Ход занятия
Дети под музыку входят в зал, останавливаются в кругу.
Музыкальный руководитель (М.р.) Ребята, давайте сделаем большой круг и поиграем в игру «Здравствуйте» (педагог пропевает ритмическую формулу приветствия, дети повторяют).
МР: Каждый день нужно начинать с хорошим настроением. И мы сейчас тоже поднимем себе настроение.
Приветствие. Т.Сикачёва «Здравствуй».
Здравствуй, солнце золотое! | Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей |
Здравствуй, небо голубое! | Руки над головой, ладони вверх |
Здравствуй, вольный ветерок! | Машем руками вправо-влево |
Здравствуй, маленький дубок! | Наклон вперёд, руки вниз |
Здравствуй, утро! | Жест правой рукой вправо |
Здравствуй, день! | Жест левой рукой влево |
Нам здороваться не лень! | Руки к груди, затем развести в стороны. |
МР: Вот и настроение наше улучшилось, правда, ребята?
Шла волшебница по свету, в свой черед сменила лето .
Разукрасила цветы и деревья и сады.
Ветер с клёнов листья сбросил
Все мы знаем это-осень.
МР: Ребята, посмотрите вокруг, даже наш зал приоделся в осенний наряд.
Самое время прогуляться по осенним дорожкам. Давайте сделаем большой круг, опустим руки, повернемся друг за другом.
Мы будем топать по дороге, но не просто так, а большими ножками и маленькими – маленькими ножками (идут, высоко поднимая ноги со словами:
Большие ноги шли по дороге; топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке - топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Упражнение «Большие ноги и маленькие ножки»
-А сейчас каждый проскачет по своей дорожке, не задевая другого.
Упражнение «По горячим уголькам»
По горячим уголькам, и по кочкам, по камням (врассыпную, с забросом ног назад) Стоп.
Остановка лицом к экрану. Звучит сказочная музыка, на экране появляется картинка осеннего леса.
МР: Что за чудо из чудес - мы вошли в осенний лес.
Летом дубы и клёны были в листиках зелёных.
А теперь они цветные. Какие бывают осенние листья? (красные, желтые, оранжевые, золотые).
МР: А как называется осень, когда листья золотые?
М. р: А сейчас мы с вами правильно подышим. Воздух у нас в зале чистый и свежий. Носиком будем вдыхать воздух, а ротиком на ладошку выдыхать.
Упражнение на дыхание.
МР: Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? – (Опавшей листвой, грибами).
МР: Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
Сейчас я предлагаю, станцевать с осенними листочками. Возьмите по 1 листочку в каждую руку и встаньте в большой круг, через одного девочка-мальчик. Сделали большой, ровный круг.
МР: Ветер листья поднимает вверх, и плавно опускает вниз.
Ветер подхватил листья вверх и понес их в круг (объяснение движений с показом).
«Осенние листья» - упражнение с листьями.
МР: Молодцы, очень красиво получилось (убрали листья на места).
М.Р: Ух, устали, на полянке мы присядем, отдохнем. (Дети рассаживаются).
Красотой осени восхищались поэты и художники, и, конечно же, композиторы.
Скажите, дети, осень бывает только яркой и нарядной? (Нет)
Когда уходит осень золотая, какая будет осень другая, вслед за ней?
Уходит осень золотая, на смену ей идёт другая:
Воспитатель:
Серебряная осень, с грустным шумом сосен,
С чёрными тропинками, с голыми осинками,
С первыми снежинками, с ночным холодком
Да с хрустящим ледком.
М. р:- А сейчас я предлагаю послушать музыкальное произведение. Попытайтесь представить мгновения осени, нарисованные в этом музыкальном произведении и выбрать соответствующую картину.
На магнитной доске картины с изображением разных периодов осени (золотая и поздняя осень).
Исполняется «Осенняя песня» П. И. Чайковского (фрагмент). (Выбор, ответы детей).
МР: Да, это музыкальная картина поздней осени: идет дождь, дует холодный ветер, срывает с деревьев последние листья - печальная, грустная осень.
