Методическая разработка на тему:
«Музыкально-дидактические игры
для развития музыкального слуха
у детей дошкольного возраста»
преподавателя МБУДО «ДМШ им. А.Г. Абузарова»
А.О. Жучковой
Игры на определение шумовых и музыкальных звуков
-
Игра «Слушаем тишину»
Педагог предлагает детям «послушать тишину». А после минутки тишины проходит беседа об услышанных звуках. Педагог объясняет, какие звуки были шумовые, а какие музыкальные. На закрепление этих понятий дети разучивают следующие стихи-правила:
«Звуки шумовые шумные такие.
Они могут, позвенеть, постучать и погреметь.
Звуки музыкальные для музыкантов главные.
Их играют и поют, звуки весело живут» (А. Жучкова)
-
Игра «Инструментальная сказка»
Педагог играет и поет песню В. Калинникова «Тень-тень», а дети озвучивают персонажей шумовыми инструментами. Например, лиса – это металлофон, зайка – ложки, ежи – румбы, блохи – маракасы, медведь – бубен, коза – барабан.
-
Игра «Звуковые загадки»
Педагог раздает детям картинки, на которых изображены природа, животные или инструменты (например, Птицы», «Дождь», «Гроза», «Море», «Корова», «Кошка», «Барабан», «Дудочка», «Фортепиано», «Гармошка», «Девочка поет» и т.д.). Затем включается аудиозапись с шумовыми и музыкальными звуками (шум дождя, раскаты грома, морской прибой, пение птиц, звуки разных животных, голоса музыкальных инструментов и т.д.). Задание следующее: кто услышал «свой» звук, выходит и вешает на доску (справа – шумовые звуки, слева – музыкальные звуки). Затем дети меняются картинками, а игра продолжается.
-
Игра «Доктор Айболит»
Это упражнение на определение пульсации в музыке. Педагог с детьми вспоминает сказку К. Чуковского «Доктор Айболит». Затем педагог делает акцент на том, что доктор обязательно слушает больного, слушает как стучит его сердце, т.е. пульс. И предлагает детям поиграть в доктора и найти у себя пульс на шее или на запястье руки. Затем педагог говорит о том, что в музыке тоже есть сердце, которое называется «пульс».
Дети разучивают стихотворение «Пульс» (слова А. Жучковой):
«Тук, тук, тук, тук – это сердца ровный стук.
То, что ровно, четко бьется, пульсом в музыке зовется».
Стихотворение произносится с четкой пульсацией, которая исполняется молоточком или карандашом. Обязательно нужно показать детям как стучит «больной» пульс, т.е. не ровный, и вместе с ними постучать неправильно. Сравнительный анализ всегда помогает лучше усвоить материал. После подготовительного этапа, дети слушают музыку и определяют пульс как «доктор Айболит».
Музыкальный материал:
-
Л. Шульгин «Марш»
-
М. Красев «Марш»
-
С. Рахманинов «Итальянская полька»
-
П. Чайковский «Полька» из «Детского альбома»
-
Муз. М. Андреевой, сл. К. Чуковского «Ехали медведи»
-
Муз. В. Герчика, сл. М. Чарной «Вечерняя песенка».
Игры на развитие звуковысотного слуха
-
Сценка «Кукольный театр»
Детям предлагается выбрать игрушку (мишку, зайку, птичку) и озвучить фразу определенным голосом. «Мишка» должен сказать низким голосом: «Я – мишка косолапый, давай с тобой дружить!». «Зайка» говорит средним голосом: «Я – зайка-побегайка, давай с тобой дружить!», а «Птичка» высоким голосом: «Я – маленькая птичка, давай с тобой дружить!». Мишка, зайка и птичка знакомятся друг с другом.
Затем педагог предлагает детям исполнить диалоги. Два ученика выбирают игрушки. Один задает вопрос «Какая у тебя любимая песня?», а другой отвечает. Все игрушки озвучиваются нужными голосами. Вопросы могут придумать сами дети.
