СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации. Вокально - певческая работа. "Комплекс упражнений для занятий по вокалу в системе дополнительного образования"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. Вокально - певческая работа. "Комплекс упражнений для занятий по вокалу в системе дополнительного образования"»

19


Методические рекомендации. « Вокально-певческая работа. Комплекс упражнений для занятий по вокалу в системе дополнительного образования»

Методическая разработка

14.02.2022

В данные методические рекомендации систематизировано несколько комплексов упражнений по вокально – певческой работе, они составили комплекс упражнений для эффективной работы педагога вокальной сферы дополнительного образования:

─ упражнения на подготовку вокального аппарата

─ упражнения на формирование ощущений резонаторов

─ упражнения для начинающих вокалистов

Вокально – тренировочный комплекс содержит:

─ комплекс упражнений для работы над певческим дыханием

─ комплекс упражнений для развития музыкального слуха и памяти, а так же развития метроритма, где используется методика Карла Орфа, ценность которой заключается в эффективности развития двигательных способностей обучающегося, музыкальной памяти, чувства ритма, речевого интонирования, музыкального слуха.






















Оглавление.

I.

Пояснительная записка

3


Комплекс упражнений.

4

1.

Подготовка вокального аппарата.

4

2.

Упражнения на формирование ощущений резонаторов.

6

3.

3. Упражнения для начинающих вокалистов.

6

4.

4. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

8

5.

5. Простейшие ритмы в речи и в музыке.

10

6.

6. Основы музыкальной грамоты.

11

7.

7. Упражнения по методике Карла Орфа.

17

III.

Заключение.

19

8.

Список литературы.

20































I. Пояснительная записка.

Цель методической рекомендации:

- обобщение опыта работы и оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, занимающихся вокально-хоровой деятельностью в разных видах исполнительского искусства  по вопросам формирования вокально - певческих навыков.

Задачи методической рекомендации:

- обозначить круг задач, стоящих перед педагогом и учащимся на занятиях эстрадного вокала;

- систематизировать формы, методы и приёмы работы с учащимися, опираясь на собственный опыт работы и его результаты.

Актуальность.

Эстрадный вокал занимает особое место в современной музыке, у подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес.

Вокальное исполнительство – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря словесному тексту, песня доступнее обучающимся по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Занятия вокалом объединяет их, создает условия для музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке.

На занятиях вокалом реализуются музыкальные потребности обучающихся, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Занятия пением способствуют не только художественно – эстетическому, но и социально – коммуникативному развитию , помогают организовать и объединить единый коллектив. В процессе пения воспитываются такие черты личности как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой стороны – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженное в песнях.

В процессе пения активизируются умственные способности обучающихся. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Обучающийся , слушая музыку, сравнивает звуки мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Занятия вокалом влияют на общее состояние организма подростка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Пение рассматривают как средство укрепления организма. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну их форм музыкотерапии, воздействующую на возникновение различных эмоциональных состояний.

В данную методическую рекомендацию предложено несколько комплексов упражнений по вокально – певческой работе, они составили комплекс упражнений для эффективной работы педагога вокальной сферы дополнительного образования:

─ упражнения на подготовку вокального аппарата

─ упражнения на формирование ощущений резонаторов

─ упражнения для начинающих вокалистов

Вокально – тренировочный комплекс содержит:

─ комплекс упражнений для работы над певческим дыханием

─ комплекс упражнений для развития музыкального слуха и памяти, а так же развития метроритма, где используется методика Карла Орфа, ценность которой заключается в эффективности развития двигательных способностей обучающегося, музыкальной памяти, чувства ритма, речевого интонирования, музыкального слуха.

II. Комплекс вокальных упражнений.

1.Подготовка вокального аппарата.

Физические упражнения.

1. Положить язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделать им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних зубов. Язык должен плотно прилегать к зубам.

Сделайте это упражнение по 10 раз в каждую сторону.

