Музыкальная живопись
и
живописная музыка
Презентация для 5 класса
Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы, - рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.
Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.
С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы.
Это отразилось и в народном творчестве.
И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.
Д.Б. Кабалевский писал…
«живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает настроения композитора от картины природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.
Мусоргский Модест Петрович.
- Родился в небогатой помещичьей семье в селе Карево Псковской губернии.
- С детства играл на фортепиано, обнаруживая при этом способности к сочинению музыки.
- Он поступил в школу гвардейских прапорщиков, которую окончил в 1852 году, одновременно занимаясь музыкой
- В 1858 году, отказавшись от военной карьеры, поступил на государственную службу и занялся любимым делом – сочинением музыки.
Модест Петрович Мусоргский
«Рассвет на Москва – реке»
( вступление к опере «Хованщина»)
Какое настроение передает музыка?
Нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм.
Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки?
Весенней природы, восхода солнца, спокойной реки
Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателю представить эту музыку?
Плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо
Ф.Тютчев
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества
Всмотримся в картины известных художников
В.Д.Поленов
К.Моне
«Впечатление»
(Восходящее солнце)
«Московский дворик»
Какими словами можно передать настроение этих полотен?
Какая из картин созвучна настроению и характеру музыки М.П.Мусоргского?
Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна?
Мелодия-рисунок
Линия-ритм
Лад-краска
Тембр-колорит
Форма-композиция
И композитора, и поэта, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке.
Музыка Мусоргского – это чистый образ Родины.
Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца.
Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела её широкому раздолью.
«Картинки с выставки». Фортепианный цикл (1874).
- Цикл посвящен памяти друга Мусоргского, художника и архитектора В. Гартмана. Композитор поставил перед собой оригинальную задачу - отобразить инструментальными средствами содержание картин , рисунков и архитектурных проектов Гартмана.
- Цикл состоит из десяти пьес: «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга», «Ссора детей во время игры», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея», «Рынок в Лиможе», «Старый замок», «Катакомбы», «Богатырские ворота в Киеве»
Художник Виктор Гартман Русский художник, архитектор, дизайнер (1834-1873)
Внезапная смерть друга (Гартман умер в 39 лет) очень опечалила Мусоргского. В память о Викторе Гартмане была организована выставка его работ. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом.
Избушка на курьих ножках
- «Избушка на курьих ножках» - жилище лесной колдуньи. Композитор сделал домик обитаемым. У В. Гартмана – это эскиз часов.
Фортепианная сюита «Картинки с выставки»
- Сюита состоит из 10 пьес:
- Гном
- Старый замок
- Тюильрийский сад
- Быдло
- Балет невылупившихся птенцов
- Два еврея, богатый и бедный
- Лиможский рынок
- Катакомбы. Римская гробница.
- Избушка на курьих ножках
- Богатырские ворота
Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенное общим замыслом.
«Прогулка»
Музыкальная живопись Модеста Петровича Мусоргского
Своё изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей композитор перенёс в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.
« Картинки с выставки » М.П.Мусоргского по рисункам В.А. Гартмана вызывают у слушателей яркие зримые картины.
Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии (эскиз не сохранился, так как выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно, в том числе и «Старый замок»). В сопроводительной программке к сюите Мусоргского Стасов написал, что в этой пьесе изображен «средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню». Но у Гартмана ни на одной из двух картин, изображающих средневековый пейзаж с замком, трубадура не было. Его придумал Мусоргский, оживив пейзаж. Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне размеренного, однообразного аккомпанемента. Она вызывает созерцательное лирическое настроение. От песни трубадура веет рыцарским средневековьем — музыка передает то, что художник изобразил красками.