Музыкальная гостиная
Опера Ж.Бизе «Кармен»
Вход под увертюру к опере Ж. Бизе «Кармен»
Музыкальное приветствие.
Я знаю, что вы умные, творческие и любознательные дети! И ещё я знаю, что вы любите разгадывать различные тайны и умеете делать это очень даже хорошо, ну и решила лишний раз убедиться в этом.
Чтобы определить музыкальное произведение, тайну которого предстоит раскрыть, надо провести небольшую разминку.
Посмотрите на слайд. Вспомните определения этих терминов и подберите к каждому термину определение. Из перечисленных терминов увертюра, либретто, речитатив, ария - сделайте вывод, о каком жанре вокальной музыки пойдёт речь? (об опере)
- Вы на верном пути. Что дальше надо узнать? (Кто сочинил, как называется)
- Держите подсказки:
1. Бон жур, мадам, месье – так здороваются на родине композитора.
(французский композитор)
2. Эти предметы имеют отношение к главному персонажу оперы: юбка, веер, карты,
цветок (девушка, гадает на картах, возможно, цыганка, костюм испанский)
3. Вы знаете, как называется этот инструмент? Визитной карточкой какой страны он является? Для чего и как используют? (кастаньеты, отстукивают ритм во время танцев, Испания)
- Итак, вы определили, что это опера французского композитора 19 века и действие происходит в Испании. Главный персонаж - цыганка по имени Кармен.
Слайд Жорж Бизе. Опера «Кармен»
- Вот вы и раскрыли тайну произведения! Прочитайте на слайде, как оценил музыку оперы великий современник Жоржа Бизе П.И. Чайковский : (читают слова на слайде) «Опера Бизе – шедевр. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. Сегодня эта опера входит в золотой фонд оперной классики и действительно является самой популярной оперой в мире. Так ли это?
- Так какую же цель мы поставим с вами? (почему она так популярна)
- Хотелось бы вам узнать, что же до сих пор вызывает интерес публики и в чём привлекательность оперы? (да, было бы интересно узнать побольше об этой музыке)
Давайте знакомиться с героями оперы. Кстати, исполнение на французском языке лишает нас возможности понять суть при помощи слов, но вам поможет музыка.
Итак, улица старинного испанского города Севильи. У табачной фабрики стоят на карауле солдаты, и народ сбегается посмотреть смену караула. Но тут появляется Кармен.
Хабанера. Ария Кармен: слушание.
-Какую характеристику вы можете дать Кармен на первый взгляд, не понимая, о чем она поет?
В арии используется ритм медленного испанского танца «Хабанера», поэтому арию называют просто «Хабанера». Давайте попробуем простучать этот ритм, который в музыке называется пунктирным. Кто хочет попробовать исполнить его на кастаньетах? Ты будешь отстукивать ритм хабанеры на кастаньетах, кто-то – хлопками, а кто-то покажет пластикой рук нисходящее движение мелодии.
- Подумайте, на что похож ритм? (сердцебиение неровное, скачкообразное)
- Что мы можем добавить к музыкальной характеристике Кармен, видя этот ритм, пропустив его через собственное исполнение? (эмоциональный человек, быстро и неожиданно меняются эмоции, взлёты, падения, ее образ раскрывается в музыке танцевальной, потому что композитор стремился подчеркнуть ее артистичность, яркий темперамент)
«Цыганка Кармен наделена особым даром – с первого взгляда пробуждать к себе любовь. Никто не может остаться безразличным к красавице цыганке. Лишь один сержант испанской армии Хозе равнодушен к чарам Кармен. Однако, именно он привлекает ее внимание, и она бросает свой цветок Хозе. Он сразу попадает под воздействие чар Кармен. Теперь Хозе говорит о том, что этот цветок он сохранит на память»
-Давайте послушаем арию Хозе, которую принято называть романсом – послушайте, и подумайте - почему?
Ария сержанта Хозе: слушание
называют романсом, т.к. медленный темп, на легато, страдание
лирический образ
влюблённый, страдающий, нежный
Ещё один из главных персонажей - тореадор Эскамильо (кто такой тореадор). Послушаем куплеты тореадора, которые стали визитной карточкой этого героя в опере).
Слушание куплетов
в основе темы – марш, т.к. чёткий ритм, громкость, воинственность
смелый, уверенный в себе, страстный, независимый, красавчик, богатый.
Давайте пропоём 1 куплет. Слова на слайде, постарайтесь спеть вместе со мной.
Итак, два образа мужских и женский. Какие отношения могут быть между ними? (любовь).А любовь какая? Счастливая или несчастная любовь? (любовный треугольник). Чем может закончиться эта история? (чьей-то гибелью ).
- А если вы очень хотите узнать, каким будет конец, то можете прочитать новеллу французского писателя Проспера Мериме с таким же названием – «Кармен», догадываетесь почему? (по мотивам этой новеллы написана опера)
Рефлексия: Итак:
- С музыкой какого композитора познакомились? (франц. композитор Жорж Бизе, опера «Кармен»)
- Какие новые термины вы узнали? (хабанера, кастаньеты)
-Какую цель мы ставили? (почему она так популярна)
- Достигли мы поставленной цели? (да, мы узнали, что опера интересна своим сюжетом, красивой, красочной музыкой, персонажами являются простые люди, их жизнь)
Поднимите руку те, кто после нашей с вами встречи захотел посмотреть постановку этой оперы?
И, напоследок, ещё одна тайна, которую попробуете раскрыть сами: опера, которая на сегодняшний день является самой популярной в мире, на премьере потерпела сокрушительный провал. Это так подействовало на Бизе, что через 3 месяца после премьеры, не дожив до 37 лет, композитор скончался.
Хотите узнать, почему? Тогда, вперёд, как тореадоры, в бой!
Звучат куплеты Тореадора