СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыкальная культура стран Востока. Япония "

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока музыки в 4 классе. Тема года: Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ. Урок - путешествие.

Просмотр содержимого документа
«"Музыкальная культура стран Востока. Япония "»





Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ
Тема урока: "Музыкальная культура стран Востока. Япония "

ЭПИГРАФ: "Мир - всему миру!"
Цель урока: Продолжать знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, пробуждать и развивать интерес к этой музыке. На примере искусств (музыки и оригами) русского и японского народов показать, что между искусством разных народов мира нет непереходимых границ
Задачи: 
Образовательные:
-Учить понимать особенности музыкального языка разных стран и народов. - Вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения. Продолжать знакомство учащихся с творчеством композитора Д. Кабалевского, с искусством японского народа - оригами.- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям
Развивающие:
-Развивать вокально-певческие навыки у умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения. Формировать музыкальный вкус учащихся. -развивать творческое нестандартное логическое мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой, историей изобразительным искусством, географией, вокально-исполнительские навыки хорового пения, совершенствование глазомера, координации движения. 
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям.-воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.

Тип урока: урок-путешествие
Изобразительный ряд: картина Пабло Пикассо “Голубь мира”; портрет Д.Кабалевского.
Музыкальный ряд: “Вишня” японская народная песня; вариации на японскую народную тему Д. Кабалевского; “Большой хоровод” сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта, муз. Б. Савельева.

Оборудование: проигрыватель mp-3, компьютер, презентация

Приемы: беседа, слушание музыки, исполнение произведений.

Вход. Песня И. О. Дунаевского "Летите, голуби

I. Организационный момент

Разминка “Хорошее настроение”

– Здравствуйте, ребята! Предлагаю провести разминку “Хорошее настроение!”, чтобы настроиться на позитивное восприятие: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок!

У- Ребята, с какой музыки начался наш урок? (песня, танец, марш)

Д- Это песня, она плавная, напевная.

У- О чем эта песня рассказывает?

Д- О птице голубе.

У- А что Вы знаете о голубе, что это за птица? 

Д- Белый голубь - это олицетворение мира на всей нашей земле.

У- Эту песню написал советский композитор И.О. Дунаевский.

У- Белый голубь - символ мира, знак добрых отношений между людьми разных стран мира. И этот символ мира будет нас сопровождать по всем странам, по которым мы с Вами будем путешествовать. Впереди нас ждет много интересного. Сейчас мы сядем на большой красивый корабль, надутый парусами и отправимся снова в дальний путь. Но прежде, чем начать наше путешествие, вспомним, в каких странах мы уже побывали. С творчеством каких композиторов познакомились, путешествуя в каждую из них?

Д- Италия – Дж. Верди (опера).

У- А что за жанр Опера?

Д- Опера – это,….

Испания – Ж.Бизе (опера «Кармен», Р. Щедрин балет «Кармен»)

У- домашним заданием было найти определение слова «Балет».

Д- Балет –это…….

Норвегия – Э.Григ

Венгрия – Ф.Лист

Страны Востока( Арабские Эмираты) – Н.К. Римский – Корсаков («Шехеразада»), А.П. Бородин опера «Князь Игорь»

У- Молодцы, вы все верно вспомнили

Давайте вместе попробуем отгадать, в какую страну мы отправимся и сформулируем тему урока.

Подсказка 1: звучит песня М. Блантера "Катюша".

У- Ребята, что за песня сейчас прозвучала?

Дети: песня "Катюша".

Учитель: А что необычного вы услышали в этой песне?

Дети: Песня звучала на разных языках.

Учитель: А как вы думаете, на каких?

Дети: На японском и русском.

Учитель: Да! Эту песню исполнил японский ансамбль. Как вы думаете, в какую страну "Катюша" поможет нам совершить путешествие?

Дети: В Японию.

Учитель: Итак, сформулируем тему нашего урока: "Музыка Японии". (тема урока выводится на слайде).

Учитель: Еще в 1939 году композитор М. Блантер сочинил песню "Катюша" и она сразу же разлетелась по всему миру

Страну, в которую мы отправляемся сегодня, часто называют “Страной восходящего солнца” потому, что именно там по времени начинается новый день. Государственный флаг Японии несет в себе это название. Он представляет собой белое полотнище с ярко-красным Солнцем посередине. (Демонстрация флага Японии).

На доску вывешивается карточка с изображением флага Японии

Наш путь лежит на Восток.

