СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная хроника Великобритании

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА МУЗЫКАЛЬНАЯ ХРОНИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ с древних времён до современного периода

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная хроника Великобритании»




















Программа элективного курса "Музыкальная культура Великобритании и Ирландии" для учащихся 8–9-х классах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность, специфика целевой группы учащихся:Элективный курс “Музыкальная культура Великобритании и Ирландии” предназначен для учащихся 8-9классов. Данный курс дает возможность получить достаточно полное представление о национальном своеобразии музыкальной культуры стран, язык которых учащиеся изучают в профильных группах.

Концептуальная основа работы – воспитание у обучаемых бережного и уважительного отношения к богатому музыкальному наследию прошлых эпох, различных национальных культур и религиозных концессий.История музыкального искусства и музыкальной культуры в целом представляет в каждой из западноевропейских стран неоспоримый самостоятельный интерес, который возрастает по мере формирования той или иной нации. В освещении истории музыкального искусства Великобритании и Ирландии в рамках предложенного элективного курса прослеживается общий процесс творческого развития национальной культуры.

Цели курса:

  1. Знакомство с музыкальной культурой Великобритании и Ирландии, с основными периодами ее развития, ведущими направлениями и стилями.

  2. Воспитание разносторонне гармоничной личности.

  3. Интеграция знаний о культуре, искусстве, истории и обществе Великобритании и Ирландии.

Задачи:

  • расширить общекультурный кругозор учащихся;

  • воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству;

  • пропагандировать народное и современное музыкальное творчество

Задачи расширения общекультурного кругозора учащихся включают в предлагаемый элективный курс достаточно широкий круг явлений из области истории музыки: важнейшие события музыкальной жизни, биографии композиторов, ознакомление с различными жанрами музыкальных сочинений, с народными инструментами и т.д.Элективный курс “Музыкальная культура Великобритании и Ирландии” дает хотя и элементарный, но законченный круг знаний, связанный с явлениями музыкального творчества и музыкально-общественной жизни изучаемых стран. Предлагаемый курс в популярной форме знакомит учащихся с различными произведениями народного, классического и современного музыкального искусства Великобритании и Ирландии, с творчеством отдельных выдающихся композиторов ХV - ХХ веков.

Методическое обеспечение.Структурная модель последовательности занятий предполагает уровневое построение занятий – каждый новыйраздел программы опирается на содержание предыдущего.

Формы и методы обучения:Основной формой занятий элективного курса является групповой урок с постоянным составом учащихся в количестве 8-10 человек. Форма обучения – лекции, беседы, викторины, конференции. Элективный курс “Музыкальная культура Великобритании и Ирландии” изучается в течение одной четверти. Общий объем курса 18 часов, периодичность занятий – два раза в неделю. Позиция педагога, проводящего занятия – “информатор”, “советник-консультант”.

Средства обучения: музыкальный проигрыватель, аудиозаписи.

Технологии обучения: информационные, исследовательские, игровые.

Контроль результативности изучения учащимися программыФорма текущего контроля – тестирование, музыкальная викторина.Образовательный продукт – конспекты, рефераты, творческие работы. Система оценивания: прослушан курс ;защищен реферат ;выполнена творческая работа

Учебно-тематический план

пп

Название темы и ее основное содержание

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Теор.

Практ

1

Введение. Культура древних кельтов.

1

1

 

тестирование

2

Британское бардическое искусство Ирландии, Англии, Шотландии в контексте межэтнического диалога национальных традиций средневековой Европы.

2

1

1

тестирование, викторина

3

Старинные национальные музыкальные инструменты.

1

0,5

0,5

тестирование, викторина

4

Английская полифоническая музыка эпохи Возрождения

1

0,5

0,5

тестирование, викторина

5

“Елизаветинская баллада”, театр масок и английская балладная опера.

1

1

 

тестирование

6

Творчество Генри Перселла.

2

1

1

тестирование, викторина

7

Музыкальная культура начала XVIII- конца XIX веков.

1

0,5

0,5

тестирование, викторина

8

Английское Музыкальное Возрождение начала ХХ века. Творчество

Б. Бриттена, Р. Воан-Уильямса, Э.Элгара, Г.Холста.

1

0,5

0,5

тестирование,

доклады

9

Возрождение национальных традиций. С.Шарп и “Общество народной песни”. Интонационные особенности британского музыкального фольклора

1

0,5

0,5

викторина

10

Музыкальный фольклор Ирландии, Англии, Шотландии в контексте направлений современной массовой культуры (Loneena Mc Kennitt, Alan Stivell, “Steelеye Span”, “Morris on”, “Clannad”, “Blackmore's Night”, Enya)

3

 

3

викторина,

доклады

11

Музыкальная культура кельтов в России.

1

 

1

конференция, доклады

12

Стили и направления английской молодежной музыкальной культуры

(“The Веаtles”, “Rolling Stones”, “Pink Floyd”, “The Cranberries” и др.)

