СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мы-патриоты России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы, которая реализуется в рамках воспитательной работы

Просмотр содержимого документа
«"Мы-патриоты России"»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Шутихинская средняя общеобразовательная школа »











Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности



«Мы- патриоты России»


(духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Составитель:

Дубасова Елена Сергеевна












С. Шутихинское, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа адресована учащимся 1-4 классов рассчитана на четыре года. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу «Я – патриот Родины» С.В. Сабиной с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по окружающему миру». В ней представлено развѐрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

Программа «Мы -патриоты России» имеет духовно-нравственное направленность.

Воспитательный аспект

Программа «Мы – патриоты России» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Срок реализации программы: четыре года.

Цели программы:


  • воспитание у детей духовно-нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления к самосовершенствованию;

  • воспитание и развитие патриотических чувств;

  • формирование у обучающихся социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием

«патриот».

  • развитие творческой активности обучающихся, сформирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие мелкой моторики.


Задачи:
  • знакомство обучающихся с героической историей Отечества, с именами и подвигами;

  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

  • формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения;

  • Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.

Место учебного предмета в учебном плане 2024-2025 учебный год, Рабочая программа рассчитана на 33 часа - 1 класс и 34 часа- 2,3,4 классы (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).

    1. Содержание


Раздел (тема)

Форма организации

«Моя семья»

Понятие «Семья», домашние обязанности, семейные традиции и праздники, рисование дома для всей семьи; сюжетно-ролевая игра

«Семья», разгадывание ребуса «7Я», рисунок

«Моя семья».

«Я человек»

Игра. Я и моѐ имя.

(беседа «Для чего человеку имя?», игра «Полное и неполное имя», этюд «Назови ласково»;

рисование «Мой лучший друг»).

«Я и Отечество»

Рассматривание репродукций картин о родной природе, чтение стихотворения М.Матусовского

«С чего начинается Родина?». Москва – главный город нашей Родины.

«Я и природа»

Сказочное представление о временах года, игры

викторина.

    1. Планируемые результаты

  1. Личностные результаты:

    • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

    • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

    • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

    • уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

    • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:
    • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

    • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

    • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),

    • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

    • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

    • совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,

    • приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),

    • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа по лученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:
    • усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

    • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

    • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

    • овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,

    • знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее з.начимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

    • умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;

умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Тематическое планирование

Раздел (тема)

Количеств о часов

Виды деятельности

Виды и формы контроля

ЭОР

1-3

1 класс

«Моя семья» Я и моя семья.


3

Понятие «Семья», домашние обязанности, семейные традиции и праздники, рисование

дома для всей семьи;

Творческий

проект «Моя семья»





сюжетно-ролевая игра

«Семья», разгадывание ребуса «7Я», рисунок

«Моя семья».



4-5

Очень я люблю маму милую мою.

2

Рисование портрета мамы, чтение стихов, пение песен о маме; игровое развлечение

«Вместе с мамой»

изготовление подарка маме


6-8

«Я – человек» Жил – был Я

3

Самопредставление,игра

«Давайте знакомиться, рисование

«Пьедестал».Я и моѐ имя.(беседа «Для чего человеку имя?», игра

«Полное и неполное имя», этюд «Назови ласково»;рисование

«Мой лучший друг»).

Визитка «Мое имя».


9

Мир моих увлечений.

1

Круговая беседа – представление «Я и мои

таланты».

соревнование


10

Акция

«Школьный двор»

1

Совместное мероприятие с родителями: уборка школьной территории.

Родительское собрание,

совместное мероприятие


11-

12

Все работы хороши –

выбирай на вкус.

2

Загадки о профессиях; рисование «Кем я буду,

когда вырасту».

Экскурсия


13-

16

Край, в котором я живу.

4

Рассматривание картин о природе родного края.

Викторина «Что в родном краю растѐт?».

Анкетирование.

Фотовыставка

«Природа Хакасии».


