СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышенная возбужденность, агрессивность, раздражительность — все это мешает гармоничному, созидательному развитию дошкольника. Музыкальная терапия для детей может использоваться для корректировки психоэмоционального состояния дошколят.

Просмотр содержимого документа
«Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников»

«Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников».

Консультация для родителей.


По мнению многих учёных, медиков и педагогов в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления.

Дети — хрупкие создания, чья не устоявшаяся психика больше всего подвержена внешним факторам. Проблемы в семье, разлад среди родителей, боязнь общения, тревожность, страхи, огромный пласт информации, который кроха получает постоянно — все это оказывает негативное воздействие на психоэмоциональное состояние малыша. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Повышенная возбужденность, агрессивность, раздражительность — все это мешает гармоничному, созидательному развитию дошкольника. Музыкальная терапия для детей может использоваться для корректировки психоэмоционального состояния дошколят.

Музыкотерапия - это целенаправленное применение музыки во всех ее проявлениях и в любом виде для профилактики, лечения, психологической коррекции психоэмоционального состояния человека.

Музыкотерапия - метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранение страхов и других расстройств и отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных заболеваний.


Используется музыка, записанная на плеер или диск, а также живая музыка: пение, игра на музыкальных инструментах.

Музыка влияет на эмоции, а музыкотерапия создаёт заданное настроение. Поэтому на музыкотерапию в первую очередь должны обратить внимание родители гиперактивных детей.

О положительно зффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты. В России специальные исследования Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, В.М. Бехтерева и многих других учёных выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечнососудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную систему.

Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.

Российский врач М.Л Лазарев, директор московского детского центра восстановительного лечения подтверждает, что под воздействием специально подобранной классической музыки дети (даже которые находятся в утробе матери) развиваются гармонично как в физическом, так и в духовном плане. Он рекомендовал слушать спокойные мелодии Моцарта и Вивальди. Исследования врачей доказали, что уже на 5-м месяце внутриутробного развития ребёнок слышит и различает звуки. Он может реагировать на громкость и ритм мелодии.

Формы музыкотерапии:


  • Активная - двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий.

  • Пассивная – прослушивание стимулирующей, успокаивающей музыки специально или как фон.

Родители сами могут выступать в роли музыкотерапевта, определять выбор того или иного музыкального произведения. Например, пришёл ваш ребёнок в плохом настроении, уставший, включите послушать любимую мелодию, песню или произведение Моцарта и настроение улучшится.


Итак, начните день вашего малыша с прослушивания музыки, песен или сами спойте простую, но мелодичную песенку, поскольку музыкотерапия подразумевает использование как «живого» голоса так и магнитофонной записи (детских песен, любимых песен из мультфильмов и др.).


Антонио Менегетти - известный психотерапевт и психолог предлагает играть на барабанах. Именно ритм оказывает глубокое воздействие на психику и на внутренние органы человека. Для того, чтобы музыка подействовала на ребёнка, его надо настроить и подготовить. Сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Любая музыка- это всегда чувства, эмоции, переживания. Родители могут слушать музыкальные произведения, петь с детьми песни, ритмически двигаться под музыку и сочетать музыку с изодеятельностью.

Музыка И. С. Баха, В. А.Моцарта, Л.В. Бетховена оказывает антистрессовое воздействие. Уравновешиванию нервной системы способствуют фонограммы пения птиц, пьесы из цикла «Времена года» П. И.Чайковского. Игра на кларнете влияет на кровообращение, скрипка - успокаивает нервную систему, флейта - оказывает расслабляющее действие. Музыка может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль, вселять веселье, усыплять.

Младший возраст.

Спокойная музыка: рус. нар. песня «Во поле берёза стояла»

Бодрая: Р. Шуман «Солдатский марш»

Плясовая: М. Глинка «Полька», А. Гедике «Танец»

Животный мир: М. Красев «Зайка»

Старший возраст.

