СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально-дидактическая игра-презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Музыкально-дидактическая игра "-предназначена для детей дошкольного возраста.Эту разработку можно использовать воспитателям и студентам при подготовке занятий в детских дошкольных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-дидактическая игра-презентация»

Музыкально-дидактическая игра – как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Презентацию подготовила Мошникова Нина Васильевна

Музыкально-дидактическая игра – как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Презентацию подготовила

Мошникова Нина

Васильевна

 Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.  Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая - игровая, ради которой действует ребенок.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:

  • одна из них обучающая, которую преследует взрослый,
  • другая - игровая, ради которой действует ребенок.
Основное назначение музыкально-дидактических игр : формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Основное назначение музыкально-дидактических игр :

  • формировать у детей музыкальные способности,
  • в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте,
  • развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух,
  • побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
  • Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.
  • В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
  • Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально - ритмических движений и даже в области слушания музыки. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. Дидактические игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настолько печатные игры, а также используются и технические средства обучения.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

НА ЗАНЯТИЯХ

Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно.

В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально - ритмических движений и даже в области слушания музыки. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности.

Дидактические игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий.

В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настолько печатные игры, а также используются и технические средства обучения.

Музыкально-дидактические игры

Музыкально-дидактические игры

«Цветик-семицветик»   Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха  Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой материал:  Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях. Например: 1. «Кавалерийская» Д.Б. Кабалевский. 2. «Клоуны» Д.Б. Кабалевский. 3. «Болезнь куклы» П.И. Чайковский. 4. «Шествие гномов» Э. Григ. 5. «Дед Мороз» Р. Шуман и т.д. Ход игры: Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.

«Цветик-семицветик» Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей.

Игровой материал:

Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях.

Например:

1. «Кавалерийская» Д.Б. Кабалевский.

2. «Клоуны» Д.Б. Кабалевский.

3. «Болезнь куклы» П.И. Чайковский.

4. «Шествие гномов» Э. Григ.

5. «Дед Мороз» Р. Шуман и т.д.

Ход игры:

Дети сидят полукругом.

Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись.

Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.

«Три цветка»  Дидактическая игра на определение характера музыки Цель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости. Игровой материал: Три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано

«Три цветка» Дидактическая игра на определение характера музыки

Цель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости.

Игровой материал:

  • Три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки:
  • • добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
  • • грустная, жалобная;
  • • весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д.

Ход игры:

1 вариант. Педагог исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт

цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети

активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно

детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.

2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

«Солнышко»  Дидактическая игра на определение высоты звуков Цель:  развитие звуковысотного слуха детей. Игровой материал:  Большая картина ( фланелеграф ), изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа – 8 шт. Размер солнышка соотносится с нотным станом. Ход игры: Педагог: Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку. ( Напевает произвольно.)  Я,солнышко лучистое,  Очень-очень чистое!  Люблю я умываться  И в лужицах купаться. ( Говорит.)  Мои детки засмеялись,  По линейкам разбежались.  Помогите их собрать  И по именам назвать. Я нашла маленькое солнышко ( ставит нотку-солнышко на первую линейку ), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми». Дети вместе с педагогом пропевают звук. На каждом занятии количество использованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от поставленных задач.

«Солнышко» Дидактическая игра на определение высоты звуков

Цель: развитие звуковысотного слуха детей.

Игровой материал:

Большая картина ( фланелеграф ), изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа – 8 шт. Размер солнышка соотносится с нотным станом.

Ход игры:

Педагог: Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку.

( Напевает произвольно.)

Я,солнышко лучистое,

Очень-очень чистое!

Люблю я умываться

И в лужицах купаться.

( Говорит.)

Мои детки засмеялись,

По линейкам разбежались.

Помогите их собрать

И по именам назвать.

Я нашла маленькое солнышко ( ставит нотку-солнышко на первую линейку ), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми».

Дети вместе с педагогом пропевают звук. На каждом занятии количество использованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от поставленных задач.

Колобок Игра на развитие слухового восприятия  Цель:  Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий).  Игровой материал:  Карточка из плотного картона,  разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж  сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.

Колобок

Игра на развитие слухового восприятия

Цель: Развивать у детей представление о регистрах

(высокий, средний, низкий).

Игровой материал: Карточка из плотного картона,

разделена на две части: слева изображен весёлый колобок;

справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено.