17-

19

Мой город.

3

Экскурсия «С чего начинается Родина»; посещение выставки в музее «Моя малая Родина»; рисование

«Мой город»; ролевая игра «Магазин сувениров».

Индивидуальные игры, консультирование.

Творческий

проект «Мой город»


20-

23

«Я и Отечество» Наша Родина – Россия.


4

Рассматривание

репродукций картин о родной природе, чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?». Москва – главный город

нашей Родины.

Творческая работа






Пословицы о Родине. Рассказ о Российском флаге, раскрашивание нарисованного флага. Пение русских народных песен, частушек, колядок. Рисование на тему «Моя Родина».

Игры, викторина.



24-

25

Наши защитники.

2

Песни и стихи об армии; семейные праздники.

Соревнование

«Вместе с папой»


26-

29

Этот День Победы!

4

Изготовление

праздничных открыток; конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»; экскурсия к Вечному огню совместно с родителями; встреча с

ветеранами.

Оформление стенда «День Победы»


30

«Я и природа»

Почему год круглый?

1

Сказочное

представление о временах года, игры викторина.

Инсценирование


31

Загадки о

временах года и явлениях природы.

1

Времена года и явления природы. Соревнование беседа.



32

Информационный проект «Не проходите мимо!»

1

Сбор информации для индивидуальных

проектов, консультирование.

Индивидуальны й проект


33

Экскурсия в природу!

1

Совместно с родителями

наблюдения, подвижные игры.

Семейный

праздник на природе.


1

2 класс

«Моя семья»

Моя родня.


1

Рассказы детей о членах семьи из личного опыта, традиции и праздники

моей семьи.

Родословное древо


2

Рассказ

В.Драгунского

«Сестра моя Ксения».

1

Представления о семье, семейных традициях и праздниках. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского

«Сестра моя Ксения».



3

Изготовление панно «Моя

семья»

1

Я – в середине, а по лучам – члены семьи.

Проект,

творческая работа


4

Уважай отца и мать – будет в

жизни благодать.

1

Любовь и уважение к своим родителям,

семейные праздники.



5

«Я человек»


Доброта, отзывчивость

родительское




О дружбе, доброте,

отзывчивости.

1

взаимопомощь.

собрание


6

Что такое хорошо, что такое плохо.

1

Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое

плохо»

Викторина


7

О лени и лентяях.

1

Лень, еѐ последствия.

Игры, беседа.



8

Беседа: «Кому

нужна моя помощь?»

1

Милосердие, чувство дружбы и

коллективизма.

соревнование


9

Игра

«Путешествие в страну Мультфильмию»

1

Мультфильм про кота Леопольда.

Анкетирование, беседа.



10

Когда у друзей лад – каждый

этому рад.

1

Взаимопонимание,

творческая активность. Игры, беседа.



11

«Я и Отечество» История города. Город и его

символы.


1

Абакан. Символы Ижевска в архитектуре, истории. Викторина.

Творческий

проект «Мой город»


12

Мастер – класс

«Кулон – оберег»

1

Старинные предания

Изготовление

кулона-оберега


13

Беседа «О чѐм рассказывает

хакасский орнамент?»

1

Мастер – класс дают учителя технологии, истории и ИЗО.

Творческая работа


14

Народный праздник

«Троица»

1

Мастер – класс дают

учителя физкультуры, истории и литературы.

Инсценирование праздника


15-

16

Беседа «Мои земляки».

2

Знаменитые люди Хакасии. Участие в создании патриотических

плакатов.

Проект «Моя

Хакасия в истории

страны».


17-

18

Обычаи и

традиции русского народа.

2

Праздники, народные игры.

Праздник

«Масленица»


19-

20

Открытия,

которые совершил человек.

2

О пароходе, об автомобиле, о самолѐте, время космических

полѐтов. Игры, беседа.

Оформление стенда


21

В гостях у

ветерана.

1

Беседа «Как важен мир».

