СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная грамота в развитии навыков одноголосного пения - УНИСОНА

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальная грамота  в развитии  навыков  одноголосного пения - УНИСОНА

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная грамота в развитии навыков одноголосного пения - УНИСОНА»


МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОДНОГОЛОСНОГО ПЕНИЯ - УНИСОНА



Для достижения музыкальной грамотности обучающихся детей необходимо решить следующие задачи:

  • Формирование прочных слуховых навыков

  • Сознательное интонирование и умение воспроизводить мелодии по нотной записи

  • Освоение теоретических знаний, способствующих более точному интонированию.

Этот вид деятельности включает в себя освоение понятия звуковысотности. Для этого мною

используется музыкальная лесенка, каждая, из ступеней которой обозначает ту или иную ступень в ладу и имеет конкретный цвет. Обучающиеся дети проходят подготовку слуха к освоению нотной грамоты. Никакой записи нот нет. Важно, чтобы навыки пения по нотам усваивались на музыкально осмысленном материале и собственным певческим опытом обучающихся детей. Смотреть приложение №1 "МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛЕСЕНКА".

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

С первых же занятий обучающиеся учатся различать регистры. Предлагаю прослушать и различить на слух мелодии.



ПТИЧКА



КОШКА



СОБАКА




МЕДВЕДЬ


Смотреть нотное приложение № 2.

В низком регистре – "идёт медведь", в высоком регистре - "поют птицы" в среднем регистре – " поют дети. Звучит тема "идёт медведь" – руки обучающихся детей опускаются вниз, "поют птицы" – руки поднимаются вверх, поют дети – руки на уровне груди.

После нескольких занятий играю сразу отдельные звуки в разных регистрах и активизирую звуковысотный слух обучающихся. Следующий этап - играю мелодию состоящую из больших скачков (Смотреть НОТНОЕ приложение № 2) и предлагаю детям игру, активизирующую звуковысотный слух. Называется она "Вверх – вниз". При слышании высоких звуков обучающиеся поднимают руки вверх, средних – держат на уровне груди, нижних – опускают. Кто ошибся – выходи из игры.

Далее обучающиеся совершенствуют навыки пения нижнего отрезка ДО- мажорного звукоряда по ручным знакам. Смотреть нотное приложение № 3. РУКА – КАК НОТНЫЙ СТАН: пять пальцев левой руки – это пять линеек нотного стана, а указательный палец правой руки демонстрирует на этом нотоносце определённую ступень. Быстрое горизонтальное движение указательного пальца под левой ладонью обозначает ДО первой октавы, положение палец под мизинцем левой руки – РЕ первой октавы, палец на конце мизинца – ми первой октавы, палец между мизинцем и безымянным пальцем – ФА первой октавы и т.д. Смотреть НОТНОЕ Приложение

4 и МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА. Развитие ладового слуха.

Переходим к развитию координации голоса со слухом, добиваясь не только того, чтобы обучаемый услышал звук, мелодию, сумел её запомнить, но и смог спеть любую ладовую ступень. Самое главное – петь попевки обучающимся детям в удобной примарной зоне и стремиться подпевая преподавателю подстраиваться под его ПРАВИЛЬНЫЙ ЗВУК.


  • РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННИХ МУЗЫКАЛЬНО – СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  • ОБУЧАЮЩИХСЯ ИХ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА, ЧУВСТВА РИТМА, СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, СЛУХОВОГО КОНТРОЛЯ


ВНУТРЕННИЙ СЛУХ –это умение услышать звук, запомнить его, про себя повторить и исполнить голосом.


СМОТРЕТЬ: Вокально –хоровые упражнения в развитии координации голоса и слуха.


ЛАДОВОЕ ЧУВСТВО – звуки, из которых складывается мелодия, их взаимосвязь. Формирование представлений звуковысотных соотношений через внутреннее представление высоты звуков адекватного реальному звучанию услышанного.