2. Слегка сомкнуть губы и вытянуть их вперёд. На высоком тоне голоса попробовать вибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки. Выдувание звука должно быть очень мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения должны будет чувствоваться лёгкое щекотание на губах.

Это упражнение повторяется несколько раз, затем усложняется. Тем же приёмом, не меняя положения губ, вибрировать гамму вверх и вниз (гамма – поступенное движение вверх и обратно).

3. Сложить руки в кулаки и потереть ими грудную клетку. Сначала вращающими движениями, а затем движениями, имитирующими утюг, гладящий белье. Вы почувствуете тепло и прилив энергии.

Данные упражнения являются подготовительными:

«Мычание» — пение с закрытым ртом на сонорный согласный «М». Оно настраивает на головное звучание и осуществляется при сомкнутых губах, с несколько опущенной нижней челюстью и ощущением небольшого зевка.

Если упражнение выполняется верно, то должно ощущаться вибрация в районе носа, губ.

«Рычание» - пение на широкой, нарочитой улыбке согласного «Р». Во время выполнения упражнения кончик языка плотно прилегает к верхним зубам, рот приоткрыт, положение губ, языка на протяжении распевки не меняется. Причём, чем выше ноты, тем более утрировано следует «улыбаться». При упражнениях не следует бояться искажений, странной гримасы на своём лице.

Исполнение трёх нот на одной высоте на стаккато на букву «у».

Упражнение исполняется на двух нотах – «соль» и «ля» первой октавы. Такой способ звукообразования исключает появление каких – либо мышечных зажимов или форсирование звука. Исключает сип и «подъезды» к звуку.

Для обучающихся, начинающих занятия вокалом в возрасте 14 – 16 лет, характерно то, что они чисто интонируют в среднем диапазоне вокалиста («ре» - «ля» первой октавы). Для развития диапазона на первоначальном этапе применяю распевания в нисходящем мелодическом движении:

Примечание:

при работе с обучающимся для лучшего запоминания и усвоения используются вокальные распевания на несложном текстовом материале, с постепенным введением отдельных гласных звуков или слогов.

Существует модификация этого упражнения на тот же текст:

─ впоследствии, когда одноголосные варианты интонационно освоены и закреплены, данное упражнение исполняется на 2 голоса:

Это позволяет подростку осознать мелодию своей «партии» в комплексе двухголосного звучания, а также укрепляет интонацию. Следует следить за тем, чтобы мелодия каждого голоса в двухголосии не «ползла», а сохранялась первоначальная вокальная позиции.

2. Упражнения на формирование ощущений резонаторов.

(Упражнения даются в начале занятия.)

Эти упражнения основаны на «мычании», то есть выполняется интонирование на звуке «м». Если при распевании обучающийся не сразу попадает в нужное место формирования звука «м», то следует распевать на звуке «н». Затем чередовать эти два звука, чтобы приблизить звучание одного звука к другому. Важно при этом не напрягать челюсть и язык.

Следует следить за тем, чтобы звук был мягким, лёгким, а не сдавленным и не форсированным.

В качестве помощи можно дать совет: «не выдувать» звук вместе с набранным воздухом. Наоборот, при пении должно быть ощущение продолжающегося вдоха; певцу надо представить, что звук как будто идёт не от него, а в «него», причем это ощущение должно присутствовать не только при «мычании», но и при пении.

3. Упражнения для начинающих вокалистов.

Упражнение 1.

Взять большим и указательным пальцами за крылышки носа, издавая звук и выдувая его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки. Нажатия должны быть очень мягкими и быстрыми.

Упражнение делается 20 раз, прерываемся, затем повторяем снова.

Упражнение 2. Вокальное упражнение.

Это упражнение лучше выполнять на ударные слоги «да», «до»: «до-о-о-о-о», «да-а-а-а-а». Если в первом упражнении на слоге «ма» задействованы мышцы губ, то на «да» «до» «ду» требуется активная работа языка.

