СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы помним мы гордимся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс научно-исследовательских проектов "Первоцвет"

Просмотр содержимого документа
«Мы помним мы гордимся»

13




Муниципальный конкурс научно-исследовательских проектов

«Первоцвет»








Мы помним , мы гордимся

Направление : «Гуманитарное»

Сукция : «История малой Родины»








Научный руководитель:

Автор:

Махмудова Майя Шамсутдиновна,

Павлова Елизавета Александровна

преподаватель начальных классов

Ученица 4 класса МБОУ «СОШ № 9 »

МБОУ «СОШ № 9»














г. Дербент, 2022 г.



Оглавление

I. Введение...................................................................................................стр. 3-5

II.Основная часть

1.1 Очерк биографии ветерана ВОВ Магомедова Мирзахана Мукаиловича................................................................................................стр. 6-7

1.2 Воспоминания дочери Назлу Мирзахановны об отце как о ветеране ВОВ ..............................................................................................................стр. 8-9

III.Заключение.............................................................................................. стр. 10

VI. Список источников илитературы.........................................................стр. 11

V. Приложение..............................................................................................стр. 12




























Введение

Сколько лет уж прошло с той поры,

Как горела земля под ногами,

Многих нет ветеранов войны,

Но, мы помним о них, они с нами.¹

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. В истории каждого народа есть события, которые оставляют глубокий след в памяти людей, таким событием я думаю, является Великая Отечественная война. Сколько горя, страданий принесла она в каждую семью. Великой Победе 76 год, но боль утраты не покидает нас. Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине – о том, что они долговечнее людей. Неодушевленных предметов нет. Все они несут на себе печать исторических событий и событий личной жизни.

Каждая фотография – это кусочек жизни, который может рассказать очень многое. Возможно, именно поэтому мы все испытываем особые чувства, когда берем в руки старую фотографию. Они дают возможность прикоснуться к истории семьи, к тому времени, о котором слышали только из рассказов пап и мам, бабушек и дедушек. Ведь многие фотографии сделаны еще до рождения моих сверстников. Нам словно брошена «ниточка» из прошлого. Когда в руки попадают старые фотографии, всегда появляется желание понять, как жили отображенные на них люди, что их волновало.

Актуальность исследования: ежегодно наша страна чествует ветеранов Великой Отечественной войны.  Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывалась из отдельных личностей. И пока хоть один потомок ветерана Великой Отечественной войны будет жить, история к его деду, прадеду, будет интересна последующим поколениям. Ведь вся сила народа в его прошлом.  Сейчас, когда почти в каждой семье есть свой ветеран, люди  моего поколения легко могут восстановить  историю,  отчего дома из рассказов своих дедушек и бабушек. А пример Магомедова Мирзахана Мукаиловича  поможет  мне  и нашему поколению гордиться своими предками, укреплять родственные связи.

Гипотеза данной работы: историческая память о великом подвиге наших солдат в годы Великой Отечественной войны не утратится, если:

учащиеся  в  ходе  исследовательской  деятельности  будут  овладевать 

знаниями  о  правде  времён  и подвигах  героев ВОВ.

Цель исследовательской работы: исследовать и изучить данные о Магомедове Мирзахане Мукаиловиче , содействовать сохранению памяти – участника Великой Отечественной войны.

Исходя из цели, были поставлены следующиезадачи:

- изучение сохранившихся документов и фотографий в семейных архивах.

- сбор сведений, и выяснение боевого пути Магомедова Мирзахана Мукаиловича.

-донести ныне живущим творчество ветеранов, чтобы мы, молодое поколение, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времени, унаследовали все лучшие человеческие качества;

-учились и брали пример со старших, помнили и не забывали, какую цену заплатили  предшественники за наше право свободно жить здесь,  трудиться, учиться. 

Объектом исследования в данной работе является биография ветерана Великой Отечественной войны - Магомедова Мирзахана Мукаиловича.

