СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта является актуальным для коррекционной педагогики. Музыкотерапия  представляет собой вид арттерапии, в котором в коррекционных целях используется музыка.

Просмотр содержимого документа
«Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями интеллекта»

Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями интеллекта

Повышение эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта является актуальным для коррекционной педагогики.

Именно правильная организация образовательного процесса оказывает огромное положительное влияние на формирование личности ребенка с умственной отсталостью. Применение различных коррекционных методик позволят сделать обучение таких детей более эффективным.

Музыкотерапия представляет собой вид арттерапии, в котором в коррекционных целях используется музыка.

О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры. Относительно недавно, в начале 1990-х годов, обнаружен так называемый «Эффект Моцарта»: исследования в Калифорнийском университете показали, что дети, обучающиеся на фоне музыки Моцарта, значительно улучшают пространственные и временные навыки, а так же интеллектуальные способности. А. Томатис сделал вывод, что музыка Моцарта производит успокаивающее действие, улучшает пространственное восприятие и дает возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения.

Исследованием музыкотерапии занимались В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, И. М. Догель, С. И. Консторум, Г. П. Шипулин, Б. В. Асафьев, Л. А. Мадель, Л. С. Брусиловский, И. Р. Тарханов, Г. Н. Кехаушвили, А. Н. Борисов, Л. А. Батурина, И. В. Темкин, В. И. Петрушин, В. С. Шушарджан. Выявлено, что музыкотерапия дает следующие эффекты:

  1. регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;

  2. регуляция психоэмоционального состояния;

  3. развитие навыков эмоциональной экспрессии;

  4. облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;

  5. активизация творческих способностей.

Музыкотерапия может проводиться как в индивидуальной, так и групповой формах. Каждая из форм музыкотерапии имеет три вида: рецептивную, активную и интегративную музыкотерапию.

Опыт работы показал, что музыкотерапия на занятиях с умственно отсталыми детьми может применяться с целью снятия психоэмоционального напряжения, создания эмоционального настроя на занятие, активизации познавательной деятельности, творческих способностей, а так же для усиления воздействия основной темы урока.

Использование музыки на уроке разнообразно: музыка может использоваться на таких этапах урока, как закрепление материала, изучение нового материала, во время самостоятельной работы, в качестве оргмомента, рефлексии, физминутки, как средство изменить форму урока (театрализация), а так же как утренняя гимнастика.

Музыка оказывает благоприятное влияние на эмоциональную сферу детей, она дает возможность почувствовать более тонкие оттенки переживаний, запомнить их и использовать в дальнейшем, тем самым делает эмоции умственно отсталых более дифференцированными.

Поведенческие реакции так же поддаются влиянию музыки, становятся более адекватными.

Кроме того, интересным и полезным в плане коррекционного воздействия является такие направления музыкотерапии как танцетерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика. Эти виды музыкально-двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения. Во время занятий дети часто постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. Движения под музыку обеспечивают коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Опыт показывает, что именно дети с нарушением интеллекта особенно отзывчивы по отношению к музыке, они принимают активное участие в музыкальных упражнения.

Можно выделить следующие особенности применение музыкотерапии: произведения должны звучать не громко, но и не тихо, они должны нравится ребенку, продолжительность музыкотерапии на занятии должна составлять около 10 минут.

Список произведений классической музыки, которые можно использовать в коррекционной работе с детьми с нарушениями интеллекта можно представить следующим образом:

  1. произведения для уменьшения чувства тревоги и неуверенности "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.

  2. произведения для общего успокоения "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта, "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена, "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.

  3. произведения для повышения концентрации внимания "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона

Таким образом, музыка оказывает коррекционное воздействие на детей с нарушениями интеллекта.

Литература

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М., 2001.

  2. Введение в музыкотерапию / Г. – Г. Декер-Фойгт, СПб.: Питер 2003. – 208с.

  3. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. Изд-во Института Психотерапии. – М. – 2004

  4. В. И. Петрушин Музыкальная психотерапия М., 1999 г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!