Встреча с

ветеранами


22

«Честь имею»

1

Праздник посвящѐн Дню

защитника Отечества.

Встреча с

ветеранами


23-

24

«Орден Победы».

2

История ордена.

Открытки своими

Изготовление

подарков для






руками.

ветеранов.


25-

27

Информационный проект:

«Непридуманные рассказы о

войне».

3

Сбор информации, обсуждение,

консультирование, защита проекта.

Творческий проект


28-

29

Музыкально – литературная

композиция, посвящѐнная

Великой Победе

2

День Победы. Подготовка к праздничному концерту. Разучивание песен и танцев. Поздравления

ветеранов.

Концерт перед ветеранами.


30

«Я и природа»

Мы маленькие дети на большой

планете.

1

Бережное отношение к природе. Игры, анкетирование.

Оформление

плаката «Береги природу!»


31

Мир украшают деревья, цветы.

Помни, беречь их всегда должен ты!

1

Плакаты, призывающие к охране природы.

Соревнование


32

Природа и фантазия.

1

Аппликации с растительным

орнаментом

Творческая работа


33

Игра «Все на белом свете – солнышкины

дети»

1

Дополнение классного уголка «Подсолнышки». Игры, викторины.

Оформление

классного уголка


34

Экскурсия в

природу.

1

Совместно с родителями

выход на природу.

Оформление

фотовыставки.


1

3 класс

«Моя семья» Самые родные для нас слова:

«мама, Родина, семья»


1

Объяснение значений пословиц по заданной теме.


анкетирование


2

Вся семья вместе

– так и душа на месте.

1

Уважение к семье и

семейным традициям. Игры, беседа.

Творческий проект


3-4

Старт поисковой операции «Как

образовалась моя семья»

2

История создания своей семьи.

Защита проекта на родительском собрании


5

«Семейный альбом»

1

Родные, дорогие нам

люди, семейные праздники.

Проект

«Семейный альбом».


6

«Я человек»

Мы школьники, а это значит…

1

Права и обязанности детей. Соревнование.



7

Моѐ хочу и моѐ

надо.

1

Права и обязанности

школьников. Викторина.



8

Друг в моей

жизни.

1

Дружба, ее ценность.

Игры, беседа.




9

За что уважают в

семье и обществе

1

Правила поведения в

социуме. Игры, беседа.



10

Игра – практикум

«Подари другому радость»

1

Отзывчивость,

поддержка. Викторина.



11

Полезные и вредные

привычки. Проверь себя.

1

Как бороться с вредными привычками, профилактика.

Оформление плаката


12

Умеешь ли ты

дружить.

1

Жизненные ценности.

Игры, беседа.



13

Как научиться разговаривать с

людьми.

1

Правила, культура общения. Игры, беседа.



14

Как научиться преодолевать трудности вместе.

1

Понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына,

мужа, жены. Игры, викторина.



15

Как понять друг друга без слов.

Красота и

здоровье.

1

Потребность в здоровом образе жизни.



16

«Я и Отечество»

Кто такие

патриоты?


1

Понятие «патриот». Патриоты в истории моего государства.



17

Беседа: «Что

значит быть счастливым в своей стране»

1

Основы этнической культуры.

Анкетирование.



18

Чем и кем славен мой город?

1

Знаменитые люди города.

Экскурсия в национальный

музей


19

Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае,

городе.

1

Толерантность по отношению к людям других национальностей; политических взглядов и

убеждений.

Творческая работа


20-

21

Музыка русского народа.

2

Многообразие флоры, фауны, культуры, национальных традиций

России. Мастер-класс.

Игры, праздники русского

народа


22

Викторина

«Золотое кольцо России»

1

История России,

знаменитые места. Викторина.

Составление карты городов.


23

КВН для

мальчиков

«Защитники Родины».

1

Политические взгляды и убеждения. Игры, соревнования.

КВН


24

День памяти.

