СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Музыкально-ритмическое движение»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкально-ритмическое движение» по содержанию имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Уровень программы – базовый.

Просмотр содержимого документа
««Музыкально-ритмическое движение»»



Пояснительная записка

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Музыкально-ритмические движения – это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении, музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры и упражнения.

Движение под музыку развивает у школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения. Использования музыкально-ритмического движения как средства развития музыкальности детей. Ритм музыки и пластика объединяются в движении с моторной, мышечной активностью человека. Ввиду данной особенности на занятиях по ритмике стремимся к тому, чтобы прежде всего создавать непреодолимое желание выражать себя. В качестве необходимых условий музыкально-ритмического воспитания считается развитие эмоциональных способностей и творческого воображения учащихся.

Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкально-ритмическое движение» по содержанию имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Уровень программы – базовый.

Нормативно-правовой и документальной базой программы являются:

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

• Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);

• План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

• Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об

• утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-

• эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

• Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441);

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно-уровневые программы)»;

• Письмо министерства образования и науки Самарской области от 30.03.2020 № МО-16-09-01/434-ТУ (с «Методическими рекомендациями по подготовке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ к прохождению процедуры экспертизы (добровольной сертификации) для последующего включения в реестр образовательных программ, включенных в систему ПФДО»).

Актуальность программы: определяется тем, что направлено на подготовку учащихся к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни. Основным средством двигательных способностей, являются специально - направленные упражнения. Физические движения – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.



Отличительные особенности программы: программа «музыкально-ритмические движения» является краткосрочной. Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое, то есть применяются упражнения, имеющие необходимую координационную трудность, содержащие элементы новизны, отличающиеся большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решения двигательных задач, включающие задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путем активизации работы отдельных анализаторов либо с выключением их деятельности.

Средства и методы совершенствования быстроты и точности реагирования на сигналы

Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Наиболее эффективным в школьном возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации, использование соревновательного и игрового методов, позволяющих создать высокий эмоциональный фон побуждает детей делать задания быстрее и точнее.

Цель программы: формирование у детей восприятия музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствующей музыке. Музыкально-ритмическая деятельность детей делится условно на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении. В этом виде музыкальной деятельности углубляется и дифференцируется восприятие музыки (выделяются средства музыкальной выразительности), ее образов и на этой основе формируются навыки выразительного движения.

Задачи:

– образовательные: формировать навыки владения ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения музыкальных образов; навыки ритмичного движения в соответствии со структурой, темпом, динамикой и регистровыми особенностями музыкального произведения; отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, ритмический рисунок;

– воспитательные: воспитывать у детей культуру движений, культуру чувств, чувство ответственности в коллективно выполняемых упражнениях, играх, танцах;

– развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, художественно-творческие способности (индивидуальное выражение музыкального образа, придумывание и комбинирование танцевальных движений); свободу движений посредством снятия мышечного торможения, чувство пространства.

Программа рассчитана на возраст обучающихся от 7 до 18 лет.

Срок реализации программы 1 месяц (8 часов)

Форма работы – групповая и режим занятий – 2 раза в неделю.



Планируемые результаты:

предметные:

- обучающиеся приобрели опыт самостоятельного социального действия;

- обучающиеся научились синхронно двигаться;

метапредметные:

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

личностные:

-формирование потребности в физическом самосовершенствовании.

В программе используются следующие методы обучения:

Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям включает три этапа:

Ознакомление детей с новым упражнением или игрой; создание целостного впечатления о музыке и движении; начальное разучивание (в общих чертах);

Углубленное разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций);

Закрепление и совершенствование знаний двигательных навыков.

На первом этапе методика обучения состоит в следующем: вместе с детьми прослушиваем музыкальное произведение, раскрываем его характер, образы и показываем музыкально-ритмические движения, стремясь пробудить в детях желание разучить их. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем поясняем содержание, элементы этих движений, при необходимости показываем каждый отдельно и предлагаем детям выполнить их. На данном этапе (как и в дальнейшем) важное значение имеет объективная и тактичная оценка действий каждого ребенка, для того, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.

На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмических движений, уточнение элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.

Здесь необходимо разъяснить и напомнить последовательность действий. На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Эти приемы помогают глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.

На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движениях, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни.

Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмических движений нацелена на работу над качеством. Предлагать творческие задания, внести изменения в игру, придумать новую композицию из разученных элементов ритмических движений.

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:

- участие в праздничных программах;

- проведение итогового занятия.













Учебный план:

Наименование раздела, темы (модуля)

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Что такое ритмическое движение?

определение чувства ритма.


1

1


Педагогическое наблюдение

2.

Разучивание комплекса упражнений.

2


2

рефлексия собственной деятельности и работы группы

3.

Совершенствование комплекса упражнений.

4


4

рефлексия собственной деятельности и работы группы

4.

Итоговое занятие.

Показательное исполнение музыкальной комбинации «Ритмическая пауза»


1


1

видеоролик, анализ работы группы

Итого:

8

1

7




































Содержание работы кружка

" Музыкально-ритмическое движение"



Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности. Беседа о ритмическом движении.

