Программа элективного курса "Музыкальная культура Великобритании и Ирландии" для учащихся 8–9-х классах ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Актуальность, специфика целевой группы учащихся:Элективный курс “Музыкальная культура Великобритании и Ирландии” предназначен для учащихся 8-9классов. Данный курс дает возможность получить достаточно полное представление о национальном своеобразии музыкальной культуры стран, язык которых учащиеся изучают в профильных группах. Концептуальная основа работы – воспитание у обучаемых бережного и уважительного отношения к богатому музыкальному наследию прошлых эпох, различных национальных культур и религиозных концессий.История музыкального искусства и музыкальной культуры в целом представляет в каждой из западноевропейских стран неоспоримый самостоятельный интерес, который возрастает по мере формирования той или иной нации. В освещении истории музыкального искусства Великобритании и Ирландии в рамках предложенного элективного курса прослеживается общий процесс творческого развития национальной культуры. Цели курса: Знакомство с музыкальной культурой Великобритании и Ирландии, с основными периодами ее развития, ведущими направлениями и стилями. Воспитание разносторонне гармоничной личности. Интеграция знаний о культуре, искусстве, истории и обществе Великобритании и Ирландии. Задачи: расширить общекультурный кругозор учащихся; воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству; пропагандировать народное и современное музыкальное творчество Задачи расширения общекультурного кругозора учащихся включают в предлагаемый элективный курс достаточно широкий круг явлений из области истории музыки: важнейшие события музыкальной жизни, биографии композиторов, ознакомление с различными жанрами музыкальных сочинений, с народными инструментами и т.д.Элективный курс “Музыкальная культура Великобритании и Ирландии” дает хотя и элементарный, но законченный круг знаний, связанный с явлениями музыкального творчества и музыкально-общественной жизни изучаемых стран. Предлагаемый курс в популярной форме знакомит учащихся с различными произведениями народного, классического и современного музыкального искусства Великобритании и Ирландии, с творчеством отдельных выдающихся композиторов ХV - ХХ веков. Методическое обеспечение.Структурная модель последовательности занятий предполагает уровневое построение занятий – каждый новыйраздел программы опирается на содержание предыдущего. Формы и методы обучения:Основной формой занятий элективного курса является групповой урок с постоянным составом учащихся в количестве 8-10 человек. Форма обучения – лекции, беседы, викторины, конференции. Элективный курс “Музыкальная культура Великобритании и Ирландии” изучается в течение одной четверти. Общий объем курса 18 часов, периодичность занятий – два раза в неделю. Позиция педагога, проводящего занятия – “информатор”, “советник-консультант”. Средства обучения: музыкальный проигрыватель, аудиозаписи. Технологии обучения: информационные, исследовательские, игровые. Контроль результативности изучения учащимися программыФорма текущего контроля – тестирование, музыкальная викторина.Образовательный продукт – конспекты, рефераты, творческие работы. Система оценивания: прослушан курс ;защищен реферат ;выполнена творческая работа Учебно-тематический план № пп | Название темы и ее основное содержание | Всего часов | В том числе | Формы контроля | Теор. | Практ | 1 | Введение. Культура древних кельтов. | 1 | 1 | | тестирование | 2 | Британское бардическое искусство Ирландии, Англии, Шотландии в контексте межэтнического диалога национальных традиций средневековой Европы. | 2 | 1 | 1 | тестирование, викторина | 3 | Старинные национальные музыкальные инструменты. | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование, викторина | 4 | Английская полифоническая музыка эпохи Возрождения | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование, викторина | 5 | “Елизаветинская баллада”, театр масок и английская балладная опера. | 1 | 1 | | тестирование | 6 | Творчество Генри Перселла. | 2 | 1 | 1 | тестирование, викторина | 7 | Музыкальная культура начала XVIII- конца XIX веков. | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование, викторина | 8 | Английское Музыкальное Возрождение начала ХХ века. Творчество Б. Бриттена, Р. Воан-Уильямса, Э.Элгара, Г.Холста. | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование, доклады | 9 | Возрождение национальных традиций. С.Шарп и “Общество народной песни”. Интонационные особенности британского музыкального фольклора | 1 | 0,5 | 0,5 | викторина | 10 | Музыкальный фольклор Ирландии, Англии, Шотландии в контексте направлений современной массовой культуры (Loneena Mc Kennitt, Alan Stivell, “Steelеye Span”, “Morris on”, “Clannad”, “Blackmore's Night”, Enya) | 3 | | 3 | викторина, доклады | 11 | Музыкальная культура кельтов в России. | 1 | | 1 | конференция, доклады | 12 | Стили и направления английской молодежной музыкальной культуры (“The Веаtles”, “Rolling Stones”, “Pink Floyd”, “The Cranberries” и др.) | 3 | | 3 | викторина, конференция, доклады | Содержание курса Урок 1. Введение. Культура древних кельтов.