Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Вы на парты посмотрите – Всё в порядок приведите. (детям даётся на это время) А теперь тихонько сели И на доску посмотрели.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- – «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король…». Вы помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть которых передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными. Пришло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию (власть единоличного правителя) и стали избирать правительство сами.
Сегодня на уроке мы узнаем, кто является главой нашего государства, чем занимаются Федеральное Собрание и Правительство России. Узнаем, что значит быть гражданином
Проверка домашнего задания: графический диктант
– Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, то – знак «–»
- 1. Название нашей страны – Российская Федерация.
- 2. Слово «федерация» в переводе с латинского языка обозначает «семья».
- 3. На территории России живет 160 народов.
- 4. Основной закон страны – Конституция.
- 5. В переводе с латинского слово «конституция» означает «закон».
- 6. Всеобщая Декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН.
- 7. В переводе с латинского слово «декларация» означает «объявление».
- 8. С первого дня жизни ребенка государство берет его под защиту.
- 9. О детях-сиротах заботится государство.
- 10. Конвенция о правах ребенка была принята 2 ноября 1989 года ООН.
- 11. До 17 лет человек считается ребенком.
- 12. В переводе с латинского слово «конвенция» означает «соглашение».
- Ответы: 1 (+). 2 (–). 3 (+). 4 (+). 5 (–). 6 (+). 7 (–). 8 (+). 9 (+). 10 (–). 11 (+). 12 (+).
Проверка домашнего задания
1. В каком месяце отмечается День прав человека?
2. Название этого документа в переводе с латинского означает «заявление».
3. Основной закон страны, который определяет устройство нашего государства.
4. Название нашей страны.
5. Главный город государства.
6. Высший исполнительный орган государственной власти в стране.
7. Общепринятое правило, то, что признается обязательным.
К
О
Н
С
Т
И
Т
У
Ц
И
Я
З
А
К
О
Н
П
Р
А
В
И
Т
Е
Л
Ь
С
Т
В
О
Р
О
С
С
И
Я
Д
Е
К
Л
А
Р
А
Ц
И
Я
С
Т
О
Л
И
Ц
А
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Изучение нового материала
– Само слово «Россия» переливается росинкой на синей от тумана траве. Россия – необъятна в своем неповторимом величии и красоте. Россия – доброта и сила, былинное мужество, неутомимое трудолюбие далеких предков и героических современников, непобедимость народных витязей на поле Куликовом и под Бородином, под Курском и Сталинградом.
– У каждого из нас есть дом, семья. Для своих родителей вы являетесь детьми. У многих из вас есть бабушки и дедушки. Для них вы – внуки. Но у всех у нас есть
один общий дом. Как вы думаете, как он называется?
Мы все являемся гражданами России. Что же значит быть гражданином?
Гражданин.
Лицо, принадлежащее к
постоянному населению
данного государства,
пользующееся его
защитой и наделённое
определёнными правами и
обязанностями.
1. Гуманность
2. Скромность
3. Справедливость
4. Честность
5. Чувство долга
6. Чувство чести
7. Искренность
8. Чувство впнь
9. Стыдливость
10. Сочувстве
11. Милосердие
12. Ответственность
13.Патриотизм
Конституция – основной закон государства
“ Право” - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот “обязанность” , наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.
– Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах граждан в нем говорится.
– Какие права имеют граждане нашей страны?
Мать с отцом голосовали,
Старший брат голосовал,
Я один остался дома.
– Ты еще, – сказали, – мал.
Это все-таки обидно:
Все – на выборах, я – нет,
Разве скоро соберешь их –
Восемнадцать полных лет?
Вот уйду я плавать в море,
А когда вернусь назад,
Будут славным капитаном
Все гордиться, даже брат!
И однажды, утром рано,
Скажут мне отец и мать:
– Надевай парадный
китель
И пойдем голосовать.
( В. Лукс.)
Изучение нового материала
- – Граждане России имеют право участвовать в управлении страной. Они ходят на выборы.
- Кого же они выбирают? А вы можете пойти на выборы и голосовать за какую-нибудь кандидатуру?
- С какого возраста вы сможете голосовать?
Права граждан
Обязанности граждан
- право избирать и быть избранным,
- равенство прав и свобод,
- право на жизнь,
- право на личную неприкосновенность,
- право на защиту своей чести и доброго имени,
- право на свободное передвижение,
- право на жилище и его неприкосновенность,
- право на свободный труд,
- право на отдых,
- право на образование,
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
- право на получение юридической помощи,
- право на получение социальной помощи,
- обязанность защищать Родину,
- обязанность соблюдать законы,
- обязанность сохранять природу и окружающую среду,
- обязанность платить налоги.
- Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Каждые ребенок является гражданином России. Государство дает вам права и обеспечивает их выполнение, следит за тем, чтобы ваши права не нарушались.
Изучение нового материала
- – Как сказать одним словом: «Глава республиканского государства, который избирается путем голосования граждан»?
– А что такое Правительство России?
(Это высший орган исполнительной власти. Возглавляется премьер-министром.)
Прочитайте текст
с.164 – 166 учебника.
Как работает Президент?
Как вступают в силу новые законы?
Схема «Новые законы»
Права россиян записаны в главном законе – Конституции Российской Федерации
Фронтальный опрос
Откуда начинается Россия?
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья к труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
(В. Боков. 1962.)
– А что значит быть гражданином?
– Кого выбирают граждане России?
– Когда вы получите право быть избранным на государственный пост?
– Кто является главой государства? Чем он занимается?
– Когда был избран Президентом РФ В. В. Путин?
– Когда вступает в силу новый закон?
– Кто решает важные вопросы жизни страны?
Практическая деятельност ь
Право на охрану здоровья
Свобода на занятия различными
видами творчества
Право на свободный
выбор профессии
Мы не просто так
играем
В трактористов
и врачей.
Мы не просто так
взлетаем
Над родной страной
своей.
Мы не просто так
мечтаем
На земле растить сады.
Потому, что твердо
знаем –
Наши сбудутся мечты.
(Право на игры и отдых детей.)
Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы,
Вы идете в первый раз,
В первый раз учиться.
(Право на образование.)
Запели капели,
Вернулись грачи.
Берем мы гантели,
Ракетки, мячи.
На старты зовут
Ребят стадионы.
Воспитывай волю,
Характер крепи.
Все мы – спортсмены!
Все – чемпионы!
(Право на занятие спортом.)
Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут.
Да и какая же мать
Согласится отдать
Своего дорогого ребенка –
Медвежонка, волчонка,
слоненка, –
Чтоб ненасытное чучело
Бедную крошку замучило!
(Право детей на жизнь. Право на заботу родителей.)
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(Право на охрану здоровья детей. Дети всех национальностей, всех стран имеют равные права.)
Талантливые дети
Надежды подают:
Участвуют в концертах –
Танцуют и поют.
А детские рисунки
На тему «Мир и труд»
Печатают в журналах,
На выставки берут.
(Право на занятия искусством. Право на участие в культурной жизни.)
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
(Ребенком считается каждый юный житель до 18 лет.)
Право
Совокупность устанавливаемых
и охраняемых государственной
властью норм и правил,
регулирующих отношения
людей в обществе
Обязанность.
Определенный круг действий,
возложенных на кого-нибудь и
безусловных для выполнения
– Чувствуете вы себя гражданами России?
– Какие чувства вы испытываете по отношению к своей Родине?
– Какие права вам больше всего нравятся?
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание
с.164 – 167.
Т. с.60 - 62