СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная характеристика Людмилы – из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная характеристика Людмилы – из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.»

Музыкальная характеристика Людмилы – из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.



В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана.

Опера написана в 1842 году по одноименной поэме А.С. Пушкина. «Руслан и Людмила» — эпическая опера. Монументальные образы Киевской Руси, легендарные фигуры великого князя Светозара, богатыря Руслана, вещего народного певца Баяна переносят слушателя в обстановку глубокой древности, рождают представление о красоте и величии народной жизни.

Значительное место в опере занимают фантастические картины царства Черномора, замка Наины, музыка которых наделена восточным колоритом.

Основной конфликт — столкновение сил добра и зла — отражен в музыке оперы благодаря рельефному противопоставлению музыкальных характеристик действующих лиц.

Вокальные партии положительных героев, народные сцены насыщены песенностью. Отрицательные персонажи либо лишены вокальной характеристики (Черномор), либо обрисованы при помощи речитативного «говорка» (Наина). Эпический склад подчеркивается обилием хоровых массовых сцен и неторопливым, как в былинном повествовании, развитием действия.
Действующие лица обрисованы в развёрнутых ариях, которые дают полную характеристику данного персонажа.

Известное во всем мире имя героини - Людмила (“милая людям”). Именно оно задает тон характеристики персонажа с самого начала. Автор называет ее “Мила княжна”, поясняя, что героиня его поэмы имеет очень скромный и чувственный нрав. Девушка, которая является младшей дочерью князя Владимира, не поддается ни на какие соблазны и остается верна своему возлюбленному. Черномор пытается подкупить ее, но все бесполезно. Людмила полностью равнодушно относится к богатству. У нее отсутствует унылая чопорность, она весела и очень романтична.

Образ Людмилы в поэме собирается буквально по кусочкам, подобно мозаике, находя выразительные черты героини на протяжение всего произведения. Изначально читатель имеет возможность с ней познакомиться на свадебном застолье. Баян славит прелесть девушки, воспевая ее как “красоту, достойную небес”.

Людмила и вправду хороша: стройный стан, златые косы, изящные ноги, легкая походка… Прекрасно сочетается с внешней красотой такие ее качества, как стыдливость и застенчивость. Ее волнуют и вызывают легкое стеснение смех и шутки шумного пира, а также ночь проведённая с женихом.

Каватина Людмилы – её музыкальный «портрет» – рисует милую, шаловливую девушку.

Состоит из нескольких разделов. Первый раздел – обращение к отцу («Грустно мне, родитель дорогой…») – имеет элегический характер городской лирической песни. Мелодия полна украшений. Второй раздел в трехчастной форме – обращение к женихам. 1 и 3 разделы легкие, шутливые в жанре польки (обращение к Фарлафу «Не гневись, знатный гость…» и Руслану «Не довольны они…»). Середина – обращение к Ратмиру («Под роскошным небом юга…») – носит восточный характер, благодаря синкопам и хроматизмам, медленная, томная.


Исполнение Каватины Людмилы «Не гневись, знатный гость».

Поэт дополняет образ прекрасной Людмилы тем, как она продолжает, невидимая, лить слезы и тосковать по отчему дому и любимому Руслану. В конце концов девушку ловят в сети, после чего она погружается в глубокий сон, вывести из которого ее получилось только у дорогого ее сердцу спасителя - Руслана. Жених, как оказалось, добыл волшебное кольцо и с его помощью смог спасти любимую.

Мягкий, вкрадчивый хор волшебных дев Наины из третьего действия основан на подлинной мелодии восточной песни, написан в форме глинкинских вариаций (на неизменную мелодию). Волшебные девы Наины подобно сиренам поют и манят путников в своё царство, очаровывая их иллюзией отдыха и мимолётного отвлечения о цели странствий.

Исполнение

Хор волшебных дев

Глинка мастерски использует то блестящие,

то тусклые тембры, то мерцающие, то ослепительно яркие

звучности, то густую, то прозрачную ткань оркестра. Некоторых героев постоянно сопровождают солирующие инструменты или группы инструментов. Руслана характеризует теплое звучание кларнета, Людмилу – легкие пассажи флейты или задушевное пение скрипки. С образом Ратмира связан «знойный», страстный тембр английского рожка.



Подводя итог, можно назвать много качеств, присущих Людмиле: смелость, внешняя красота, застенчивость, скромность, верность, преданность, любовь к Родине, неподкупность, юношеское легкомыслие.

Опера Глинки насыщена большим философским содержанием. Он использовал сказку для выражения глубоких идей верности долгу, победы добра над злом, торжества любви.

Спасибо за внимание.