В щель вставляется полоска из картона в виде линейки,

разделённой на четыре равные части,

на каждой из которой изображён тот или иной персонаж

сказки (заяц, лиса, волк, медведь).

Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.

Методика проведения

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.

Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются

колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы

характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре:

«заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь» – очень низкий.

После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке

(кого встретил колобок), и пользуясь пособием, устанавливает линейку с картинками в

соответствующее положение, так что рядом с колобком оказывается тот персонаж, образ

которого передан в музыке.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.

Педагог исполняет все пьесы поочередно (в любой последовательности). Дети по двое

выполняют задание: один с помощью пособия выбирает карточку, соответствующую тому

персонажу, который изображен в музыке; другой движется под музыку, подражая действиям

данного персонажа. Остальные дети оценивают задание.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ.

Четверо детей выходят и по очереди загадывают остальным загадки: «по секрету» сообщают

педагогу, кого из персонажей сказки будут изображать, он исполняет соответствующую

пьесу, а ребенок импровизирует движения своего персонажа. Остальные дети по желанию

отгадывают загадки: берут пособие и находят на линейке изображение персонажа, музыка

которого только что прозвучала.

Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова.

«Музыкальные птенчики» Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звука

Цель: закрепление понятия о высоких и низких звуках, развитие звуковысотного слуха, творчества детей.

Игровой материал:

Картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 шт.; набор шапочек для «птичек». Дерево и птички должны быть соразмерны, ветки – нотный стан, птички – ноты.

Ход игры:

1 вариант. Педагог: Наступила весна, вернулись из тёплых краёв птицы, свили гнёзда и вывели птенчиков. Обрадовались птенцы, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песни петь. Педагог выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенцов и даёт им в руки изображения птиц.

Дети поют попевку:

Мы птенчики весёлые,

Умеем мы летать

И с веточки на веточку

Нам весело порхать.

Ребёнок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поёт импровизированную песенку низким голосом.

А мамочка волнуется:

Лети-ка, птенчик, вниз!

Спою я колыбельную,

И ты уснёшь, малыш!

Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами.

Не хочу к тебе лететь,

Буду здесь я песни петь.

2 вариант. Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам, называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Ми и т.д.

 

«Веселые подружки»  Дидактическая игра на развитие чувства ритма.  Цель: развитие чувства ритма детей. Игровой материал:  Плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д. Ход игры: Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые. Подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька! Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям,  исполняя их на фортепиано.

«Веселые подружки» Дидактическая игра на развитие чувства ритма.

Цель: развитие чувства ритма детей.

Игровой материал:

Плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д.

Ход игры:

Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые.

Подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!

Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям,

исполняя их на фортепиано.

Музыкальный паровоз Игра на развитие тембрового слуха  Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.  Игровой материал: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов.   Методика проведения  НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.  Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз.  Вот смотрите - паровоз  Он вагончики повез.  Путь у него дальний,  Ведь поезд музыкальный .  Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать с помощью выразительных средств о том, что встречается в жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инстр ументов.

Музыкальный паровоз

Игра на развитие тембрового слуха

Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.

Игровой материал: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов.

  Методика проведения

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.

Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз.

Вот смотрите - паровоз

Он вагончики повез.

Путь у него дальний,

Ведь поезд музыкальный .

Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать с помощью выразительных средств о том, что встречается в жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инстр ументов.

 НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.   Паровоз гудит, поет.   Инструменты к нам везет.  А вот какие он везет, вам надо угадать. И в каждом вагончике свой инструмент. Звучит фонограмма музыкальной пьесы, ребенок называет инструмент, который звучал и подходит к паровозу и открывает окошко первого вагончика. Дети дают оценку выполнению задания, исправляют не точности. Затем детям предлагается послушать следующую пьесу. Задание повторяется.  НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ . Детям предлагается послушать знакомые музыкальные произведения, определить, какие инструменты звучат в этом музыкальном произведение. Выбрать музыкальный инструмент, который звучал в данном музыкальном произведении и под музыкальное сопровождение с играть на нем.  Музыкальный репертуар : «Белка» Римского-Корсакова, «Парень играет на гармошке»  Г.Свиридова.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.

Паровоз гудит, поет.

Инструменты к нам везет.

