Музыкально-дидактические игры на уроках музыки в начальной школе.
Подготовила материал учитель музыки МБОУ «Соколинская НОШ» Муслюмова З. Р.
Игра для развития чувства ритма «Прогулка» Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих; карточки, изображающие короткие и долгие звуки.
Ход игры. Дети должны передать ритмический рисунок — выложить карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие — частым. Например: «Таня взяла мяч,— поет учитель,— и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.
«Пошел частый, сильный дождь»,— продолжает учитель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки. Следующий ребенок предлагает свою версию.
(Можно предложить отдельно каждому ученику пропеть любую фразу, а остальным – карточки).
Игра для развития чувства ритма
«Выполни задание»
Цель: развитие чувства ритма.
Игровой материал. Карточки с изображением коротких и длинных звуков.
Ход игры. Учитель проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребёнок должен выложить его карточками на парте.
2 вариант. Названный ученик прохлопывает ритмический рисунок, а остальные дети выкладывают его карточками на парте (упрощённый вариант – повторяют ритмический рисунок хлопками).
Игра для развития тембрового слуха
«Определи инструмент»
Игровой материал. Карточки-диски с изображением музыкальных инструментов.
Ход игры. В записи звучит фрагмент музыкального произведения в исполнении какого - либо инструмента. Учащиеся стараются узнать инструмент и прикрепить прищепку к соответствующей картинке.
Игра для развития тембрового слуха и зрительной памяти.
«Слушаем внимательно»
Цель. Закрепить знания о музыкальных инструментах.
Игровой материал. Записи инструментальной музыки, знакомой детям; карточки с изображением музыкальных инструментов (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).
Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся карточки с изображением инструментов. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе.
Игра для развития памяти и слуха
«Музыкальное лото по памяти»
Цель: Закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому, духовому, детскому, эстрадному, а также развивать память, выдержку и внимание.
Игровой материал. Карточки с изображением музыкальных инструментов, большие карты с изображением разных видов оркестра. На одну большую карту помещается восемь маленьких карточек.
Ход игры. Педагог раздаёт детям по одной большой карте, а маленькие картинки раскладываются на середине стола рисунком вверх. В течение какого-то промежутка времени дети запоминают их расположение. Затем все картинки переворачиваются. Дети по очереди открывают по одной картинке. Если это их картинка, то забирают её себе, если нет, кладут обратно рисунком вниз. Игрок, первым заполнивший свою большую карту, выигрывает
Игра для развития памяти и слуха
«Волшебный волчок»
Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.
Ход игры. Вариант 1. В грамзаписи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.
Вариант 2. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.
Игра для развития памяти и слуха
«Сколько нас поёт?»
Игровой материал. В игре можно использовать такой игровой материал — три карточки с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третьей трое).
Ход игры. При выполнении игры дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.
Игра проводится с небольшой подгруппой детей. Необходимо, чтобы вначале педагог был в роли ведущего.
Игра для развития памяти и слуха
«Кто больше знает?»
Цель: Расширять и закреплять знания о музыкальных инструментах (внешний вид, звучание, название)
Игровой материал. Карточки с изображением различных музыкальных инструментов, с которыми дети уже знакомы с предыдущих занятий.
Ход игры. Ведущий (может быть как педагог, так и ребёнок) перемешивает карточки и, показывая играющим по одной, спрашивает: «Что это?» тот, кто первым правильно назовёт, что на ней изображено, получает карточку себе.
Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек.
Игра для развития памяти и слуха
«Музыкальные кубики»
Игровой материал. Кубик на каждой стороне его нарисована картинка, передающая содержание песни (или изображение инструмента, или портрет композитора); Запись программных произведений.
Ход игры. Ведущий проигрывает вступление к какому-нибудь знакомому детям произведению. Вызванный ребенок находит среди граней нужную картинку и называет произведение, автора. За правильный ответ получает жетон. Выигрывает тот, у кого больше жетоны.
(Песню можно исполнить, если дети захотят).
Игра для развития памяти и музыкального слуха
«Песня – танец - марш»
Цель: развитие памяти и музыкального слуха.
Игровой материал. На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: песня, танец, марш и колыбельная. Запись музыкальных произведений и поощрительные значки.
Ход игры. Педагог - ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Звучит мелодия в записи. По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Ребёнок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.