При каждом произношении слога кончик языка активно прилегает к верхним зубам.

Упражнение также можно начать постепенно (двигаясь по полутонам и по трезвучиям вверх, вниз, расширяя при этом диапазон внизу и вверху на 2–3 ноты).

Упражнение 3.

После того как вы попрыгали, поиграли голосом, почувствовали дыхание, пора «поласкать» связки. Для этого и рекомендуется это упражнение. Споём широкое октавное упражнение. Оно успокоит ваш организм. Упражнение в октаву требует очень мягкого и эластичного дыхания. Спокойно набираем воздух через нос и рот и на выдохе, чуть – чуть отпустив дыхание, чтобы не было запёртости, начинаем петь.

Упражнение 4.

Выполняем упражнение на слог «на». Слог «на» как будто немного ленивый. Сделаем простое речевое упражнение. Для этого глаза опущены вниз, нёбо и маленький язычок расслаблены, крылышки носа чуть поджаты. Делаем упражнение на слог «на» нараспев, очень лениво.

Повторяем слог «на» несколько раз. Упражнение делаем сначала на одной ноте, затем по полутонам и по трезвучиям в октаву.

Упражнение 5.

Следующее упражнение на беглость. То же положение гортани, нёба, мягких глаз, что и в предыдущем упражнении. Произносим слог «на» на первой ноте, затем переходим на звук «а» и «покатились» поступенно до конца октавы – туда и обратно. Чем ближе к верхней ноте, тем активнее поднимаем нёбо.

Поём упражнение «до», «ми» «фа» 2-й октавы.

Упражнение 6.

Поём то же, что и в предыдущем упражнении, только расширяем рамки диапазона ещё на 2–3 ноты (октава + 2–3 ноты).

Упражнение выполняется в быстром темпе, но с большей внутренней энергией. Очень важна первая нота, от которой вы отталкиваетесь. Энергетически вы должны стремиться к верхней ноте. Поём как бы одним мазком кисти, без толчков.

Следует запомнитьуспех любого упражнения зависит от того, как его построить мысленно (то есть сначала действие обдумывает голова – потом голос выполняет само действие). Необходимо несколько раз прочитать, прослушать, мысленно представить местоположение того или иного упражнения. Только после этого следует пробовать упражнения голосом.

4. Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием.

(Рекомендуется выполнять 2–3 минуты.)

Короткий вдох.

Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу, надо дождаться момента, когда естественно захочется вздохнуть. Только в этом случае вдох осуществиться органично правильно: достаточно глубоко и оптимально по объему.

Упражнение 1.

Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счётом: 1, 2, 3, 4, 5 и т. д.

С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.

Упражнение 2. (выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимании хористов.

Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние рёбра. Выдох длинный, со счётом. Ряд цифр также постепенно увеличивается.

Упражнение 3.(выполнение упражнения активным шёпотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер, задержка дыхания, медленный выдох со счётом. При этом певцы стремятся сохранить нижние рёбра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.

Упражнение 4 (выполнение упражнения активным шёпотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер, задержка дыхания, по руке дирижёра с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2–3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние рёбра фиксируются в положении вдоха.

Выполнение упражнения.

Распевание.

Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась слишком утомительной, можно разнообразить этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах.

Приём «Эхо».

Сначала вся группа поёт распевание относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом поётся ряд распеваний с движением по хроматической гамме.

Приём «Перекличка».

Разделить коллектив на две группы. Сначала распевание поёт одна группа, затем его же повторяет вторая. В переходе на исполнение распевания с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевание поёт вторая группа, а затем его же повторяет первая.

Приём «Соревнование».

Группа поочередно исполняет попевку. Педагог или сами студенты дают оценку исполнению: кто точнее спел. По мере освоения простейших распеваний следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне.