Спокойная: П. Чайковский «Сладкая грёза»

Бодрая: С. Прокофьев «Марш»

Грустная: Г. Свиридов «Грустная песенка»

Плясовая: С. Рахманинов «Итальянская полька»

Мир игрушек: Д. Шостакович «Танцы кукол»

Времена года: С. Майкапар «Осенью»

Р. Шуман «Дед Мороз»

С. Майкапар «Весною».

С. Прокофьев «Дождь и радуга»


Эффект Моцарта.


Специалисты рекомендуют использовать для терапии релаксирующую музыку со звуками природы, классическую, а также бодрые детские песенки. Из всего ряда рекомендованных мелодий особым образом выделяются произведения В.А.Моцарта. Великий композитор создал не просто классические произведения. Все его работы особенные.

Все произведения Моцарта обладают терапевтическим, лечебным эффектом. Нейроспециалисты изучали произведения композитора не одно десятилетие. Было научно доказано, что музыкальные композиции Моцарта мобилизуют возможности человеческого мозга, облегчают его работу, повышают интеллектуальные возможности личности.

Ученые утверждают, что произведения Моцарта полезны всем: грудничкам, беременным женщинам, больным деткам, учащимся и взрослым людям.


Прослушивание сонат Моцарта делает продуктивной любую деятельность: рисует малыш, играет в кубики или учится ползать.

Прослушивание произведений композитора снимает негативные эмоции, поднимает жизненный тонус. У учащихся улучшается запоминаемость предмета.


Эффект такого воздействия обусловлен тем, что в произведениях знаменитого композитора используется интервал, который полностью совпадает с характером биотоков головного мозга.


Уважаемые родители! Слушайте хорошую музыку вместе с детьми и будьте здоровы!




Музыкальное воспитание детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Опубликовано 21 ноября, 2012 - 16:20 пользователем Иванова Наталья Николаевна

Обновлено: 10-31-2013.

Решение проблем комбинированной кожи
ПОВЫШЕННАЯ АКТИВНОСТЬ CYP2D6 МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНА С РАЗВИТИЕМ ЖЕЛУДОЧКОВЫХ НАРУШЕНИЙ РИТМА
Необычный тест способен диагностировать рак лёгких на ранних стадиях развития

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних является учреждением государственной системы социальной защиты населения. Основная задача центра - социальная реабилитация детей несовершеннолетнего возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактика безнадзорности, беспризорности. Социальная реабилитация предполагает преодоление последствий психологической или моральной травмы, создание условий, гарантирующих ребенку реальное включение в жизнь социальной среды, восстановление или компенсацию утраченных им социальных связей и функций, «восстановление», «возрождение», «формирование» не получивших развитие в определенный возрастной период свойств, качеств, опыта.

Социально-реабилитационный центр является учреждением временного пребывания несовершеннолетних детей, что создает определенные трудности в воспитательной работе с ними. При организации реабилитационного процесса учитываются такие факторы как кратковременность пребывания воспитанников (в среднем, 2-3 месяца), ограниченность связи с внешним миром, недостаток жизненного пространства, публичность проживания, регламентированность жизни в учреждении. Эти факторы не просто учитываются администрацией и сотрудниками центра, но и используются для формирования эффективной реабилитационной среды, содержание которой обеспечивается созданием атмосферы поддержки, сотрудничества, реализации интересов и возможностей, то есть определенного «реабилитационного поля». С момента поступления каждого ребенка в Центр с ним ведется активная социально-реабилитационная работа, которая предполагает, прежде всего, всестороннее изучение личности каждого воспитанника: психолого-педагогическую диагностику, медицинское обследование, изучение социального статуса ребенка и семейной ситуации. Приоритетным направлением в работе с ребенком является восстановление психического здоровья, содействие развитию его индивидуальности и познавательных интересов, а также коррекция разного рода отклонений в его развитии. На основе диагностики, по заключениям медико-психолого-педагогического совета центра для каждого несовершеннолетнего составляется индивидуальная программа реабилитации, где определяются основные направления работы с ребенком.

