Музыкальные инструменты. Скрипка.
Погожева Оксана Валерьевна
учитель музыки
I квалификационная категория
Технологическая карта урока музыки
(Программа Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева).
Предмет: музыка 3 класс.
Тема урока: «Музыкальные инструменты. Скрипка».
Цели урока:
Способствовать формированию у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте.
Продолжить знакомство с выдающимися скрипичными мастерами и исполнителями.
Развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус через слушание и анализ музыкальных произведений.
Совершенствовать умения эмоционально откликаться на музыку различного характера.
Формируемые универсальные учебные действия
Направленные на достижение предметных результатов:
-развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
- углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями;
- понимание особенностей музыкального жанра «Каприс».
Направленные на достижение метапредметных результатов:
- самостоятельное определение темы и целей урока, планирование, контроль и оценивание учебной деятельности;
- формирование информационной компетенции, связанной с поиском, оценкой и восприятием информации;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения;
- формирование коммуникативных компетенций.
Направленных на достижение личностных результатов:
- формирование интереса к музыкальным занятиям;
- понимание эмоциональной силы музыки и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;
- формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;
- осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться;
Оборудование и средства обучения:
- учебник Г.П. Сергеевой «Музыка». 3 класс;
- магнитофон, компьютер, проектор, экран.
Художественный материал:
- портрет композиторов П. Чайковского, А. Вивальди;
- репродукция картины С. Коненкова «Паганини»;
- изображения музыкальных инструментов;
- С. Рахманинов «Вокализ» »(запись);
- П. Чайковский «Мелодия» (запись);
- А. Вивальди. «Гроза» (видеофрагмент);
- Н. Паганини «Каприс № 24» (запись).
Организационная структура урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организация начала урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: создать Положительный эмоциональный настрой; помочь принять правильную позу; Методы: словесные | Звучит « Вокализ» С. Рахманинова | Подготовка класса к работе. | Регулятивные: - настрой на урок. Личностные УУД: - формирование эмоциональной отзывчивости. |
2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала (Подводящий к теме диалог) Цель, которая должна быть достигнута учащимися: систематизировать исходные представления о струнно-смычковых инструментах Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для принятия учащимися учебной задачи; организовать работу для успешного восприятия нового материала. Методы стимулирования: похвала. | -Какой инструмент вел мелодию солировал? -Верно, мы слышали солирующее звучание скрипки. - Покажите, как играют на скрипке? Скрипку называют «королевой оркестра», считается, что этот инструмент может выразить и передать своим звучанием все самые тонкие человеческие чувства. Как будто девушка запела, И в зале словно посветлело. Скользит мелодия Так гибко, Затихло все: играет скрипка. М. А. Давыдов. Значит, какая будет сегодня тема урока? (показ скрипки). | Скрипка. Отвечают на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках. Индивидуальные ответы. | Познавательные УУД: -повторение ранее изученного материала. Коммуникативные УУД: -умение строить грамотное, красивое сообщение. Регулятивные УУД: - контроль; - коррекция. Личностные УУД: - формирование интереса к музыке; - формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности. |
3. Определение темы урока и постановка учебной задачи. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Актуализировать знания учащихся по данной теме и способствовать формированию заинтересованности в учебной деятельности. Методы: наглядный, словесный. | - Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? -Попробуйте сформулировать тему урока. - Верно, тема нашего урока «Музыкальные инструменты. Скрипка». А главная цель нашего урока: познакомиться со скрипкой, узнать, как звучит этот инструмент и почувствовать, какие настроения можно передать с помощью скрипки. | Учащиеся формулируют тему урока, пробуют определить его цели и задачи. | Познавательные УУД: - самостоятельное выделение темы и целей урока; Регулятивные УУД: - планирование деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: - умение слушать и размышлять. Личностные УУД: - формирование интереса к музыкальным занятиям. |
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: анализировать и систематизировать знания, сравнивать и обобщать полученную информацию, делать выводы. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу для выделения, сравнения, моделирования; создать условия для плодотворной работы. Методы: учебный диалог, наглядный, сравнительный анализ.