Распевание можно исполнять как на различные открытые слоги –«ле «ля», «ма», «ми», и т. д., так и со словами. Роль распеваний с текстом успешно выполняют фольклорные потешки и попевки. Они обычно невелики по объёму, имеют забавное содержание, легко запоминаются и затем воспроизводятся обучающимися. Если обучающимися разучивается народная песня, то впоследствии её начало также можно использовать в качестве попевки.

Следует привести перечень народных потешек и несложных песен, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах:

Прима – «Андрей-воробей», «Барашеньки - крутороженьки», «Дон-дон», «Сорока - сорока»;

Секунда «Уж как шла лиса по саду»;

Терция – «Ходит зайка по саду»;

Кварта – «Куры, гуси да индюшки», «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка» (запев песни);

Квинта – «Пойду ль я, выйду ль я, да» (первая фраза), «Во поле березка стояла» (первая фраза), « Со вьюном я хожу» (первая фраза).

Для распеваний в квинтовом диапазоне можно также использовать начальные фразы известных авторских песен – М. Красева «Елочка», В. Калашникова «Тень-тень», вокализированные пьесы Э. Грига «Утро».

Кроме того, в практике музыкантов существует ряд популярных распеваний, таких как «Родина моя» (нисходящий мажорный звукоряд в объёме квинты);

«Утром я встаю, песенку пою» (мажорный звукоряд в объёме квинты сначала вверх, затем вниз); «Милая мама» (четырёхкратное повторение одной фразы в секвенции от четырёх нисходящих звуков, допустим, от «соль», «фа», «ми», и «ре» с приходом в тонику «до»).

5. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Упражнение «Речевой портрет».

Попробуйте изобразить голосом:

1) пение птиц: кукушка «ку-ку», воробей – «чив-чив», ворона – «ка-а-а-р», дятел – тук – тук»

2) возгласы зверей

3) воспроизвести голоса родных, друзей

Это упражнение развивает у подростков речевой регистр.

6. Развитие чувства ритма.

Для того чтобы создать выразительную мелодию, недостаточно взять один за другим несколько звуков разной высоты. Их нужно организовать, соразмерить. Слово ритм и означает «соразмерность». Звуки разной продолжительности, чередуясь, выстраиваются в определенный звуковой рисунок. По этому рисунку мы узнаем вальс, мазурку, тарантеллу, марш.

Цель: развить чувство метра и ритма; привить навыки элементарной ритмической импровизации, приобщить к различным формам музыкального исполнительства в ролевых играх.

Упражнение-игра «Хлопай в такт».

Повторяйте эту игру на каждом занятии в течение года. Вместе с детьми попробуйте уловить и воспроизвести хлопками в ладоши метрический пульс речи, а затем звучащей музыки.

Упражнение «Маршируем под музыку».

Устройте конкурс: кто лучше промарширует и отобразит метрический пульс в ходьбе.

Шутки-прибаутки.

«Барашеньки – крутороженьки,

По горам ходят, по лесам бродят,

«В скрипочку играют,

Машу потешают.»

Понятие ритма: чередование длинных и коротких звуков, игра на двух ложках.

Простейшие ритмы в речи и в музыке.

Упражнение «Спой своё имя».

Показать обучающимся, как можно интересно применять ритмы к именам в соответствии с простейшими формулами, например:

Варьировать имя каждого студента – пусть все обучающиеся повторяют эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев.

Упражнение «Угадай имя».

Учить находить слова к ритмам.

Следует предложить выполнить хлопки в ладоши одного из знакомых вариантов ритмизации имён. На примере любого имени угадывается и произносится этот вариант, например:

Упражнение «Хор часов».

Изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизованном двухголосии. Для этого следует разделить на две группы. Первая группа произносит низким голосом «бом-бом» (четвертными длительностями), а вторая – высоким голосом «тики-тики» (восьмыми длительностями).

Упражнение «Колокольный перезвон».

