Музыкально-оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Выполнила: Докукина Д.С
Содержание
Введение Глава I Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ. Музыкальные занятия и здоровьесберегающие технологии на занятиях. Содержание системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Глава II Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий. Анализ проведения занятия с позиции здоровьесбережения. Выводы по результатам работы. Список используемой литературы Приложение |
Введение
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности.
Однако современные тенденции в обществе свидетельствуют об обратном - растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста.
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.
Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.
Сущность (значение) опыта: музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.
Новизна: На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.
Доступность: Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Результативность: Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.
Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях:
по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И.Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной, О.П.Радынова «Музыкальные шедевры».
Цель - организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающая каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Опираясь на современные программы и методики по воспитанию и оздоровлению детей (А.И.Буренина «Топ-хлоп, малыши», О.Н.Арсеневская “Система оздоровительной работы в детском саду»”, Г.К.Зайцев “Расти здоровым” и другие), были поставлены следующие задачи:
Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
Формировать осанку, гигиенические навыки
Организовать сотрудничество с родителями в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости.
Принципы работы.
Основными принципами работы по данному направлению являются:
– принцип научности;
– принцип реалистичности и доступности;
- принцип занимательности.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ
Музыкально- оздоровительная работа - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.
Валеология - (греч.: valeo-я здоров, logos-учение) интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни. Главная задача валеологии - научить человека формировать и беречь свое здоровье.
Валеология - это наука, или философско-религиозная концепция о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.
Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
Здоровьесбережение - это целенаправленная системная деятельность педагогического коллектива по применению в практике здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей основных факторов нарушения здоровья.
Культура – (лат.: cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Это мир искусственных объектов: идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений. Он создается человечеством в процессе освоения природы и обладает структурными, функциональными и динамическими закономерностями. Культура сохраняет и воспроизводит традиции, благодаря творческим инновациям обеспечивает динамику общества.
Музыкально-валеологическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Музыкальная культура понимается как жизненная и духовная среда, в рамках которой только и может осмысленно существовать собственно музыка.
Музыкальная культура - это огромное музыкальное пространство, охватывающее профессиональный и непрофессиональный виды музыки, а также все музыкальные сферы общества. Музыка как физический звук, композиторское творчество, музыкальные науки, традиции, образование, учреждения, фестивали, конкурсы, уровень мастерства в любой музыкальной сфере, накопленный музыкальный опыт различных исторических эпох - все это составляет структуру музыкальной культуры.
Музыка в жизни ребёнка.
Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. И для достижения этой цели нет лучше средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни. Система моей работы включает не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей педагогической деятельности, является музыка. Таким образом, занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания через организацию разных видов детской музыкальной деятельности.
Содержание системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.
Для решения задач по созданию этой системы была разработана здоровьесберегащая модель организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду, в которой выделены следующие компоненты:
Мониторинг анализа физического здоровья воспитанников, развития музыкальности, отслеживании социально-эмоционального комфорта детей в музыкальной среде группы.
Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.
Использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности.
Просвещение педагогов и родителей.
Основой работы по реализации здоровьесберегающей модели являются результаты мониторинга анализа физического здоровья воспитанников, диагностики развития музыкальности, креативности детей в музыкально-образовательной среде.
В своей музыкальной практике мной использовался мониторинг:
Диагностика развития музыкальности детей.
Диагностика проводится 2 раза в год, это позволяет отслеживать динамику развития каждого ребёнка, и опираясь на эти данные, планируются дальнейшая работа.
Также используется диагностика проявления креативности детей. Проводится она с учётом возрастных психологических особенностей детей.
Совместно с воспитателями проводится анализ результативности социально – эмоционального комфорта детей в музыкально – образовательной среде группы.
По результатам диагностики планируется индивидуальная работа с детьми, выясняя уровень их развития, резерв их возможностей.
Положительная динамика результатов диагностики детей помогает нам сделать выводы о благоприятном влиянии здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания.
Диагностика на начало 2022- 2023 учебного года социально – эмоционального комфорта детей по музыкальному воспитанию.
