СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочные планы. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. В 2016-2017 уч.год

Просмотр содержимого документа
«Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.»

6 класс

Тема: Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

Цели: продолжить знакомство с инструментами струнно-смычковой группы симфонического оркестра.

Музыкальный материал:

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Работа по теме урока.

Можно начать уроки с народных наигрышей, узнать инструмент

На этом уроке мы продолжаем разговор об музыкальных инструментах, но о тех которые звучат в концертном зале.

Читаем текст на с. 74 (разворот «Музыкальные инструменты»). Вспоминаем басню И. Крылова «Квартет».

«Квартет» – это произведение 4-х исполнителей (кварта – от лат. quarta – четвёртая) - вокалистов или инструментов. Наибольшее распространение получил жанр струнного квартета, в состав которого входили две скрипки, альт, виолончель.

Пропеваем главную тему в опоре на нотную запись (с. 75). Определить её песенное начало, лирический характер мелодии, украшение «узорами» (мелизмами), мажорная окраска. В пении добиваться непрерывно льющейся мелодии, т.е. петь legato – связно, напевно.

Слушаем. Мечтательный характер пьеса послужил поводом для её названия – ноктюрн, что в переводе с французского означает ночной. Обращаем внимание на развитие образа – от спокойного созерцательного, до взволнованного, эмоционально насыщенного. Прослеживаем за «переходами» повторяющейся темы от одного инструмента к другому, за их сочетанием.

Какие картины природы, и какие воспоминания могли вызвать в сознании русского композитора Александра Порфирьевича Бородина образы этой музыки (тёплая лунная ночь, звёздное небо, воспоминания о дорогом человеке и т.п.). Слушаем ещё раз и играем на воображаемых инструментах, передаём в жестах руки – смычка фразировку, динамику, темп. (Подсказать разницу в постановке руки со смычком, играющей на скрипке и на виолончели).

Почему на развороте помещены картины «Деревенские музыканты», «Скрипка»? Как их содержание связано с музыкой, которая звучит на уроке?

Предлагаем познакомиться с ещё одним произведением, написанным для инструмента струнно-смычковой группы – виолончели.

Вариации на тему «рококо». Какие слова в этом названии знакомы?

- Вариации (на прошлом уроке звучали вариации на тему русской народной песни «Светит месяц»).

Тема – это мелодия, в которой заключена главная мысль музыкального сочинения (можно вспомнить темы знакомых произведений (спеть) – «Утро», «Рассвет на Москве реке», хор «Вставайте люди русские».

Рококо – читаем текст на с. 77, рассматриваем изображение зрительного зала в стиле рококо (с. 76).

Учим главную тему (с. 77). Следует подчеркнуть грациозный, изящный характер, используя штрих staccato (от итал. – отрывисто).

Перед слушанием нацеливаем на то, что тема будет повторяться и звучать то песенно, то танцевально, то маршево. Как будут меняться средства музыкального языка – мелодии, ритм, тембры, регистры. Как будет звучать виолончель.

Сравниваем мелодию вариаций с мелодией известной детям песни «Уж как по мосту мосточку», которую композитор включил в оперу «Евгений Онегин» для изображения сцен из народной жизни.

- В этих чудесных превращениях и тех же интонаций заключается таинство музыки.

Следует подчеркнуть русский характер вариаций Чайковского.

Продолжаем работу над песнями предыдущего урока.

Если в классе есть ученики, которые обучаются игре на скрипке, можно предложить им исполнить вступление или заключение к песне или сыграть несколько пьес из своего репертуара.

IV. Итог урока.

- Что такое квартет?

- Что значит музыка в стиле рококо?

V. Домашнее задание.

Повторить изученные песни.