Показать, как дивно звучит колокольный перезвон в пении. Разделить обучающихся на две группы. Первая группа поёт на одном звуке четвертными длительностями слова «Динь-дон, динь-дон, колокольный перезвон», другая группа – той же высоте поёт восьмыми длительностями слова «Тили-тили, тили-тили, колокольный перезвон». Когда слова и мелодико – ритмическая попевка будут усвоены, желательно раздать всем музыкальные инструменты (первой группе – треугольники, второй – колокольчики) для тембрового озвучивания и воспроизведения метрического пульса во время пения.

6. Основы музыкальной грамоты.

Мажор и минор.

Рассмотреть солнечную картину И. И. Левитана «Золотая осень» и полюбоваться её красочностью, живописностью!

Научить обучающихся различать краски в связи с оттенками настроения. Выслушать ответы и объясните, что в музыке такое настроение называется мажорным.

Послушать вальсы И. Штрауса. Обсудить со студентами настроение прослушанной музыки и обобщить мнение о характере, темпе музыкального произведения.

Прочитать фрагменты из стихотворения «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Спросить подростков , какое настроение выражают слова: «вьюга злилась», «мгла носилась», «луна, как бледное пятно», «печальная». Подходит ли это стихотворение по настроению к картине «Золотая осень» или к музыке вальсов?

Объяснить, что в музыке такое настроение называется минорным.

Упражнение «Нарисовать мажорное настроение!».

Предложить обучающимся дома нарисовать красками мажорную картину на свободную тему (возможно в виде домашнего задания).

Упражнение «Сочини мажорную музыку».

Устроить концерт импровизаций на лучшую мажорную мелодию (вокальную или инструментальную). Помочь подросткам поэтическими эпиграфами или живописными полотнами. Например:

Отчего так много света?

Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это – лето

На все лето к нам пришло.

Упражнение «Минорный концерт».

Можно устроить концерт и попросить обучающихся выразительно прочитать минорные стихи или спеть минорную песню. Научить студентов красиво держаться на воображаемой сцене.

Ритмическая сказка.

Рассказать сказку очень выразительно с целью закрепить в слуховом сознании пройденные ритмо – формулы и активизировать воображение, творческое мышление. Начать так: «Сегодня я вам расскажу быль – небылицу о том, как мальчик Алёша приручил лесного дятла. Что – то в моём рассказе – быль (то, что было на самом деле), а что – то – выдумка. Итак, слушайте».

Однажды, когда Алёша жил на даче, рано утром кто – то тихо постучал в его окошко: «тук – тук – тук» , затем громче: «тук, ту – ки, тук» . Попросите обучающегося показать на деревянных ложках, какой именно стук услышал Алёша. При неправильном воспроизведении повторите слова «тук, ту – ки, тук» и предложить воспроизвести ритм слов другому подростку. Добившись правильного воспроизведения ритмо – фрмулы, продолжить сказку.

Алёша вначале подумал, что это ветер пошевелил веткой дерева. Но стук повторился громче и настойчивее: «ту – ки, ту – ки, тук, тук»

Обратитесь к студенту: «Аня, покажи, какой стук услышал Алёша». Добиться громкого, чёткого, настойчивого звучания деревянных ложек и лишь затем продолжайте рассказ.

«Алёша испугался, но любопытство заставило его встать и выглянуть в окно. И что же он увидел? В окно стучал дятел, которого он часто видел в лесу и каждый раз кричал ему: «Привет!» Алёша очень обрадовался гостю и стал ему в ответ постукивать по стеклу, причём старался повторить тот ритм, который выстукивал дятел.

Попросить прохлопать этот ритм и воспроизвести знакомые ритмы в разных комбинациях

Завершить рассказ словами: «Дятлу, видимо, понравилось такое общение с Алёшей и он стал прилетать каждое утро. А Алёша, мальчик очень умный, каждый раз пытался догадаться, что хотел сказать ему дятел, и для этого стал переводить его стук в слова. Что получилось у Алёши – об этом в следующий раз!»

