СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально – ритмические игры на развитие творческих способностей детей

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыкально – ритмические игры на развитие творческих способностей детей»

Тема: Творческие музыкальные задания – игры как основа развития музыкального слуха.

Цель - развитие музыкального слуха учащихся посредством применения эффективных практических приемов и форм работы, активизации творческой деятельности.

Форма проведения : педагогическая мастерская, мастер - класс

Музыкальность человека зависит от его врожденных, индивидуальных задатков, но она также есть результат развития, воспитания и обучения. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален. Обычно, говоря о наличие музыкальности у того или иного человека, мы одновременно подразумеваем наличие у него музыкального слуха, связанного с более или менее тонким различение звуков по высоте.

Музыкальный слух – это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух подразумевает восприятие отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков, таких как высота, громкость, тембр, так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и другие виды слуха).

Успешное развитие музыкального слуха зависит от многих факторов, но особенно от раннего погружения в мир музыки. Музыкальный слух не может развиваться в отрыве от развития музыкальных способностей в целом. Педагогическое воздействие на развитие музыкальных способностей основывается на слушании музыки, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах, музыкально – ритмических играх и др.

Данный материал является практическим опытом, в котором предлагаются творческие задания – игры, направленные на развитие слуховых представлений у детей младшего школьного возраста. Однако предложенный опыт может быть использован и учителям при работе в среднем звене, при условии адаптации в контексте и логике урока, соответствии теме.

В основе данного опыта лежат методы здоровьясбережения и непосредственного участия детей в музыкальной деятельности. Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень иммунных процессов, работу мозга, умственную работоспособность, развитие речи и вычислительные навыки. Слуховые представления в творческих заданиях – играх соединяются с двигательной активность. Звучащий звук и движение – единый процесс, не изолированный друг от друга, способствующий развитию музыкальных способностей и музыкального слуха.

Достоинством таких игр является необязательная подготовительная работа. На любом этапе учебного года, в любой четверти и на любом уроке музыки логична работа по развитию слуховых представлений детей. Поэтому практикоориетированность данного опыта безусловна. Еще одно достоинство данного опыта - возможность погружения учащихся в музыкальный язык через практический анализ музыкально выразительных средств. Учащимся будет легко оценить результаты собственного творческого роста, определить трудности, сравнить свою работу с результатами других детей. Задания предлагаются педагогом в форме игры. На уроке они могут проводится единым блоком, следуя друг за другом по принципу усложнения. Задания простые и легкие, выполняются детьми непринужденно в свободной форме.

При проведении заданий – игр желательно исключить возможность детей повторять ответы друг за другом, поэтому можно им предложить закрыть глаза, отвернуться. Учителю желательно закрыть клавиатуру фортепиано. Ответы дети так же могут демонстрировать с закрытыми глазами, поднимая руки или карточки. Задания – игры рассчитаны на несколько повторений, но не должны занимать много времени. Могут выполнять на уроке функцию переключения или физкультминутки.

Творческие задания для развития слуховых представлений в движениях:

В младшем возрасте такие игры может проводить как педагог, так и сам ребенок без предварительной подготовки, выходя к фортепиано, что еще более увеличивает заинтересованность детей. В более старшем возрасте задания могут проводиться письменно в форме викторины. При этом условные обозначения нужно оговорить заранее: стрелочки – вверх, вниз, в сторону (для регистров), цифры (для количества нот), знаки солнышки и тучки (для обозначения лада) и др.

  1. Определи регистр (высокий, средний, низкий).

Учитель играет ноту на фортепиано в определенном регистре. Дети показывают его положение рукой (поднятой, опущенной или находящейся в пространстве в соответствии со слуховыми ощущениями). Можно предложить детям поменять положение тела: подпрыгнуть, встать, присесть.

  1. Определи количество звуков, сыгранных одновременно (интервал, аккорд, септаккорд)

Показывают пальцами количество звуков.

  1. Определи широту интервала

Показывают руками широкий и узкий интервал, разводя ладони в соответствии со своими слуховыми ощущениями.

  1. Определи высоту двух звуков и в интервале

Звуки интервала звучат последовательно. Дети руками показывают их высоту, в соответствии со своими слуховыми ощущениями (первая нота – левая рука, вторая – правая). Задание может быть усложнено. Детям проигрывается несколько нот разной высоты, после прослушивания они по памяти показывают их высоту руками.

  1. Определи лад: солнышко и тучка

Педагог играет аккорд или интервал, обладающий ладовой окраской. Дети определяют услышанный лад. Свои ответы учащиеся демонстрируют знаками: солнышко – мажор – это открытая ладошка, тучка – минор (горизонтально сложенные пальцы). Задание может быть проведено в форме дидактической игры. Тогда для проведения необходимо подготовить дидактические карточки с изображением солнышка и тучки.

  1. Определи направление мелодии

Дети показывают руками изменения в направлении мелодии. В соответствии с фантазией педагога предложенная мелодия может быть длинной или короткой, ломаной и плавной, волнообразной, восходящей, нисходящей.

Список подобных заданий – игр может быть увеличен в зависимости от целей урока и возможностей детей.