- Что Вы знаете о Японии?

- Чем привлекает эта страна многочисленных туристов?

- Что необычного в этой стране?

Современная Япония известна своими высокими технологиями. Однако традиции и обычаи очень чтят в этой маленькой стране. Среди шумных улиц и небоскребов туристы могут встретить старинные японские храмы. Японцы очень гостеприимный народ и всегда своим гостям предлагают поучаствовать в чайной церемонии, а в дар преподносят сувенир – национальную куклу хаката. (на слайде кукла хаката).

- А в России, какая кукла является национальной игрушкой-сувениром? (Матрешка).

В японском искусстве все просто, скромно. Японцы умеют видеть чудо, красоту и показать её окружающим. 

Сегодня на уроке мы познакомимся с японским искусством - ОРИГАМИ. Кто знает, что такое оригами.

стихотворение "Что такое Оригами"

Что такое оригами?
В этом классе мы узнали
Это птицы и жуки.
Это зайцы и слоны.

Это детские улыбки
Это письма и открытки
Это праздничный шабаш
Наш бумажный Ералаш!

В этой сказочной стране
Хорошо тебе и мне
И поверьте мне друзья,
В эту сказку верю я!!!

А вы знаете, что символом мира в Японии считается журавлик

Показ детям журавлика, сделанного из листа бумаги

В Японии много садов. Сады очень разные и необычные. Вслушайтесь в эти названия “Сад Воды”, “Сад Камней” и такого чуда нет больше нигде в мире.

- Зачем люди создают такие сады? (для души, для созерцания).

- А в “Саду Деревьев”, что будет являться главным? (дерево).

А какое дерево считается символом России?

- Берёза 

Исполнение песни «Во поле берёза стояла» 1 куплет ( без музыки)

Дерево, которое любят, берегут и почитают, японцы называется сакура. Повторите, пожалуйста, вместе со мной это слово. 

Ребята, а на какое дерево, которое растет у нас, похожа сакура? (Вишня).

Показ картины с изображением вишни

И действительно, сакура в переводе обозначает вишня.

- Какого цвета лепестки его цветов?

- Какой аромат?

- Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку сочинили? (Легкая, неторопливая).

Давайте послушаем японскую народную песню « Вишня»

Звучит «Вишня» - японская народная песня.

Д: Эта песня про самое любимое и красивое дерево в Японии - сакуру, которое весной сплошь покрывается нежно розовыми цветами. День цветения сакуры отмечается своеобразно. Люди терпеливо ждут, когда начнет распускаться 1-ый цветок. Это не только момент любования, созерцания, но и глубокого философского раздумья о красоте и хрупкости мира. В Японии очень любят вишнёвые деревья. Их стволы, чёрные и корявые, стали такими из-за ветров и суровости островной жизни, но нежная розовая пелена, окутывающая цветущие деревья, помогает людям верить в то, что прекрасное вечно.

Учитель: Что можно сказать о музыке?

Учитель: Необычное для нашего уха звучание, мы привыкли слушать и петь в каких ладах? Мажор, минор. В звуковой системе народов востока, в частности в Японии, используется пентатоника – пяти ступенчатая звуковая система, не содержащая полутонов. Если на фортепиано нажимать подряд только черные клавиши мы услышим пентатонику.

Запомним термин пентатоника

Какая это музыка композиторская или народная?

- Мелодия простая, певучая, значит народная.

У - Композиторы, как и мы с Вами тоже очень любят путешествовать. Они интересуются музыкой, живописью, литературой других народов, их жизнью, историей. Ездили композиторы по странам мира, слушали песни, записывали мелодии этих песен, любовались природой. 

У- Наш с Вами современник, композитор XX века, по программе которого мы с Вами учимся, Д.Б. Кабалевский посетил страну Японию. Он был настолько восхищен красотой цветущей вишни, красотой японской песни, японского искусства, что приехав на родину, в Россию решил написать произведение вариации на тему японской народной песни. Давайте с Вами вспомним, какими видами речи пользуются люди для общения друг с другом?

Д- Разговорной, если они далеко друг от друга, то письменной и музыкальной.

У- Композитор будет с нами разговаривать на прекрасном музыкальном языке, который доступен и понятен каждому человеку без перевода. Музыкальная речь бессмертна, хотя композитора Кабалевского уже нет в живых, его музыкальное послание мы можем слушать в XXI веке, узнать его мысли, что его волновало, что тревожило.

