СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальное образование- как необходимость развития личности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка играет огромную роль в жизни человека. О её воздействии на человека говорилось во все века. Древнейшие учения содержат в себе подобные утверждения и накопленный тысячелетиями опыт воздействия музыки на животных, растения и человека.

Еще во времена древних мыслителей существовало твердое убеждение, что музыка способствует разностороннему развитию личности. Возможно, по этой причине многие известные исторические личности, научные деятели, выдающиеся полководцы и правители государств обучались музыке и другим видам искусства во всём мире.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальное образование- как необходимость развития личности»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» п.г.т. Седкыркещ













Музыкальное образование-

как необходимость развития личности





Жданова Наталья Оттовна

преподаватель МБУДО «ДМШ» п.г.т. Седкыркещ























Сыктывкар, 2018 год



Музыка играет огромную роль в жизни человека. О её воздействии на человека говорилось во все века. Древнейшие учения содержат в себе подобные утверждения и накопленный тысячелетиями опыт воздействия музыки на животных, растения и человека.

Еще во времена древних мыслителей существовало твердое убеждение, что музыка способствует разностороннему развитию личности. Возможно, по этой причине многие известные исторические личности, научные деятели, выдающиеся полководцы и правители государств обучались музыке и другим видам искусства во всём мире.

В старинных скульптурах и в резных работах древних Египтян мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась для лечения нервных расстройств. О роли и влиянии музыки на человека задумывались и древние греки. Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Цели образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. Гармонически и всесторонне развитый человек — центральная тема древнегреческого искусства. «Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они «воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке», и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные, мусические. Греческое слово «мусике» (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы. Система образования в Афинах сводилась к мусическому и гимнастическому образованию. В основе обучения в мусической школе лежало обучение музыкальной грамоте. Мусическому образованию греки придавали первостепенное значение. Музыке, как средству этического воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия». Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе этические свойства. Для Аристотеля, Платона — музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античные времена были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания в личности соответствующих черт характера.

В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. В XVII — XVIII веках о воздействии музыки писалось в трудах музыкантов философов ,среди которых можно назвать Кунау, Кирхера, Маттесона. Немецкий теоретик Атаназиус Кирхер объяснял природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствия природному темпераменту человека и считал, что меланхолики любят серьезную не прерывающуюся грустную гармонию, сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоничным движениям стремятся холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса.

[1]. Мысли о необходимости более раннего — начинающегося еще до школы воздействия на формирование личности занимали умы выдающихся философов-воспитателей уже давно. Триста лет назад великий педагог Ян Амос Коменский утверждал, что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Независимо от взглядов и предпочитаемых методов, большая часть педагогов считала, что музыкальному воспитанию принадлежит значительная часть в духовном формировании личности. [2] О значении музыкального воспитания одним из первых высказался Н. Новиков — просветитель, педагог и писатель-сатирик конца 18 века. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей людьми и полезными гражданами счастливыми» В высказываниях Белинского четко выражено его отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания: «Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней одной отделке; кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки — тот не человек». А как полюбить все это? Белинский отвечает определенно: «В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе — тем лучше» [3].

В XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б. Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом. Большая заслуга в этом направлении принадлежит академику В. М. Бехтереву. Он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека. Во второй половине XX века музыка начала применятся, как самостоятельный вид терапии (музыкотерапия) в разных странах. В России, в начале XX века, большое внимание музыкальной психологии уделяли учёные Теплов Б. М. и Выготский Л. С.

Сегодня музыкальное образование не является таким престижным, как в прошлом. Если раньше было принято массово отдавать детей в музыкальные школы: музыкальному воспитанию придавалось очень большое значение, то сегодня приоритеты немного сместились, и обучение музыке считается скорее прихотью, чем необходимостью. Музыкальное образование стало дополнительным и совсем не обязательным. Так считают многие родители , но совершенно зря: музыкальное воспитание детей — важный элемент их гармоничного развития. Конечно, не все дети по окончании музыкальной школы выберут профессию музыканта. Некоторые забудут все то, чему учили на протяжении нескольких лет. Это обычные ученики, которые без энтузиазма посещали музыкальную школу, которых заставляли родители, которые просто так проводили свой досуг. Родителям может показаться, что годы, проведенные в музыкальной школе, прошли даром. На самом деле музыкальное образование — это не только обучение игре на определенном инструменте, но и развитие логики, памяти и усидчивости. Это накопленный багаж знаний, который обязательно пригодится в жизни, в общении со сверстниками, в сложный период становления личности.

