СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальный портрет

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный портрет»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

лицей № 2 г. Дюртюли











Открытый урок музыки в 5 классе


на тему: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»











Учитель музыки: Хасанова Ильмира Фаритовна

25.01.2019






Дюртюли 2019





Ход урока

1.Организационный момент.

Вход уч-ся под увертюру к опере «Салават Юлаев» З. Исмагилова

- Музыкальное приветствие.

II. Мотивация.

-Ребята, какая музыка вас встретила? Какого характера?

-О чем может рассказать такая музыка?

-Кого рисует, какой образ ?

-Что вы себе представили?

-Что изображает музыка? ( музыка героическая , рисует образ героя ,победы, изображает движение, скачку.)

-Ребята, вот вы столько всего услышали в музыке , скажите, а мы можем увидеть музыку? ( да, можем увидеть , только внутренним зрением ,т.е. мы можем представить ее )

-Ребята , посмотрите, что вы здесь видите? Слайд

-Как называется этот жанр изобразительного искусства? ( портрет )

-А что такое портрет? ( это картина ,на котором изображен человек )

-Значит, мы будем говорить о связи музыки с каким видом искусства …….?(ИЗО)

Итак, тема урока «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

-Исходя из темы урока, что мы сегодня будем выяснять, какова цель урока?

Выяснить ,что такое….…..

-Как мы будем это узнавать, какие задачи вы поставите ?

Послушать…

Представить…

Рассмотреть…

Сравнить…

Выяснить…

-Ребята, каждый ли кто слушает м узыку ее слышит? И можно ли смотреть на картину и не видеть ее?

-Значит, чтобы услышать музыку и увидеть произв. изобразительного искусства нужно не просто видеть и слышать - надо всматриваться и вслушиваться.

( таблички № 1 и №2)

-Сегодня мы рассмотрим портрет человека , который вы все наверняка знаете ,а кто

он , вам предстоит узнать.

- И сейчас я предлагаю поработать в группах :

-Перед вами на желтых листочках стих-е , возьмите его, это стих-е об авторе которого сегодня пойдет речь на уроке , прочитайте , вслушайтесь в слова и постарайтесь понять сердце и душу нашего героя. И ответьте на вопрос к стих-ю.

Аудиозвучание стих-я « Мой Урал»

1.О чем это стих-е.

2.Каким чувством и настроением проникнуто стих-е.

3.Что тревожило ,о чем переживает герой стих-я.

4.О чем мечтает автор стих-я.

5.Чем восхищается автор стих-я.

Итак, отвечает 1 группа, ваш вопрос …..

-У кого такой же вопрос ?

(Он любил природу, свою землю. Он думал об Урале, о любви к Уралу. Он грустит, тоскует по Родине , он находится далеко от Родины)

-Вот что мы узнали о нашем авторе стих-я.

-А теперь послушаем, как о нем рассказал композитор, образ нашего героя он запечатлил в опере.

-Что такое опера ? (табличка № 3)

- Давайте поработаем в парах , возьмите зеленый листок , найдите правильный ответ т.е нужно выбрать правильное определение оперы .

Выбрали ,итак, посмотрите на экран и поднимите руки ,чье определение верное.

Слайд ОПЕРА

В опере песни называются арией ( табличка №4).

- Итак, сейчас прозвучит фрагмент из оперы , ария нашего героя , вслушайтесь в музыку что вы почувствуете, каким настроением проникнута музыка, постарайтесь представить нашего героя ? А чтобы вам ничего не мешало понять и прочувствовать музыку я попрошу вас закрыть глаза и нагнуть голову вперед.

( Звучит ария Салавата « Прощай Урал!» из оперы « Салават Юлаев» З. Исмагилова.

- Итак, попытаемся разобраться и проанализировать прослушанную музыку, поработаем в группах:

- Первое задание: возьмите синие листочки . Вам даны эпитеты . (тоска, вражда, тревога, волнение, грусть, ликование, веселье, безразличие, любовь, ненависть, восхищение, )

Выберите подходящие эпитеты ,которые переполняют нашего героя.

-Кто готов прикрепить свои эпитеты ?

-Посмотрите, какие разные чувства переполняют нашего героя и в то же время какие похожие чувства грусть- тоска, любовь-восхищение, волнение –тревога.

Второе задание: Перед вами – 6 портретов. Попытайтесь определить, какой из них более всего подходит нашему герою , и почему?

-Выберите один портрет и представьте нам.

-Выбрали? А кто может обьяснить , почему именно этот портрет вы выбрали?

