Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия:
психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма)
психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).
Эффект музыкотерапии можно объяснить через принцип «трёх К».
музыкотерапия повышает когнитивные способности, то есть способности нашего мозга к восприятию, распределению и концентрации внимания. Особенно важно это для пожилых людей, у которых в связи со старческими болезнями угасают функции мозга.
музыка улучшает коммуникативные способности, потому что это всегда – прекрасное средство для общения. Ведь коммуникация происходит не столько через язык слов, сколько через язык образов, который понятен всем.
музыка улучшает креативные способности.
Именно корректирующее воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Основные направления коррекционного действия музыки:
регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;
регуляция психоэмоционального состояния;
повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;
активизация творческих проявлений.
Если говорить о музыкотерапии с точки зрения ее влияния на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма, то, поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект достигается во влиянии на чувства и настроения человека, ослабляя негативные переживания в процессе их разрядки под воздействием музыки.
Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени
Психологические механизмы коррекционного воздействия музыкотерапии:
регулирование эмоционального состояния ;
облегчение осознания собственных переживаний;
конфронтация с жизненными проблемами;
косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
По наблюдениям ученых и врачей вибрации музыкальных звуков активизируют вегетативные механизмы высшей нервной деятельности, вызывают особые вибрационные ответы в подсознании больного человека. Происходят реакции, которые способствует более быстрому выздоровлению пациентов.
Чем раньше начать использование музыкотерапии, тем лучше. Поэтому уже с двух лет детей можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении. Особенно это конечно важно для детей с ограниченными возможностями.
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния как детей так и взрослых:
Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.
Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.
Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.
Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.
Для повышения концентрации внимания - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.
О том, что музыка может лечить, было известно еще в древности. Так, в Древнем Египте с помощью пения хора избавляли от бессонницы, в Древней Греции звуками трубы исцеляли от радикулита и расстройств нервной системы. Знаменитый Пифагор, создавший теорию о музыкально-числовом строении Космоса, с успехом использовал сочиненные им мелодии для лечения "болезней души".
Эффективность музыкотерапии обусловливается не только эмоциональным воздействием ее на человека, но и, как доказывают последние исследования, биорезонансной сочетаемостью музыкальных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма.
Поскольку звуков множество, то и методика музыкотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений.
Мы поговорим о звукотерапии и вокалотерапии.
Вокалотерапия- весьма эффективная терапевтическая методика. Песня активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы. Это относится как к классическому, так и эстрадному пению. Если вспомнить историю, то тот же Пифагор лечил многие болезни души и тела именно пением. Утро в его университете начиналось с песнопения (для активизации ума и очистки его от сна) и им же вечером заканчивалось (для успокоения и настроя на сон).
О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, тоже знали испокон веков. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их помощью лечили самые различные заболевания. Чудодейственной силе звука отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась некая мистическая роль. Ведь известно, что когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, остальное – во внутренние органы.
Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых звуков, создаются даже своеобразные реестры их воздействия, которые, кстати, во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. К примеру:
–звук "И" – прочищает нос, лечит глаза;
–звук "У" – укрепляет горло и голосовые связки;
–звуки "В", "Н", "М", "Э" – улучшают работу головного мозга;
–звуки "Ц", "К", "Щ", "И" – лечат уши;
–звуки "У", "Ы", "X", "Ч" – улучшают дыхание;
–звуки "О", "А", "С", "М", "И" – лечат заболевания сердца.
Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые "мантры". В частности, созвучие:
–"ОМ" – снижает кровяное давление;
–"АЙ", "ПА" – снимают боли в сердце;
–"АП", "АМ", "АТ", "ИТ", "УТ" – исправляют речь.
Звукотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.
К примеру, желудочно-кишечный тракт имеет резонансную частоту ноты фа, верхняя частота которой способствует выведению из организма токсичных веществ. Нота до– помогает лечить от псориаза, а сочетание нот си, соль и до облегчает терапию онкологических заболеваний.
Влияние звучания музыкальных инструментов на внутренние органы
Музыкальные инструменты | Внутренние органы | Оптимальное время воздействия |
Гитара | Сердце | 11-13 ч. дня |
Арфа | Легкие | 3ч. ночи-5 ч. утра |
Флейта | Печень | 1-3 ч. ночи |
Гобой | Желчный пузырь | 23 ч вечера-1 ч. ночи |
Труба | Поджелудочная железа | 9-11 ч. утра |
Клавишные инструменты | Желудок | 7-9 ч. утра |
Скрипка | Тонкий кишечник | 13-15 ч. дня |
Губная гармонь | Толстый кишечник | 5-7 ч. утра |
Саксофон | Почки | 17-19 ч. вечера |
Барабан | Позвоночник | 15-17 ч. дня |
В последнее время, с развитием технологий, в музыкотерапии активно используется лечение звуками природы. Одно дело ежедневно слышать грохотание машин на производстве, визг тормозов и гудки машин на улице, нестройный гул человеческих голосов в магазине, и совсем другое – умиротворяющие звуки живой природы, неотъемлемой частью которой является сам человек. Далеко не все могут пойти на берег моря и наслаждаться шумом воды или бродить по лесу, среди звуков природы, а современные технологии делают эти звуки доступными.
Упражнение «Шум моря».
Делаем тихий, мягкий вдох животом и плавно поднимаем вверх руки. А потом выдыхаем «Ш». Выдыхаем долго-долго, втягиваем живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опускаем руки и снова вдыхаем.
Большая работа была проделана в лаборатории Швеции «Mastermind club» (“Клуб вдохновения»). Опираясь на исследования в области звука, медицины и психологии, учеными был записан альбом терапевтической музыки, звуков, резонансных с энергетическими центрами человека «Solfeggio frequencies» («Частоты сольфеджио»). Музыка скомпилирована таким образом по времени и частоте, что создает своеобразный унисон с энергетическими центрами человека, и в конечном итоге, настраивает их на здоровую частоту, исцеляет их.
Пример
Таким образом, музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главным составляющим этого вида психотерапии. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей.
Бонус!:
Овен – нота до и тональность До мажор;
Телец – до-диез (это одновременно и ре-бемоль);
Близнецы – нота ре, а также ключ ре в тональности Ре мажор;
Рак – ре-диез (или Ми-бемоль);
Лев – нота ми и тональность Ми мажор;
Дева – нота и ключ фа и тональность Фа мажор,
Весы – фа-диез (или соль-бемоль);
Скорпион – соль и тональность Соль мажор;
Стрелец – соль-диез (или ля-бемоль);
Козерог – нота ля и тональность Ля мажор;
Водолей – ля-диез (или си-бемоль);
Рыбы – нота си и тональность Си мажор.
Источники:
http://clpk.kz/metodiki/20-art-terapiy.html
http://voicemaster.ru/article/index.php?id_article=2&id_page=
http://art-therapy.me/art-terapiya/muzykalnaya-terapiya-i-zvukoterapiya/
https://www.youtube.com/watch?v=Bp2TFsEm1Ng
http://health.mpei.ac.ru/tonter.htm