В 21 веке, слишком мало времени уделяется развитию духовного мира молодого подрастающего поколения. Образование и музыкальное воспитание являются неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Поэтому нельзя рассматривать их как обособленную отрасль знаний. Установлено, что школьники, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, а жизнь многократно подтверждает наличие у одаренных музыкантов незаурядных способностей вообще. Детская музыкальная школа является начальным звеном общего музыкального образования и воспитания, но между тем очень важным, дополнительным к программам общеобразовательных школ. Одной из задач ДМШ является выявление способностей у ребёнка и направление этих способностей в нужное русло, возможность помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор возможно будущей профессии. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения. Музыкальное воспитание — одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Оно играет важную роль в развитии личности ребенка. Кроме того, занятия музыкой вырабатывает у ребенка трудолюбие, усидчивость, отличную координацию движений, что пригодиться не только в музыке, но и в других профессиях и сферах человеческой деятельности. Музыкальное искусство — наиболее действенное средство эстетического воспитания. В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель — сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе. Ведь серьезное музыкальное воспитание должны получать и средние дети, поскольку каждый из них может стать подлинным любителем музыки — слушателем, участником музицирования. Д. Б. Кабалевский говорил: «главной задачей массового музыкального воспитания… является… не сколько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность»

Направления работы музыкальных школ связаны с развитием музыкальных творческих способностей учащихся, развитием у них музыкального слуха и голоса, технических навыков, возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии учащийся. В методику музыкального воспитания входит совершенствование форм учебно-воспитательного процесса музыкальной школы: уроки по специальности, теоретические занятия, коллективное музицирование, предмет по выбору, внеклассная работа (концерты, конкурсы, праздники и др.). Все эти виды деятельности очень важны для всестороннего развития учащихся и формирования их духовной культуры. Воспитание и обучение начинаются уже с того момента, когда ученик входит в класс своего преподавателя. Класс необычный, с необычными инструментами, мебелью. Манера общения — уже оказывают большое влияние на поведение ученика. Содержание урока является основой воспитательной работы, а исходной точкой педагогического процесса в классе по специальности является работа над музыкальным произведением и, конечно, что чрезвычайно важно — выбор репертуара. По мнению многих педагогов, хорошо составленный репертуар — важнейший фактор воспитания музыканта. Ознакомление с музыкой разных времен, стран и стилей, соответствие отобранных для работы в классе произведений поставленным педагогическим целям и задачам, интерес учащихся к этим произведениям, индивидуальная направленность репертуара — все это благоприятно сказывается на результатах не только общемузыкального и технического, но и культурного развития учащегося. Но достижение этих целей невозможно без воспитания волевых качеств — внимания, сосредоточенности, настойчивости и многих других. Ведь именно наличие внимания способствует быстрому и качественному освоению навыков, а настойчивость, активность, целеустремленность — способствует усовершенствованию усвоенных навыков и быстрому продвижению ученика. Дети, которым удается своевременно организовать время и дисциплинировать внимание, значительно опережают в успехах детей, более одаренных, но недостаточно организованных и не обладающих необходимыми волевыми качествами, ни достаточно дисциплинированным вниманием.

Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как объект познания, и как средство воспитания, а также нормами общения с ней (слушание, разбор, исполнение) и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других. Знания о музыке играют очень большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность. Система музыкального воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всем ее разнообразии, система эстетического воспитания сводится к нескольким основным направлениям, актуальным именно в музыкальном образовании:

*  Расширение музыкального кругозора;

* Воспитание мировоззрения и моральных качеств;

* Воспитание воли и характера;

* Воспитание интереса к творческому труду и умению работать;

* Воспитание актуальности и дисциплины, изящества , благородства жестов и осанки;

* Воспитание уважения к старшим и чувства товарищества;

* Воспитание культуры речи.

Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на развитие музыкального вкуса, аналитического мышления и общего музыкального развития ребенка. Занятия музыкой позволяет развиваться ребенку сбалансировано. В современном мире на молодой, не обладающий достаточным жизненным опытом ум подростка и ребенка, обрушивается колоссальный поток информации. Ребенок постигает мир посредством телевизора, компьютера, в то же время его эмоциональный внутренний мир очень сложен и многогранен в таком молодом возрасте. Музыка позволяет ребенку воспринимать окружающий мир более ярко и остро, лучше постигать добро и зло, искренность и фальшь окружающего мира. Ребенок лишённый необходимого эмоционального образования, вполне возможно, разовьётся в холодную замкнутую личность.  





Литература:

  1. Готсдинер А. Музыкальная психология. М: Просвещение, 1993. — С.38 -77 2.    

  2. Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 281 с. 3.     

  3. Петрушин В. Музыкальная психология. М: Академический проспект, 2006. — 399с. 4.    

  4.   Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М: Лира, 1947. — С. 62–103 5.     

  5. Цыпина Г. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика. М: Академия, 2011. — 383с.

  6. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. — М.: 1982.

  7. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. действ. чл. АПН Е. Н. Медынского. — М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. — 280 с.

  8. Интернет ресурсы http://muzikalkairk.ucoz.ru/load/3–1-0–112


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!