Одним из важнейших средств развития музыкальности и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. Структурными составляющими комфорта считают психологический комфорт, интеллектуальный комфорт, физический комфорт.
Психологический комфорт - это положительные эмоции, способы взаимодействия детей со средой. Для меня – это прежде всего гуманно-личностный подход, субъект-субъектные отношения.
Интеллектуальный комфорт - способность, возможность и интересы ребёнка. В моей музыкальной практике интеллектуальный комфорт ребёнка достигается сменой видов деятельности, темпом, поддержкой со стороны взрослого, верой в собственные силы.
Физический комфорт - соответствие между телесными потребностями ребёнка и предметно-пространственными условиями среды.
Комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей.
В наших ДОУ города создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей. Педагоги соблюдают активность и отдых, коллективной и индивидуальной деятельности. Все помещения ДОУ выдержаны в спокойных, светлых тонах, что создаёт комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.
Образовательная макросреда нашего ДОУ, где осуществляется музыкально-оздоровительная работа, представляет собой:
Помещения | Процессы | Участники |
Музыкальный зал | - утренняя гимнастика - музыкальная НОД -праздники, утренники, развлечения, концертная деятельность - индивидуальная деятельность | - дети -музыкальный руководитель - воспитатели - психолог, -учитель-логопед - родители |
Групповые помещения | - самостоятельная деятельность детей в музыкальных мини-центрах - гимнастика после сна | - дети, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед |
Физкультурный зал | - утренняя гимнастика - физкультурная НОД с музыкальным сопровождением - музыкально-спортивные праздники и развлечения - коррекционная гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста с музыкальным сопровождением | - дети, инструктор по физо, музыкальный руководитель |
Музыкальная гостиная | - постановки сказок, музыкально-литературных композиций, кукольных спектаклей - индивидуальная и подгрупповая музыкальная НОД - досуги и развлечения | - дети, воспитатели -музыкальный руководитель - родители |
Территория детского сада | - Музыкальные праздники и развлечения - Спортивные праздники и развлечения с музыкальным сопровождением | - дети, инструктор по физо, музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Кабинет педагога-психолога | - Психогимнастика, арттерапия, куклотерапия, сказкотерапия | -дети, родители, педагог-психолог, музыкальный руководитель |
Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе. Там представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности.
Музыка должна сопровождать детей повсюду во всех группах нашего ДОУ используются средства ТСО и ИКТ.
Во всех возрастных группах нами используется игровое оборудование (открытые ширмы, объёмные модули); «запасник ценных вещей», уголок ряженья, театр кукол и т.д. Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду (например, с помощью модулей…), заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т.д.), а взрослым - возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки. По нашим рекомендациям, воспитатели следят за временем звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается мною в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды.
Вся организация музыкальной здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта.
Глава II. Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику.
Для решения поставленных задач - развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, я использую:
- Пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, помогающую сделать разминку перед пением. Пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени (1,5-2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание от слушания, разучивания и т.д.
- На начало и конец занятия внедряю элементы валеологических
песенок-распевок, позволяющих настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить).
- Подбирая музыку, для слушания, стремлюсь к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями.
- Обеспечиваю кратковременный, активный отдых для
дошкольников во время занятий, проводя физкультминутки.
- Развиваю фантазию, воображение, пластику движений, через речевые игры.
Организация работы проводится по трем направлениям:
1. Групповая и индивидуальная работа с детьми.
2. Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
3. Совместная работа педагогов ДОУ.
Работа с детьми.
Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием
здоровьесберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).
1. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения.
2.Приветствие. Валеологическая песня-распевка для настройки на рабочий лад.
3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка, пальчиковая или жестовая игра.
4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.
5. Танцы, танцевальное творчество.
6. Музыкальные игры, хороводы, речевые игры.
7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
8. Прощание.
Музыкальное занятие "Зимняя сказка"-подготовительная группа –
https://www.youtube.com/watch?v=v8IN8rSF8Fg .
Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависят от условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи, её традициям, отношением к музыке, общей культурой. Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале учебного года.
