СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мы — пятиклассники» (адаптационные классные часы для пятиклассников)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа классных часов расчитана на 6 занятий 

Просмотр содержимого документа
««Мы — пятиклассники» (адаптационные классные часы для пятиклассников)»

«Мы — пятиклассники» (адаптационные классные часы для пятиклассников)


Занятие 1. Пятый класс: что нового?

Необходимые материалы: бумага для записей и для рисования, (желательно не только белая, но и цветная), ватман, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей.

Ход занятия

1. Вступление (цель создание условий для понимания ребятами целей работы). Ведущий говорит о целях этого цикла классных часов. Затем класс делится на несколько групп. Задача: найти и запи­сать как можно больше отличий пятого класса от начальной школы. Затем организуется шуточное соревнование, все ответы детей фиксируются на доске.

2. «Благодарность начальной школе» (цель — поддержка расставания с начальной школой). Каждый выбирает для себя листок бумаги того или иного цвета, вырезает из него любую фигуру. На заготовленном листе нужно продолжить фразу: «Начальная школа, спасибо за...». Готовые листочки подписываются и приклеиваются на общий лист ватмана, озаглавленный «Начальная школа, спасибо за...». Желательно, чтобы этот лист после классного часа ребята показали своим предыдущим учителям.

Если кому-то трудно придумать продолжение фразы, это, скорее всего, симптом, свидетельствующий о негативном школьном опыте. Ребенку нужно помочь сформулировать ответ, пусть даже не самый конструктивный.

3. Рисунок (цель осознание различий в позициях «ученик началь­ной школы» и «ученик средней школы»). Ребятам предлагается нари­совать два рисунка: «Я в начальной школе», «Я в средней школе» («Сделай так, чтобы сразу можно было догадаться, где какой рису-

нок, а сам никому не говори»). Каждый желающий может выска­заться о том, что нарисовал, после того, как рисунок показан классу.

Некоторые дети не могут нарисовать «красиво», что вызывает у них негативные эмоции вплоть до отказа рисовать. Задача ведуще­го — поддержать рисование.

4. Подведение итогов (цель обобщение). Ведущий подводит итог занятия, обобщая рисунки ребят и их высказывания.


Занятие 2. Правила школьной жизни

Необходимые материалы: текст Устава школы (несколько экзем­пляров), текст «Правил для пятиклассника», выработанных на се­минаре для учителей, бумага для записей, бланк грамоты.

Ход занятия

1. Вступление (цельзакрепление результатов прошлого занятия, введение в тему). Ведущий напоминает о результатах прошлого за­нятия, подчеркивая основные отличия пятиклассника от ученика начальной школы, затем называет тему занятия. Проговариваются основные «Правила пятиклассника» («Кто помнит? Перечисли­те!»), непонятные правила (если таковые остались) обсуждаются. Отдельно можно обсудить спорные ситуации: например, на уроке с места вставать нельзя, а если упала ручка и закатилась под сосед­нюю парту? Обсуждается, зачем нужны такие правила поведения.

2. Чтение Устава школы (цель введение в правила школьной жизни). Ведущий зачитывает «взрослый документ» — Устав шко­лы, комментируя непонятные места примерами. Прочитанный Ус­тав вывешивается в классном кабинете.

3. «Сложные вопросы» (цель — закрепление представлений об Ус­таве школы). Класс делится на подгруппы, каждая из которых по­лучает лист с Уставом школы, бумагу для записей и задание: при­думать три сложный вопроса «Как вести себя, если...». Готовые во­просы задаются команде-сопернику. Важно не только задать вопрос, но и сформулировать правильный ответ (чтобы не было не­доразумений, он записывается на том же черновике, что и ответ).

За каждый правильный ответ группа получает один балл (под­счет баллов ведется на доске). Имена детей из команды-победите­ля вписываются в грамоту, которая остается в классном уголке.

