

Подготовка к «Дню матери».

Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

23.11


22

Подготовка к «Дню матери».

Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

23.11

23

Выступление на праздничном концерте, посвящённом Дню Матери.

Демонстрация результатов

1

30.11

24

Выступление на праздничном концерте, посвящённом Дню Матери.

Демонстрация результатов

1

30.11

25

Подготовка к Новогоднему представлению.

Разучивание новогодних стихотворений, песен, инсценирование

1

07.12

26

Подготовка к Новогоднему представлению.

Разучивание новогодних стихотворений, песен, инсценирование

1

14.12

27

Подготовка к Новогоднему представлению.

Разучивание новогодних стихотворений, песен, инсценирование

1

21.12

28

Подготовка к Новогоднему представлению.

Разучивание новогодних стихотворений, песен,инсценирование

1

21.12

29

«Рождество»: «Щедрик – щедрик»,

«Коляда, коляда, открывай ворота!»

Разучивание колядок, попевок. Исполнение, инсценирование, игра на простейших народных инструментах

1

28.12

30

«Рождество»: «Щедрик – щедрик»,

«Коляда, коляда, открывай ворота!»

Разучивание колядок, попевок. Исполнение, инсценирование, игра на простейших народных инструментах

1

28.12

31

«Ой, ты зимушка-зима…». Музыкальный фольклор народов России, Белоруссии, Украины

Слушание, разучивание и исполнение в ансамбле с учителем народных песен ближнего зарубежья

1

11.01

32

«Ой, ты зимушка-зима…». Музыкальный фольклор народов России, Белоруссии, Украины

Слушание, разучивание и исполнение в ансамбле с учителем народных песен ближнего зарубежья

1

11.01

33

«Ой, ты зимушка-зима…». Музыкальный фольклор народов России, Белоруссии, Украины

Слушание, разучивание и исполнение в ансамбле с учителем народных песен ближнего зарубежья

1


18.01

34

«Ой, ты зимушка-зима…». Музыкальный фольклор народов России, Белоруссии, Украины

Слушание, разучивание и исполнение в ансамбле с учителем народных песен ближнего зарубежья

1

18.01

35

Песни исторические и революционные.

Разучивание, инсценирование, исполнение новых песен; прослушивание и анализ нового материала

1

25.01

36

Песни исторические и революционные.

Разучивание, инсценирование, исполнение новых песен; прослушивание и анализ нового материала

1

25.01

37

Песни исторические и революционные.

Разучивание, инсценирование, исполнение новых песен; прослушивание и анализ нового материала

1

01.02

38

Песни лирические и свадебные.


Разучивание, инсценирование, исполнение новых песен; прослушивание и анализ нового материала

1

01.02

39

Песни лирические и свадебные.


Слушание музыки, разучивание отрывков из песен, подготовка мини-спектакля по обрядам РНП. Изготовление

1

08.02

40

Песни лирические и свадебные.


Слушание музыки, разучивание отрывков из песен, подготовка мини-спектакля по обрядам РНП. Изготовление костюмов

1

08.02

41

Подготовка к праздничному концерту, посвящённому Международному женскому Дню.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

15.02

42

Подготовка к праздничному концерту, посвящённому Международному женскому Дню.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

15.02

43

Подготовка к праздничному концерту, посвящённому Международному женскому Дню.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

22.02

44

Подготовка к праздничному концерту, посвящённому Международному женскому Дню.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

22.02

45

Подготовка к праздничному концерту, посвящённому Международному женскому Дню.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

01.03

46

Подготовка к праздничному концерту, посвящённому Международному женскому Дню.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

01.03

47

Пришла «Масленица».

Слушание и исполнение песен, попевок, инсценирование

1

15.03

48

Пришла «Масленица».

Слушание и исполнение песен, попевок, инсценирование

1

15.03

49

Весенние заклички и попевки.

Разучивание обрядовых песен, инсценирование, дирижирование, исполнение песенных отрывков. Исполнение закличек и попевок в ансамбле с учителем

1

22.03

50

Весенние заклички и попевки .

Разучивание обрядовых песен, инсценирование, дирижирование, исполнение песенных отрывков. Исполнение закличек и попевок в ансамбле с учителем

1

22.03

51

Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

05.04

52

Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

05.04

53

Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

12.04

54

Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

12.04

55

Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

19.04

56

Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

19.04

57

Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

26.04

58

Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

26.04

59

Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

03.05

60

Подготовка к концерту, посвящённому Дню Победы.

Разучивание и исполнение материала совместно со старшими товарищами. Репетиции концерта, подготовка костюмов.

1

03.05

61

Шуточные инсценировки.

Разучивание шуточных песен, инсценирование, исполнение

1

10.05

62

Шуточные инсценировки.

Разучивание шуточных песен , инсценирование, исполнение

1

10.05

63

Шуточные инсценировки.

Разучивание шуточных песен, инсценирование, исполнение

1

17.05

64

Шуточные инсценировки.

Разучивание шуточных песен, инсценирование, исполнение

1

17.05

65

Шуточные инсценировки.

Разучивание шуточных песен, инсценирование, исполнение

1

24.05

66

Шуточные инсценировки.

Разучивание шуточных песен, инсценирование, исполнение

1

24.05

67

«Фабрика Звёзд».

Исполнение песен, танцевальных номеров, инсценирование

1

31.05

68

Итоговое занятие.

Просмотр видиозаписей с выс-туплениями , концертн.номеров

1

31.05





Описание материально-технического обеспечения

1.Магнитофон/Компьютер

2. CD, DVD

3. Телевизор

4. Гармоника

5. Народные «шумовые» инструменты

6. Костюмы для выступлений

7. Холл(школа) /Актовый зал (Шимолинского Дома Культуры)

(для репетиций и выступлений)