-
Сценка «На лесной полянке»
Педагог предлагает детям подобрать музыку к знакомым уже героям – мишке, зайке и птичке. А затем изобразить с помощью движений мишку (топают), зайку (прыгают) и птичку (летают). Сначала все дети изображают животных и птичку. Затем учащиеся делятся на три группы. Если звучит музыка мишки, то топают только дети-«мишки» и т.д. Таким образом, в игровой форме проходит слуховой анализ регистров.
Музыкальный материал:
-
Т. Ломова «Медведь»
-
В. Николаев «Зайка», «Птичка»
-
Игра «Птички и Кошка»
Под музыку В. Николаева «Птички» дети бегают по классу, изображая летающих птичек. Под музыку А. Руббаха «Воробей» дети внимательно слушают, в каком регистре звучит мелодия. Если это вторая октава, дети останавливаются и показывают, как птички «клюют зернышки» высоко на дереве. А если звучит малая октава, то дети садятся на корточки и показывают, как «клюют птички» низко на земле. Но как только «птички» услышат музыку кошки (тема кошки из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»), надо «улетать» (дети бегут на свои места).
-
Игра «Музыкальный теремок»
Педагог рассказывает сказку «Теремок», играя при этом музыкальную характеристику всех персонажей. Попутно педагог выкладывает картинку героя на фланелеграфе на нужной высоте. Затем «Теремок» рассказывают сами дети, выходя по-одному, и «заселяя» его жителями на правильном этаже. На другом уроке можно провести «Угадай-ку» по музыкальным темам.
Музыкальный материал:
-
И. Арсеев «Красная Шапочка и серый волк» (тема волка)
-
В. Витлин «Лягушки»
-
А. Жилинский «Мышки»
-
В. Николаев «Зайка», «Лиса»
-
Т. Ломова «Медведь»
-
Игра «Колобок»
Каждый ученик выбирает себе игрушку и относит на свою парту. Педагог выбирает ребенка, который будет исполнять роль «колобка» (ему выдается мяч). «Колобок» поет песенку: «Я – колобок, колобок румяный бок. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (песня исполняется на звуках б.2, для каждого ребенка подбираются свои звуки), а также двигается по классу в любом направлении. А когда зазвучит музыкальная загадка, «колобок» должен подойти к этой игрушке. «Колобком» становится ребенок угаданной игрушки.
Музыкальный материал:
-
Темы из игры «Музыкальный теремок»
-
В. Николаев «Птичка»
-
С. Прокофьев «Петя и волк» (тема кошки)
-
Игра «Инструменты шумовые»
Педагог раздает детям шумовые инструменты и дает следующее задание: во время исполнения песни показывать высоту мелодии. В качестве мелодии песни можно использовать русскую народную песню «Ах, вы, сени..»
Инструменты шумовые (слова А. Жучковой)
1 куплет
Инструменты шумовые
Очень шумные такие.
Инструменты поднимаем,
Высоко сейчас играем.
2 куплет
Инструменты шумовые
Очень шумные такие.
Инструменты опускаем,
Низко мы сейчас играем.
3 куплет
Инструменты шумовые
Очень шумные такие.
Ровно, ровно мы стоим,
Средними звуками звучим.
Вариант 2. Педагог играет только мелодию, делая быструю смену регистров. Дети определяют регистры и играют на своих инструментах, показывая высоту.
Игры на развитие динамического слуха
-
Упражнение «Читаем стихи» с разной динамикой
Стихотворение А. Барто «Наша Таня»
Педагог предлагает детям вспомнить стихотворение «Наша Таня». Затем спрашивает: «Какие слова нужно произносить громко, а какие тихо». После обсуждения дети читают стихотворение с разными динамическими оттенками. Далее педагог знакомит учеников с терминами «форте» и «пиано», показывая при этом графическое изображение этих слов. Затем педагог предлагает рассказать стихотворение, заменяя при этом русские слова «громко» и «тише» на итальянские «форте» и «пиано».