| - Что вы знаете об этом инструменте? - Где и когда появились первые скрипки? - Каких известных скрипачей вы знаете? Можно смело сказать. Что скрипка – один из самых загадочных и таинственных инструментов. Никакой другой инструмент не изучали так много, долго и тщательно, как скрипку. Ею занимались люди разных профессий: физики, математики, искусствоведы, музыкальные мастера, музыканты. Кое-что они поняли и объяснили, но многое так и осталось непостижимым. Давайте посмотрим на эту «таинственную даму». Посмотрите на репродукцию картины К. Петрова-Водкина «Скрипка». Попробуйте описать этот инструмент. - А теперь прочитайте статью в учебнике на с. 100-101 и подготовьте небольшой рассказ о том, что нового вы узнали о скрипке, как музыкальном инструменте. (Учитель расширяет сведения, полученные из учебника). Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно – это конец 15 в. начало 16 века. Скрипка звучит сильно и ярко не боится ни площадей, ни больших залов. Первоначально она не была аристократичным и салонным инструментом, долгое время бытовала в народе, да и сейчас остается народным инструментом у молдаван, румын и у венгров. Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Родина скрипки — Италия. Изготовить смычковый инструмент – тяжелый труд и большое искусство. Приложение №1 Составляющие элементы музыкального инструмента (скрипки). Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос, голос близок к человеческой речи. -Назовите главные, на ваш взгляд, черты, присущие человеческому голосу. (Плавность разговора, перепады громкости, возможность передать разное настроение) - Давайте сейчас послушаем «Мелодию» композитора П. И. Чайковского. Послушайте и подумайте, о чём рассказывает скрипка своим необыкновенным голосом? (Звучит запись произведения). - О чём же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили? Какое настроение она нам передаёт? - Именно благодаря теплому певучему задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы чувствуем настроение тепла, света, волнения и мечты: Звезды водят хоровод. Светит в тишине луна. Скрипка песенку поёт, Песенку поёт струна. И взлетает в небосвод Синий парус ветерка, В море музыки плывет Лодочка смычка. П. Синявский, «Мелодия» - Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Подумайте, какое название можно ему придумать? (Звучит произведение А. Вивальди. Гроза. Из цикла «Времена года»). - Как бы вы назвали это произведение? Правильно, это фрагмент из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди под названием «Гроза» из цикла «Времена года». - Как звучала эта музыка? Посмотрите, как скрипка может передавать абсолютно разные чувства, которые выражают в своей музыке два композитора — Чайковский и Вивальди | Ответы на поставленные вопросы Рассуждение о репродукции к картине. Читают статью учебника о скрипке и готовят небольшой рассказ об инструменте. 2-3 ученика, дополняя друг друга, рассказывают о скрипке. Слушают дополнения учителя. Ответы на поставленные вопросы Слушают фрагмент Анализируют, рассказывают о своих впечатлениях. Слушают фрагмент «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди (названия произведения не знают), пытаются, проанализировав те чувства и настроения, которые вызывает музыка, придумать ей название. Делятся впечатлениями, рассказывают, какие картины рисует музыка, как она звучит (напряженно, взволнованно, стремительно, бурно, энергично, грозно...) и обосновывают выбранное название произведения. | Познавательные УУД: - самостоятельный поиск и выделение информации; - осознанное построение речевого высказывания; - углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: «Мелодия» П.И. Чайковский и «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди; - овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения; Регулятивные УУД: -прогнозирование. -формирование самооценки Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией. Личностные УУД: - формирование интереса к музыке. |