Влияние кельтов - старожилов Британских островов, сохраняется в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Археологи считают, что кельтские племена происходят из мест, находящихся на территории современных Венгрии и Австрии. Именно здесь в Европе было развито мастерство металлообработки, возникла новая родовая аристократия, объединившая враждующие соседние племена и распространившая свой собственный язык и культуру. Когда около полутора тысяч лет назад англо-саксы начали заселять современную Англию, кельты постепенно были вытеснены на запад. Нормандское вторжение 1066 года привело к ослаблению кельтской власти на всей территории Британских островов. Хотя кельты потеряли политическую власть, их культура выжила. Она сохранялась обычными людьми, так как их бывшие правители в значительной степени усвоили английскую речь и привычки. Уроки 2,3 Британское бардическое искусство Ирландии, Англии, Шотландии в контексте межэтнического диалога национальных традиций средневековой Европы.Профессиональное светское искусство в средние века на западе Европы возникло позже церковного. Новое музыкально – поэтическое движение возникло первоначально во Франции и получило название “art de trobar”, что значит буквально: “искусство изобретать”. Рассвет искусства трубадуров – от середины 12 до конца 13 столетия. После французского art de Trobar наибольшее значение приобрел немецкий миннезанг 12 – 14 столетий. В ирландской национальной традиции аналогами французского art de Trobar выступают “вольная” монастырская поэзия и искусство бардов. Самым распространенным жанром становится уличная баллада, называемая так по сфере бытования. Баллады исполнялись на улицах и ярмарках, в крестьянских домах и деревенских пивных. Распространялись они не только в устной, но и в письменной форме. Для баллад характерны разговорная лексика, живой задорный ритм, диалогичность, самостоятельно звучащие голоса героев и рассказчиков. Урок 4.Старинные национальные музыкальные инструменты.Из песен и поэм Средневековья можно узнать об арфе гораздо больше, чем о любом другом инструменте. Иные инструменты звучали и на торжествах и при дворе, но петь и играть в личных покоях короля было позволено только арфисту. Очень распространено было и любительское использование арфы. Ирландцы обладали наиболее сильной традицией в этой области. Для кельтской арфы характерны металлические (иногда серебряные) струны и трапециевидный выпуклый корпус. Волынки появились в Ирландии в XI веке. Ирландская локтевая волынка отличается от шотландской тем, что в нее воздух подается в мешок посредством мехов, сдавливаемых предплечьем музыканта. Урок 5.Английская полифоническая музыка эпохи ВозрожденияАнглийское музыкальное искусство эпохи Возрождения блистательно заявило о себе в первой половине XV века, выдвинув неповторимую творческую личность Джона Данстейбла, которая произвела сильнейшее впечатление на континенте. Общепризнанная историческая роль его произведений для развития полифонии в Западной Европе была предопределена также значительной традицией многоголосия (сложившейся еще в средневековой Англии), унаследованной и развитой Данстейблом. Урок 6.“Елизаветинская баллада”, театр масок и английская балладная опера.В период позднего Ренессанса, в Англии расцвела народно-бытовая культура, особо ярко представленная "елизаветинской балладой" ("Elisabethan balladry"). В XVI веке баллада получила распространение в самых широких слоях английского населения. Баллада оказалась нерасторжимо связанной с музыкальным театром. На ярмарках, в балаганах, в уличных представлениях ставились пьесы в том характерно комедийном духе, который господствовал в эпоху Ренессанса в литературе третьего сословия. Их главная особенность заключалась в том, что они сплошь сопровождались музыкой; сама же музыка основывалась всецело на мотивах популярных баллад. Эти "народные оперы" вошли в жизнь под названием "дроллс" (слово, производное от "droll", то есть "смешное"). Исчезнув из обихода в последующий период, "дроллс" тем не менее, оказали глубокое и устойчивое влияние на будущую балладную оперу Англии, единственную разновидность музыкального театра, которая утвердилась как подлинно национальный образец английского искусства. Уроки 7,8Творчество Генри Перселла.