СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально-теоретический анализ хоровой песни «Утро» (муз. Р.Бойко, сл. С.Есенина)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкально-теоретический анализ хоровой песни «Утро»

(муз. Р.Бойко, сл. С.Есенина)

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-теоретический анализ хоровой песни «Утро» (муз. Р.Бойко, сл. С.Есенина)»


Музыкально-теоретический анализ хоровой песни «Утро»

(муз. Р.Бойко, сл. С.Есенина)

Художественный образ

В лирическом стихотворении «С добрым утром!» С.Есенин описывает просыпающуюся летнюю природу. Утренний пейзаж полон гармонии, тишины и красоты:

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

"С добрым утром!"

В произведении Р.Бойко «Утро» звучат две первые строфы стихотворения С.Есенина. Песня исполняется спокойно, безмятежно, светло.

Музыкальный жанр

Произведение «Утро» - это хоровая лирическая песня a cappella.

Музыкальная форма

Хоровая песня «Утро» написана в куплетной форме без припева. В песне два куплета:

Стихи A B

Музыка A A

Форма куплета

Куплет - это период A, состоящий из двух предложений неповторного строения (а+b).

Первое предложение (а):

Второе предложение (b):

Период А однотональный. Он звучит в тональности e-moll.

Квадратный период А состоит из 8 тактов. В обоих предложениях пе- риода по 4 такта.

Первое и второе предложение делятся на две фразы по два такта.

Фактура

Разучивая с хористами песню «Утро», хормейстер формирует и разви- вает у них умение петь свою партию в двухголосной полифонической подго- лосочной фактуре.

Тональность

Песня написана в тональности e-moll.

Первое предложение периода начинается в тональности e-moll, а закан-чивается в тональности параллельного мажора (G-dur). Такая ладовая пере-менность характерна для народных песен:

D III

Второе предложение начинается в тональности G-dur. В первой фразе звучит отклонение в тональность C-dur и в тональность а-moll. Второе пред-ложение заканчивается в тональности e-moll:

Мелодия

Диапазон мелодии большая нона: ре1 – ми2.

Стихотворная строка «Задрожало зеркало затона» подсказала компози-тору форму мелодической линии. Волны и всплески, блики и рябь на воде нашли воплощение в музыке: мелодическая линия песни состоит из больших и малых волн разной конфигурации.

Форма мелодической линии в первой и второй фразе первого предло-жения – обращенная волна:

В первой фразе второго предложения мелодическая линия волнообраз-на. В ней чередуются подъемы и спады. Форма мелодической линии во вто-рой фразе – большая и малая волна:

Принцип развития мелодии в первом предложении – нисходящая диа-тоническая неточная секвенция. Мотив состоит из двух звуков. Шаг секвен-ции - секунда. Мелодия спускается вниз уступами:

В начале первой и второй фразы второго предложения мелодия подни-мается вверх поступенно, а спускается вниз по звукам трезвучия субдоми-нанты в первой фразе и тоники во второй фразе:

Ритм

Стихотворение «С добрым утром!» написано в размере пятистопный хорей (/ -). Двухсложному размеру стихотворения соответствует двухдоль-ный метр в музыке. Ритм песни прост и легко запоминается. В этой песне несколько типов ритмических рисунков: равномерный ритм восьмыми и четвертями, ритм дробления и суммирования, пунктирный ритм. Ритм первой фразы повторяется с небольшими изменениями во всех фразах песни. Такая ритмическая повторность сообщает музыке спокойную повествовательность и предсказуемость.



Музыкальный метр. Размер

Музыкальный метр песни двухдольный. Размер сложный - 4/4.

Темп

Песня исполняется в темпе «Не спеша».