1


2

Ознакомление, просмотр и разучивание комплекса упражнений «Ритмическая пауза»


1

3

Освоение упражнений общего воздействия на развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, бега и прыжков.


1

4-5

Развитие чувства ритма и координации. Точность и выразительность исполнения комбинации «Ритмическая пауза»


2

6-7

Совершенствование техники выполнения движений, сочетание связок и комбинаций.


2

8

Итоговое занятие.


1


Содержание программы

" Музыкально-ритмическое движение"

Тема 1. Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности. Беседа о ритмическом движении.

Теория: знакомство с понятием «музыкально-ритмическое движение» Вместе с детьми прослушиваем музыкальное произведение, раскрываем его характер, образы и показываем музыкально-ритмическую комбинацию. Проводим инструктаж по технике безопасности во время занятий и выполнения упражнений.

Практика: ознакомительный уровень – демонстрация и обсуждение медиа-материалов по теме и разучивание ритмических движений.

Тема 2. Ознакомление, просмотр и разучивание комплекса упражнений «Ритмическая пауза»

Теория: поясняем содержание комплекса упражнений «Ритмическая пауза», элементы этих движений, при необходимости показываем каждый отдельно и предлагаем детям выполнить их

Практика: разучивание движений, комбинаций комплекса упражнений «Ритмическая пауза»

Тема 3. Освоение упражнений общего воздействия на развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, бега и прыжков.

Теория: ознакомление с общей структурой и содержанием занятия; уточнение элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения, напоминаем последовательность действий.

Практика: выполняем упражнения общего воздействия, интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями рук, туловищем, ногами; выполняем комбинации с элементами ходьбы, бега, прыжков.

Тема 4-5. Развитие чувства ритма и координации. Точность и выразительность исполнения комбинации «Ритмическая пауза»

Теория: изучаем приемы, которые помогают глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.

Практика: осваиваем упражнения общего воздействия, упражнения танцевального характера, сочетаем движения с музыкой, совершенствуем качество выполнения «музыкально-ритмической комбинации»

Тема 6-7. Совершенствование техники выполнения движений, сочетание связок и комбинаций.

Теория: закрепляем представление о музыке и движениях, ведем беседу о том, где в дальнейшем можем применить это в повседневной жизни.

Практика: развиваем координацию движений рук и ног в процессе ритмических упражнений, совершенствуем быстроту реакции, выполняем сочетание связок и комбинаций с музыкой.

Тема 8. Итоговое занятие.

Практика: показательное исполнение музыкальной комбинации «Ритмическая пауза»


Методическое обеспечение программы

Выбор форм и методов проведения занятий определяется задачами каждого занятия и корректируется в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся: КТД (коллективно-творческая деятельность).


Условия реализации программы

Для успешной реализации программы имеются: - спортивный зал (спортивная площадка), - музыкальный центр, аудиозаписи песен.


Кадровое обеспечение

Программу реализует учителя физической культуры.

Мониторинг результатов

В ходе реализации программы предусмотрен текущий контроль и итоговая аттестация. Текущий контроль необходим для определения скорости усвоения детьми предлагаемого материала и выполнения соответствующей корректировки и проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения. Это может быть настоящее зеркало, где ребята демонстрируют движения, позы, жесты (в присутствии наставников).




Список литературы:

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика // Программа по ритмической пластике для детей. - СПб, 2000.

  2. Бырченко Т., Франио Г. «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике». - М., Сов. Композитор. – 1991.

  3. Воронина Н.В., Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2001.

  4. .Латохина Л., Андрус Т. Творим здоровье души и тела. – СПб.: Пионер,

2000. – 336 с

  1. Федорова Г.П. Танцы для детей. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 40 с.


























































Приложение 1



Календарный учебный график программы

«Музыкально-ритмическое движение»

п/п

Дата проведения занятия

Время проведения занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма занятия

Место прове- дения

Форма контроля

1.

1 недля

Понедельник



Четверг


15.00-15.40

2

1.Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности. Беседа о ритмическом движении.

2.Ознакомление, просмотр и разучивание комплекса упражнений «Ритмическая пауза»

Вводное занятие

Спортзал

Беседа/ Педагогическое наблюдение

2.

2 неделя

Понедельник






Четверг

15.00-15.40

2

1.Освоение упражнений общего воздействия на развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, бега и прыжков.

2. Развитие чувства ритма и координации. Точность и выразительность исполнения комбинации «Ритмическая пауза»

Практикум

Спортзал

рефлексия собственной деятельности и работы группы

3.

3 неделя

Понедельник




Четверг

15.00-15.40

2

1.Развитие чувства ритма и координации. Точность и выразительность исполнения комбинации «Ритмическая пауза»

2.Совершенствование техники выполнения движений, сочетание связок и комбинаций.

Практикум

Спорт. зал

рефлексия собственной деятельности и работы группы

4.

4 неделя

Понедельник



Четверг

15.00-15.40

2

1.Совершенствование техники выполнения движений, сочетание связок и комбинаций.

2. Итоговое занятие.

Практикум

Спорт. зал

Видеоролик,анализ работы группы