| - Вспомните имена великих мастеров, которые делали скрипки, и известных исполнителей-скрипачей. Страдивари, Гварнери, Амати. Скрипки этих мастеров различались не только по размеру, форме и цвету лака, но и по тембру. Приложение №2 Сказка об Антонио Страдивари. Путь скрипки был очень нелегким. И кто знает, долго ли ещё её считали отверженным ярморочным, трактирным инструментом, если бы не замечательные исполнители, оценившие и избравшие её. (Рассказ о Н. Паганини). Музыкант – легенда, публика приходила в восторг, когда смычок итальянского скрипача касался струн. Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей. Его искусство исполнения было столь необычным, что приписывалось силе дьявола. Только настоящий музыкант знает, что его игра - это музыкальная смелость, изобретательность, мастерство, огромный неустанный труд. Но у церкви были насчёт этого совершенно другие доводы и мысли. Его считали безбожником, говорили, что он продал душу дьяволу. А его непропорциональное тело: огромные руки, невысокий рост, лишь добавляли таинственности его образу. - Обратите внимание, как художники показали образ музыканта. Каким они увидели его? (Работа с репродукцией картины С. Коненкова «Паганини»). - Ребята, а сейчас мы послушаем произведение Н. Паганини, и поработаем с нашими словарями эмоциональных терминов. (Слушание произведения Н. Паганини «Каприс № 24»). - Скажите, звучание какого инструмента вы услышали? - Какая музыка была по характеру? - Может ли это произведение сыграть ученик 2 или 3 класса музыкальной школы? Почему? Действительно, сейчас прозвучала инструментальная пьеса виртуозного характера, которая требует от артиста безукоризненной техники. Виртуоз – всякий, кто делает своё дело ловко, великолепно, блестяще, быстро. Очень интересно и необычно название этого жанра. Каприс- от итал. Capriccio- каприз, прихоть. Вы, капризничаете иногда? Вы готовитесь к своему капризу заранее? Можете ли вы сдержать свои эмоции при капризе? Так и в музыке – всплеск эмоций, творческий полёт, яркие краски, свобода и задумчивая меланхоличность- всё это сочетается в жанре «Каприс». Основная особенность - свободная форма. Жанр был известен в 17 веке, но популярен стал в 19 веке. Можем ли мы назвать виртуозом Н. Паганини? | Ищут ответы на вопросы, используя знания, полученные в начале урока. Заранее подготовленные дети, (увлечённые музыкальной деятельностью, с высокой познавательной активностью) рассказывают о творчестве виртуозного итальянского скрипача Н. Паганини и о жизни скрипичного мастера Антонио Страдивари.
Рассматривают репродукцию картины С. Коненкова «Паганини», пытаются нарисовать с её помощью образ великого музыканта.
Слушают произведения Н. Паганини «Каприс № 24».
Беседа.
Осознание смысла нового музыкального термина «каприс», знакомство с особенностями жанра «Каприс».
Делают пометку о новом жанре в музыкальной тетради.
| Познавательные УУД: -расширение представлений о великих мастерах и исполнителях скрипичной музыки; - овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального и художественного произведения; - знакомство с музыкальным жанром «Каприс». Регулятивные УУД: - осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит дальнейшему усвоению. Коммуникативные УУД: - умение слушать; - умение красиво, образно и грамотно преподносить полученную ранее информацию; - участие в коллективном обсуждении проблем урока. Личностные УУД: - осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально само выразиться; - понимание эмоциональной силы музыки. |
5.Физ. пауза. | Музыкальная игра «Тук-тук, молотком». | Музыкально- ритмические движения. | Коммуникативные УУД: - учатся взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности. Личностные УУД: - формирование эмоционального настроя на последующую деятельность. |
6.Вокально-хоровая работа | 1. В песне, которую мы начнем разучивать также говорится о скрипке, на которой играл бродячий музыкант. Норвежская народная песня «Волшебный смычок». 2.Разучивание новой песни - Педагог читает слова 1 – го куплета. Учащиеся проговаривают текст, дублируют ритмический рисунок хлопками. Демонстрация мелодии песни учителем. - Разучивание по фразам. - как надо исполнить песню, чтобы подчеркнуть её танцевальный характер? (С ударением на первые доли каждой из фраз). Педагог показывает прием акцентирования ударного слога, учащиеся отрабатывают нужное исполнение первого куплета. Как ещё можно подчеркнуть ударный слог (хлопками в ладоши, ударами в бубен). - Работа над текстом 2 куплета. -Как можно разнообразить звучание 1-го и 2-го куплетов. (Первый куплет надо спеть легко, солнечно, второй куплет-сердито, мрачно, передавая зависть богача). - Исполнение песни в сопровождении шумовых инструментов. | Коллективно-исполнительская деятельность. | Познавательные УУД: - знакомство с мелодией и словами новой песни. Коммуникативные УУД: - взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности; - участие в хоровом исполнении музыкального произведения. Личностные УУД: - формирование исполнительских навыков; - воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений. |
