СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальный разговор. Д. Кабалевский «Клоуны».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальный разговор. Д. Кабалевский «Клоуны».

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный разговор. Д. Кабалевский «Клоуны».»

Музыкальный разговор. Д. Кабалевский «Клоуны».

Цель:

- знакомить детей с творчеством композитора Д.Б. Кабалевского;

- развивать творческое воображение, пробуждать эмоциональный отклик на музыкальное произведение;

- формировать у детей положительные эмоции при слушании музыки; учить различать структуру произведений и передавать характер музыки через движение;


Ход занятия


- Дети, скажите, пожалуйста, кто изображен на этой иллюстрации? (Клоуны.)

- Где выступают клоуны? Кто из вас был в цирке? (Ответы детей.)


- Сегодня на уроке вы послушаете музыку, которая так и называется — «Клоуны», а написал ее композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Но, прежде чем мы начнем слушать музыку, я хочу вам немного рассказать о Д.Б. Кабалевском. Родился он в Петербурге. Еще мальчиком любил играть на фортепиано, но жизнь сложилась так, что с 16 лет Дмитрию пришлось самому зарабатывать себе на хлеб. Он служил почтальоном, рисовал плакаты. Одновременно учился в школе живописи и рисования. Но все-таки любовь к музыке оказалась сильнее, и Дмитрий начал серьезно заниматься музыкой. Он очень любил писать музыку для детей, и юные пианисты с удовольствием исполняют его произведения. Так, в 1973 году в США состоялся фестиваль, на котором более 200 детей и подростков играли сочинения композитора.


Д.Б. Кабалевский передает в своих произведениях различные чувства, настроения, образы, знакомые и близкие детям. В пьесе «Клоуны» вы услышите рассказ о цирковых артистах. Внимательно прослушайте ее и скажите, какая по настроению музыка этой пьесы. (Прослушивание пьесы.) Веселая, задорная, озорная.


- Правильно, эта музыка шутливая, бойкая, забавная. Послушайте еще раз и скажите, меняется ли характер музыки? (Вначале музыка веселая, задорная, в середине звучит тихо, неуверенно, а потом опять весело, как в начале.)


- Сколько частей вы услышали? (Три.)


Я думаю, что музыка этой пьесы рассказывает о двух разных клоунах, ведь пьеса так и называется «Клоуны», а не «Клоун». Какие это клоуны? (Веселый и грустный.)


Правильно, музыка 1-й и 3-й частей звучит шутливо, игриво и изображает веселого клоуна, а музыка 2-й части — клоуна, у которого ничего не получается, клоуна-неумеху. Он пытается все делать так, как первый, но каждый раз терпит неудачу. Даже интонация музыки подчеркивает это. Посмотрите, на доске вот такой инструмент. Как он называется? (Металлофон.)


- Он называется так потому, что звуки получаются от удара молоточком по этим металлическим пластинкам. Звуки все время идут вверх, звучат весело, мажорно.


Знакомьтесь, верные друзья: их разлучить никак нельзя!

Перед вами клоун Том,

Ходит он из дома в дом,

День и ночь смешит людей —

С Томом жить нам веселей.

А вот это — клоун Тим,

Целый день сидит один:

То он плачет, то молчит,

То вздыхает, то грустит.

Сейчас представим на мгновенье —

Даем мы в цирке представление.

В группе будем веселиться,

В цирк здесь все вдруг превратится.


А артистов где ж нам взять

Представление начать?

Придумала!

Дружно мы в ладоши хлопнем

И ногою вместе топнем,

Вокруг себя перевернитесь —

И в артистов превратитесь!


- Давайте попробуем стать клоунами и передадим в движениях их характер. Начинает представление веселый клоун! Двигаемся радостно, легко, все у нас получается, мы ловкие и смелые, сильные, умелые.


Видеоролик с двумя колунами Тим и Том. Теперь звучит средняя часть: второй клоун смешно и неловко пытается повторить все движения первого.


- Но вот снова первый клоун с еще большим блеском и смелостью демонстрирует свое мастерство! Хорошо мы повеселились! А наш Тим почему-то все грустит и грустит. Давайте подумаем, почему же у него ничего не получается, и чем мы можем помочь Тиму. (Ответы детей.)


Обратите внимание, как одет Том. У него разноцветный смешной костюм и колпачок, потому что в цирке всегда красиво, ярко, празднично! От этого и настроение у людей улучшается. А какой костюм у Тима? Неяркий, колпачок вообще не украшен. Наверно, поэтому у него ничего не получается, и он такой грустный.


- Ой! Убежал наш Тим! Давайте догоним его и поиграем с ним.


Дети еще раз вспоминают название пьесы и автора музыки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!