Пёрселл Генри - английский композитор и органист. Наивысшее достижение Пёрселла — опера “Дидона и Эней”(1689), первая национальная английская опера (по мотивам “Энеиды” М. Вергилия). Она отличается тонким лиризмом, психологической углублённостью, драматизмом, стройностью, единством мелодии и текста. Пёрселл обобщил в этой опере традиции английского реалистического театра, жанра масок, национальной поэзии, английской и шотландской народной песни и танца, бытовой инструментальной музыки. Пёрселл стремился к созданию национального музыкального искусства, однако его творчество не оставило прочных традиций. Интерес к Пёрселлу возрос в Великобритании, особенно благодаря деятельности Б. Бриттена, издавшего в собственной обработке ряд его произведений, в том числе оперу “Дидона и Эней”. Урок 9.Музыкальная культура начала XVIII- конца XIX веков.Лондон – один из центров европейской музыкальной жизни. Филармонические общества. Гнеделевское, Баховское, Перселловское общества. Урок 10Английское Музыкальное Возрождение начала ХХ века. Творчество Б. Бриттена, Р. Воан-Уильямса, Э.Элгара, Г.Холста.На рубеже 19-20 веков возникает так называемое английское музыкальное возрождение – движение за возрождение национальных музыкальных традиций, проявлявшееся в оюрвщении к английскому музыкальному фольклору и достижениям мастеров 17 века. Представители новой английской композиторской школы - Б. Бриттен, Р. Воан-Уильямс, Э.Элгар, Г.Холст. Урок 11Возрождение национальных традиций. С.Шарп и “Общество народной песни”. Интонационные особенности британского музыкального фольклораИсследователь англо-кельтской музыкальной традиции С. Шарп – основатель “Общества народной песни” – указывает на огромную роль пентатоники, дорийского и миксолидийского ладов, натуральных мажора и минора, различных видов гексатоники в общей ладовой картине британского мелоса. Географическая миграция кельтов способствовала восприятию ими музыкальной интонации речи многих народов. К тому же их дальнейшая нордическая “островная замкнутость” и консерватизм мышления могли способствовать сохранению наиболее древних ладовых основ в первозданном виде. Эти причины также могут объяснить приверженность древнейшего британского фольклора к использованию пентатонных оборотов. Уроки 12,13,14.Музыкальный фольклор Ирландии, Англии, Шотландии в контексте направлений современной массовой культуры (Loneena Mc Kennitt, Alan Stivell, “Steelеye Span”, “Morris on”, “Clannad”, “Blackmore's Night”, Enya)Наибольшую близость народным балладам дают аранжировки фолк - рока, которые представлены творчеством групп “Steelеye Span”, “Morris on”, “Clannad”, Эния/Enya. Alan Stivell (Бретань) и Loreena mc Kennit (Шотландия) - арфисты и певцы, возрождающие исконные корни бардической культуры. Alan Stivell соединяет бретонское, шотландское, валлийское и ирландское народное наследие с электрической поп-музыкой. Сплетение старинной музыки как с современной культурой, так и с классическим наследием характерно для творчества шотландской арфистки Loreena mc Kennit. В первую очередь обращает на себя “академический” вокал, в сочетании с восточными музыкальными мотивами, со средневековым инструментарием, в составе которого достаточно уютно себя чувствует и наша исконно русская балалайка. Урок 15Музыкальная культура кельтов в России.Art Ceilidh. Музыка Art Ceilidh соединяет в себе народные традиции западной и восточной Европы с авторскими композициями в оригинальной аранжировке. Концертная программа сочетает в себе разные фольклорные интонации и музыкальные краски от этники до джаза. Группа Belfast создана в 2001 году. Стиль группы можно охарактеризовать как смесь ирландского фолка и классического рок-н-ролла, исполняемого на русском языке. Тексты группы - это переводы ирландских народных песен. Московская группа Mervent образовалась в августе 2000 года. Название Mervent в переводе с бретонского означает "юго-западный ветер". Репертуар группы складывается в основном из мелодий и песен народов Европы. Уроки 16,17,18Стили и направления английской молодежной музыкальной культуры (“The Веаtles”, “Rolling Stones”, “Pink Floyd”, “The Cranberries” и др.) Литература. Евдокимова Ю. История полифонии. В 7-ми вып. Вып. 2А. Музыка эпохи Возрождения: XV век. М. 1989. Ковнацкая Л. Английская музыка ХХ века. Истоки и этапы развития. М. 1986. Ковнацкая Л. Бриттен. М. 1974. Ковнацкая Л. Народные элементы вокальной мелодики Бриттена // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1, М.: Советский композитор. – 1972. с.с. 298-325. Конен В. Пёрселл и опера. М. 1978. Конен В. Третий пласт. Советская музыка 1990 г., №4 с.с. 75-83. Книга песен: из европейской лирики XIII – XVI веков. М. 1986. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Учебник в 2-х тт., т. 1. М.1983 (с. 58-71) Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып. 1. М. 1973, с.с. 310-339. Поэзия Ирландии. М. Художественная литература, 1988г Сапонов М. Артистические профессии средневековья. В сб.: “Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения” Материалы музыковедческого конгресса (московский конгресс 27 сентября – 1 октября 1989г). М. 1989г с.19 – 31 Сапонов М. Золотой век инструментализма. Музыкальная академия. 1996г №2 Сапонов М. Менестрели. М. 2004. Широкова Н. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб. 2000. |