7. Закрепление полученных знаний и способов действий. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, сделать вывод. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Организовать работу по проверке степени усвоения материала | -Перед вами лежат небольшие тесты по теме нашего урока. Возьмите листочки и попробуйте выполнить их. Если вы согласны с утверждением в тесте, то напротив него ставите знак плюс (+), если не согласны – знак минус (-). Приложение№3 Тест. | Работают с тестами по теме урока, определяя верность или неверность утверждений. (Самостоятельная работа). | Познавательные УУД: - развитие умения осмысливать полученную информацию. Регулятивные УУД: - умение сравнивать выполнение работы с заданным эталоном; - осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению; - оценивание качества усвоения. Коммуникативные УУД: - взаимодействие в процессе проверки результатов выполнения работы. Личностные УУД: - формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности |
8.Рефлексия деятельности (итог урока) осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: делать вывод, давать оценку своей деятельности. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | - Удалось ли решить поставленную задачу? - Кто оцениваете свою работу на «5», а на «4»? - А работу класса в целом? Разговор о скрипке мы продолжим в старших классах, и узнаем ещё немало интересного. «Неторопливо, не спеша скрипичный мастер скрипку ладит. Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит, Поправит деку, завиток, покроет лаком осторожно. Теперь он сделал всё, что мог, теперь играть на скрипке можно! Пой, королева, смейся, плачь, твой голос и стан твой строен, Какой счастливчик твой скрипач, пусть будет он тебя достоин!» | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке. | Регулятивные УУД: - осмысление своих действий и самооценка. Коммуникативные УУД: - умение полно и точно выражать свои мысли. Личностные УУД: -смыслообразование |
9.Информация о домашнем задании | Найдите стихотворения, сказки, рассказы, песни о скрипке и скрипачах. | Слушают домашнее задание. | Познавательные УУД: - поиск и чтение художественных произведений о скрипках и скрипачах. Регулятивные УУД: - целеполагание. |
Приложение №1
Составляющие элементы музыкального инструмента (скрипки).
В маленькой скрипке - более 40 деталей. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой «талией». Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из ствола. Для верхней поверхности - еловое, для нижней – белоствольный клён. Очень затейливая форма у скрипки. Посмотрите, какие капризно изогнутые линии! На верхней деке — фигурные прорези для выхода звука наружу.
Гриф- элемент, на
который натянуты
4 струны через всю
скрипку. Звук извлекается с помощью смычка — это деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса.
Приложение №2
Сказка об Антонио Страдивари.
В XVII веке в
итальянском городе Кремоне,— рассказывает одна старинная легенда,—волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошёл внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной.
— Подари мне эту
скрипку, и я выполню любое твоё желание,—сказал волшебник.
— Я хочу жить
вечно,— ответил юноша.
— Хорошо! Но
одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь.
— Я согласен!
Шли годы. Мастер
работал. Когда
число инструментов стало подходить к тысяче (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил:
- Теперь я могу
умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я им отдал свою душу, всю свою жизнь.
Имя этого мастера
известно всему миру — Антонио Страдивари.
Приложение№ 3
Тест
1.Скрипка – это струнный смычковый инструмент…
2.Родина скрипки – Россия…
3.Чайковский – великий итальянский мастер, делавший скрипки…
4.Автор музыкальной пьесы «Гроза» из цикла «Времена года» - А. Вивальди…
5. Никколо Паганини – гениальный итальянский скрипач и композитор…
6. Основная особенность жанра «Каприс» в музыке – это всплеск эмоций, творческий полёт, свободная форма…
Ответы.1. +2. –3. –4. +5. +6. +
Если у вас нет ошибок, то поставьте себе «5»; если 1-2 ошибки, то поставьте – «4»;
Если ошибок оказалось больше двух, то не расстраивайтесь, вы сможете повторить
данный материал дома, прочитав уже известные вам страницы учебника.