СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки по теме "Музыкальные зарисовки"Музыка к драматическому спектаклю

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки по теме "Музыкальные зарисовки"Музыка к драматическому спектаклю»

8 класс Урок № Дата

Тема урока: Музыкальные зарисовки. «Музыка к драматическому спектаклю».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока:

Создание яркого эмоционального впечатления учащихся от знакомства с лучшими образцами сценической музыки, созданной композиторами разных эпох для драматических спектаклей. Обобщение знаний о музыкально-театральном искусстве, как неотъемлемой части духовно-нравственного развития общества.

Задачи урока:

 -Организация деятельности учащихся для знакомства с новыми произведениями, отработка умения определять характер музыки, давать характеристику музыкально-театральному произведению.

-Развитие творческого воображения, эмоционального отклика на музыкальные произведения, музыкальной памяти.

 -Пробуждение интереса к музыкально-театральному искусству, способствующему потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и театральными постановками.

Планируемые результаты:

Использовать полученные знания в практической деятельности: самостоятельное общение с высокохудожественной музыкально-театральной культурой.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, организация самостоятельной деятельности в группах, предварительная домашняя подготовка.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ноутбук, экранмультимедийный проектор, презентация.

Музыкальный материал: музыка к драмам А.Хачатуряна «Маскарад», Д.Шостаковича «Гамлет», Д.Кабалевского «Ромео и Джульетта», песни о театре.

Ход урока

1.Организационный момент

Звучит песня «Я выхожу на сцену», музыка Я.Френкеля, стихи Р.Рождественского, в исполнении А.Миронова.


Миг наступил бесценный,

В этом вся жизнь моя.

Я выхожу на сцену:

-Здравствуйте, вот он я.

Верьте в моё старание,

Слово я вам даю.

Всё, чем живу, сыграю,

Всё, что смогу - спою.

 - О чем сегодня пойдет речь? Конечно, о театре и о музыке, созданной для драматических спектаклей.

2.Актуализация знаний:

- «Вся жизнь – театр, а люди в нём - актеры» (У.Шекспир)


- Как вы понимаете эти слова великого английского драматурга Уильяма Шекспира? (ответы детей) Действительно, каждый в этом мире играет свою роль - положительную или отрицательную.

- Кто из вас любит театр? Часто ли вы туда ходите? (ответы детей).

- Сегодня мы посетим вместе с вами знаменитые театральные спектакли и определим, какую роль в них играет музыка. Но прежде, небольшая историческая справка о театре. (Один из учеников зачитывает заранее подготовленное краткое сообщение о театре).

 Театр – вид искусства, специфическим средством выражения которого является действие, актерская игра на сцене.

- Как правило, театральные представления носят комический, трагический, либо драматический характер. Театральное искусство по своей природе синтетично, поскольку объединяет в себе сразу несколько видов искусства. 

 - Назовите их (дети перечисляют сами):

  • сценическое действие,

  • литература,

  • музыка,

  • изобразительное искусство (костюмы, декорации),

  • возможны также танцы, пантомима, спецэффекты и т.д.

3.Изучение нового материала:

- Издревле античная театральная трагедия сопровождалась хором, комментирующим основные действия на сцене. Можно ли в наше время представить себе театр без музыки? Музыка в драматическом театре, в отличие от опер и балетов, не является главным «действующим лицом». Однако, иногда, музыка для спектакля приобретает большую популярность, чем сама постановка.

Послушайте знаменитый Вальс советского композитора Арама Ильича Хачатуряна, написанный к драме М.Лермонтова «Маскарад».


 - Какую роль в этой драме играет вальс? Можно ли было обойтись в сцене бала без музыки? Конечно, нет. Музыка здесь не только создает особо праздничную атмосферу, но и играет весьма важную драматургическую роль. Вальс этот часто исполняется вне театральной постановки и приобрел мировую славу.

- Музыка к драматическому спектаклю была заказана Хачатуряну театром имени Е.Вахтангова, и первый раз она прозвучала на премьере в последний мирный вечер перед войной - 21 июня 1941 года. Молодой композитор в то время не написал ещё ни "Танец с саблями", ни балет "Спартак", но уже получил первую Сталинскую премию за свой знаменитый Скрипичный концерт.


- Отечественный композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович также неоднократно обращался к драматическим произведениям, в частности к творчеству У.Шекспира: он писал музыку к кинофильмам и театральным постановкам по мотивам произведений драматурга и даже «озвучил» один из его сонетов.


Послушаем фрагмент «Охота» из музыки к спектаклю «Гамлет» по трагедии У.Шекспира, поставленной в Театре имени Вахтангова в 1932 году художником постановщиком Н.Акимовым.