Далее звучат вариации на японскую тему Д.Кабалевский.

. Слушание "Вариации на тему японской народной песни" Д.Б. Кабалевского

У- Как Вы думаете, ребята, о чем хотел рассказать композитор? О чем поведать?

Д- Я думаю, что он показал цветение вишни, а потом что-то случилось, музыка изменилась. Словно катастрофа произошла или война.

У- Сейчас мы с Вами вернемся немного в прошлое в 1945 год. В конце Великой Отечественной войны на два города в Японии Хиросиму и Нагасаки американские летчики сбросили атомную бомбу, чтобы показать всему миру свое превосходство. Давайте посмотрим, что такое атомный взрыв.

У- Это было ранним утром, когда ничто не предвещало беды. Ребята, скажите, а что общего между историей японского народа и русского народа. Когда началась Великая Отечественная война?

Д- Война в нашей стране тоже началась рано утром.

У- В СССР война началась в 4 часа утра, когда мирное население спало и тоже ничего не предвещало беды. В первые дни войны, от бомбежок в России погибли люди. Есть за что бороться этим двум народам, которые не понаслышке знают, что такое война!

Д- Люди этих стран должны вместе бороться за мир на земле, это их общее дело.

У - Люди увидели огромное облако, которое по форме напоминало огромный гриб. Не сразу люди сообразили, что это ядерный взрыв. От людей остались одни тени на асфальте. Почти все погибли. Трагедия, страшные события в такой прекрасной стране. Земля была поражена на многие километры. На ней долгое время ничего не росло. Японцы не стали восстанавливать разрушенный город, а невдалеке построили Новый город Хиросима, а старый оставили в знак трагедии как память, чтобы люди помнили, насколько страшна война. В день поминовения в Японии зажигают свечи в честь погибших. А в России как поминают погибших?

Д - Тоже зажигают свечи, читают молитвы.

У - Похожи традиции русского народа и японского?

У - можно здесь провести границы между народами?

Д - Я думаю, что нет. Границы могут быть только на земле, между государствами.

У - Как Вы думаете ,почему нельзя забывать о страшных событиях?

Д - Потому что погибают дети и люди, может все это повториться, сейчас много оружия, разных бомб.

У- Как вы понимаете, последствия взрывов потрясли и ужаснули всех, в том числе и российского композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Все свои переживания, сочувствие японскому народу композитор выразил в вариациях на тему японской народной песни "Вишня". Чуть позже в Японии вышла книга, которая называлась "Девочка Садако хочет жить". Семья девочки попала в эту трагедию. Девочка заболела неизлечимой болезнью. Садако очень хотела поправиться и однажды, она спросила у доктора: "Буду ли я жить?". Доктор ответил: "Да. Ты поправишься, когда сделаешь тысячу бумажных журавликов." Девочка так любила жизнь, тех, кто был рядом с ней, но несмотря на это Садако не успела сделать тысячу журавликов. В память о ней дети Японии сделали тысячу журавликов и запустили их в небо. В Японии есть памятник Садако.

Посмотрите, маленькая девочка выпускает в небо символ надежды, мира, свободы. А в нашей стране ей посвятили песню, которая так и называется - "Журавлик".

(слушание песни "Журавлик").

Спасибо за внимательное слушание. Что же является символом мира, надежды, свободы в Японии?

Дети: Журавлик.

Учитель: А в нашей стране есть такой символ?

Дети: Это голубь. И мы знаем песню, которая называется "Летите, голуби".

Учитель: Давайте исполним эту песню с глубоким чувством, с мыслями о мире во всем мире. (На столах у учащихся слова песни)

(исполнение стоя песни "Летите, голуби" И. Дунаевского)

(Учитель благодарит учащихся за исполнение песни "Летите, голуби")

Вот как об этом написал поэт Р. Гамзатов в стихотворении "Я не хочу войны".

. стихотворение Расула Гамзатова "Я не хочу войны"

Я хочу чтоб в целом мире затрубили журавли
И напомнить всем могли о погибших в Хиросиме
И о девочке умершей не хотевшей умирать
И журавликов умевшей из бумаги вырезать.
А журавликов то малость сделать девочке осталось:
Для больной нелегкий труд, все ей бедненькой казалось
Журавли ее спасут.
Журавли спасти не могут, это ясно даже мне, люди людям пусть помогут
Преградить пути к войне.