Методы исследования:

1. Беседы, опросы

2. Рассматривание семейных фотографий, документов

3. Поисковая деятельность

4. Анализ

Практическая значимость исследования выражается в сохранении правды о жизни и судьбе Магомедова Мирзахана Мукаиловича

Ожидаемые результаты:

- пополнение знаний о сопричастности семьи Магомедова М. к победе над фашизмом

-совершенствование навыков поисково-исследовательской деятельности участников проекта, умения собирать, обрабатывать и в творческой форме представлять имеющийся материал.

Используемые материалы:

Семейные фотоальбомы

Сохранившиеся письма, документы, награды




















Очерк биографии ветерана ВОВ Магомедова Мирзахана Мукаиловича.

На классном часе посвященном победе Советских войск в ВОВ над фашистской Германией наш кл рук Майя Шамсутдиновна рассказала , о человеке на которого равняются дети и внуки , об участнике Великой Отечественной войны , о своём дедушке Магомедове Мирзахане Мукаиловиче .

Весь наш класс был впечатлен этой историей . Я решила исследовать жизненный путь этого человека.

Магомедов Мирзахан Мукаилович родился в 1914 году в маленьком селе Джихтиг Табасаранского района. С установлением Советской власти в Дагестане у детей из бедных семей появилась возможность учиться. Магомедов Мирзахан стал посещать школу в селе Тинит. Так как семья жила бедно, а он был старший среди детей, ему приходилось совмещать работу и учебу. После окончания школы его направили учителем в село Хуряк.

В 1940 году он добровольно ушел в армию. Охранял южные границы Родины, прошел всю войну от границ Турции и Ирана, где через Тбилиси по Каспийскому морю попал в 1943 году в Астрахань. Его направили в Сталинград в артиллерийское училище, на курсы политработников. По окончанию годичного обучения, уже в Тбилиси, в звании младшего лейтенанта, М М направили на службу в пограничный отряд города Ленинакан в Армении. Прослужив на заставе всего три месяца, его направили со спецвойсками СССР в Иран, так как началась ВОВ.

Он охранял границу, чтобы немцы через Турцию не прошли в Баку.

В 1942 году Магомедова Мирзахана направили на службу в город Тбилиси. В обязанности молодого офицера входило обучение тюремщиков военному делу в течение месяца, затем ново-созданный батальон из 300 человек отправлялся на Северный Кавказ на передовую.¹

В 1943 году по Каспию из Баку проплыли два корабля в Астрахань. Во время плавания советские военные корабли атаковали немецкие бомбардировщики. «Один корабль немцы потопили, но наш дал отпор, дошел до Астрахани»вспоминал дедушка Мирзахан.

Много раз Магомедов Мирзахан вел в атаку свою роту в слякоть и холод, врываясь во вражеские траншеи они, рискуя жизнями, отвоевывали каждый кусочек родной земли. Чтобы не замерзнуть прижимались спинами друг к другу. Без слез нельзя слушать рассказ о том, как дед, со своей ротой освободив польскую деревню, увидел груду сожженных тел. Это зрелище он запомнил навсегда. Он дал себе клятву отомстить за погибших. И так он дошел до Берлина.

Когда долгожданное знамя Победы было поднято над Рейхстагом , вражеская пуля настигла Магомедова Мирзахана.

Мирзахан был тяжело ранен, но чудом выжил, год пролежал в госпитале. Вернулся домой в мае 1946 года в орденах и медалях, в звании старшего лейтенанта. Был награжден за мужество и отвагу двумя Орденами «Красной звезды», «Орденом Славы I и II степени», «За взятие Берлина», «За взятие Варшавы», «За освобождение Польши», и другими орденами и медалями.

Вскоре его пригласили в райком партии и назначили вторым секретарём . С 1951 года проходил двухгодичные курсы в Высшей партийной школе г. Москвы . С 1953 по 1966 года Магомедов М работал первым секретарём райкома партии Табасаранского района.

В 1966 году Магомедова Мирзахана направили директором крупного вновь образующего совхоза «Рубас». В совхоз входили 11 сел. До самой пенсии он оставался директором этого совхоза, решил вопросы электрификации и газификации сел входящих в состав совхоза . За свой труд , вложенный в развитие совхоза , был награждён «Орденом трудового Красного знамени».