1

ВОВ: история. Встреча с

Изготовление






ветеранами.

подарков.


25

Заочная экскурсия

«Две столицы».

1

История Москвы.

История Санкт- Петербурга.

Электронная экскурсия.


26

Подвижные игры

на свежем воздухе.

1

Военно-патриотические игры.

Игры.


27

«Я и природа»

Экскурсия в пожарную часть.

1

Причины возникновения пожаров. Меры борьбы. Просмотр фильма:

«Борьба с лесными пожарами».

Экскурсия


28-

29

Сбор информации для проекта.

2

Выбор тем для проекта, консультирование,

обсуждение.

Творческий проект


30-

32

Презентации исследовательски

х проектов на школьной научно – практической конференции.

3

«Первые шаги в науку»:

«Брешь в зелѐном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное

светило», «Влияние автомобильного

транспорта на атмосферный воздух»,

«Ветка яблони».

Защита

творческих проектов.


33

Проблемы загрязнения окружающей

среды. Как я их вижу.

1

Причины загрязнения окружающей среды.

Оформление плаката.


34

Игра –

путешествие

«Лидер»

1

Игры на выявление лидера. Анкетирование,

викторина.

Игры.


1-2

4 класс

«Моя семья»

Доброе семя – добрый и всход.


Представление о родословной семьи

викторина


3-4

Моя семья в годы Великой

Отечественной войны.


История своей семьи

родительский лекторий


5-6

КТД «Мама, папа, я – очень дружная

семья»


Семейные ценности

Традиции своей семьи

семейные

праздники, игры


7

«Я человек»

Я имею право. Кодекс моих прав.


Представление о Кодексе прав ребѐнка, нормах школьного поведения;

Викторина беседа


8

«Благодарность –

это…»


Понятия «культурный

человек»

игры


9

Умеем ли мы


Нормы поведения

соревнование




обижаться.





10

«Мои мечты – мои желания»


Определении

собственных творческих возможностей

анкетирование


11

Час откровенного разговора

«Считаете ли вы себя культурным человеком?»


Определении

собственных творческих возможностей

родительское собрание


12

Круговая беседа –

представление «Я и мои таланты»


Потребности к самовоспитанию

беседа


13-

14

Встреча с

интересными людьми.


Культура общения

совместное мероприятие


15

«Я и Отечество»

Я – гражданин России.


Понятие «гражданин».



16-

17

Символы Российских городов.


Понятия «гражданин»,

«город-герой»;

викторина


18

Чудо,

сотворенное когда-то.


Памятники духовной и материальной культуры

России.

интерактивное занятие,


19

Я бы с песни начал свой рассказ.


История создания

военных песен, исполнение военных

песен.

соревнование


20

Города - герои.


Знакомство с городами-

героями

слайд – шоу


21

Юные герои Великой

Отечественной войны.


Биографии юных героев Великой Отечественной войны

встреча с

ветеранами


22-

23

Военно –

спортивная игра

«Следопыт»


Игры военно- спортивного характера

игры

соревнование


24

Конкурс

презентаций о городах России.


Презентации о городах

Проект

творческая работа


25

Мастер – класс

«Путешествие в страну орнамента»


Мастер – класс

Творческая работа


26

Экскурсия в

музей


Дети войны

экскурсия


27

Знакомство с Книгой Памяти


Активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на

Земле, готовности к защите своей Родины.

встреча с

ветеранами


28

Мастер – класс


Мастер – класс

семейные




«Поделкино»



праздники, игры


29

«Я и природа»

Загадки

окружающего мира.


Экологический КВН.

Игры беседа


30

В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно!


Сбор информации для индивидуальных

проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на

предложенную тему

Проект Анкетирование экскурсия


31-

Деловая игра:

«Мы вместе»


Умение оценивать своѐ

поведение в природе

Игры


32-

34

Мы в ответе за планету!


Активная гражданская позиция в борьбе за

сохранение мира на Земле

Викторина творческая работа