-
Песня «Гром и дождик»
Педагог раздает детям инструменты и говорит, что одни из них будут изображать гром на бубнах (играть громко), а другие – дождик на металлофоне (играть тихо). Затем педагог исполняет песню «Гром и дождик», а дети аккомпанируют на своих инструментах, подпевая «бом» или «кап» (музыку педагог подбирает по своему выбору или сочиняет сам).
Песня «Гром и дождик» (слова А. Жучковой)
1 куплет
Что там громко так рокочет – бом, бом, бом, бом.
Это в небе гром грохочет – бом, бом, бом. бом.
Раздается всюду он – бом, бом, бом, бом.
Словно бубна громкий звон – бом, бом, бом, бом.
2 куплет
Дождик капает с небес – кап, кап, кап, кап.
На луга, поля и лес – кап, кап, кап, кап.
Раздается тихий звон – кап, кап, кап, кап.
Словно наш металлофон – кап, кап, кап, кап.
-
Игра «Зонтик»
Педагог выбирает ребенка, который будет изображать «зонтик». Он стоит и ждет музыку «Грома». Остальные дети, узнав знакомую пьесу, изображают разных животных или птичек. С момента звучания «грома» все должны спрятаться под «зонтиком» (ребенок разводит руки в стороны). Сначала музыку животных педагог играет тихо, а музыку «грома» громко.
Музыкальный материал:
-
Музыка из темы «Звуки низкие, средние и высокие»
-
Е. Тиличеева «Гроза»
-
Игра-песня «Пчелки»
Педагог предлагает детям превратиться в «пчелок» и «полетать» по классу – «лужайке». Под музыку дети бегают и «жужжат», изображая пчелок. Когда музыка затихает, дети останавливаются и внимательно слушают. В это время педагог играет песню пчелки либо высоко (например, на звуке «до» 2 октавы), либо низко (например, на звуке «до» 1 октавы). Соответственно, дети-«пчелки» должны спеть либо тихо «Жу, жу, жу, жу, я на дереве сижу», либо громко «Жу, жу, жу, жу, на цветочке я сижу».
Музыкальный материал:
-
К. Черни «Этюд» (по выбору)
-
Игра «Картинная галерея»
На доске висят разные картины или рисунки. Педагог говорит детям, что сейчас они отправятся в картинную галерею. Затем все вместе рассматривают картины – «Солдаты маршируют», «Девочка качает куклу», «Морской берег», «Поезд», «Аквариум». Педагог дает задание детям: подобрать к каждой картине динамические оттенки. После разбора динамики, дети слушают и подбирают музыку к каждой картине. При этом педагог акцентирует также внимание на жанровую принадлежность пьес «Солдаты маршируют», «Девочка качает куклу», «Морской берег». Особо следует остановиться на пьесе «Поезд» и дать понятия «крещендо» и «диминуэндо».
Музыкальный материал:
-
Т. Ломова «На берегу»
-
В. Ребиков «Колыбельная»
-
М. Старокадомский «Поезд»
-
А. Филиппенко «Бравые солдаты»
-
Р. Щедрин «Золотые рыбки» (фрагмент из балета «Конек-горбунок»)
-
Упражнение «Барабанщик» на музыку Д. Кабалевского
Эта пьеса – замечательный пример на закрепление понятий «крещендо» и «диминуэндо». Выбирается ученик, который будет изображать приближающегося и удаляющегося барабанщика. Педагог играет пьесу Д. Кабалевского, а ученик играет на барабане ритмический рисунок с нужными динамическими оттенками. Перед исполнением этой пьесы необходимо поработать всем классом над ритмическим рисунком. Далее выбирается другой «барабанщик». Чтобы остальные дети не сидели безучастно, можно всем раздать карандаши ( палочки барабана).
Ритмические игры и упражнения
-
Упражнения «Пчелка» и «Дятел»
Педагог выписывает на доске графическое изображение длинных и коротких звуков песни. Дети выходят по одному, исполняют песню на одном звуке и показывают ритмический рисунок. Педагог обращает внимание на то, чтобы ребенок проводил по длинной палочке снизу вверх («тянул» звук), а короткие обозначал лишь уколом.