 - Какой характер носит эта музыка? Она создает ощущение скорости, движения, в ней чувствуется тревога и волнение. В 1954 году спектакль в переводе Б.Пастернака был поставлен режиссером Г.Козинцевым в Государственном академическом театре драмы имени А.С.Пушкина Санкт-Петербурга.


 - Продолжая тему музыки к драмам У.Шекспира нельзя не отметить выдающегося советского композитора и педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского, написавшего музыкальные зарисовки к трагедии «Ромео и Джульетта» для Большого симфонического оркестра.


Звучит фрагмент «Утро в Вероне».

- Что передает эта музыка? Предвещает ли она беду? Интонационное своеобразие музыкального языка, колоритные краски симфонической палитры воссоздают атмосферу средневекового итальянского города, где разворачиваются события шекспировской трагедии.

- Вспомните, о чем повествует эта трагедия, какими словами она начиналась и как развивались основные сюжетные линии. На ближайших следующих уроках нам предстоит более подробно остановиться на этом и некоторых других спектаклях, музыка к которым вошла в золотой фонд мировой классики.

4.Организация вокально-хоровой деятельности.

5.Практическая работа:

 - Посмотрите на следующий слайд.


- Как вы думаете, где мы сейчас находимся? Это знаменитый Большой театр в Москве - крупнейший в мире центр музыкально-театральной жизни. Именно на этой сцене впервые проходили многие музыкальные спектакли мира. Давайте вспомним некоторые значительные произведения музыкального театра.

- Откройте свои тетради и посмотрите на экран. Перед вами названия сценических произведений. Распределите их по жанрам и впишите в таблицу, классифицируя по следующему принципу:

Оперы,

балеты

Мюзиклы,

 рок-оперы

Музыка к драматическим спектаклям





6.Подведение итогов:

 - Музыка театра разнообразна, но без нее не обойдется ни одна театральная постановка. Музыка Л.Бетховена сделала знаменитой драму И.Гете «Эгмонт», а Э.Григ своей музыкой увековечил драму Г.Ибсена «Пер Гюнт».

- В 20 веке музыку к драматическим спектаклям писали многие знаменитые композиторы, среди них Д.Шостакович, Г.Свиридов, А.Хачатурян, А.Шнитке, И.Дунаевский, Д. Кабалевский и другие.

7.Рефлексия:

- Что нам удалось выяснить о роли музыки в спектакле?

- Почему театр, существуя уже более 2000 лет, не теряет в наши дни своей актуальности? Может ли телевизионная постановка заменить театральное зрелище?

- Вспомните, какие театры есть в нашем городе, и на каких спектаклях вы побывали. Какую роль играла в них музыка?

Домашнее задание:

- Подберите цитаты или высказывания великих людей о театре. Объясните их значение и сформулируйте своё отношение к ним.

 - Разыграйте сцену из любого спектакля, подобрав к ней музыку, и распределив роли между собой.

- «Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по -настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». К.С.Станиславский

 - Ходите в театр чаще -  и перед вами откроется новый мир.

 - До новых встреч!



В отличие от оперы или балета, в драматическом спектакле музыка не является «главным действующим лицом». Но она создает особую атмосферу, помогает раскрыть характеры и душевные переживания главных героев. Трудно представить себе театральную постановку, которая могла бы обойтись без музыкального сопровождения.

https://video.resh.edu.ru/widgets/view/e4134c66f2fe13..

Некоторые образцы театральной музыки становятся даже популярнее спектакля, к которому были созданы. Так произошло с увертюрой Л. ван Бетховена «Эгмонт» к одноименной трагедии Гете.

Композитор Э. Григ сочинил музыку к пьесе «Пер Гюнт» норвежского драматурга Г. Ибсена. Две сюиты, составленные им из фрагментов к спектаклю, часто исполняются на концертах как самостоятельные произведения. Среди них такие известные оркестровые пьесы как «Утро», «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля».

https://youtu.be/ygfrbFPpfk4 Музыка к спектаклю: «Ромео и Джульетта» Д. Кабалевский,

А. Хачатурян к драме «Маскарад», Д. Шостакович - музыка к драме «Гамлет» - «Охота».

https://youtu.be/c4ax0lUDnrI о музыке Э. Грига

https://youtu.be/UXW47ASN6eo - в пьесах.

В театральной культуре XX века эта традиция продолжилась. Так, композитор А. Шнитке объединил в своей «Гоголь-сюите» фрагменты, сочиненные для спектакля «Ревизская сказка» Московского театра на Таганке.

https://youtu.be/rChr4jj2dA4 - А. Шнитке.

Читать - стр. 36-47

Ответьте на вопросы:

1. Какие композиторы писали музыку к спектаклям?

2. Музыка помогает раскрыть …

3. Эта музыкальная пьеса рисует пробуждение природы и символизирует воспоминание героя о родине - …

4. Назовите пьесу о великом музыканте.

5. Что такое «полистилистика»?