СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкотерапия на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкотерапевтическая деятельность - одно из направлений работы с детьми с РАС.

Просмотр содержимого документа
«Музыкотерапия на уроках музыки»


Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей , страдающих от соматических и психических заболеваний. В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкотерапии. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия. В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.При Российской Академии Музыки им.Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации.Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.

Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей-инвалидов посредством музыкотерапии. Рассматривается музыкотерапия как один из видов арт-терапии (синтез нескольких областей научного знания: искусства, медицины и психологии), как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности. Близок подход Карла Кенига к музыкальной терапии в лечебной педагогике: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм,учащийся должен сам активно действовать (петь, играть на детском музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях). Сущность музыкотерапии видится в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.


Среди разнообразных музыкотерапевтических приемов особый интерес вызывает метод импровизации.Различные формы импровизации встречаются в игротерапии,в сказкотерапии.Огромные возможности для психического здоровья школьников имеет Музыкальная сказка, которая широко представлена в репертуаре уроков музыки:"Петя и волк"С.Прокофьева,"Волк и семеро козлят"М.Коваля

Музыкально-ритмические упр-я выполняют релаксационную функцию: помогают добиться эмоциональной разрядки,способствуют снятию умственной перегрузки и утомления.

Ритм,который диктует музыка головному мозгу,снимает нервное напряжение,улучая тем самым речь ребенка.

Очень важна на уроке музыки улыбка школьника (улыбкотерапия).Если он во время пения улыбается,то за счет этого звук становится более светлым,чистым и свободным.Постепенно его качества переходят на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.И тогда улыбка внешняя становится улыбкой внутренней,и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.



Цель и содержание коррекционных, реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Основные элементы занятий направлены на решение не только музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем.

Для достижения оптимальных результатов занятий музыкотерапии, целесообразно строить их равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

1. Приветствие.
2. Ритмическая разминка.
3. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.
4. Пение.
5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
6. Хороводы.
7. Игры.

Особая специфика занятий состоит в следующем:

- при необходимости присутствуют родители (выполнение задания вместе с ребёнком - «рука в - руке», ; знакомство с новым музыкальным материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития);
- один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения музыкотерапевтом;
- музыкальный материал частично дублируется в разных классахх для преемственности. В процессе занятий дети значительно продвигаются в своём развитии.
- на занятии создаётся атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий.

За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети музыкальны), но и создавать ее - петь, играть на детских музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения: чем раньше начинаются занятия музыкотерапии, тем эффективнее их психокоррекционное воздействие на ребенка.


Таким образом, музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.