(есть видеовариант этой игры)
Игра для развития памяти и музыкального слуха
«Песня – танец - марш»
Цель: развитие памяти и музыкального слуха.
Игровой материал. Карточка с изображением поющего, танцующего, марширующего. Запись музыкальных произведений, прищепки. Ход игры. Звучит музыкальное произведение, дети определяют жанр и прикрепляют прищепку к соответствующему изображению.
Игра для развития звуковысотного слуха
«Угадай колокольчик»
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания. Можно использовать запись звучания колокольчиков различного звучания.
Ход игры. Ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок — на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый — на средней, если звенит средний колокольчик,; зеленый — на верхней, если звенит маленький колокольчик.
Играют несколько детей.
Игра для развития звуковысотного слуха
«Ступеньки»
Игровой материал. Карточка с изображением лесенки из пяти ступенек, фишки.
Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, учащиеся определяют движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно выкладывают фишки.
2 вариант. Учитель называет имя ученика, который определяет движение мелодии, передвигая игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
В игре участвует несколько детей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Соколинская НОШ»
Бахчисарайского района Республики Крым
Музыкально – дидактические игры
на уроках музыки в начальной школе.
Подготовила материал учитель музыки МБОУ «Соколинская НОШ» Муслюмова З. Р.
Соколиное
Сортировка
Пример задания: Распределите народные инструменты в две колонки: струнные и духовые.
Необходимо предложенные «карточки» (свирель, гусли, балалайка, рожок, кеманча, къавал, цымбалы, саз, бандура, волынка, др.) разделить на две группы
Сортировка
Пример задания:
Послушайте два музыкальных пейзажа Г.В. Свиридова, определите ладовую окраску этих пейзажей. Распределите предложенные изображения в две колонки: мажор и минор. Дети слушают «Весну» и «Осень». Необходимо предложенные «карточки» с репродукциями картин русских художников (изображающих светлую картину весеннего пробуждения природы и лирическую, печальную картину осени) разделить на две группы.
Подчеркивания, зачеркивания элементов:
Пример задания:
Зачеркни неправильный ответ в каждом задании.
Колыбельную песню исполняют: ласково, нежно, мягко, громко.
Гимн исполняют: торжественно, печально, величественно, гордо.
Плясовые наигрыши исполняют: весело, озорно, задумчиво, ярко.
Необходимо найти неправильные ответы и зачеркнуть их.
Любимый инструмент
Пример задания (А):
Послушай музыку. На каком рисунке изображен этот инструмент?
Звучит «Каприс № 24» Н. Паганини. Ответы для выбора даны в виде фотографий или рисунков с изображениями инструментов: скрипка, флейта, рояль, клавесин, орган. Учащийся должен выбрать 1 верный ответ из предложенного.
Пример задания (Б):
На каком рисунке изображен любимый музыкальный инструмент Никколо Паганини?
Ответы для выбора даны в виде фотографий или рисунков с изображениями инструментов: скрипка, флейта, рояль, клавесин, орган. Учащийся должен выбрать 1 верный ответ из предложенного.
Пример задания (В):
Послушай музыку. Представь себя музыкантом-исследователем. Какие музыкальные инструменты, на твой взгляд, могли бы быть «родственниками» этого инструмента?
Звучит «Каприс № 24» Н. Паганини. Ответы для выбора даны в виде фотографий или рисунков с изображениями инструментов: виола, гудок, альт, виолончель, контрабас, рояль, гитара, гусли. Учащийся должен выбрать 5 верных ответов из предложенного.
Любимый инструмент (И. С. Баха – орган, Ф. Шопена – фортепиано).
Вставить нужные слова в текст.
Пример задания:
Вставьте пропущенные слова в текст: Все знают, что ___________ – это спектакль, в котором артисты танцуют, а ___________ – спектакль, в котором артисты поют. Но не всегда люди задумываются, что оба эти жанра музыки не могли бы существовать коллектива музыкантов, который начинает и сопровождает весь спектакль, говорит с нами языком музыки. А вы знаете, о каком коллективе идет речь? Конечно, это _______________.
Почти каждый такой спектакль начинается с симфонического вступления (оно называется ___________), которое знакомит слушателя в общих чертах с содержанием всего действа. Управляет этими замечательными музыкантами - ___________.
Необходимо разместить предложенные варианты ответов (балет, опера, симфонический оркестр, увертюра, дирижер) в пропуски в тексте.
