СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыкотерапия"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.

Просмотр содержимого документа
«"Музыкотерапия"»

Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

  1. психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма)

  2. психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).

Эффект музыкотерапии можно объяснить через принцип «трёх К».

  1. музыкотерапия повышает когнитивные способности, то есть способности нашего мозга к восприятию, распределению и концентрации внимания. Особенно важно это для пожилых людей, у которых в связи со старческими болезнями угасают функции мозга.

  2. музыка улучшает коммуникативные способности, потому что это всегда – прекрасное средство для общения. Ведь коммуникация происходит не столько через язык слов, сколько через язык образов, который понятен всем.

  3. музыка улучшает креативные способности.

Именно корректирующее воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Основные направления коррекционного действия музыки:

  • регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;

  • регуляция психоэмоционального состояния;

  • повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

  • облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;

  • активизация творческих проявлений.

Если говорить о музыкотерапии с точки зрения ее влияния на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма, то, поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект достигается во влиянии на чувства и настроения человека, ослабляя негативные переживания в процессе их разрядки под воздействием музыки. 
Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени

Психологические механизмы коррекционного воздействия музыкотерапии:

  • эмоциональная разрядка;

  • регулирование эмоционального состояния ;

  • облегчение осознания собственных переживаний;

  • конфронтация с жизненными проблемами;

  • косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

По наблюдениям ученых и врачей вибрации музыкальных звуков активизируют вегетативные механизмы высшей нервной деятельности, вызывают особые вибрационные ответы в подсознании больного человека. Происходят реакции, которые способствует более быстрому выздоровлению пациентов.

Чем раньше начать использование музыкотерапии, тем лучше. Поэтому уже с двух лет детей можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении. Особенно это конечно важно для детей с ограниченными возможностями.

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния как детей так и взрослых:

  • Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.

  • Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.

  • Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.

  • Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.

  • Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.

  • Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.

  • Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.

  • Для повышения концентрации внимания - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.

О том, что музыка может лечить, было известно еще в древности. Так, в Древнем Египте с помощью пения хора избавляли от бессонницы, в Древней Греции звуками трубы исцеляли от радикулита и расстройств нервной системы. Знаменитый Пифагор, создавший теорию о музыкально-числовом строении Космоса, с успехом использовал сочиненные им мелодии для лечения "болезней души".

Эффективность музыкотерапии обусловливается не только эмоциональным воздействием ее на человека, но и, как доказывают последние исследования, биорезонансной сочетаемостью музыкальных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма.

Поскольку звуков множество, то и методика музыкотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений.

Мы поговорим о звукотерапии и вокалотерапии.

Вокалотерапия- весьма эффективная терапевтическая методика. Песня активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы. Это относится как к классическому, так и эстрадному пению. Если вспомнить историю, то тот же Пифагор лечил многие болезни души и тела именно пением. Утро в его университете начиналось с песнопения (для активизации ума и очистки его от сна) и им же вечером заканчивалось (для успокоения и настроя на сон).

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, тоже знали испокон веков. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их помощью лечили самые различные заболевания. Чудодейственной силе звука отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась некая мистическая роль. Ведь известно, что когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, остальное – во внутренние органы.

Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых звуков, создаются даже своеобразные реестры их воздействия, которые, кстати, во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. К примеру:

–звук "И" – прочищает нос, лечит глаза;

–звук "У" – укрепляет горло и голосовые связки;

–звуки "В", "Н", "М", "Э" – улучшают работу головного мозга;

–звуки "Ц", "К", "Щ", "И" – лечат уши;

–звуки "У", "Ы", "X", "Ч" – улучшают дыхание;

–звуки "О", "А", "С", "М", "И" – лечат заболевания сердца.

Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые "мантры". В частности, созвучие:

–"ОМ" – снижает кровяное давление;

–"АЙ", "ПА" – снимают боли в сердце;

–"АП", "АМ", "АТ", "ИТ", "УТ" – исправляют речь.

Звукотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

К примеру, желудочно-кишечный тракт имеет резонансную частоту ноты фа, верхняя частота которой способствует выведению из организма токсичных веществ. Нота до– помогает лечить от псориаза, а сочетание нот си, соль и до облегчает терапию онкологических заболеваний.

Влияние звучания музыкальных инструментов на внутренние органы

Музыкальные инструменты

Внутренние органы

Оптимальное время воздействия

Гитара

Сердце

11-13 ч. дня

Арфа

Легкие

3ч. ночи-5 ч. утра

Флейта

Печень

1-3 ч. ночи

Гобой

Желчный пузырь

23 ч вечера-1 ч. ночи

Труба

Поджелудочная железа

9-11 ч. утра

Клавишные инструменты

Желудок

7-9 ч. утра

Скрипка

Тонкий кишечник

13-15 ч. дня

Губная гармонь

Толстый кишечник

5-7 ч. утра

Саксофон

Почки

17-19 ч. вечера

Барабан

Позвоночник

15-17 ч. дня


В последнее время, с развитием технологий, в музыкотерапии активно используется лечение звуками природы. Одно дело ежедневно слышать грохотание машин на производстве, визг тормозов и гудки машин на улице, нестройный гул человеческих голосов в магазине, и совсем другое – умиротворяющие звуки живой природы, неотъемлемой частью которой является сам человек. Далеко не все могут пойти на берег моря и наслаждаться шумом воды или бродить по лесу, среди звуков природы, а современные технологии делают эти звуки доступными.

Упражнение «Шум моря».

Делаем тихий, мягкий вдох животом и плавно поднимаем вверх руки. А потом выдыхаем «Ш». Выдыхаем долго-долго, втягиваем живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опускаем руки и снова вдыхаем.

Большая работа была проделана в лаборатории Швеции «Mastermind club» (“Клуб вдохновения»). Опираясь на исследования в области звука, медицины и психологии, учеными был записан альбом терапевтической музыки, звуков, резонансных с энергетическими центрами человека «Solfeggio frequencies» («Частоты сольфеджио»). Музыка скомпилирована таким образом по времени и частоте, что создает своеобразный унисон с энергетическими центрами человека, и в конечном итоге, настраивает их на здоровую частоту, исцеляет их.

Пример



Таким образом, музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главным составляющим этого вида психотерапии. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей.

Бонус!:

Овен – нота до и тональность До мажор;

Телец – до-диез (это одновременно и ре-бемоль);

Близнецы – нота ре, а также ключ ре в тональности Ре мажор;

Рак – ре-диез (или Ми-бемоль);

Лев – нота ми и тональность Ми мажор;

Дева – нота и ключ фа и тональность Фа мажор,

Весы – фа-диез (или соль-бемоль);

Скорпион – соль и тональность Соль мажор;

Стрелец – соль-диез (или ля-бемоль);

Козерог – нота ля и тональность Ля мажор;

Водолей – ля-диез (или си-бемоль);

Рыбы – нота си и тональность Си мажор.


Источники:

  1. http://clpk.kz/metodiki/20-art-terapiy.html

  2. http://voicemaster.ru/article/index.php?id_article=2&id_page=

  3. http://art-therapy.me/art-terapiya/muzykalnaya-terapiya-i-zvukoterapiya/

  4. https://www.youtube.com/watch?v=Bp2TFsEm1Ng

  5. http://health.mpei.ac.ru/tonter.htm