МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 2 г. Дюртюли
Открытый урок музыки в 5 классе
на тему: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»
Учитель музыки: Хасанова Ильмира Фаритовна
25.01.2019
Дюртюли 2019
Ход урока
1.Организационный момент.
Вход уч-ся под увертюру к опере «Салават Юлаев» З. Исмагилова
- Музыкальное приветствие.
II. Мотивация.
-Ребята, какая музыка вас встретила? Какого характера?
-О чем может рассказать такая музыка?
-Кого рисует, какой образ ?
-Что вы себе представили?
-Что изображает музыка? ( музыка героическая , рисует образ героя ,победы, изображает движение, скачку.)
-Ребята, вот вы столько всего услышали в музыке , скажите, а мы можем увидеть музыку? ( да, можем увидеть , только внутренним зрением ,т.е. мы можем представить ее )
-Ребята , посмотрите, что вы здесь видите? Слайд
-Как называется этот жанр изобразительного искусства? ( портрет )
-А что такое портрет? ( это картина ,на котором изображен человек )
-Значит, мы будем говорить о связи музыки с каким видом искусства …….?(ИЗО)
Итак, тема урока «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»
-Исходя из темы урока, что мы сегодня будем выяснять, какова цель урока?
Выяснить ,что такое….…..
-Как мы будем это узнавать, какие задачи вы поставите ?
Послушать…
Представить…
Рассмотреть…
Сравнить…
Выяснить…
-Ребята, каждый ли кто слушает м узыку ее слышит? И можно ли смотреть на картину и не видеть ее?
-Значит, чтобы услышать музыку и увидеть произв. изобразительного искусства нужно не просто видеть и слышать - надо всматриваться и вслушиваться.
( таблички № 1 и №2)
-Сегодня мы рассмотрим портрет человека , который вы все наверняка знаете ,а кто
он , вам предстоит узнать.
- И сейчас я предлагаю поработать в группах :
-Перед вами на желтых листочках стих-е , возьмите его, это стих-е об авторе которого сегодня пойдет речь на уроке , прочитайте , вслушайтесь в слова и постарайтесь понять сердце и душу нашего героя. И ответьте на вопрос к стих-ю.
Аудиозвучание стих-я « Мой Урал»
1.О чем это стих-е.
2.Каким чувством и настроением проникнуто стих-е.
3.Что тревожило ,о чем переживает герой стих-я.
4.О чем мечтает автор стих-я.
5.Чем восхищается автор стих-я.
Итак, отвечает 1 группа, ваш вопрос …..
-У кого такой же вопрос ?
(Он любил природу, свою землю. Он думал об Урале, о любви к Уралу. Он грустит, тоскует по Родине , он находится далеко от Родины)
-Вот что мы узнали о нашем авторе стих-я.
-А теперь послушаем, как о нем рассказал композитор, образ нашего героя он запечатлил в опере.
-Что такое опера ? (табличка № 3)
- Давайте поработаем в парах , возьмите зеленый листок , найдите правильный ответ т.е нужно выбрать правильное определение оперы .
Выбрали ,итак, посмотрите на экран и поднимите руки ,чье определение верное.
Слайд ОПЕРА
В опере песни называются арией ( табличка №4).
- Итак, сейчас прозвучит фрагмент из оперы , ария нашего героя , вслушайтесь в музыку что вы почувствуете, каким настроением проникнута музыка, постарайтесь представить нашего героя ? А чтобы вам ничего не мешало понять и прочувствовать музыку я попрошу вас закрыть глаза и нагнуть голову вперед.
( Звучит ария Салавата « Прощай Урал!» из оперы « Салават Юлаев» З. Исмагилова.
- Итак, попытаемся разобраться и проанализировать прослушанную музыку, поработаем в группах:
- Первое задание: возьмите синие листочки . Вам даны эпитеты . (тоска, вражда, тревога, волнение, грусть, ликование, веселье, безразличие, любовь, ненависть, восхищение, )
Выберите подходящие эпитеты ,которые переполняют нашего героя.
-Кто готов прикрепить свои эпитеты ?
-Посмотрите, какие разные чувства переполняют нашего героя и в то же время какие похожие чувства грусть- тоска, любовь-восхищение, волнение –тревога.
Второе задание: Перед вами – 6 портретов. Попытайтесь определить, какой из них более всего подходит нашему герою , и почему?
-Выберите один портрет и представьте нам.
-Выбрали? А кто может обьяснить , почему именно этот портрет вы выбрали?