Если задание понятно не всем, нужно объяснить его на приме­ре (проще всего — на примере правил дорожного движения: «Тебе нужно перейти дорогу, ты очень торопишься, горит красный, но машин рядом нет»).

4. Подведение итогов (цель обобщение). Ведущий кратко под­водит итоги занятия, напоминая, зачем нужны все правила школь­ной жизни.


Занятие 3. Наш класс

Необходимые материалы: бумага для рисования (небольшие ли­сточки), ножницы, цветные карандаши, фломастеры, клей, лист ватмана с нарисованным на нем деревом (желательно не елкой, которая обычно устойчиво ассоциируется с Новым годом), скотч.

Ход занятия

1. Вступление (цель — введение в тему). Ведущий кратко напо­минает о том, что получилось на первом занятии: одно из измене­ний в жизни пятиклассника — изменение класса (для кого-то по­явление новеньких, а для кого-то — переход в новый класс).

2. «С добрым утром!» (цель закрепление представлений об име­нах одноклассников). Ведущий называет какую-нибудь букву. Те, чье имя начинается на эту букву, встают и хором произносят: «С доб­рым утром!» («Добрый день!»). Если класс серьезно обновился, можно предложить желающим попробовать назвать по именам всех присутствующих.

3. Создание портрета класса (цель формирование сплоченности, . повышение ценности личности каждого учащегося). Каждый полу­чает задание: изобразить то, что может расти на «Дереве» (лист, плод, цветок), вырезать по контуру из бумаги. На изображении нужно написать свое имя, а также одно качество, которым автор может быть полезен своему классу (например «Я смогу выступать от класса на соревнованиях, потому что быстро бегаю»).

Готовые работы наклеиваются на дерево в том месте, которое выбрал автор. Автор комментирует свою работу, озвучивая напи­санное на ней.

Необходимо пресекать попытки вербальной агрессии. Детям, которые затрудняются назвать свою сильную сторону, может по­требоваться помощь ведущего.

4. Подведение итогов (цель обобщение). Ведущий кратко обоб­щает результаты занятия, подчеркивая, что в классе множество хороших ребят, которые много знают и умеют. «Дерево» остается в классном уголке.

Иногда старшеклассники, занимающиеся в том же кабинете, стремятся «дополнить» рисунок. Ведущему стоит заранее позабо­титься о сохранности работы.


Занятие 4. Наши учителя

Необходимые материалы: карточки с названиями учебных пред­метов, именами и отчествами (отдельно), магниты и магнитная доска (можно заменить скотчем), бумага для записей, ватман, мар­кер.

Ход занятия

1. Вступление (цель введение в тему). Ведущий напоминает о том, что на первом занятии получилось такое важное отличие пя­тиклассника от ученика начальной школы, как необходимость учиться у многих абсолютно разных учителей. Их так много, что запомнить, кого как зовут, получается не сразу!

2. «Чему нас учат? Кто нас учит?» (цель— актуализация школь­ного опыта). Класс делится на три группы, каждая садится в кру­жок и получает стопку карточек: первая — с названиями учебных предметов — «правильных» (те, которые сейчас есть в расписании) и «неправильных» (из начальной школы — письмо, природоведе­ние и т. д., из старшей школы — химия, правоведение и т. д.); вто­рая — с именами, среди которые есть имена учителей, третья — с отчествами. Задача — отобрать «правильные» карточки (если име­на или отчества учителей повторяются, нужно предупредить детей о том, что одно имя или отчество может встречаться несколько раз, и тогда нужно выбрать из стопки несколько одинаковых карточек). «Неправильные карточки» возвращаются ведущему. Затем первая группа называет предмет, вторая — имя, третья — отчество соот­ветствующего учителя. Безошибочный вариант крепится на доске.

Если у какой-то группы возникают ошибки, ведущему важно подбодрить детей, объяснив, что сразу запомнить столько учите­лей трудно, и со временем это получится у всех. Если возникают ошибки (прежде всего, в том случае, если первая группа назвала не все предметы), ведущий обращается к помощи класса, и только в случае неверного ответа сам помогает детям.

