СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыкальные инструменты ,значения их использования на музыкальных занятиях"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Музыкальные инструменты ,значения их использования на музыкальных занятиях"»


«Музыкальные инструменты, значения их использования на музыкальных занятиях»

Музыка - одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Приобщением к ней вводим ребенка в мир волнующих, радостных переживаний.

Роль музыкального воспитания детей дошкольного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать, как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально­ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.Знакомство с детскими музыкальными инструментами и умение играть на них не только повышает интерес дошкольников к музыкальным занятиям,но и способствует развитию певческих навыков, музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет кругозор, развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. С помощью игры на музыкальных инструментах можно развить музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ сопоставление, запоминание - и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

  1. ВИДЫ ИНСТРУМЕНТОВ.

Детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать в зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания.

Есть два типа музыкальных игрушек-инструментов.

  1. Не озвученные музыкальные игрушки-инструменты.

Дети воображают себя музыкальными руководителями и «проводят музыкальные занятия», представляют себя пианистами. Эта деятельность способствует развитию творческого воображения и музыкально-слуховых представлений.

  1. Звучащие музыкальные игрушки-инструменты. Они делятся на струнные, духовые и ударные.

СТРУННЫЕ -цитры, домры балалайки и другие народные инструменты, у которых звук возникает, когда ребенок касается струны пальцами, щипками или медиатором.

ДУХОВЫЕ - свирели, флейты саксафоны, кларнеты, триолы - их звук возникает от воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого ребенком в трубки.

КЛАВИШНО-ЯЗЫЧКОВЫЕ - баяны, аккордеоны, гармоники- издающие звук в результате нажатия клавишей, которые доставляют воздух к язычкам.

УДАРНО-КЛАВИШНЫЕ -металлофоны, ксилофоны - их звук возникает от удара молоточкам о клавишу инструмента.

УДАРНЫЕ - бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны - звук у них возникает от удара рукой или палочками.

  1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ.

Дети должны знать названия инструментов, которыми они пользуются, характер звучания инструментов (у цитры звуки мягкие, нежные, у металлофона - звенящие, у тарелок - громкие, звонкие, у барабана - гремящие), приемы игры на них, расположение высоких и низких звуков на различных инструментах, названия нот до, ре, ми, фа, соль, ля. си - и обозначение их на пластинках металлофона.

Дети должны овладеть простейшими приемами игры на разных инструментах (мягкое движение кисти при пользовании молоточком - в игре на металлофоне, ксилофоне, правильное расходование дыхания при игре на свиреле). Приглушать звучание тарелок, треугольников, правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы.

Играть в оркестре, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Играть индивидуально простейшие песенки, импровизировать ритмические и мелодические попевки.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности.

В музыкально-дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагаю различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике. Звуковысотный слух - использование Валдайских колокольчиков, музыкальная лесенка.

Ритмическое чувство - использование инструментов ударной группы или инструмент, имеющий звук одной определенной высоты. Игра «Музыкальное эхо» - один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет. Динамический слух - применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание «горячо - холодно».

  1. МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР.

Музыкальный репертуар для игры на детских музыкальных инструментах можно условно разделить на три группы:

  1. первоначальные упражнения для введения в обучение игре на инструментах;

  2. попевки, песенки, считалки для индивидуальной игры (преимущественно в самостоятельной деятельности).

  3. пьесы, песни для коллективного исполнения.

Детям надо показать выразительные возможности звучания различных инструментов. Например, дети с удовольствием воспроизводят на барабане ритм марша, а на металлофоне у них то «капают маленькие капельки дождя» (верхний регистр), то «гремит гром» (низкий регистр), протяжным звуком, триолы хорошо передается кукование кукушки, цитрами - пение птичек, свирелью - эхо в лесу. Это одновременно и освоение приемов игры, и знакомство с выразительностью звучания инструментов. С самого начала надо учить правильным приемам игры. Прежде всего, разучиваю ритмические прибаутки, а также различные считалки, несложные песенки.

При индивидуальном исполнении дети напевают слова, сопровождают свою игру пением. В русском музыкальном фольклоре это песенки «Солнышко», «Дождик», «Ладушки», «Петушок», «Зайка», «Бай, качи».

Репертуар для коллективного исполнения зависит от состава оркестра. Если это смешанный состав, то подбираю пьесы с ясно выраженными фразами и предложениями, так как разным группам инструментов надо вовремя вступать. Например, пьеса «Вальс» Тиличеевой. В ней есть одно необходимое качество - удобство исполнения, так как после каждой фразы есть длительная пауза и дети могут подготовиться к исполнению следующей фразы. Но в этой пьесе все фортепианное сопровождение написано в одной манере, в жанре вальса. Следовательно, характер звучания не меняется, а это не способствует оркестровке, то есть переложению этой пьесы для исполнения различными группами инструментов.

Обучая игре на музыкальных инструментах, учитываю индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах - струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.






























Музыкальный руководитель

Кравцова Л.И.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!