МР: Кто узнал эту пьесу, поднимите руку.
( индивидуальный опрос детей)
МР: А кто автор этой музыки? (ответ детей индивидуально)
МР: - А какие чувства вызвала эта музыка у вас, пока вы ее слушали? (ответ детей)
Музыкальный руководитель побуждает к высказыванию малоактивных детей.
МР: Композитор П. И. Чайковский музыкальными звуками нарисовал нам грустную картину осени (портрет композитора П. И. Чайковского).
МР: Ребята, скажите, как можно показать красоту осени? (Ответы детей: в картинах, музыке, песнях, рисунках).
МР: Можно изобразить осень песней. Мы с вами знаем об осени песни, а прежде чем петь, нужно разогреть наши голосочки, подготовить их к пению.
Самомассаж «Голосок, проснись!»
Распевание «Листики летят».
М.Р: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Интересно, что - же в нем?
(В конверте мнемотаблица).
М.Р: -Кажется, я знаю что это. Осень спрятала среди картинок знакомую вам песенку. Давайте подумаем, какую? (Ответы детей).
МР: Повторяем слова шопотом, хорошо проговаривая слова губами (проговаривают со словами 1 куплета).
МР: А теперь послушаем музыкальное вступление к песне и выберем инструменты, которые подойдут к звучанию музыки. Выбор инструментов и исполнение песни (треугольник, колокольчики).
МР: Давайте споём песню стоя, хорошо произнося слова, с настроением и пропевая мелодию.
Исполнение песни «Ах, какая, Осень» З.Роот.
МР: Листочки падают с разных деревьев. Давайте расскажем об этом.
Мы не будем скучать, будем с пальчиками играть.
Пальчиковая игра «Осенние листья» (Н.Нищева)
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал | Сжимают и разжимают кулачки. |
Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки — золотой, Вот последний лист осинки | Поочерёдно соединяют пальчики обеих рук, начиная с большого пальца. |
Ветер бросил на тропинки. | Жест ладонями от себя. |
М.р: Сейчас вам загадаю музыкальную загадку, а вы послушайте внимательно и отгадайте мелодию той песни, которую я сыграю.
(Исполняется мелодия песни «Осень к нам пришла» Е.Машечковой.
(ответы детей)
- Выходите ко мне дети-солисты. Вы будете петь цепочкой: кому из вас я дам листочек, тот будет запевать, а потом передаст листочек другому солисту.
Исполнение песни «Осень к нам пришла»Е.Машечковой.
М.р: - Песню спели вы прекрасно!
Постарались не напрасно!
А пока вы все трудились,
Глазки ваши утомились?
Не беда! Мы им поможем!
Сделаем массаж им тоже!
Зрительная гимнастика
Капля первая упала - кап! И вторая прибежала - кап! Мы на небо посмотрели, Капельки кап – кап запели. Намочили лица, мы их вытираем. Туфли, посмотрите мокрыми стали. Плечами дружно поведём И все капельки стряхнем. От дождя мы убежим Под кусточком посидим. | Сверху пальцем показать траекторию движения. Смотреть наверх. Вытирать лицо руками. Руками показать вниз. Движения плечами. Присели. |
МР: Ну вот, наши глаза и отдохнули.
МР: Ребята, в нашем осеннем лесу созрело много орехов. Возьмите их, мы с ними поиграем.
Музыкальная коммуникативная ритмическая игра с орешками «У меня, у соседа, взял — отдал».
МР: Ну вот, ребята, и закончилось наше путешествие в осенний лес. Пора возвращаться в наш любимый детский сад.
Закрывайте глаза: 1, 2, 3 — вокруг себя повернись,
В нашем садике любимом окажись.
(Звучит сказочная музыка, на экране появляется картинка с изображением детского сада)
МР: Ребята, вам понравилось наше осеннее путешествие? (ответы детей). Да, ребята, у нас получилось удивительное путешествие! А теперь подумайте и оцените себя: если выполнили все задания – прикрепите к доске зеленый листок, если с чем-то не справились - возьмите желтый (рефлексия).
- До новых встреч в нашем музыкальном зале.