Упражнение «Сочини ритм».

Прививать обучающимся навыки ритмической импровизации на каждом занятии.

Предложить каждому выбрать инструмент и попробовать импровизировать любой ритм: маршевый или танцевальный, грозный или весёлый.

Каждую импровизацию студенты обсуждают, для этого педагог задает наводящие вопросы: «Какой ритм – весёлый или грозный, танцевальный или протяжный?»

Упражнение «Повтори ритм».

Развивать ритмическую память обучающихся: воспроизвести на ударном инструменте простейшие ритмы, пусть подростки отхлопывают их в ладоши.

Упражнение «Поём шутки-прибаутки».

Спеть вместе с обучающимися на одном звуке в сопровождении детских музыкальных инструментов скороговорки, шутки, потешки, пословицы и т. п. Но прежде выразительно произнести текст и прохлопать ритм. Например:

Топ – топ по земле,

Ведь земля-то наша!

И для нас на ней растут

Пироги да каша!


Шепчет солнышко листочку:

– Не робей, голубчик!

И берёт его из почки

За зелёный чубчик.

Упражнение «Досочини песенку».

Напеть обучающимся песню с ритмическим сопровождением, но не до конца, и попросить каждого досочинить её окончание.

Слова могут быть такими (поёт педагог на однотонной мелодии):

Кап – кап, кап – кап,

Мокрые дорожки.

Продолжает пение один из подростков в свободной форме интонирования с чётким ритмическим сопровождением слов с хлопками.

Всё равно пойдём гулять,

Надевай галоши!

Упражнение «Ритмизация слов».

Педагог спрашивает (прохлопывает), каждый участник группы отдельно отвечает (выстукивает).

Вокальная импровизация.

Работа по вокальной импровизации осуществляется в следующем порядке:

– педагог исполняет песню, а группа обучающихся по – своему сначала последнее слово, затем два последних слова в каждой фразе;

– сначала поется песня – образец и её вариант (исполняет педагог). Затем группа сочиняют свои варианты (например, прибаутка «Гори, гори ясно»);

– по заданному образцу педагог или воспитанник поёт «вопрос». «Ответ» группа студентов исполняют по своему усмотрению;

– импровизация в форме музыкального диалога (педагог спрашивает, студент отвечает);

– каждый их подростков сочиняет свои собственные мелодии на заданные тексты:

У кота-воркота

Колыбелька хороша.

Тик – так-так!

Кто в часах стучится так?

Так – тик – так!

Так – тик – так!

Кто в часах стучится так?


Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Сочинение песни по кругу.

Один из обучающихся по цепочке поёт фразу, второй придумывает продолжение и т. д. так, чтобы последний в цепочке закончил произведение.

Проигрывание известных музыкальных сказок.

Педагог предлагает сюжет какой – либо известной сказки, выделяя в ней конкретный эпизод; дети импровизируют его в своей музыкальной сценке.

Зеркальная импровизация предложенная педагогом несложных движений с музыкальным сопровождением.

При изменении темпа и характера исполнения той же мелодии, жанра обучающиеся должны перестроиться на новое пластическое воплощение.

Им можно предложить:

Задание 1.

Сочинение мелодии и аккомпанемента к любимому стихотворению.

Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира.

Задание 2.

Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну.

Установка ориентирована на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.

Задание 3.

Музыкальное рисование, суть которого состоит в формировании умения охарактеризовать с помощью музыкальной интонации облик персонажа, его эмоциональное состояние.

Этот вид работы подразумевает выбор подростками коротких музыкальных произведений, сходных с предлагаемыми произведениями искусства по эстетическому впечатлению.