3

 

3

викторина,

конференция, доклады

Содержание курса

Урок 1. Введение. Культура древних кельтов.Влияние кельтов - старожилов Британских островов, сохраняется в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Археологи считают, что кельтские племена происходят из мест, находящихся на территории современных Венгрии и Австрии. Именно здесь в Европе было развито мастерство металлообработки, возникла новая родовая аристократия, объединившая враждующие соседние племена и распространившая свой собственный язык и культуру.  Когда около полутора тысяч лет назад англо-саксы начали заселять современную Англию, кельты постепенно были вытеснены на запад. Нормандское вторжение 1066 года привело к ослаблению кельтской власти на всей территории Британских островов. Хотя кельты потеряли политическую власть, их культура выжила. Она сохранялась обычными людьми, так как их бывшие правители в значительной степени усвоили английскую речь и привычки.

Уроки 2,3 Британское бардическое искусство Ирландии, Англии, Шотландии в контексте межэтнического диалога национальных традиций средневековой Европы.Профессиональное светское искусство в средние века на западе Европы возникло позже церковного. Новое музыкально – поэтическое движение возникло первоначально во Франции и получило название “art de trobar”, что значит буквально: “искусство изобретать”. Рассвет искусства трубадуров – от середины 12 до конца 13 столетия. После французского art de Trobar наибольшее значение приобрел немецкий миннезанг 12 – 14 столетий. В ирландской национальной традиции аналогами французского art de Trobar выступают “вольная” монастырская поэзия и искусство бардов. Самым распространенным жанром становится уличная баллада, называемая так по сфере бытования. Баллады исполнялись на улицах и ярмарках, в крестьянских домах и деревенских пивных. Распространялись они не только в устной, но и в письменной форме. Для баллад характерны разговорная лексика, живой задорный ритм, диалогичность, самостоятельно звучащие голоса героев и рассказчиков.

Урок 4.Старинные национальные музыкальные инструменты.Из песен и поэм Средневековья можно узнать об арфе гораздо больше, чем о любом другом инструменте. Иные инструменты звучали и на торжествах и при дворе, но петь и играть в личных покоях короля было позволено только арфисту. Очень распространено было и любительское использование арфы. Ирландцы обладали наиболее сильной традицией в этой области. Для кельтской арфы характерны металлические (иногда серебряные) струны и трапециевидный выпуклый корпус. Волынки появились в Ирландии в XI веке. Ирландская локтевая волынка отличается от шотландской тем, что в нее воздух подается в мешок посредством мехов, сдавливаемых предплечьем музыканта.

Урок 5.Английская полифоническая музыка эпохи ВозрожденияАнглийское музыкальное искусство эпохи Возрождения блистательно заявило о себе в первой половине XV века, выдвинув неповторимую творческую личность Джона Данстейбла, которая произвела сильнейшее впечатление на континенте. Общепризнанная историческая роль его произведений для развития полифонии в Западной Европе была предопределена также значительной традицией многоголосия (сложившейся еще в средневековой Англии), унаследованной и развитой Данстейблом.

Урок 6.“Елизаветинская баллада”, театр масок и английская балладная опера.В период позднего Ренессанса, в Англии расцвела народно-бытовая культура, особо ярко представленная "елизаветинской балладой" ("Elisabethan balladry"). В XVI веке баллада получила распространение в самых широких слоях английского населения. Баллада оказалась нерасторжимо связанной с музыкальным театром. На ярмарках, в балаганах, в уличных представлениях ставились пьесы в том характерно комедийном духе, который господствовал в эпоху Ренессанса в литературе третьего сословия. Их главная особенность заключалась в том, что они сплошь сопровождались музыкой; сама же музыка основывалась всецело на мотивах популярных баллад. Эти "народные оперы" вошли в жизнь под названием "дроллс" (слово, производное от "droll", то есть "смешное"). Исчезнув из обихода в последующий период, "дроллс" тем не менее, оказали глубокое и устойчивое влияние на будущую балладную оперу Англии, единственную разновидность музыкального театра, которая утвердилась как подлинно национальный образец английского искусства.

Уроки 7,8Творчество Генри Перселла.Пёрселл Генри - английский композитор и органист. Наивысшее достижение Пёрселла — опера “Дидона и Эней”(1689), первая национальная английская опера (по мотивам “Энеиды” М. Вергилия). Она отличается тонким лиризмом, психологической углублённостью, драматизмом, стройностью, единством мелодии и текста. Пёрселл обобщил в этой опере традиции английского реалистического театра, жанра масок, национальной поэзии, английской и шотландской народной песни и танца, бытовой инструментальной музыки. Пёрселл стремился к созданию национального музыкального искусства, однако его творчество не оставило прочных традиций. Интерес к Пёрселлу возрос в Великобритании, особенно благодаря деятельности Б. Бриттена, издавшего в собственной обработке ряд его произведений, в том числе оперу “Дидона и Эней”.

