СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная игра как средство развития творческих и социокультурных навыков детей дошкольного возраста. (Из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены возможности использования в дидактических играх элементов  театрализации для развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная игра как средство развития творческих и социокультурных навыков детей дошкольного возраста. (Из опыта работы)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 198 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

400005,Россия,Волгоград,ул.им.маршала Чуйкова, 49а,

тел. (8442) 23-11-18 / факс. (8442) 23-99-79







Музыкальная игра как средство развития творческих и социокультурных навыков детей дошкольного возраста.

(Из опыта работы)





























Составила : Музыкальный руководитель Т.В. Симакова



Продолжая своё направление по взаимодействию с детьми средствами музыкальных игр, опираясь на поставленные задачи, в этом учебном году меня, как музыкального руководителя, привлекла театрализованная деятельность и музыкально -дидактические игры с элементами театрализации. Это объединяет средства пластической организации действия с музыкой, ритмом и словом. В процессе театрализованных игр, происходит воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку, применять собственные возможности и способности.

Основной вид деятельности у детей – игра. Имеются две цели: обучающая, которую преследует взрослый, и игровая, ради которой действует ребёнок. Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребёнку, поскольку в её основе лежит игра – неиссякаемый источник детского творчества, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

В музыкально - игровой деятельности с элементами театрализации эти две цели дополняют друг друга и обеспечивают «формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области».

Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС т. е. педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование в дидактических играх элементов театрализации,  развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь, на мой взгляд, наиболее перспективным и действенным направлением педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие, творчество, игра.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях.

Значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий, в обозначении основных направлений организации музыкально-театрального искусства.

Целью моей работы по было:

- повышение уровня профессиональной компетенции, результативности в воспитательно - образовательной работе с дошкольниками, качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС.

В процессе деятельности я решала следующие задачи:

1. Выявить уровень своей профессиональной компетентности, используя различные методики.

2. Развивать у детей дошкольного возраста творческое воображение посредством музыкальных образов в музыкально-театральной деятельности.

3. Приобщать родителей к совместной музыкально - игровой деятельности через онлайн трансляции, видео - ролики.

Для того чтобы повысить свой профессиональный уровень в этом учебном году и продолжить работу в направлении «Музыкальная игра как средство развития творческих и социокультурных навыков детей дошкольного возраста», я повысила свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации в ВГАПО. Стараясь идти в ногу со временем, я как педагог, ищу новые гуманистические, личностно - ориентированные подходы к образованию и занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

– как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

– как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни;

– как интересно можно жить в этом мире;

– как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

В течение всего учебного года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:

  • Евтодьева А.А. «Учимся петь и танцевать, играя: методическое и практическое пособие по обучению пению и движениям в игровой форме». – Калуга, 2007.

  • Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия: Учеб.-метод. пособие по театрализованной деятельности. - СПб., 2008».

  • Родина М.И. «Кукляндия: Сборник миниатюрных театрализованных постановок для занятий с детьми старше 3-х лет» - СПб., 2018.

  • Родина М.И. «Кукляндия: Танцевальные композиции и игры для детей». - СПб., 2016.

  • Журнал «Музыкальная палитра»: Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин.

  • Журнал «Музыкальный оливье» – для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов и педагогов дошкольного воспитания.

  • Журнал «Сэхнэ» З.З. Хуснияр

Основной идеей моей работы является приобщение детей к искусству, посредством игр и театрализованной деятельности, способностям проявлять музыкальное творчество.

Используя музыкально - дидактические театрализованные игры, в этом учебном году были проведены такие праздничные мероприятия: Здравствуй, Осень золотая, Новогодние приключения, В гости к Солнышку, Кафе медовое, Весна - Красна.



Для педагога важно не только повышать свой профессиональный уровень, но и распространять свой педагогический опыт среди коллег.

В этом учебном году распространяла опыт следующим образом, приняла участие:

- Международной ярмарке социально -педагогических инноваций;

- представила практический опыт на сетевом сообществе музыкальных руководителей Волгоградского региона;

- создала видеоролик для консультационного пункта «Музыкальные игры в семье»

- совместно с воспитателями группы приняла участие в педагогическом марафоне «Планета успеха», представили театрализованную постановку «Фольклор детям»

- совместно с воспитателями группы приняли участие в конкурсе «Мои первые книжки» , представили театрализованную постановку «Колобок-колючий бок»

Наше дошкольное учреждение направленно на новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

– как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

– как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни;

– как интересно можно жить в этом мире;

– как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

В своей работе я использовала различные формы организации  музыкально -дидактических игр и театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Театрализацию в работе с детьми я использовала с младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, сценки, песни. В песенном творчестве предлагаю детям придумывать мелодии на отдельные слова: «Что ты хочешь, кошечка? – молочка немножечко!». Старшие дошкольники в сочиняют мелодию в жанре колыбельной для мишки, куклы; в плясовом - «Пляшут лягушки». В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, платочки, кубики, шарики др. Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах: бубне, металлофоне, ложках.

Дети сами придумывали различные способы озвучивания появления того или другого героя – приезд лошадки – ложки, колокольчики; самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки: зайке – барабан, мишке – бубен.

По желанию ребята выбирали себе роли. Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. Большое внимание я всегда уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи.

Опыт работы показывает, что дети занимаются с желанием и радостью, что, несомненно способствует раскрытию их творческих проявлений.

Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения  занятий. Играет роли в спектаклях, принимает участие в изготовлении костюмов и атрибутов.

Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества. Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя работу музыкального руководителя, воспитателей и родителей в единую творческую команду.

Для реализации самостоятельной деятельности в каждой группе ДОУ предусмотрен  музыкально - театрализованный уголок, оснащенный «персонажами»  кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики, необходимой для постановки спектаклей.

Мне, как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку, творить, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Результативность

Ценность и польза занятий  с использование музыкально - дидактических игр с театрализованным действием очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения,я обратила внимание на следующее:

-У детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.

- Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).

-Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).

- Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.

- Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

-У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).

- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

- У детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

На протяжении этих лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях, а также занимали и занимают призовые места в различных конкурсах:

- Диплом Лауреат 2 степени областного фестиваля -конкурса «Венок дружбы». Творческий коллектив «Звёздочки»

-Диплом Лауреат 3 степени Всероссийского молодёжного фестиваля патриотической песни

- Диплом 1 место районном конкурсе «Весна Победы!»

-Диплом 2 место городском конкурсе «Весна Победы»



Я, как педагог, занимаясь развитием музыкальных способностей детей средствами музыкально - дидактичесих театрализованных игр, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!