Пояснительная записка
Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Музыкально-ритмические движения – это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении, музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры и упражнения.
Движение под музыку развивает у школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения. Использования музыкально-ритмического движения как средства развития музыкальности детей. Ритм музыки и пластика объединяются в движении с моторной, мышечной активностью человека. Ввиду данной особенности на занятиях по ритмике стремимся к тому, чтобы прежде всего создавать непреодолимое желание выражать себя. В качестве необходимых условий музыкально-ритмического воспитания считается развитие эмоциональных способностей и творческого воображения учащихся.
Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкально-ритмическое движение» по содержанию имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Уровень программы – базовый.
Нормативно-правовой и документальной базой программы являются:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
• Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
• План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
• утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-
• эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441);
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно-уровневые программы)»;
• Письмо министерства образования и науки Самарской области от 30.03.2020 № МО-16-09-01/434-ТУ (с «Методическими рекомендациями по подготовке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ к прохождению процедуры экспертизы (добровольной сертификации) для последующего включения в реестр образовательных программ, включенных в систему ПФДО»).
Актуальность программы: определяется тем, что направлено на подготовку учащихся к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни. Основным средством двигательных способностей, являются специально - направленные упражнения. Физические движения – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.
Отличительные особенности программы: программа «музыкально-ритмические движения» является краткосрочной. Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое, то есть применяются упражнения, имеющие необходимую координационную трудность, содержащие элементы новизны, отличающиеся большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решения двигательных задач, включающие задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путем активизации работы отдельных анализаторов либо с выключением их деятельности.
Средства и методы совершенствования быстроты и точности реагирования на сигналы
Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Наиболее эффективным в школьном возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации, использование соревновательного и игрового методов, позволяющих создать высокий эмоциональный фон побуждает детей делать задания быстрее и точнее.
Цель программы: формирование у детей восприятия музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствующей музыке. Музыкально-ритмическая деятельность детей делится условно на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении. В этом виде музыкальной деятельности углубляется и дифференцируется восприятие музыки (выделяются средства музыкальной выразительности), ее образов и на этой основе формируются навыки выразительного движения.
Задачи:
– образовательные: формировать навыки владения ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения музыкальных образов; навыки ритмичного движения в соответствии со структурой, темпом, динамикой и регистровыми особенностями музыкального произведения; отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, ритмический рисунок;
– воспитательные: воспитывать у детей культуру движений, культуру чувств, чувство ответственности в коллективно выполняемых упражнениях, играх, танцах;
– развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, художественно-творческие способности (индивидуальное выражение музыкального образа, придумывание и комбинирование танцевальных движений); свободу движений посредством снятия мышечного торможения, чувство пространства.
Программа рассчитана на возраст обучающихся от 7 до 18 лет.
Срок реализации программы 1 месяц (8 часов)
Форма работы – групповая и режим занятий – 2 раза в неделю.
Планируемые результаты:
предметные:
- обучающиеся приобрели опыт самостоятельного социального действия;
- обучающиеся научились синхронно двигаться;
метапредметные:
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.
личностные:
-формирование потребности в физическом самосовершенствовании.
В программе используются следующие методы обучения:
Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям включает три этапа:
Ознакомление детей с новым упражнением или игрой; создание целостного впечатления о музыке и движении; начальное разучивание (в общих чертах);
Углубленное разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций);
Закрепление и совершенствование знаний двигательных навыков.
На первом этапе методика обучения состоит в следующем: вместе с детьми прослушиваем музыкальное произведение, раскрываем его характер, образы и показываем музыкально-ритмические движения, стремясь пробудить в детях желание разучить их. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем поясняем содержание, элементы этих движений, при необходимости показываем каждый отдельно и предлагаем детям выполнить их. На данном этапе (как и в дальнейшем) важное значение имеет объективная и тактичная оценка действий каждого ребенка, для того, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.
На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмических движений, уточнение элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.
Здесь необходимо разъяснить и напомнить последовательность действий. На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Эти приемы помогают глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.
На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движениях, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни.
Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмических движений нацелена на работу над качеством. Предлагать творческие задания, внести изменения в игру, придумать новую композицию из разученных элементов ритмических движений.
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
- участие в праздничных программах;
- проведение итогового занятия.
Учебный план:
№ | Наименование раздела, темы (модуля) | Количество часов | Формы аттестации (контроля) |
всего | теория | практика |
1. | Вводное занятие. Что такое ритмическое движение? определение чувства ритма. | 1 | 1 | | Педагогическое наблюдение |
2. | Разучивание комплекса упражнений. | 2 | | 2 | рефлексия собственной деятельности и работы группы |
3. | Совершенствование комплекса упражнений. | 4 | | 4 | рефлексия собственной деятельности и работы группы |
4. | Итоговое занятие. Показательное исполнение музыкальной комбинации «Ритмическая пауза» | 1 | | 1 | видеоролик, анализ работы группы |
Итого: | 8 | 1 | 7 | |
Содержание работы кружка
" Музыкально-ритмическое движение"
№ | Тема занятия | Количество часов |
теория | практика |
1 | Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности. Беседа о ритмическом движении. | 1 | |
2 | Ознакомление, просмотр и разучивание комплекса упражнений «Ритмическая пауза» | | 1 |
3 | Освоение упражнений общего воздействия на развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, бега и прыжков. | | 1 |
4-5 | Развитие чувства ритма и координации. Точность и выразительность исполнения комбинации «Ритмическая пауза» | | 2 |
6-7 | Совершенствование техники выполнения движений, сочетание связок и комбинаций. | | 2 |
8 | Итоговое занятие. | | 1 |
Содержание программы
" Музыкально-ритмическое движение"
Тема 1. Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности. Беседа о ритмическом движении.