Раскраска
Пример задания:
Послушай музыку и раскрась картинку в цвета, соответствующие мажорному или минорному звучанию музыки.
Филворд – английский кроссворд.
Пример задания:
Найди средства музыкальной выразительности.
Необходимо в заполненной буквами таблице найти названия средств музыкальной выразительности и выделить слова цветом.
Соберите оркестр русских народных инструментов. Необходимо из предложенных элементов (русских народных и инструментов симфонического оркестра) собрать правильное изображение.
Рассвет на Москве-реке.
Пример задания (А):
Послушай музыку. Какой композитор ее сочинил?
Звучит фрагмент: «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского. Ответы для выбора даны в виде портретов композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин. Учащийся должен выбрать 1 верный ответ из предложенного.
Пример задания (Б):
Послушай музыку. Композитор подражал в ней некоторым звукам окружающего мира. Выбери эти звуки. Звучит фрагмент: «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского. Ответы для выбора даны в виде выпадающего списка: перекличка петухов, звон колокола, русская песня, лай собаки, вой ветра, раскаты грома. Учащийся должен выбрать все верные ответы из предложенного.
Вставить нужные слова в текст.
Пример задания А:
Вставьте пропущенные изображения в текст: В симфонической сказке Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и Волк» каждый герой изображен каким-либо инструментом симфонического оркестра. Птичка - _____________, утка - ___________, кошка - __________, Дедушка - __________. А вот самого Петю композитор изобразил струнным квартетом: _____________________________________.
Необходимо разместить предложенные варианты ответов-изображений (флейта, гобой, кларнет, фагот, две скрипки, альт и виолончель) в пропуски текста.
Пример задания Б: Напротив названий инструментов наклеить изображения персонажей.
Кроссворд.
Пример задания:
Послушайте три фрагмента музыкальных произведений и впишите в клеточки кроссворда фамилии композитора, сочинившего эту музыку.
Сортировка элементов по категориям.
Пример задания:
Рассмотрите портреты известных композиторов. Распределите предложенные изображения в две колонки: русские композиторы и композиторы Западной Европы.
Даны 8 портретов. Русские композиторы: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский. Композиторы Западной Европы: И.С. Бах, В.А. Моцарт, Э. Григ, Ф. Шопен. (можно портреты других композиторов).
Мозаика:
Пример задания:
Послушайте знакомую музыку, определите, какие инструменты звучат. «Соберите» инструментальный ансамбль для исполнения этой музыки, складывая элементы мозаики.
Звучит «Ноктюрн» из Квартета № 2 А.П. Бородина. Даны «рассыпанные» изображения струнного квартета, а также квартета в другом инструментальном составе. Необходимо из предложенных элементов (инструментов струнного квартета) собрать правильное изображение.
Филворд – английский кроссворд.
Пример задания: Найди фамилии известных композиторов.
Необходимо в заполненной буквами таблице найти фамилии композиторов и выделить слова цветом.
Определи лад произведения. Послушай музыку. Определи лад. Дан фрагмент любого музыкального произведения рабочей программы.
Сортировка элементов по категориям.
Пример задания:
Рассмотрите портреты вокалистов и изображения музыкальных инструментов. которые будут сопровождать пение. Составьте два инструментальных квартета: один - для исполнения классической музыки, второй – для исполнения музыки в стиле джаз. Распределите предложенные изображения в две колонки под соответствующим портретом.
Даны изображения инструментов: саксофон, фортепиано, два контрабаса, ударные, две скрипки, виолончель. Необходимо составить квартеты: струнный - две скрипки, виолончель, контрабас; джазовый - саксофон, фортепиано, контрабас, ударные.
Лишний. Зачеркни термины, которые не являются названиями танцев. Дан перечень слов: полька, самба, танго, хота, мазурка, романс, вальс, джаз, опера, хайтарма. Необходимо найти неправильные ответы и зачеркнуть их. В данном перечнем танцами не являются романс, джаз, опера
Выделение цветом.
Пример задания:
Выдели красным цветом имя композитора, предложившего миру симфождаз.
Даны имена композиторов с указанием страны: Бенджамен Бриттен (Великобртитания), Джордж Гершвин (США), Астор Пьяццолла (Аргентина), Энрико Гранадос (Испания),Эйтор Вилла-Лобос (Бразилия). Необходимо выделить цветом Джордж Гершвин.
Филворд – английский кроссворд.
