СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные задачи обучения в классе виолончели

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные задачи обучения.

Обучение-целеноправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося,в ходе которого происходит усвоение знаний,умений и навыков,осуществляется воспитание и развитие учащихся.задачи процесса обучения-стимулирование учебно-познавательной активности учащихся,организация их деятельности по овладению,знаниями,умениями и навыками.

Просмотр содержимого документа
«Современные задачи обучения в классе виолончели»

Mузыкальное воспитание является одной из главной форм эстетического воспитания. Система музыкального образования призваны способствовать развитию музыкальной культуры, прививать практические навыки знания необходимые для участия в коллективах, для музицирования в быту. Педагог по специальности является основным руководителем и воспитателем ученика От педагога требуется большая гибкость, наблюдательность и педагогическое мастерство. Информационная перегруженность и ухудшение состояния здоровья современных детей, безусловно усложняют процесс обучения. Приоритетным для данного контингента учащихся является общее музыкальное образование, цель которого формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей культуры

Современными задачами обучения детей в классе виолончели являются: развитие природных способностей детей; формирование навыков игры на инструменте; освоение предметов музыкально-теоретического цикла; воспитание устойчивого интереса к занятиям музыкой и умение ориентироваться в музыкальных стилях; формирование и развитие исполнительных качеств; выявление наиболее одаренных детей для их профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в средние профессиональные учебные заведения. В основе лежат дидактические принципы доступности и последовательности в обучении. Итог каждого этапа -исполнение программы различной степени трудности, представляемой на переводном зачете или выпускном экзамене. Перед преподавателем инструментальных классов сразу встает множество сложных проблем по развитию слуха, освоению целесообразных движений, которые являются важнейшими предпосылками свободной и естественной постановки. Занимаясь с учеником грамотно и профессионально, педагог предлагает каждому ученику индивидуальный план обучения, который зависит от уровня способностей и возможностей учащегося, особенностей его психофизического развития. В процессе занятий педагогу следует добиваться гармоничного развития технических и художественных навыков. Работа над техникой должна подготавливать ученика к передаче художественного замысла изучаемых музыкальных произведений. Технический материал в программе представлен упражнениями, гаммами с арпеджио и этюдами. Художественный материал кантиленными, техническими, виртуозными пьесами, произведениями крупной формы. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения. другие – для показа условиях класса третьи с целью ознакомления Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика Один из важнейших видов работы -развитие у учащихся навыка чтения нот с листa, крайне необходимый для музицирования и игры в ансамблях и оркестрах.

Большое значения для музыкального развития учащегося имеет работа с концертмейстером. Исполнение учеником произведений с аккомпанементом обогащает музыкальные представления учащегося, помогая лучше понять содержание, стиль, форму произведения, укрепляя и совершенствуя интонацию и чувство ритма.

Продвижение учащегося во многом зависит также от правильной организации самостоятельных домашних занятий. Очень важно научить учащихся рационально использовать время, отведенное для работы дома. Первые уроки должны быть посвящены усвоению приемов целесообразной постановки рук и корпуса, развитие музыкально-слуховых данных. Необходимо также с самого начала ознакомить учащегося с устройством инструмента и научить бережно обращаться с ним.

В течение первого года обучения особое внимание должно быть обращено на усвоение учащимися всех правил рациональной постановки. Неверные навыки, приобретенные в начальный период обучения, особенно устойчивы и часто служат серьезным препятствием для дальнейшего музыкального образования учащегося. В педагогической работе следует руководствоваться принципами постепенности и последовательности. С первых уроков учащиеся должны внимательно изучать доступные им художественные произведения, точно прочитывать авторский текст, анализировать технические трудности, вслушиваться в свое исполнение постоянно следить за качеством звука, интонировании.

Большое значение в процессе обучения занимает правильный выбор репертуара. Не рекомендуется включать в индивидуальный план учащегося произведения, превышающие его художественно технические возможности.

Работа над такими произведениями приносит большой вред.

Индивидуальные планы составляются таким образом, чтобы в них были представлены произведения композиторов разных эпох, сталей и направлений. При работе над произведением следует органически связывать его художественную и техническую стороны. Работе над техникой необходимо уделить особое внимание. Одним из элементов техники являются работа над звукоизвлечением ровностью, качеством, интонационной чистотой, динамикой, филировкой. При звукоизвлечении должно быть исключено излишнее мышечное напряжение.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.)способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. В работе над гаммами, упражнениями, этюдами рекомендуется применять различные штриховые, динамические и ритмические способы проработки. Но вся работа над техникой левой руки, а также правой руки должна быть предельно осмысленной, лишенной механического проигрывания. Она является лишь средством, а не самоцелью и неизменно подчинена художественным задачам. Переходы из позиции в позицию являются не только одним из основных элементов техники, но и важным средством выразительности. Для овладения правильными переходами из позиции в позицию большое значение имеют явные слуховые представления ученика об интервале, который требуется сыграть, а также свободные, уверенные движения левой руки и координация ее движений с действиями правой руки. Приемы смены позиций следует совершенствовать в связи с художественными задачами при изучении музыкальных произведений.

Работа над вибрацией - важнейшим средством выразительности исполнения - следует начинать после достаточного закрепления навыков звукоизвлечения, интонации, овладения приемами смены позиций. Характер вибрации должен быть органически связан с содержанием изучаемого произведения.

Важной целью образовательного процесса является формирование и развитие художественного вкуса учащегося.

Регулярные занятия с концертмейстером формируют вкус учащегося, помогают ему освоить навыки ансамблевой игры , понять содержание, стиль, форму изучаемого произведения, приобрести навыки чистого интонирования и ритмической точности исполнения нюансировки и осмысления каждой музыкальной фразы.

Очень важно с первых шагов сформировать у учащегося навыки самостоятельной домашней работы, Для этого педагог дает ученику более легкие, чей изучаемые по программе данного класса, произведения для самостоятельного изучения.

Самостоятельная работа ученика по разучиванию произведений и по чтению нот с листа регулярно проверяется педагогом. Важную роль играет правильная организация домашних занятий. Педагогу следует помогать учащимся в составлении расписания занятий с учетом времени, необходимого для приготовления заданий по специальности, общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам. Очень важно научить ученика рационально использовать время, отведенное для самостоятельных домашних занятий

В процессе занятий большое внимание должно быть уделено формированию навыков игры в коллективе. Для этого в классе следует знакомить учащихся с ансамблевой игрой (дуэты, трио и т.д.). Следует поощрять выступления учащихся в концертах на различных площадках: общеобразовательных школ, интернатах, концертных залах города. Такие выступления воспитывают у учащихся исполнительскую свободу, умение держать себя на сцене, артистичность

Критерий оценок успеваемости учащихся в музыкальных школах условен, например оценки 4 и 5 могут быть в равной мере выставлены учащимися с отличными музыкальными данными, и учащимся с удовлетворительными данными, но сделавшими в пределах своих возможностей большие успехи.

Учитывая, что часть выступлений учащихся в процессе обучения проходит без оценки за исполнение (концертные выступления) очень важно, чтобы на протяжении всех лет обучения педагог воспитывал в учащихся чувство ответственности за каждое выступление, критическое и требовательное отношение к себе.

Необходимо, чтобы учащихся волновала не столько цифровая оценка, сколько качество исполнения, а также выполнение поставленных перед ними задач.

Контроль за успеваемостью учащихся и усвоение ими навыков, осуществляется как во время выступлений в течение учебного года, так и на итоговых академических концертах и выпускных экзаменах.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!