Анкетирование родителей «Мой ребёнок и музыка
Вопросы | Результаты обследования |
Какое место занимает музыка в жизни вашего ребёнка? Любит ли он её слушать? Какое самое любимое произведение вашего ребёнка? Любит ли ребёнок танцевать под музыку? Передаёт ли в движении характер музыки, ритм? Насколько эмоционально реагирует на музыку? Каково ваше участие в музыкальном развитии ребёнка: есть ли дома фонотека детской музыки? Посещаете ли вы детские спектакли? Смотрите ли по телевизору музыкальные программы? | Не знаю-36% Любит петь-60% Никакое-4% Любит-32% Не любит-0% Не знаю-68% Не знаю-88% Назвали произведение-12% Любит-60% Не любит-8% Не знаю-32% Да-60% Нет-0% Не знаю-40% Очень-12% Не реагирует-8% Не знаю-80% Разные ответы |
Вывод: большинство родителей не интересуется музыкальным воспитанием детей, не знает их любимых произведений, не видит их музыкальные способности.
Решение проблемы: правильно организовать работу с родителями по музыкальному воспитанию детей в семье, проводить беседы, консультации о музыке, совместные праздники и досуги.
Совместная работа педагогов ДОУ.
Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий.
Практическое применение здоровьесберегающих технологий, по моему мнению, возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива.
Педагоги оценили нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности. Совместно со специалистами нашего ДОУ разработан план взаимодействия специалистов по реализации совместных задач оздоровления детей. Разрабатывается единая линия в планировании образовательного процесса.
Разработан материал для папки воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей музыкальной-оздоровительной среды. На данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровьесберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, в организационные папки добавлены консультации для воспитателей по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться в музыкально-оздоровительном процессе.
В нашем ДОУ педагогический коллектив работает в творческом режиме по проблеме оздоровления детей, создает необходимые для этого условия, в комплексе проводит оздоровительные мероприятия, развивает свои профессиональные качества, широко использует здоровьесберегающие технологии в работе с детьми.
Результаты внедрения здоровосберегающих технологий.
Используя в своей работе новые методики, инновационные технологии, я достигла хороших результатов. В этом мне очень помогло пособие «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» автор О.Н.Арсеневская.
Знания, полученные из этого пособия, дали мне возможность лучше направлять детей, учить их активно мыслить, изобретать, в разумных пределах фантазировать. Дети на музыкальных занятиях получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня – это не только правильность выполненных заданий, а возникший у них интерес к этому занятию, стремление каждого из них к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощённость, неиссякаемый интерес к музыке, умение включаться спонтанно в любое музицирование.
Чтобы воспитание и обучение носило творческий характер, мною был тщательно продуман и подобран наглядный и практический материал. Непременным условием для успешного обучения и воспитания является музыкальная предметно - развивающая среда. Универсальный зал оборудован современными техническими средствами обучения:
Музыкальные инструменты: используется рояль, музыкальный центр, магнитофон, DVD видеоплеер, телевизор; имеются детские музыкальные инструменты – металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, треугольники и т.д., кассеты, диски по разделу «Слушание музыки», «Пение», «Музыкально-ритмическая деятельность», «Музыка для релаксации», диски с детскими песнями, танцами, фонограммами.
Методическая литература: журналы: «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание» и др.
На занятиях используются иллюстрации и репродукции, игровые атрибуты, музыкально-дидактические пособия и игры.
Мною были систематизированы и оформлены в папки все музыкально-дидактические игры.
В каждой группе есть магнитофон с аудиокассетами, дисками. Всё это даёт возможность для творческих проявлений дошкольников. Воспитатели одобрили мой опыт работы с детьми, они используют речевые игры, пальчиковые гимнастики, речевые игры.
Наблюдаю положительную динамику.
Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания.
Анализ проведения занятия с позиции здоровьесбережения.
Сентябрь-декабрь 2022 г.