Отсутствие разработанной теории и методики музыкального воспитания детей в условиях социально-реабилитационного центра выявили проблему и определили цель нашего исследования: теоретическое осмысление организации музыкально-воспитательного процесса с детьми 5-6-летнего возраста в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Дети 5-6-летнего возраста - самая многочисленная часть воспитанников реабилитационных учреждений. Условия жизни в семье наложили на них печать глубокой и разносторонней депри-вации. Эти дети, как правило, испытали дефицит позитивного развивающего общения со взрослыми. Поэтому они проявляют большой интерес к взрослым, испытывают обостренную потребность во внимании и доброжелательности с их стороны. Старший дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и становятся источником их психического нездоровья. Проявление негативных особенностей у детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, объясняется особой эмоциональной, сенсорной и социальной депри-вацией. В такой социальной ситуации развития формируется состояние психической деприва-ции, которое негативно влияет на развитие детей.

Начиная с 2006 г. нами проводилась работа по музыкальному воспитанию детей 5-6-летнего возраста в социально-реабилитационном центре «Медвежонок» г. Ярославля. В 2006-2008 гг. осуществлялся поиск содержания, форм, методов работы с детьми, разрабатывалась программа музыкального воспитания. В 2008-2010 гг. проводилась опытная работа в соответствии с программой.

Теоретическое осмысление проблемы, проведенная нами опытная работа по музыкальному воспитанию детей 5-6-летнего возраста в центре социальной реабилитации, результаты комплексной диагностики развития детей позволили прийти к выводу, что музыкальное воспитание детей в условиях центра выполняет компенсаторную, общеразвивающую, социально-реабилитационную функции.

Социальная реабилитация предполагает восстановление или компенсацию утраченных им социальных связей и отношений. Если ребенок в ходе сложившийся ситуации в семье временно или вовсе не посещал дошкольное учреждение, то музыкальные занятия в центре призваны компенсировать этот пробел в его музыкальном воспитании и развитии.

В ходе занятий решаются задачи не только музыкального, но и общего развития, формирования основ музыкальной, духовной культуры личности. В результате совместных усилий всех специалистов реабилитационного центра создаются оптимальные условия для развития личности ребенка, интеллекта, речи; гармонизации эмоциональной сферы и развития культуры чувств, умения понимать эмоции других людей и адекватно на них реагировать; формирования потребности в позитивном общении со взрослыми и сверстниками, воспитания культуры общения; приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям; познания ребенком собственной ценности и ценности другого человека, формирование художественно-эстетической культуры. Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы, творчества детей, на развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности.

Реализация задач по реабилитации детей 5-6-летнего возраста обеспечивается усилиями всех педагогов, работающих с этими детьми (то есть комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами логопеда-дефектолога, психолога, музыкального руководителя, воспитателя). Работа осуществляется по единому плану, в котором скоординирована деятельность всех специалистов.

Основной формой организации деятельности детей являются музыкальные занятия 2-х типов -собственно музыкальные занятия (занятия первого типа) и комплексные музыкальные занятия (занятия второго типа);

Занятия первого типа - собственно музыкальные занятия, направлены на формирование знаний, умений, навыков, развитие музыкальности ребенка. Их проводит музыкальный руководитель вместе с воспитателем. Эти занятия выполняют компенсаторную функцию и их основное назначение - ликвидировать «пробел» в музыкальном воспитании ребенка, возникший в ходе сложившейся ситуации.

Занятия второго типа - комплексные музыкальные занятия, направлены, в первую очередь, на решение задач общепсихического, речевого, эмоционального, социального развития. В организации таких занятий принимают участие музыкальный руководитель, психолог, логопед. В этом случае музыка выступает как средство социальной реабилитации, решая задачи общепсихического, речевого развития ребенка.

Музыкальное воспитание детей в социально-реабилитационном центре предусматривает приобщение к разным видам музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность; инструментально-исполнительская деятельность; музыкальные игры развивающего характера. Игра - наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. Во время игры дети обнаруживают свое эмоциональное отношение к людям, предметам. Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

На музыкальных занятиях компенсирующего типа мы приобщаем детей к музыке, воздействуя на них, прежде всего, выразительным ее исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка. В работе с детьми мы решаем задачи, которые постепенно усложняются. Овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах - задача собственно музыкальных занятий (занятий первого типа).