Песенка пчелки: «Жу, жу, жу, жу, на цветочке я сижу (я на розочке сижу)».
Песенка дятла: «Я стучу, стучу, стучу. Червячка достать хочу».
-
Игра «Петушки и курочки»
Вариант 1. Педагог предлагает мальчикам превратиться в «петушков», а девочкам в «курочек». В 1 части на длинных звуках «петушки» ходят степенно и важно. А во 2 части на коротких звуках «курочки» легко бегают.
Вариант 2. Слушая 1 часть пьесы, дети стучат ладошками длинные звуки по парте. Слушая 2 часть, дети перебирают быстро пальцами короткие звуки.
Вариант 3. Ученики играют на шумовых инструментах.
Музыкальный материал:
-
Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои, сени», обработка Г. Фрида
-
Игра «Великаны и гномы»
Дети делятся на две команды: великанов и гномов. В ходе беседы с педагогом, дети запоминают, что «великаны» маршируют длинными звуками, а «гномы» маршируют под короткие звуки. Маршевая музыка исполняется в медленном и быстром темпах.
Музыкальный материал:
-
Е. Марченко «Марш»
-
Д. Шостакович «Марш»
-
Л. Шульгин «Марш»
Игры на определение темпов
-
Загадки «Прогулка по зоопарку»
Педагог читает загадки про разных животных, дети их угадывают. Затем подбирают темп (быстрый, медленный, умеренный). Звучит музыка из «Карнавала животных» К. Сен-Санса.
-
Игра «Паровозик из Ромашкино»
Дети-«вагончики» выстраиваются друг за другом. Первый ребенок дает сигнал и начинается движение – сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Постепенно движение замедляется, останавливается, «паровозик» приехал на полянку. Здесь паровозик ждут « пассажиры» – разные животные, птички, куклы. Педагог играет музыкальные темы, а дети угадывают. Кто узнал мелодию «пассажира», забирает игрушку в свой вагончик. Начинается движение заново.
Музыкальный материал:
-
Л. Банникова «Поезд»
-
В. Витлина «Лягушки», «Медведи»
-
А. Гречанинов «Моя лошадка»
-
М. Раухвергера «Обезьяна», «Белки», «Слон»
-
П. И. Чайковский «Новая кукла», «Песня жаворонка».
Игры на определение жанров
-
Игра «Музыкальный магазинчик»
Педагог предлагает детям посетить музыкальный магазинчик, в котором «продаются» разные игрушки (кукла, солдатик, клоун, кузнечик, бабочка, слон, поросенок, матрешка, крокодил Гена, Чебурашка). «Покупатель» слушает музыку, называет принадлежащую ей игрушку, а также ее жанр. После чего забирает игрушку себе на место. Когда все игрушки будут «куплены», дети исполняют общий марш, танец или песню (по желанию детей).
Музыкальный материал:
-
Б. Берлин «Марширующие поросята»
-
А. Жилинский «Маленькая танцовщица»
-
Д. Кабалевский «Клоуны»
-
С. Прокофьев «Марш кузнечиков»
-
Русская народная мелодия в обработке М. Раухвергера «Я рассею свое горе»
-
К. Сен-Санс «Слон» из фантазии «Карнавал животных»
-
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
-
Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского «Песенка крокодила Гены»
-
Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского «Песенка Чебурашки»
-
Д. Шостакович «Вальс цветов»
-
Игра «Зарядка»
Дети внимательно слушают жанр музыки и выполняют необходимые движения: маршируют, танцуют или «качаются» из стороны в сторону. При этом дети маршируют как настоящие «солдаты» или как игрушечные «солдатики», танцуют вальс или польку, «качаются» или поют знакомую песню.
-
Игра «Веселый мячик»
Дети встают в круг и поют все вместе песню (музыку придумывает педагог):
«Ты, катись, веселый мячик
быстро, быстро по рукам.
У кого веселый мячик
Весело танцует нам!»