– Ребята, давайте мы тоже пошлем в Японию подарок 

Я - ваша подруга,
Я – ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я?
Ну, конечно же, … 
(песня)

Разучивание и работа над песней «Большой хоровод»

ВЫВОД: Наша планета - наш общий дом. Природа, атмосфера, воздух, которым мы с вами дышим - все это общее. А радиационные осадки, которые могут выпасть на любой территории независимо от государства, от этого страшного оружия могут погибнуть очень много ни в чем невинных людей, поэтому никому не должно быть безразлично, что делается далеко за пределами нашего государства.

- Что мы с вами узнали на сегодняшнем уроке?

Д- Народы разных стран похожи своими традициями. У каждого народа есть свое любимое дерево и свой символ мира это птицы, свое искусство. Народам надо дружить, чтобы не было больше войны и не умирали люди.

У- Молодцы! Русский композитор интересовался музыкой японского народа и пытался донести до нас о страшной трагедии, а в Японии в столице Токио даже есть клуб любителей песни, где собирается молодежь и поет песни разных народов мира, в том числе и наши русские. Когда Д.Б. Кабалевский вошел в этот клуб, ему дали маленькую книжечку, там были написаны слова песен самых разных народов мира

И урок я бы хотела закончить стихотворением.

“В каком бы краю вы, ребята, не жили,
Вас голуби крепкою дружбой сдружили.
Как вестники мира пускай пролетают
Над каждой страной голубиные стаи”.

(А.Митяев)

"Древняя японская легенда рассказывает, что если сложить из бумаги тысячу журавликов, исполнится желание. Некоторые люди так и делают - покупают специальные наборы квадратиков бумаги и часами делают птичек. Неужели действительно их желания исполняются? Секрет древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не себе, а подарить их окружающим и получить в ответ тысячу улыбок. Тогда появятся новые друзья, а с их помощью действительно и желания часто исполняются!" 


Ребята, Вы сегодня были внимательными слушателями и замечательными исполнителями.


Структура урока:



Этапы


Дидактические задачи


Показатели реального результата решения задачи


1.


Организация начала урока.


Подготовка уч-ся к работе на занятии.


Готовность класса и оборудования, включение уч-ся в деловой ритм.


2.


Подготовка к основному этапу занятия.


Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.


Готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.


3.


Усвоение новых знаний и способов деятельности.


Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания знаний и способов действий.


Активные действия учащихся с объектом изучения; использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.


4.


Обобщение и систематизация знаний.


Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.


Активная и продуктивная деятельность уч-ся по включению части в целое, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей.


5.


Рефлексия.


Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения.


Открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке.




Образовательный аспект урока: 


  • создать условия для дальнейшего формирования навыка художественного восприятия музыкального произведения; 


  • создать условия для дальнейшего формирования вокальных и исполнительских навыков; способствовать расширению конкретно-чувственного опыта путём разнообразия предметов и понятий, с которыми учащиеся работают на уроке. 


Развивающий аспект урока: 


  • способствовать развитию образно-ассоциативного мышления, воображения, памяти; 


Воспитательный аспект урока: 


  • способствовать воспитанию эмоциональной культуры; 


  • создать условия для формирования уважительного отношения к культуре разных народов мира; 


  • способствовать формированию чувства уверенности в себе; 


  • создать условия для формирования гуманных качеств характера школьников. 


Методы и приёмы, необходимые для коррекционно-развивающего обучения: 


  • наглядный – показ, иллюстрация, демонстрация; 


  • практический – вокальное исполнение, 


  • ситуации занимательности 


  • ситуации эмоционального переживания (в рассказе учителя, слушании вариаций, в исполнении песни «Большой хоровод»); 


  • использование зрительных опор (карточки); 


  • посильное задание каждому ученику 


  • положительный настрой; 


  • игровой приём (“Музыкальное путешествие”); 


  • активизация работы разных анализаторов при усвоении нового материала (видеть, слышать, проговаривать, записывать); 


  • создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания. 


Из специфических методов следует выделить: 


  • метод интонационного осмысления музыкального произведения; 


  • метод личностного осмысления (в ситуации: “Если бы вы были композитором…”); 


  • частично-поисковый метод 


  • репродуктивный (запоминание текста со слов учителя, запоминание отдельных понятий). 


Ожидаемый результат урока: 


  • развитие нравственных и гуманных качеств обучающихся; 


  • расширение кругозора; 


  • удовлетворённость ребят от полученных знаний, деятельности на уроке, чувственного наслаждения от общения с произведениями искусства.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!