Теория: знакомство с понятием «музыкально-ритмическое движение» Вместе с детьми прослушиваем музыкальное произведение, раскрываем его характер, образы и показываем музыкально-ритмическую комбинацию. Проводим инструктаж по технике безопасности во время занятий и выполнения упражнений.
Практика: ознакомительный уровень – демонстрация и обсуждение медиа-материалов по теме и разучивание ритмических движений.
Тема 2. Ознакомление, просмотр и разучивание комплекса упражнений «Ритмическая пауза»
Теория: поясняем содержание комплекса упражнений «Ритмическая пауза», элементы этих движений, при необходимости показываем каждый отдельно и предлагаем детям выполнить их
Практика: разучивание движений, комбинаций комплекса упражнений «Ритмическая пауза»
Тема 3. Освоение упражнений общего воздействия на развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, бега и прыжков.
Теория: ознакомление с общей структурой и содержанием занятия; уточнение элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения, напоминаем последовательность действий.
Практика: выполняем упражнения общего воздействия, интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями рук, туловищем, ногами; выполняем комбинации с элементами ходьбы, бега, прыжков.
Тема 4-5. Развитие чувства ритма и координации. Точность и выразительность исполнения комбинации «Ритмическая пауза»
Теория: изучаем приемы, которые помогают глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.
Практика: осваиваем упражнения общего воздействия, упражнения танцевального характера, сочетаем движения с музыкой, совершенствуем качество выполнения «музыкально-ритмической комбинации»
Тема 6-7. Совершенствование техники выполнения движений, сочетание связок и комбинаций.
Теория: закрепляем представление о музыке и движениях, ведем беседу о том, где в дальнейшем можем применить это в повседневной жизни.
Практика: развиваем координацию движений рук и ног в процессе ритмических упражнений, совершенствуем быстроту реакции, выполняем сочетание связок и комбинаций с музыкой.
Тема 8. Итоговое занятие.
Практика: показательное исполнение музыкальной комбинации «Ритмическая пауза»
Методическое обеспечение программы
Выбор форм и методов проведения занятий определяется задачами каждого занятия и корректируется в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся: КТД (коллективно-творческая деятельность).
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы имеются: - спортивный зал (спортивная площадка), - музыкальный центр, аудиозаписи песен.
Кадровое обеспечение
Программу реализует учителя физической культуры.
Мониторинг результатов
В ходе реализации программы предусмотрен текущий контроль и итоговая аттестация. Текущий контроль необходим для определения скорости усвоения детьми предлагаемого материала и выполнения соответствующей корректировки и проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения. Это может быть настоящее зеркало, где ребята демонстрируют движения, позы, жесты (в присутствии наставников).
Список литературы:
Буренина А.И. Ритмическая мозаика // Программа по ритмической пластике для детей. - СПб, 2000.
Бырченко Т., Франио Г. «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике». - М., Сов. Композитор. – 1991.
Воронина Н.В., Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2001.
.Латохина Л., Андрус Т. Творим здоровье души и тела. – СПб.: Пионер,
2000. – 336 с
Федорова Г.П. Танцы для детей. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 40 с.
Приложение 1
Календарный учебный график программы
«Музыкально-ритмическое движение»
№ п/п | Дата проведения занятия | Время проведения занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма занятия | Место прове- дения | Форма контроля |
1. | 1 недля Понедельник Четверг | 15.00-15.40 | 2 | 1.Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности. Беседа о ритмическом движении. 2.Ознакомление, просмотр и разучивание комплекса упражнений «Ритмическая пауза» | Вводное занятие | Спортзал | Беседа/ Педагогическое наблюдение |
2. | 2 неделя Понедельник Четверг | 15.00-15.40 | 2 | 1.Освоение упражнений общего воздействия на развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, бега и прыжков. 2. Развитие чувства ритма и координации. Точность и выразительность исполнения комбинации «Ритмическая пауза» | Практикум | Спортзал | рефлексия собственной деятельности и работы группы |
3. | 3 неделя Понедельник Четверг | 15.00-15.40 | 2 | 1.Развитие чувства ритма и координации. Точность и выразительность исполнения комбинации «Ритмическая пауза» 2.Совершенствование техники выполнения движений, сочетание связок и комбинаций. | Практикум | Спорт. зал | рефлексия собственной деятельности и работы группы |
4. | 4 неделя Понедельник Четверг | 15.00-15.40 | 2 | 1.Совершенствование техники выполнения движений, сочетание связок и комбинаций. 2. Итоговое занятие. | Практикум | Спорт. зал | Видеоролик,анализ работы группы |