СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мы играем с пластилином". Игры и упражнения с пластилином, способствующие развитию мелкой моторики детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

в картотеке представлена серия игр с пластилином.

Просмотр содержимого документа
«"Мы играем с пластилином". Игры и упражнения с пластилином, способствующие развитию мелкой моторики детей.»

Картотека игр и упражнений с пластилином, способствующие развитию мелкой моторики детей

 Змейка

 Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Черепаха

Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».

Пластилиновые буквы

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, надавливание, размазывание, закреплять выученные буквы; развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, учить не выходить за контур, воспитывать доводить начатое дело до конца.

Материал: доска для лепки, шариковый пластилин, нарисованные буквы на картоне, заламинированном скотчем.

Ход игры. Ребенку предлагается отщипнуть кусочек шарикового пластилина, надавить и размазать на изображении буквы. Произнести вслух нарисованную букву.

Геометрические фигуры из пластилина

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, надавливание, размазывание, закреплять геометрические фигуры; развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, учить не выходить за контур, воспитывать доводить начатое дело до конца.

Материал: доска для лепки, пластилин, нарисованные геометрические фигуры на картоне разной величины, заламинированные скотчем.

Ход игры. Ребенку предлагается отщипнуть кусочек пластилина, надавить и размазать на изображении геометрической фигуры. Произнести вслух нарисованную фигуру.

Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение

Цель: закреплять приемы лепки, развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать аккуратность.

Материал: доска для лепки, масса для лепки, стека, салфетка.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д.».

«Продолжи узор» 
Задачи: формировать умение соблюдать симметрию и ритм, развивать творческие способности, самостоятельность.
Ход игры: каждый играющий получает цветную карту с половинкой узора и выкладывает недостающую часть узора из цветных элементов, точно повторяя их расположение, цвет и форму.

Пластилиновый спектакль по сказке «Колобок»

  • В меру своих художественных талантов слепите фигурки зайца, волка, медведя и лисички, сделайте несколько деревьев и грибочков.

  • Нарисуйте на плотной бумаге извилистую тропку, расставьте в произвольном порядке деревья и грибы (получился лес), а вдоль тропинки — персонажей сказки по мере их появления.

  • Всё прекрасно, но у нас нет главного героя! Вероятно, малыш захочет сделать его самостоятельно — отлично! Покажите, как скатать из пластилина шарик. Что может быть проще! А чтобы колобок стал похож на Колобка, «нарисуйте» ему личико при помощи пластилина или стека для лепки. Можно сделать нашему Колобочку шапочку, приделать ручки и ножки — не бойтесь фантазировать.

  • «Какая-то тропа у нас получилась неинтересная. А давай, золотко, мы её украсим. Из чего она будет? Из булыжников, из опавшей листвы? А может быть, сделаем волшебную дорогу из сияющих самоцветов? Смотри-ка, отщипываем от цветного брусочка маленький кусочек и лепим его на нашу дорожку. Ух ты, как красиво получается!»

  • «А теперь можно начинать! Давай соберём побольше зрителей и покажем им спектакль. Садись, Зайчик, садись, кукла Маша, сейчас мы будем показывать сказку. Да не обычную, а пластилиновую!»



Формы


Цель: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте¬рес на их сравнение и анализ сходства—различия; вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб¬ражение на плоскости; создать условия для экспериментирования с вылеп¬ленными формами развивать простран¬ственное мышление и воображение. 
 Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет¬ной плотной бумаги геометрические формы; рисун¬ки геометрических тел.   
Варианты занятий. В зависимости от поставлен¬ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.   

•    Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.
•     Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)  
•    Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?) 
•    Вылепить три разных квадрата.   
•    Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)  
•      Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)  
•    Вылепить несколько геометрических тел.  
•    Вылепить несколько геометрических фигур.  
•    Вылепить домик из нескольких форм.
•    Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.  

Загадки и отгадки. 
Цель: развитие воображения.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки.
Ход игры. Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Аппликация на пластилине.

Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.

Предложите ребенку выполнить упражнения: 

«Яблоко« однотонный пластилин раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или  заполняет  фасолью все яблоко.

«Украсим пирог». Приплющить комочек пластилина– пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

«Елочка». Зеленый пластилин размять  на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста. 

Рисунок на пластилине

Необходимые материалы и инструменты: пластилин, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток на пластилине (пластиковая вилка, зубочистка, корпус фломастера, крупные пуговицы, крупа, ракушки и т.д.).

Осуществление идеи. пластилин раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в пластилин плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок пластилина?  Отпечатки разных предметов — пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»

опыт с пластилином.

Осторожно! Вам потребуется использовать очень горячую воду, поэтому позаботьтесь о соблюдении техники безопасности!

  1. Приготовьте несколько брусков твёрдого пластилина разных цветов. Нарежьте их стеком или нарвите руками на маленькие кусочки. По возможности привлеките к этой работе малыша. Разложите получившиеся заготовки по цветным кучкам.

  2. Приготовьте крупные одноразовые шприцы по количеству цветов пластилиновых кусочков. Иголки сразу уберите подальше от ребёнка. Они нам не понадобятся, а создавать лишнюю угрозу детской безопасности ни к чему.

  3. С помощью подручного материала (коктейльной трубочки, палочки для еды, крючка для вязания и т. п.) наполните цилиндры шприцов подготовленным пластилином (в один шприц — один цвет).

  4. Положите наполненные шприцы в глубокую миску с кипятком. Сделайте это самостоятельно, тщательно контролируя безопасность малыша. Уложите шприцы так, чтобы верхняя часть оставалась над водой (иначе вы рискуете обжечься).

  5. Подождите несколько минут.

  6. Поставьте на стол миску с холодной водой. По одному извлекая шприцы из горячей воды, при помощи поршня выдавливайте размягчившийся пластилин в холодную воду и с восторгом наблюдайте, как он превращается в цветные «спагеттины».