А вот какие он везет, вам надо угадать. И в каждом вагончике свой инструмент. Звучит фонограмма музыкальной пьесы, ребенок называет инструмент, который звучал и подходит к паровозу и открывает окошко первого вагончика. Дети дают оценку выполнению задания, исправляют не точности. Затем детям предлагается послушать следующую пьесу. Задание повторяется.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ . Детям предлагается послушать знакомые музыкальные произведения, определить, какие инструменты звучат в этом музыкальном произведение. Выбрать музыкальный инструмент, который звучал в данном музыкальном произведении и под музыкальное сопровождение с играть на нем.

Музыкальный репертуар : «Белка» Римского-Корсакова, «Парень играет на гармошке»

Г.Свиридова.

Разноцветная гусеница Игра на определение характера музыки  Цель: Развивать у детей представление о характере музыки, соответствующем определенному цвету. Игровой материал: Карточки с изображением головы гусеницы и разноцветных «животиков» гусеницы . Методика проведения  НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Дети знакомятся с музыкальным произведением. Беседа по содержанию музыкального произведения. НА ВТОРОМ ЭТАПЕ . После прослушивания музыкальное произведение, педагог предлагает построить гусеницу « животиками», цвета которых соответствуют характеру произведения. НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ . Педагог предлагает детям изобразить в рисунке характер  музыкального произведения, используя выбранную им цветовую гамму.  Музыкальный репертуар: программные музыкальные произведения.

Разноцветная гусеница

Игра на определение характера музыки

Цель: Развивать у детей представление о характере музыки, соответствующем

определенному цвету.

Игровой материал: Карточки с изображением головы гусеницы и разноцветных

«животиков» гусеницы .

Методика проведения

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Дети знакомятся с музыкальным произведением. Беседа по

содержанию музыкального произведения.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ . После прослушивания музыкальное произведение, педагог

предлагает построить гусеницу « животиками», цвета которых соответствуют характеру

произведения.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ . Педагог предлагает детям изобразить в рисунке характер

музыкального произведения, используя выбранную им цветовую гамму.

Музыкальный репертуар: программные музыкальные произведения.

Теремок Игра на развитие слухового восприятия и музыкального образа  Цель: Развивать умение запоминать и различать музыкальные произведения. Игровой материал:  Картинка из картона с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от терёмка нарисованные сказочные персонажи:  лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и карточки персонажей из сказки по количеству детей, шапочки - маски героев.   Методика проведения НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.  Педагог начинает сказку:  «Стоит в поле  терёмок- теремок,  он не низок, не высок, не высок».  Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Дети отвечают и мотивируют свои ответы  характеристикой об этом музыкальном отрывке и так  о всех героях сказки .

Теремок

Игра на развитие слухового восприятия и музыкального образа

Цель: Развивать умение запоминать и различать музыкальные произведения.

Игровой материал: Картинка из картона с изображением теремка.

На выдвижной бумажной ленте сбоку от

терёмка нарисованные сказочные персонажи:

лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и карточки персонажей

из сказки по количеству детей, шапочки - маски героев.

Методика проведения

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.

Педагог начинает сказку:

«Стоит в поле терёмок- теремок,

он не низок, не высок, не высок».

Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию

и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него

войти. Дети отвечают и мотивируют свои ответы

характеристикой об этом музыкальном отрывке и так

о всех героях сказки .

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. После каждого прослушивания дети выполняют задание: с помощью пособия выбирают карточку, соответствующую тому персонажу, который изображен в музыке объясняет свой выбор и устанавливает картинку перед домиком, образ которого передан в музыке. НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ.  У каждого ребенка имеется карточка с героем, после прослушивания пьесы каждого героя, дети самостоятельно поднимают соответствующую карточку, объясняя свой выбор. Затем предложить изобразить повадки своего персонажа. Другие дети оценивают выполнение задания. Музыкальный репертуар: Пьесы: « Медведь» «Лиса», «Мышка», «Зайчик»,  «Волк», «Лягушка», «Петушок» Г. Левкодимова

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.

После каждого прослушивания дети выполняют задание: с помощью пособия выбирают карточку, соответствующую тому персонажу, который изображен в музыке объясняет свой выбор и устанавливает картинку перед домиком, образ которого передан в музыке.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ.

У каждого ребенка имеется карточка с героем, после прослушивания пьесы каждого героя, дети самостоятельно поднимают соответствующую карточку, объясняя свой выбор.

Затем предложить изобразить повадки своего персонажа.

Другие дети оценивают выполнение задания.

Музыкальный репертуар: Пьесы: « Медведь» «Лиса», «Мышка», «Зайчик»,

«Волк», «Лягушка», «Петушок» Г. Левкодимова

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!