1 ЭТАП

УПРАЖНЕНИЕ 1 (Для 1-го года обучения). Преподавателем даётся звук в удобном для пения регистре – РЕ1 октавы, обучаемый слушает его и повторяет про себя пока звук тянется, например, РЕ1 октавы, а потом поёт его в унисон с данным звуком.

УПРАЖНЕНИЕ 2 Преподавателем даётся звук в далёком регистре РЕ2 октавы ( на

октаву выше.) Пока звук тянется, ученик запоминает его, поёт про себя, а затем вслух поёт на октаву ниже РЕ1 октавы совершая слуховой контроль – слушает чистоту совпадения обоих звуков на расстоянии октавы (унисон, октава, две октавы).

ПРАВИЛО

Про себя повторить услышанный звук, ритмический рисунок должно войти в привычку. Выработка навыка запоминания сначала звук, потом нота.

П ЭТАП

Преподаватель даёт гармоническую аккордовую настройку в тональности песни или попевки, обучающийся слушает её и повторяет про себя, пока звук тянется, а потом поёт 1 ступень, как самую устойчивую.

Исполняется новая мелодия в медленном темпе голосом преподавателя или на инструменте, обучаемый про себя поёт услышанную мелодию, а потом вслух голосом её исполняет.

Ш ЭТАП

Исполняются 1 – Ш – V ступени звукоряда, обучающиеся слушают и пытаются исполнить самый устойчивый звук.

Исполняется фраза и не доигрывается самый устойчивый последний звук, который обучающиеся должны найти своим голосом.

Развитие внутреннего голоса обучающихся детей через ощущение звуковысотности услышанного


Обучающиеся дети учатся, слушая звук запоминать услышанное при этом губами повторять про себя столько, сколько звучит звук.

  • тренировка памяти: запоминаем услышанные звуки

  • вспоминаем услышанные звуки, изображая их голосом

  • осуществление слухового контроля в разнице услышанного звука и исполненного самим

  • определение примарных (характерных только для обучающегося) звуков диапазона обучающегося

  • понятие о высоких и низких звуках в сравнении «ещё выше», «ещё ниже».


ИГРА "ЖИВЫЕ СТУПЕНЬКИ" Обучающиеся дети распределяют между собой ступени. Поём: "Раз, раз, раз, иди сюда". Ступенька – ребёнок приходит только тогда, когда споёт её, правильно показывая ручными знаками. После ознакомления с первыми тремя ступенями знакомимся с 4 и 5 ступенями. Смотреть нотное приложение № 5.

Поём: " Вот иду я вверх, вот иду я вниз". Показываю ручные знаки и предлагаю подумать, какие новые ступени появились. "Четвёртая, пятая" – отвечают обучающиеся дети. Предлагаю спеть эту попевку ступенями, чтобы дети быстрее запомнили ручные знаки "четыре" и "пять" слежу при этом за правильным показом знаков, чтобы каждый знак соответствовал высоте ступени. На пяти ступенях ещё нагляднее звучит тяготение неустойчивых звуков в устойчивые. Сами ручные знаки уже демонстрируют это тяготение: второй ступени к первой, четвёртой к третьей, шестой к пятой, относительную устойчивость пятой и полную – первой ступени.

ИГРА "ДИРИЖЁР" Обучающийся ребёнок раздаёт каждому из детей карточку с названием одной из 5 ступеней звукоряда и затем показывает (в попевке), когда кто должен вступить.

Знакомство с 6,7, и 1 ступенями. В музыке всего СЕМЬ СТУПЕНЕЙ, а восьмая звучит как 1, только на октаву выше. Смотреть нотное приложение № 5, 5 А.

ВТОРОЙ ЭТАП. Приучаю обучающихся детей различать движение мелодии:

Играю на инструменте, а затем пою несколько звуков подряд, которые идут вверх, затем пою ряд звуков на одной высоте, далее несколько звуков, идущих вниз, и т.д. Обучающиеся дети движениями руки показывают, куда движутся звуки.