Пример задания:
Найди страны мира, в которых особенно любят гитару.
Необходимо в заполненной буквами таблице найти названия соответствующих стран и выделить слова цветом.
в | и | ю | ч | г | е | р | м | а | н | и | я | |
р | о | с | с | и | я | ш | э | ц | в | ы | ж |
к | ц | з | и | т | а | л | и | я | э | ч | б |
х | и | с | п | а | н | и | я | т | ь | и | ф |
ъ | м | ь | ф | р | а | н | ц | и | я | й | г |
й | ю | б | р | а | з | и | л | и | я | с | ы |
(Испания, Германия, Франция, Россия, Бразилия, Италия).
Вставить нужные слова
Пример задания:
Вставить пропущенные слова: Музыка мира богата разнообразными ритмическими рисунками. Ровный ритм представляет собой чередование звуков, одинаковых по длительности. Чередование удлиненного и укороченного звуков называется __________ ритм. А перенесение акцента с сильной доли на слабую – это __________. Без нее невозможно представить знаменитый испанский танец __________ и удивительный стиль музыки, появившийся в Америке - ________.
Необходимо напечатать пропущенные слова (пунктирный, синкопа, фламенко, джаз).
Собери инструмент – картинку (палочки-пазлы). Картинки с изображением музыкальных инструментов (как вариант других изображений – портрет, пейзаж и т.д.) наклеены на палочки для мороженого и разрезаны. Ученик собирает картинку и дает информацию о том, что изображено. В процессе игры ученик знакомится с музыкальным инструментом, как называется, как на нем играют. Увлекательное занятие с палочками поможет развитию внимания, терпения, усидчивости, мелкой моторики.
Филворды (английский кроссворд) по музыке.
1.Филворд «Средства выразительности»
д | и | н | а | я | ч | и | н | т | о | н | а | ц | и | я |
а | ц | п | м | с | с | б | р | е | ц | в | щ | д | в | ы |
р | е | г | и | с | т | р | й | м | й | а | г | ю | а | и |
б | н | е | к | м | в | о | р | б | ь | п | д | ы | ь | т |
ю | г | л | а | д | ы | ю | х | р | и | т | м | я | т | б |
в | л | о | з | х | п | н | ъ | я | ъ | е | л | ч | ф | ё |
п | н | д | ж | и | я | г | к | ф | м | м | о | у | р | ъ |
м | е | л | о | д | р | о | у | й | и | п | р | к | е | м |
|
(Динамика, регистр, лад, мелодия, тембр, темп, интонация, ритм).
д | и | н | а | я | ч | и | н | т | о | н | а | ц | и | я |
а | ц | п | м | с | с | б | р | е | ц | в | щ | д | в | ы |
р | е | г | и | с | т | р | й | м | й | а | г | ю | а | и |
б | н | е | к | м | в | о | р | б | ь | п | д | ы | ь | т |
ю | г | л | а | д | ы | ю | х | р | и | т | м | я | т | б |
в | л | о | з | х | п | н | ъ | я | ъ | е | л | ч | ф | ё |
п | н | д | ж | и | я | г | к | ф | м | м | о | у | р | ъ |
м | е | л | о | д | р | о | у | й | и | п | р | к | е | м |
2.Филворд «Русские и зарубежные композиторы»
п | р | о | к | о | ф | ь | е | в | с | | |
а | а | | а | | ч | | | ы | |
г | х | | р | м | а | | | с | г |
а | м | | а | у | й | | | о | л |
н | | | м | с | к | | | ц | и | |
и | | | а | о | о | | | к | н | | |
н | о | в | н | р | в | | | и | к | | |
и | | | о | г | с | к | и | й | а | | |
| | с | в | и | р | и | д | о | в | |
(Прокофьев, Паганини, Рахманинов, Караманов, Мусоргский, Чайковский, Свиридов, Высоцкий, Глинка)
п | р | о | к | о | ф | ь | е | в | с |
а | а | м | а | х | ч | д | ж | ы | э |
г | х | ь | р | м | а | о | у | с | г |
а | м | ы | а | у | й | ь | ы | о | л |
н | я | в | м | с | к | ю | ф | ц | и |
и | ч | м | а | о | о | й | с | к | н |
н | о | в | н | р | в | ж | э | и | к |
и | г | з | о | г | с | к | и | й | а |
й | е | с | в | и | р | и | д | о | в |