3. «Наши учителя» (цель формирование и закрепление положи­тельного отношения к учителям). Организуется работа в малых груп­пах, каждая из которых получает задание написать на листе бумаги хотя бы по одному качеству каждого учителя, которое им в нем нра­вится. Результаты фиксируются на общем плакате, озаглавленном «Наши учителя».

Некоторым группам понадобится помощь. Желательно, чтобы после занятия дети смогли познакомить с плакатом своих учителей.

4. Подведение итогов (цель обобщение). Ведущий кратко под­водит итоги занятия, подчеркивая, что ребятам, судя по всему, очень повезло с учителями — у них столько хороших качеств!


Занятие 5. Школьные предметы

Необходимые материалы: бумага для записей.

Ход занятия

1. Вступление (цель введение в тему). Ведущий кратко напо­минает о том, что на первом занятии было отмечено увеличение количества учебных предметов. Кто-нибудь может их перечислить? Предметы выписываются на доске в столбик. Ребята переписыва­ют их на свои листочки.

2. «Рейтинг предметов» (цель рефлексия своего отношения к учебным предметам). На листочке необходимо оценить предметы по степени сложности: несложные — «солнышком», сложные — каким-то другим значком (о значках предварительно договарива­ются, их рисуют на доске).

Когда индивидуальная работа завершена, каждый предмет об­суждается, около него на доске выставляется общеклассный зна­чок, оценивающий его трудность. В итоге получается общий рей­тинг. Рейтинг формируется поднятием рук по типу голосования

3. «Необитаемый остров» (цель — создание условий для формиро­вания и поддержания учебной мотивации). Класс делится на подгруп­пы. Каждая подгруппа получает задание: рассказать, зачем может понадобиться тот или иной предмет, если человек вдруг окажется один на необитаемом острове. Ведущий сам раздает задания груп­пам, выбирая те предметы, которые в рейтинге оказались самими сложными. Результаты работы обсуждаются. Отдельным группам может понадобиться помощь ведущего.

4. Подведение итогов (цель обобщение). Ведущий кратко под­водит итоги занятия, подчеркивая, что даже самые трудные пред­меты очень важны и нужны, и надо стараться их выучить.


Занятие 6. Психологическая аптечка

Необходимые материалы: бумага для рисования, цветные каран­даши, фломастеры, ватман, оформленный под плакат «Психоло­гическая аптечка», маркер, скотч.

Ход занятия ...

1. Вступление (цель введение в тему). Ведущий кратко напо­минает о том, что на прошлом занятии была отмечена трудность многих предметов, учиться по которым тяжело и волнительно. За­читывается история про школьную тревожность (см. приложение

2. Рисунок (цель — актуализация собственного опыта школьной тревожности). Каждый получает задание: нарисовать ту школьную ситуацию, которая может тревожить кого-то из детей. Авторы по желанию могут прокомментировать готовые рисунки. Ведущий обобщает, выделяя наиболее типичные темы. Они записываются на доске.

3. «Психологическая аптечка» (цель поиск приемов самопомощи в эмоциогенных ситуациях). Класс работает в маленьких группах: нужно найти способы, которыми можно справиться с волнением в каждой из получившихся ситуаций. Желательно найти как профи­лактические меры, так и способы первой помощи (например, что­бы не волноваться на контрольной, нужно к ней хорошо подгото­виться, а если разволновался там, можно семь раз глубоко вдох­нуть и потом подумать еще разок). Результаты обсуждаются, фиксируются на плакате. Некоторым группам может понадобить­ся помощь ведущего.

4. Подведение итогов занятия (цель обобщение). Ведущий под­черкивает, что есть множество способов справиться со школьной тревожностью, и с доски торжественно стираются ее причины.

5. Подведение итогов занятий (цель психологическое заверше­ние занятий). Обобщаются результаты классных часов, обсуждает­ся, чему и зачем мы научились.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!