Урок 9.Музыкальная культура начала XVIII- конца XIX веков.Лондон – один из центров европейской музыкальной жизни. Филармонические общества. Гнеделевское, Баховское, Перселловское общества.

Урок 10Английское Музыкальное Возрождение начала ХХ века. Творчество Б. Бриттена, Р. Воан-Уильямса, Э.Элгара, Г.Холста.На рубеже 19-20 веков возникает так называемое английское музыкальное возрождение – движение за возрождение национальных музыкальных традиций, проявлявшееся в оюрвщении к английскому музыкальному фольклору и достижениям мастеров 17 века. Представители новой английской композиторской школы - Б. Бриттен, Р. Воан-Уильямс, Э.Элгар, Г.Холст.

Урок 11Возрождение национальных традиций. С.Шарп и “Общество народной песни”. Интонационные особенности британского музыкального фольклораИсследователь англо-кельтской музыкальной традиции С. Шарп – основатель “Общества народной песни” – указывает на огромную роль пентатоники, дорийского и миксолидийского ладов, натуральных мажора и минора, различных видов гексатоники в общей ладовой картине британского мелоса. Географическая миграция кельтов способствовала восприятию ими музыкальной интонации речи многих народов. К тому же их дальнейшая нордическая “островная замкнутость” и консерватизм мышления могли способствовать сохранению наиболее древних ладовых основ в первозданном виде. Эти причины также могут объяснить приверженность древнейшего британского фольклора к использованию пентатонных оборотов.

Уроки 12,13,14.Музыкальный фольклор Ирландии, Англии, Шотландии в контексте направлений современной массовой культуры (Loneena Mc Kennitt, Alan Stivell, “Steelеye Span”, “Morris on”, “Clannad”, “Blackmore's Night”, Enya)Наибольшую близость народным балладам дают аранжировки фолк - рока, которые представлены творчеством групп “Steelеye Span”, “Morris on”, “Clannad”, Эния/Enya. Alan Stivell (Бретань) и Loreena mc Kennit (Шотландия) - арфисты и певцы, возрождающие исконные корни бардической культуры. Alan Stivell соединяет бретонское, шотландское, валлийское и ирландское народное наследие с электрической поп-музыкой. Сплетение старинной музыки как с современной культурой, так и с классическим наследием характерно для творчества шотландской арфистки Loreena mc Kennit. В первую очередь обращает на себя “академический” вокал, в сочетании с восточными музыкальными мотивами, со средневековым инструментарием, в составе которого достаточно уютно себя чувствует и наша исконно русская балалайка.

Урок 15Музыкальная культура кельтов в России.Art Ceilidh. Музыка Art Ceilidh соединяет в себе народные традиции западной и восточной Европы с авторскими композициями в оригинальной аранжировке. Концертная программа сочетает в себе разные фольклорные интонации и музыкальные краски от этники до джаза. Группа Belfast создана в 2001 году. Стиль группы можно охарактеризовать как смесь ирландского фолка и классического рок-н-ролла, исполняемого на русском языке. Тексты группы - это переводы ирландских народных песен. Московская группа Mervent образовалась в августе 2000 года. Название Mervent в переводе с бретонского означает "юго-западный ветер". Репертуар группы складывается в основном из мелодий и песен народов Европы.

Уроки 16,17,18Стили и направления английской молодежной музыкальной культуры (“The Веаtles”, “Rolling Stones”, “Pink Floyd”, “The Cranberries” и др.)

Литература.

  1. Евдокимова Ю. История полифонии. В 7-ми вып. Вып. 2А. Музыка эпохи Возрождения: XV век. М. 1989.

  2. Ковнацкая Л. Английская музыка ХХ века. Истоки и этапы развития. М. 1986.

  3. Ковнацкая Л. Бриттен. М. 1974.

  4. Ковнацкая Л. Народные элементы вокальной мелодики Бриттена // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1, М.: Советский композитор. – 1972. с.с. 298-325.

  5. Конен В. Пёрселл и опера. М. 1978.

  6. Конен В. Третий пласт. Советская музыка 1990 г., №4 с.с. 75-83.

  7. Книга песен: из европейской лирики XIII – XVI веков. М. 1986.

  8. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Учебник в 2-х тт., т. 1. М.1983 (с. 58-71)

  9. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып. 1. М. 1973, с.с. 310-339.

  10. Поэзия Ирландии. М. Художественная литература, 1988г

  11. Сапонов М. Артистические профессии средневековья. В сб.: “Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения” Материалы музыковедческого конгресса (московский конгресс 27 сентября – 1 октября 1989г). М. 1989г с.19 – 31

  12. Сапонов М. Золотой век инструментализма. Музыкальная академия. 1996г №2

  13. Сапонов М. Менестрели. М. 2004.

  14. Широкова Н. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб. 2000.