Ребята передают мяч друг другу. У кого на словах «танцует нам» окажется мяч, тот выходит в центр круга и танцует польку или вальс (музыкальная загадка). Все дружно хлопают и произносят счет польки (1,2) или вальса (1,2,3).
Музыкальный материал:
-
Мелодия любой рнп
-
М. Глинка «Полька»
-
А. Гречанинов «Вальс» из «Детского альбома»
-
С. Майкапар «Вальс» из альбома «Бирюльки»
-
С. Рахманинов «Итальянская полька»
-
П. Чайковский «Вальс», «Полька» из «Детского альбома»
-
Д. Шостакович «Вальс», «Полька» из альбома «Танцы кукол».
Игры на определение лада в музыке
-
Сценка «Веселый и грустный гномик»
Педагог читает стихотворение В. Данько «Опасные очки» про двух гномиков – веселого и грустного. Затем дети подбирают мажорную и минорную музыку к главным героям. Педагог выбирает двух детей-«гномиков» и дает им очки (темные и светлые). Разыгрывается сценка веселого и грустного гномика под музыкальное сопровождение педагога.
Музыкальный материал:
-
П. Чайковский «Старинная французская песенка»
-
Д. Штейбельт «Сонатина» (до мажор)
-
Сценка «Мама и ребенок»
Педагог исполняет песню «Наша мама» (музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Дымовой). Обсуждает с детьми сюжет песни, ее характер, лад. Затем песня разучивается и исполняется по ролям.
-
«Мои друзья»
Педагог вывешивает на доске портреты детей с разными эмоциями (грусть, радость, злость, спокойствие, восторг). Эмоции разбираются и подбирается музыка.
Музыкальный материал:
-
М. Зив «Озорная девчонка», «Упрямый мальчишка»
-
Д. Кабалевский «Злюка»
-
Г. Левкодимов «Три настроения»
-
Р. Шуман «Первая потеря»
-
П. Чайковский «Утренняя молитва», «Новая кукла»
Игры на определение музыкальной формы
-
Упражнение «Две или три?!»
Педагог раздает детям геометрические фигуры – треугольники и кружки. Дети слушают музыку, определяют музыкальную форму (двухчастная или трехчастная) и выкладывают на столе две или три геометрические фигуры (треугольник – кружок или треугольник – кружок – треугольник).
Музыкальный материал:
-
А. Гречанинов «Мазурка»
-
А. Жилинский «Шествие кукол»
-
Т. Ломова «На берегу»
-
М. Мусоргский «Баба яга»
-
В. Николаев «Дождь и радуга»
-
В. Ребиков «Лягушки»
Игры на определение средств музыкальной выразительности
-
Творческое задание «Рисуем под музыку»
После разбора средств музыкальной выразительности в прослушанной музыке, дети рисуют картины под музыку.
Музыкальный материал:
-
А. Вивальди «Зима», «Весна» (первые части)
-
Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
-
Н. Римский-Корсаков «Шехерезада», I часть
-
П. Чайковский «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик»
-
Музыкально-поэтические уроки «Времена года»
Педагог проводит тематический урок, посвященный одному времени года. К музыкальным пьесам подбираются художественные картины или рисунки, стихи, загадки, песни.
Упражнения на развитие гармонического слуха
-
Упражнение «Снежинки»
Педагог раздает детям снежинки и играет 2, 3 или 4 звука (терции, трезвучия, септаккорды). Интервалы и аккорды играются в разных регистрах, начиная с верхнего («снежинки спускаются с неба»). Дети определяют на слух количество звуков и показывают педагогу 2, 3 или 4 снежинки.
-
Упражнение «Два веселых звука»
Педагог рассказывает сказку «Два веселых звука», в которой два музыкальных друга любили превращаться в ежиков (секунды), котят (терции), черепах (кварты), белочек (сексты), бабу-ягу (тритоны), жирафов (октавы). Педагог играет разные интервалы, а дети угадывают их. Затем педагог играет мелодию песни «Два веселых гуся» секундами, терциями, а также другими интервалами, а дети называют, в кого превратились «два веселых звука».