В заданиях на музыкальное рисование можно также прибегнуть к нескольким вариантам:

– изобразить с помощью доступных музыкальных инструментов (фортепиано, колокольчик, треугольник, металлофон, ударные, блок – флейта, триола). Движение поезда (начало движения, ускорение, замедление), топот коня, падение тяжёлого предмета (взрыв, катастрофа), полет и жужжание пчелы, чириканье птиц, падающие капли дождя;

– попробовать переложить на мелодию стихотворение и прозаические тексты;

– придумать соответствующую интонацию, музыкальную фразу, которые могут послужить своеобразным эпиграфам к литературному произведению;

– подобрать звуки, пропущенные в мелодии;

– сочинить подголоски к песне (попевке) в соответствии с её образно-поэтическим строем (торжественным, печальным, героическим и т. д.).

Задание 4.

Импровизация на музыкальное домысливание увиденного (например, музыкальная импровизация к произведениям изобразительного искусства).

Задание 5.

Импровизация на уточнение детали: «О чём думает мальчик на картине?», «Какая у девочки из песни любимая игрушка?» и т. п. Свои ответы обучающиеся должны аргументировать. Результатом подобных импровизаций является осознание студентов глубины, многомерности художественного образа, логики его развития.

Задание 6.

Импровизация на передачу в музыкальных интонациях разных чувств человека (грусти, радости, страха, восторга, ликования).

Задание 7.

Спеть мелодию (попевку) в обратной последовательности.

Задание 8.

Импровизация на развитие способностей к перевоплощению: рассказать музыкальную сказку от имени медведя, лисы, зайца и т. д.; придумать песенки (попевки) героев; воссоздать их внешний вид, интонацию.

Задача педагога – не сковывая обучающегося определенными рамками, а дать ему возможность пофантазировать, испытать радость творчества.

Упражнение «Дирижеры».

Подростки любят ролевые игры. Попросить их отобразить в дирижерском жесте ощущение сильной и слабой долей в речи и в музыке. Декламировать вместе с ними стихи: на ударном слоге опускать руки вниз, а на безударном – поднимать вверх. Затем спеть песни с дирижированием.

Упражнение «Дирижируй под музыку».

Отрабатывайте в дирижёрском жесте ощущение сильной и слабой долей в музыке двухдольного размера.

Упражнение «Дирижер и хор».

Совершенствовать дирижерские жесты в двухдольном размере на репертуаре детских песен.

Разыграть ситуацию концерта: обучающиеся стоят полукругом, перед ними – студент – дирижёр с поднятыми на уровне груди руками. Он дирижирует, а все остальные участники группы поют в соответствии с дирижёрским жестом.

7. Упражнения по методике Карла Орфа.

Декламируем по методике Карла Орфа.

Предложить в самом начале занятия отправиться в гости к Шепоту и Шороху. Для этого надо немного пошуршать, пошептать. Пусть подростки сами догадаются, как можно пошуршать ладонями, тканью своей одежды.

Играя звуками Ч, Ш, Щ, С, Ц, соединяя их в различных сочетаниях, можно исполнить спонтанную звуковую композицию.

Добавить в неё несколько звуковых инструментов – композиция получится более красочной. Моделировать динамику, линию, объём в композиции нужно руками. Предоставить студентам возможность тоже попробовать себя в роли композитора.

Прочитать стихотворение:

В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит,

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Шу – шу – шу, да ши – ши – ши

Тише, Шорох, не шурши,

Навостри – ка уши –

Тишину послушай!

В. Суслов

Выучить его с обучающимися шёпотом, прислушиваясь к игре шипящих звуков. Попросить подростков придумать звуковые иллюстрации к стиху, используя все имеющиеся на занятии пособия. Стихотворение может быть исполнено несколько раз, театрализовано, с разными вариантами сопровождения.

Провести игру на развитие остроты и тонкости тембрового слуха: «Угадай, чем шуршу».

Игра со звуками (по методике Карла Орфа).