Интонационная игра «Музыкальные зверушки»

Данный опыт ставит задачи:

  • познакомить обучающихся с понятием «интервал»

  • формировать и развивать интервальный слух

  • осмысленно интонировать и воспроизводить некоторые интервалы.

Игра «Музыкальные зверушки» позволяет организовать работу по развитию интервального слуха в простой и увлекательной форме. Для этого необходимо подготовить дидактические карточки – портреты:

  • Цыплёнок – прима (пропеть на одной ноте пи – пи)

  • Ворона – кварта. Энергичная, бодрая (пропеть в кварту: чистая кварта села за парту)

  • Медуза – квинта (пропеть в квинту: чистая квинта как хороша)

  • Октава – жираф (пропеть в октаву: чистая октава)

Предварительно необходимо познакомить детей со звучанием чистых интервалов. Интонация должна подходить к портрету животного. При этом необходимо изменять динамику и характер исполнения, чтобы помочь детям соотнести музыкальный портрет со звучанием. Далее к списку интервалов можно присоединить секунду – крысу, терцию – кукушку, септиму – носорога, тритон.

Проверка освоения материала может быть проведена в форме викторины «Поезд», когда все персонажи рассаживаются в вагончики по очереди, после проигрывания интервальной последовательности. При этом используется технология парного взаимодействия учащихся, сидящих за одной партой или в группе. Дети обсуждают услышанное, стараются прийти к одному мнению и раскладывают последовательность портретов – интервалов на парте.

Принцип здоровьясбережения может быть реализован на этапе ответов учащихся в игре - пантомиме. Дети изображают музыкальных зверушек: жираф – поднятая рука с горизонтальной кистью, медуза – опущенные «плавающие» руки с кистями – «плавниками», крыса – рука «хвост», цыпленок – «хохолок» и др. в зависимости от фантазии.

Музыкальные зверушки:

Работа с интервалами в общеобразовательной школе не является самоцелью. Это лишь этап по развитию музыкального слуха и общей музыкально – эстетической культуры обучающихся. Если уровень развития музыкального слуха учащихся не соответствует заявленным целям, то игру следует упростить, выбрав из списка самые простые «Музыкальные зверушки». При знакомстве со звучанием интервала, необходимо его описать словами – эпитетами, соответствующими характеру: секунда – колючая, резкая, ершистая, злая, кварта – активная, динамичная и т.д. При этом музыкальный портрет дети должны подобрать самостоятельно. Эпитеты и «музыкальные портреты» могут быть предложены списком на доске.


Упражнения - игры на развитие чувства ритма (цветочная поляна) (см. папку с онлайн – играми):

Дети оказываются на цветочной поляне, где каждый цветок обозначается длительностью: мак - четверть, ро-за - две восьмых, о-ду-ван-чик – (4 шестнадцатых), пауза. Ритмический рисунок дублируется хлопками и записью длительностей. Далее ритмические длительности цветочных названий и паузы чередуются в произвольном порядке в игровой форме. Игра сопровождается видеорядом. Такие игры могут проводиться по разным темам: профессии, животные, действия и др. Преимуществом данной технологии является быстрое освоение детьми ритмической записи, эмоциональность и образность восприятия, быстрота реакции, музыкальная память, коммуникативность.

Музыкально-ритмические игры с ускорением (см. папку «аудио игры – 17 примеров)

Музыкально-ритмические игры являются средством в деле становления личности, источником веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия, улучшают пластичность, развивает фантазию и слуховое внимание детей. Движения, связанные с музыкой, ее характером, способствует целостному ее восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.

Движения должны быть простыми, не требующими особых усилий и легко запоминаться. Дети с удовольствием танцуют и заодно, разминаются. Такие игры целесообразно проводить с младшими школьниками.

Музыкально-ритмическая игра «Дирижеры»

Во время проведения игры закрепляется понятие длительностей и их соотношения, ощущение единого темпа и метрической пульсации. Предварительно дети делятся на команды. В классе такую игру удобно проводить, объединяя детей по рядам. Каждая команда выбирает своего «дирижера», который выходит вперед и будет ею руководить. Дирижер 1 колонки показывает жестом или хлопком четвертную длительность (1 команда за ним повторяет), дирижер 2 – две восьмые (2 команда повторяет), а дирижер 3 – четыре шестнадцатые (3 команда повторяет). После того как дети поняли, как исполнять свою длительность, происходит наложение четвертной на восьмые и шестнадцатые. Таким образом каждая колонка хлопает свой ритмический рисунок под управлением своего дирижера. Трудность игры заключается в том, что учащиеся должны правильно исполнить соотношение разных длительностей.

Таким образом творческие задания относятся к игровым методам обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, являются способом музыкального общения и развития ребёнка, способствуют развитию музыкального слуха и творческих способностей детей.





Литература:

  • https://infourok.ru/user/1352780/blog/sbornik-muzikalnih-igr-napravlennih-na-razvitie-muzikalnogo-sluha-chuvstva-ritma-tvorcheskih-sposobnostey-dlya-detey-doshkolnogo-32524.html

  • https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/intonacionnye-uprajneniya-po-osvoeniyu-i.627639/

  • https://vk.com/wall-37891310_17018

  • https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-razvitie-muzykalno-ritmicheskogo-chuvstva-na-nachalnom-etape-obucheniya-v-klasse-fortepiano-4957076.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!