-Посмотрите, а ведь ваши мнения разошлись ,какой же портрет оставим, давайте рассуждать : на каком языке звучала ария героя? , а не напоминает вам ария из оперы башкирскую народную протяжную песню –узун кюй ? ( табличка №5)
-Значит наш герой какого народа? ( башкирского)
-А почему композитор показал нашего героя в опере через народную песню ? ( наверно он хотел показать, что наш герой из народа, он сын своего народа, нац. герой
-Может, вы уже догадались, о ком идет речь?
-Это Салават Юлаев. Слайд
-Да, мы с вами говорим сегодня о Салавате Юлаеве. Стих-е ,которое вы читали называется « Мой Урал» и автором его является Салават Юлаев.
И музыка, звучавшая на уроке ,это фрагмент из оперы ,которая так и называется «Салават Юлаев» , автором этой оперы является башкирский композитор Загир Исмагилов. Слайд ( Загир Исмагилов)
-Ребята,а кто такой Салават Юлаев , что вы о нем знаете?
-С.Юлаев – национальный герой башкирского народа, поэт-импровизатор. В 18 веке при царице Екатерине 2 С. Юлаев присоединился к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. После подавления восстания он был схвачен , и был сослан на вечную каторгу. Да, все вынесла крепкая натура. Недаром же он был батыром.
Умер он на чужбине, далеко от Родины , поэтому его стих-е , которое вы читали сегодня, проникнуто тоской о Родине .
-Говорят, что Салават Ю. выходил каждый день на берег моря и пел протяжные песни. И вот эти песни помогали ему пережить разлуку с Родиной, со своим народом.
-Ребята, С.Ю –личность легендарная ,он был талантливым полководцем ,героем, батыром, а музыка рисующая его образ прозвучала грустно, тоскливо.
-Как же вам удалось определить его портрет ?
- Ведь в арии мы не услышали героическую музыку?
-А в какой момент урока мы услышали героические нотки, которые подсказали нам, что герой наш батыр, воин?
- Вспомните ,под какую музыку вы вошли в класс?
-Это прозвучало вступление к опере «Салават Юлаев» ,т.е. увертюра.(табличка)
Увертюра - (открытие, начало),оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю ,а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера.
Физминутка.
-Итак, ребята проанализировав арию СЮ ,мы подобрали к ней эпитеты, нашли даже портрет С.Ю. А теперь давайте еще раз послушаем музыкальный портрет С.Ю и осознанно сопоставим его с отрывком из оперы «С.Ю» ,композитора З. Исмагилова.
(повторное слушание арии Салавата « Прощай Урал!» из оперы « Салават Юлаев» З. Исмагилова.
IV. Итог.
- Ребята, так что же представляет собой портрет в музыке?
- Это описание внешности героя ?
-Нет, а что это? ( его характер, чувства ,душевное состояние)
- А это уже внутренний мир героя.
-Так значит ,чем отличается портрет музыкальный от художественного?
- Правильно, ребята. В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение внутреннего мира и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот.
Итак, музыкальный портрет – это... портрет внутреннего мира героя. Слайд.
- Смогли ли мы достичь цели урока?
-Мы пришли к понятию музыкальный портрет?
V. Творческая деятельность учащихся.
-Ребята ,как башкирский народ называл своих храбрых, отважных егетов?
-Батыры.
-Баш. батыры всегда были беспощадны к врагам и верны своей родной земле, своему народу.
-Предлагаю послушать и разучить песню батыров на слова нашего земляка, народного поэта Н.Наджми.
VI. Рефлексия.
- Ребята, вы сегодня почувствовали себя творцами?
-Что мы творили? (всматривались, вслушивались, воссоздали внутр. и внешний облик С.Ю.
-А помогла нам в этом что? (музыка)
-Молодцы, ребята.
-Оцените свою работу, поднимите руки те :
-Кому было интересно ,скучно, безразлично.
-Кто работал, отдыхал.
- Кто не понял материал, кто узнал больше, чем знал.
Спасибо ребята ,молодцы.
-А что вам больше всего понравилось на уроке?
-А мне понравилось ,что вы были внимательными слушателями, хорошими исполнителями, трудолюбивыми учениками.
-И поэтому я могу вам всем поставить оценку «5»
-Я сегодня работала с особым вдохновением и хочу пожелать вам : учитесь, живите , трудитесь с вдохновением .Пусть это чувство вас никогда не покидает.
-Я хочу поделиться своим вдохновением с вами.
-Урок окончен.