Предложить обучающимся изобразить голосом звук ветра, используя уже известный им приём моделирования объёма и динамики с помощью звуков Ф, П, С, Ш:

Используя голосом музыкального штриха Глиссандо, можно изобразить «завывание» холодного ветра. Моделировать линии рукой:

Импровизируем.

Попробовать вначале самим выступить в роли дирижёра, предложив подросткам занять места за выбранными инструментами – стеклянными (фужеры с водой, пустая бутылка) и детскими (треугольник, валдайский колокольчик).

Управляя своим оркестром, показывать им порядок выступления и звучания, оставляя за ними выбор характера звучания. Часть группы может создавать свободный фон из звуков речи.

Для фантазийной импровизации можно предложить разбиться на 2–3 группы и придумать свою программную или свободную композицию.

Различные графические партитуры могут быть предложены в качестве вариантов. Любое звуковое воплощение их будет правильным, так как в этом задании важно развивать воображение и ассоциативное мышление.

«Спящий ёжик»

Игра-импровизация по методике Карла Орфа.

Обучающиеся садятся на полу в круг. Один из них сворачивается на полу, как спящий ежик.

Сидящие подростки могут производить любые звуки – шуршать, стучать по полу, по телу, в ладоши, произносить любые звуки, слоги – отрывисто или протяжно. Важно скоординировать свои усилия с группой в динамике – композиция развивается волнообразно – от piano до forte через ряд crescendo и diminuendo.

p pm mf f mf ff

«Спящий ёжик» чутко реагирует на все изменения динамики, постепенно «просыпаясь».

Фантазируем.

О чём нам могут рассказать стеклянные звуки? Предложите студентам следующие темы: «Солнечный луч отразился в стекле», «Осенние капли на оконном стекле», «Калейдоскоп и цветные карандаши», «Корона Снежной Королевы», «Обеденное рондо».

Придумайте и сыграть также другие детские импровизации.

Игра со звуками.

Показать подросткам несколько новых для них приёмов игры со стеклянными предметами. Налить в фужер на ножке воды, смочить палец и водить им круговыми движениями по краю – обучающиеся услышат свистящий тихий звук. Разные фужеры, по – разному заполненные водой, издают звуки разной высоты и тембра. В пустую бутылку можно дуть, приставив ее горлышком к нижней губе – раздастся глухой, гудящий звук. Заполнив одинаковые бутылки водой по – разному, можно «настроить» их на 2–4 звука, и сыграть на них мелодию.

Мажор. Минор.

Спеть звуки, из которых сложилась песня «Жук»:

Спеть звуки, из которых сложилась песня «Ходит зайка»:

У обеих песен одинаковая тоника – звук «ре». Отличаются они третьим звуком. В миноре этот звук ниже на полутон.

Петь песни, точно выполняя ритмический рисунок, и отмечать рукой каждую долю. Выучить песни со словами наизусть. Играть обе песни с басовым звуком «ре». Слушайте себя, следите, чтобы песни звучали красиво.

III. Заключение.

Это основные вокальные упражнения, применяя которые, можно добиться успеха в работе с начинающими. Данные распевки охватывают весь спектр гласных звуков, одновременно развивают артикуляционный аппарат. Это способствует, в свою очередь, чёткой и внятной дикции. Нисходящее и восходящее поступенное мелодическое движение, скачки на различные интервалы, пение в различных размерах и ритмах, включение элементов двухголосного пения – всё это преподносится детям в игровой форме, на основе доступного мелодического и текстового материала.

Обучающиеся не ощущают сложности, испытывают удовольствие от пения. Создаётся ситуация успеха, и результаты обучения не заставят себя долго ждать.















IV. Список литературы:

1. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 2020.

2.Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб: Лань, 2017.

3.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2018.

4. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 2018.

5. И.О. Исаева «Эстрадное пение. Экспресс- курс развития вокальных способностей». Из-во «Астрель», М.2016

6. Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». Из-во «Феникс», Ростов.2021



19