Музыкальный разговор. Д. Кабалевский «Клоуны».
Цель:
- знакомить детей с творчеством композитора Д.Б. Кабалевского;
- развивать творческое воображение, пробуждать эмоциональный отклик на музыкальное произведение;
- формировать у детей положительные эмоции при слушании музыки; учить различать структуру произведений и передавать характер музыки через движение;
Ход занятия
- Дети, скажите, пожалуйста, кто изображен на этой иллюстрации? (Клоуны.)
- Где выступают клоуны? Кто из вас был в цирке? (Ответы детей.)
- Сегодня на уроке вы послушаете музыку, которая так и называется — «Клоуны», а написал ее композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Но, прежде чем мы начнем слушать музыку, я хочу вам немного рассказать о Д.Б. Кабалевском. Родился он в Петербурге. Еще мальчиком любил играть на фортепиано, но жизнь сложилась так, что с 16 лет Дмитрию пришлось самому зарабатывать себе на хлеб. Он служил почтальоном, рисовал плакаты. Одновременно учился в школе живописи и рисования. Но все-таки любовь к музыке оказалась сильнее, и Дмитрий начал серьезно заниматься музыкой. Он очень любил писать музыку для детей, и юные пианисты с удовольствием исполняют его произведения. Так, в 1973 году в США состоялся фестиваль, на котором более 200 детей и подростков играли сочинения композитора.
Д.Б. Кабалевский передает в своих произведениях различные чувства, настроения, образы, знакомые и близкие детям. В пьесе «Клоуны» вы услышите рассказ о цирковых артистах. Внимательно прослушайте ее и скажите, какая по настроению музыка этой пьесы. (Прослушивание пьесы.) Веселая, задорная, озорная.
- Правильно, эта музыка шутливая, бойкая, забавная. Послушайте еще раз и скажите, меняется ли характер музыки? (Вначале музыка веселая, задорная, в середине звучит тихо, неуверенно, а потом опять весело, как в начале.)
- Сколько частей вы услышали? (Три.)
Я думаю, что музыка этой пьесы рассказывает о двух разных клоунах, ведь пьеса так и называется «Клоуны», а не «Клоун». Какие это клоуны? (Веселый и грустный.)
Правильно, музыка 1-й и 3-й частей звучит шутливо, игриво и изображает веселого клоуна, а музыка 2-й части — клоуна, у которого ничего не получается, клоуна-неумеху. Он пытается все делать так, как первый, но каждый раз терпит неудачу. Даже интонация музыки подчеркивает это. Посмотрите, на доске вот такой инструмент. Как он называется? (Металлофон.)
- Он называется так потому, что звуки получаются от удара молоточком по этим металлическим пластинкам. Звуки все время идут вверх, звучат весело, мажорно.
Знакомьтесь, верные друзья: их разлучить никак нельзя!
Перед вами клоун Том,
Ходит он из дома в дом,
День и ночь смешит людей —
С Томом жить нам веселей.
А вот это — клоун Тим,
Целый день сидит один:
То он плачет, то молчит,
То вздыхает, то грустит.
Сейчас представим на мгновенье —
Даем мы в цирке представление.
В группе будем веселиться,
В цирк здесь все вдруг превратится.
А артистов где ж нам взять
Представление начать?
Придумала!
Дружно мы в ладоши хлопнем
И ногою вместе топнем,
Вокруг себя перевернитесь —
И в артистов превратитесь!
- Давайте попробуем стать клоунами и передадим в движениях их характер. Начинает представление веселый клоун! Двигаемся радостно, легко, все у нас получается, мы ловкие и смелые, сильные, умелые.
Видеоролик с двумя колунами Тим и Том. Теперь звучит средняя часть: второй клоун смешно и неловко пытается повторить все движения первого.
- Но вот снова первый клоун с еще большим блеском и смелостью демонстрирует свое мастерство! Хорошо мы повеселились! А наш Тим почему-то все грустит и грустит. Давайте подумаем, почему же у него ничего не получается, и чем мы можем помочь Тиму. (Ответы детей.)
Обратите внимание, как одет Том. У него разноцветный смешной костюм и колпачок, потому что в цирке всегда красиво, ярко, празднично! От этого и настроение у людей улучшается. А какой костюм у Тима? Неяркий, колпачок вообще не украшен. Наверно, поэтому у него ничего не получается, и он такой грустный.
- Ой! Убежал наш Тим! Давайте догоним его и поиграем с ним.
Дети еще раз вспоминают название пьесы и автора музыки.