Параметры | Результаты анализа |
Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей. Продолжительность музыкальных занятий. | Соответствует нормам СанПин Соответствует возрасту. |
Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность. Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей) | Количество видов деятельности на муз. занятиях: 3-5 видов деятельности (слушание, пение, муз. ритм. движения, игра на ДМИ, детское творчество, песенно-танцевальное творчество, игры-драматизации). Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются. |
Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами). | Технические средства обучения применяется в основном для прослушивания музыки. Общая длительность использования на занятии не превышает 25% Соответствуют нормам. |
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность. | В процессе слушания и пения проводятся физкультминутки с использованием пальчиковой гимнастики. В качестве разминки во время пения проводится дыхательная и артикуляционная гимнастика. |
Проведение бесед, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. | Регулярно проводятся. |
Психологический климат на занятии. | В основном, занятия проходят в спокойной обстановке |
Темп и особенности начала и окончания занятия. | В начале и конце занятия проводятся Психогимнастические упражнения. |
Работая с детьми, стараюсь пропускать все чувства, переживания детей через свою душу и сердце. Я несу ответственность за каждый свой жест, поступок, за каждый миг, проведенный с детьми. Свою работу планирую с целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития здоровой, творческой, активной личности, способной к самопознанию и самореализации в изменяющейся среде. Знания, умения и навыки, которые получают мои дошкольники, я рассматриваю не как самоцель, а как средство полноценного развития личности. Я стремлюсь обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность. Свою деятельность строю на основе сотрудничества, опираясь на современные технологии развивающего обучения и воспитания детей.
После анализа занятий я поставила перед собой новую задачу:
расширение информационных мероприятий для детей, связанных со здоровьем и здоровым образом. Ввести в музыкальные занятия игровой массаж. Для этого мне потребуется помощь инструктора ЛФК, медицинского работника ДОУ, разработки и программы А.Уманской, М.Картушиной, А.Галановой.
Выводы по результатам работы.
Анализ литературы по проблеме и проведённая работа позволили сделать следующие выводы:
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:
• способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,
• способствует формированию потребности в двигательной активности,
• способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,
• позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,
• формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
формирует у детей потребность в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
повышение уровня речевого развития;
снижение уровня заболеваемости;
стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.
Список используемой литературы.
1. «Коррекционная ритмика», авторы: М.А.Касицина, И.Г. Бородина;
2. «Адаптация ребенка в детском саду», автор И.С.Ильина;
3. Программа эмоционально – личностного развития «В мире друзей», автор Е.В.Котова;
4. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская;
5. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» авторы: М.А.Михайлова, Н.И.Воронина.
Приложения
Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
Валеологические песенки-распевки;
Дыхательная гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Оздоровительные и фонопедические упражнения;
Игровой массаж;
Пальчиковые игры;
Речевые игры;
Музыкотерапия.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М.Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры.
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности
Классика:
1. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
2. И.С.Бах. "Шутка".
3. И.Брамс. "Вальс".
4. А.Вивальди "Времена года"
5. Й.Гайдн. "Серенада"
6. Д.Кабалевский "Клоуны"
7. Д.Кабалевский "Петя и волк"
8. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
9. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
10. И.Штраус "Полька "Трик-трак"
Детские песни:
1. "Антошка" В.Шаинский
2. "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
3. "Будьте добры" А.Санин
4. "Веселые путешественники" М.Старокадомский
5. "Все мы делим пополам" В.Шаинский
6. "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
7. "Если добрый ты" Б.Савельев
8. "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
9. "Настоящий друг" Б.Савельев
10. "Песенка о волшебниках" Г.Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна
1. Л.Боккерини "Менуэт"
2. Э.Григ "Утро"
3. А.Дворжак "Славянский танец"
4. Лютневая музыка XVII века
5. Ф.Лист "Утешения"
6. Ф.Мендельсон "Песня без слов"
7. В.Моцарт "Сонаты"
8. М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
9. М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
10. К.Сен-Санс "Аквариум"
Музыка для релаксации
1. Т.Альбиони "Адажио"
2. И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
3. Л.Бетховен "Лунная соната"
4. К.Глюк "Мелодия"
5. Э.Григ "Песня Сольвейг"
6. К.Дебюсси "Лунный свет"
Колыбельные
1. Н.Римский-Корсаков "Море"
2. Г.Свиридов "Романс"
3. К.Сен-Санс "Лебедь"
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
25