Игровой момент. Жил непослушный мальчик, как-то, раз он полез на высокое дерево. Играю ряд звуков, поднимающихся вверх. Всё выше и выше…. Вот уже остались совсем тоненькие ветки. Мама увидела это из окна, испугалась и велела ему спуститься. Играю "суровую мелодию" и говорю: " Сейчас музыка подскажет вам, послушался ли маму мальчик или нет". Играю арпеджио вверх, вниз, ряд звуков на одной высоте и т.п. Движением руки обучающиеся отмечают движение мелодии, её звуковысотный ход.

ТРЕТИЙ ЭТАП. Знакомство обучающихся детей с музыкальным звукорядом. Объясняю, что звуки могут следовать друг за другом скачками или постепенно, словно поднимаясь или спускаясь по ступеням лесенки. Лесенка эта не простая, а звуковая, и называется она "звукорядом". У каждой его ступеньки есть своё название: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ….

Одновременно с освоением ручных знаков осваиваю с обучающимися детьми музыкальную грамоту, где знакомство с каждой нотой сопровождается небольшим четверостишием, определяющее местонахождение ноты на нотоносце (руке).

Смотреть МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД.

ИГРА. "Путешествие по звукоряду". Играю звук СОЛЬ и говорю: "Со станции СОЛЬ мы отправляемся в интересное путешествие. Кто скажет, на какую станцию-звук мы приедем, и какие станции проедем по пути?" Обучающиеся слушают гаммообразные попевки и определяют от звука СОЛЬ мы поднялись в гору и к какому звуку, стоим ли на одном месте или идём вниз.

ИГРА "ЖИВЫЕ НОТЫ" в первую очередь закрепляю за обучающимися пению детьми конкретную высоту нот с одновременной раздачей карточек с изображением нот на нотоносце. Каждый поёт свою ноту и встаёт в порядке её расположения. Более усложнённый вариант из розданных карточек составляем знакомые попевки. Смотреть нотное приложение ПОПЕВКИ

7.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ


На первом году обучения различные МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ способствуют РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА И МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ.

"МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМАНДА" из шести- восьми обучающихся детей вызывается на середину класса перед хором. У преподавателя мяч, который он поочерёдно бросает каждому из участнков команды и одновременно поёт небольшую попевку со словами. Обучающийся ребёнок, должен поймать мяч и тут же бросить преподавателю, одновременно повторив попевку. Игра продолжается со следующим обучающимся.

Правильно или неправильно отвечают участники команды, это решает комиссия из остальных хористов. После всех ответов подсчитывается количество очков команды. А на её место выходят следующая "музыкальная команда".

С выходом каждой новой команды, каждым новым проведением игра усложняется. Теперь уже поются короткие мелодии без слов, но с названием НОТ. Игра достигает КУЛЬМИНАЦИИ тогда, когда вместо педагога роль ведущего поочередно выполняют наиболее способные дети и сами придумывают попевки, как с текстом, так и с названием нот.


ПОДГОТОВКА К ХОРОВОМУ СОЛЬФЕДЖИРОВНИЮ


СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ, помогающая в развитии музыкального слуха обучающихся детей, их мышления. Во время сольфеджирования развиваются такие основные качества грамотного пения, как пение по нотам, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту. Эта работа у меня начинается с интонирования песенного материала путём слухоподражательного пения "по нотам без нот". Предполагается исполнение песни, выученной по слуху, со стихотворным текстом.

Песня воспроизводится:

  • С названием ступеней и записью их последовательности на доске: 5,4, 3,2, 1.

Эти упражнения закладывают основные слуховые представления, которые затем связывают с осознанием ЛАДА, ТОНАЛЬНОСТИ, УСТОЙЧИВОСТИ ЗВУКОВ, А ТАКЖЕ СОЗДАЮТ БАЗУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЁННОГО ЛАДОГАРМОНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.


  • СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕМ ПО НОТАМ В ТОНАЛЬНОСТЯХ ДО, СОЛЬ, РЕ, ФА МАЖОР с названием нот, которые я выписываю на доске буквами или даю устно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!