-Посмотрите, а ведь ваши мнения разошлись ,какой же портрет оставим, давайте рассуждать : на каком языке звучала ария героя? , а не напоминает вам ария из оперы башкирскую народную протяжную песню –узун кюй ? ( табличка №5)

-Значит наш герой какого народа? ( башкирского)

-А почему композитор показал нашего героя в опере через народную песню ? ( наверно он хотел показать, что наш герой из народа, он сын своего народа, нац. герой

-Может, вы уже догадались, о ком идет речь?

-Это Салават Юлаев. Слайд

-Да, мы с вами говорим сегодня о Салавате Юлаеве. Стих-е ,которое вы читали называется « Мой Урал» и автором его является Салават Юлаев.

И музыка, звучавшая на уроке ,это фрагмент из оперы ,которая так и называется «Салават Юлаев» , автором этой оперы является башкирский композитор Загир Исмагилов. Слайд ( Загир Исмагилов)

-Ребята,а кто такой Салават Юлаев , что вы о нем знаете?

-С.Юлаев – национальный герой башкирского народа, поэт-импровизатор. В 18 веке при царице Екатерине 2 С. Юлаев присоединился к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. После подавления восстания он был схвачен , и был сослан на вечную каторгу. Да, все вынесла крепкая натура. Недаром же он был батыром.

Умер он на чужбине, далеко от Родины , поэтому его стих-е , которое вы читали сегодня, проникнуто тоской о Родине .

-Говорят, что Салават Ю. выходил каждый день на берег моря и пел протяжные песни. И вот эти песни помогали ему пережить разлуку с Родиной, со своим народом.

-Ребята, С.Ю –личность легендарная ,он был талантливым полководцем ,героем, батыром, а музыка рисующая его образ прозвучала грустно, тоскливо.

-Как же вам удалось определить его портрет ?

- Ведь в арии мы не услышали героическую музыку?

-А в какой момент урока мы услышали героические нотки, которые подсказали нам, что герой наш батыр, воин?

- Вспомните ,под какую музыку вы вошли в класс?

-Это прозвучало вступление к опере «Салават Юлаев» ,т.е. увертюра.(табличка)

Увертюра - (открытие, начало),оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю ,а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера.

Физминутка.

-Итак, ребята проанализировав арию СЮ ,мы подобрали к ней эпитеты, нашли даже портрет С.Ю. А теперь давайте еще раз послушаем музыкальный портрет С.Ю и осознанно сопоставим его с отрывком из оперы «С.Ю» ,композитора З. Исмагилова.

(повторное слушание арии Салавата « Прощай Урал!» из оперы « Салават Юлаев» З. Исмагилова.

IV. Итог.

- Ребята, так что же представляет собой портрет в музыке?

- Это описание внешности героя ?

-Нет, а что это? ( его характер, чувства ,душевное состояние)

- А это уже внутренний мир героя.

-Так значит ,чем отличается портрет музыкальный от художественного?

- Правильно, ребята. В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение внутреннего мира и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот.

Итак, музыкальный портрет – это... портрет внутреннего мира героя. Слайд.

- Смогли ли мы достичь цели урока?

-Мы пришли к понятию музыкальный портрет?

V. Творческая деятельность учащихся.

-Ребята ,как башкирский народ называл своих храбрых, отважных егетов?

-Батыры.

-Баш. батыры всегда были беспощадны к врагам и верны своей родной земле, своему народу.

-Предлагаю послушать и разучить песню батыров на слова нашего земляка, народного поэта Н.Наджми.

VI. Рефлексия.

- Ребята, вы сегодня почувствовали себя творцами?

-Что мы творили? (всматривались, вслушивались, воссоздали внутр. и внешний облик С.Ю.

-А помогла нам в этом что? (музыка)

-Молодцы, ребята.

-Оцените свою работу, поднимите руки те :

-Кому было интересно ,скучно, безразлично.

-Кто работал, отдыхал.

- Кто не понял материал, кто узнал больше, чем знал.

Спасибо ребята ,молодцы.

-А что вам больше всего понравилось на уроке?

-А мне понравилось ,что вы были внимательными слушателями, хорошими исполнителями, трудолюбивыми учениками.

-И поэтому я могу вам всем поставить оценку «5»

-Я сегодня работала с особым вдохновением и хочу пожелать вам : учитесь, живите , трудитесь с вдохновением .Пусть это чувство вас никогда не покидает.

-Я хочу поделиться своим вдохновением с вами.

-Урок окончен.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!