Совместные музыкальные занятия логопеда и музыкального руководителя с детьми ориентированы на малую группу (4-6 человек) и проводятся в форме игры. Основой таких занятий является речь, музыка и движение. Во время музыкальных занятий с логопедом решается несколько задач: музыка формирует чувство прекрасного, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию обучения, заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, улучшается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, развивается слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся более свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Для более успешного проведения занятий выполняем психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку - это залог успешной работы. Практика показала, что регулярные музыкальные занятия (с логопедом) способствуют нормализации речи ребенка, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и мн. др.

Совместные занятия психолога и музыкального руководителя с детьми - это специальные занятия (этюды, игры), направленные на развитие и исправление различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Эти занятия учат ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок осознает, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. На музыкальных занятиях с психологом дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими. Основная цель - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. На таких занятиях большое значение придается общению детей со сверстниками, дети легче выражают свои чувства, лучше понимают чувства других, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Во время упражнений используется бессловессный материал, хотя словесное выражение своих чувств детьми поощряется психологом. У ребенка вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения). Все упражнения проводятся с музыкальным сопровождением. Музыка признается самым действенным из вспомогательных средств, она доступна детям и не требует предварительной подготовки. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей. С помощью музыкальных игр снимается психоэмоциональное напряжение ребенка. Слушание музыки на музыкальных занятиях с психологом предваряет этюд, помогающий ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка (отражающая тончайшие нюансы настроения) способствует общему успокоению, а драматическая музыка возбуждает, повышает жизненный тонус. Музыка становится фоном, на котором развивается действие того или иного этюда. В этом случае она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей. Все упражнения коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

Основной акцент на музыкальных занятиях с психологом делается на обучении детей технике выразительных движений, приобретении навыков в саморасслаблении. Основные задачи такой методики - научить ребенка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения, а главная цель - сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В основе таких занятий лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации.

В процессе работы с детьми включаются разнообразные виды музыкальной деятельности, предусматриваются различные формы организации педагогического процесса с тем, чтобы создать условия для полноценного музыкального воспитания, осуществляющегося обычно в условиях ДОУ.

В социально-реабилитационном центре особое внимание уделяется содержанию и характеру досуговых мероприятий, в которых участвуют все воспитанники. Это детские развивающие игры, спектакли, праздники, викторины, концерты, музыкальные вечера, утренники, театрализованные представления.

Многие дети не пережили в семье игрового этапа, не освоили игру в качестве ведущего вида деятельности дошкольников, их игровой опыт беден и нередко носит искаженный характер. В реабилитационной работе с ними музыкальная игра выступает и как терапевтическое средство, и как средство социализации, позволяющее им осваивать различные социальные роли, овладевать опытом социального взаимодействия.

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в реабилитационной работе музыки как важного средства воспитания личности ребенка. Включение физически ослабленного ребенка в систему педагогического воздействия с помощью средств музыки позволяет исправлять конкретные дефекты речи, гармонизировать психоэмоциональную сферу, создавать условия для положительной динамики общедвигательного развития.

Одним из условий эффективности музыкального воспитания детей в условиях социально-реабилитациоггого центра является психолого-педагогическая готовность, которая предусматривает выполнение ряда требований к качествам личности и педагогической деятельности: создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы; доброжелательное и внимательное отношение к каждому ребенку; выбор оптимальных методов и приемов воспитания; включение разнообразных видов музыкальной деятельности; создание условий для творческой самореализации личности каждого ребенка, умение проявлять спокойную настойчивость, постоянство в требованиях в сочетании с любовью и эмоциональным теплом; умение определить главную проблему ребенка, предвидеть последствия, умение оценить реакции; отмечать малейшие позитивные изменения в ребенке; создавать на занятиях ситуации восторга и радости от соприкосновения с прекрасным.

Результаты комплексной диагностики развития детей в начале и в конце опытной работы показали, что за время пребывания детей в Центре произошли позитивные изменения в эмоциональной сфере, уровне нервно-психического развития, формировании коммуникативных навыков, развитии музыкальных способностей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!