На сегодняшний день Магомедова Мирзахана нет с нами, он умер в 1999 году, но память о нем жива.

Какая радость - победить и остаться в живых!

Воспоминания дочери Назлу Мирзахановны об отце как о ветеране ВОВ


Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

И к мертвым выправив билет,

Все едет кто-нибудь из близких

И время добавляет в списки

Еще кого-то, кого-то нет…¹

Хочется рассказать немного о своем отце: «Характер человека, его склонности и интересы формируются в семье. Отец мой был человеком скромным и трудолюбивым. Он своим детям прививал личные качества: живите в согласии, никогда никому не завидуйте, делитесь с другими. Помогал другим, был очень приветлив, его всегда окружали друзья. А я его родная дочь, знаю только обрывки и те с годами позабылись. Мой отец был справедлив и умел отстоять правое дело. Вместе с другими ветеранами он много времени отдавал военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Его часто приглашали в школы, в учебные заведения как ветерана ВОВ. Он рассказывали детям, что такое война, и что такое фашизм, чтобы она никогда не повторилась на земле. Дети с интересом слушали рассказы ветеранов, об их боевых подвигах, о тех, кто погиб в борьбе с фашистами. У учащихся воспитывалось уважение и чувства патриотизма. Со слезами на глазах рассказывал, что ему повезло с командирами в тех полках, где он воевал, потому что они оказались человечными по отношению к ним - обычным солдатам. С войны папа вернулся не только с наградами, но и с глубокой раной в душе. Он считал, что родился в рубашке, так как вышел живым из такой страшной войны.

Память об отце останется на всю жизнь. После войны отец неоднократно был награжден медалями за заслуги перед Отечеством во время войны, и за трудовые заслуги после войны. В каждом городе проходит акция по занесению в списки родных людей в бессмертный полк или книги памяти. Я тоже решила сделать эту несложную обязанность перед светлой памятью моего отца.



























Заключение

В завершении моего исследования я поняла , что изучая историю , ближе и понятнее становятся события далеких военных лет.

В своей работе я рассказала о судьбе ветерана ВОВ Магомедова М М

- его жизнь была тяжелой. Он достойно прожил свою жизнь, о нем положительно отзываются те, кто знал его лично. И самое главное - достойное поколение оставил после себя. В послевоенное время занимал активную жизненную позицию: много работал, помогал односельчанам, приходил в школу на классные часы, на которых рассказывал о войне, призывал быть добрыми, справедливыми и хранить мир, ради которого полегли сотни тысяч жизней советских солдат.

«Уходят ветераны, неотвратимо приходит время, когда о событиях ВОВ подрастающему поколению будут рассказывать литература, поэзия, кинематограф и вместо живого ветеранского слова в семьях будут переходить как память об этом человеке боевые награды - медали, ордена героев войны. Поэтому так возрастает роль искреннего и сердечного внимания к славному боевому прошлому нашего народа» (Терентий Травник).

Он выжил в этой страшной войне, чтобы после войны принести много пользы своей стране. Материалы о нем и других ветеранах Великой Отечественной войны, хранятся в архиве. Я хочу сказать спасибо ему и миллионам других людей, которые, несмотря на тяжёлое время войны, боролись за наше счастливое будущее. Я буду всегда помнить, и гордиться такими как Магомедов Мирзахан , и учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию. Но на нашей планете есть такие уголки, где рвутся снаряды и погибают люди. И мы, продолжая дело своих прадедов, не должны допустить новую войну, ведь не напрасно проливали кровь, защищая мир, солдаты Великой Отечественной войны. Память об их подвигах всегда останется в наших сердцах. А мы будем прилагать все усилия, чтобы эта память была вечно.

Список использованных источников и литературы

  1. Юнусов М. «Табасараны», М., 2009

  2. Книга «Счастлив, быть нужным», М. 1972

  3. Газета «Сельская жизнь»

  4. Газета «Табасаранские лучи»

  5. Интернет-ресурсы: сайт Бессмертный полк





























Приложение 1




Приложение 2


1. Орден «Знак Почёта»

2. Два Орден Красной Звезды

3. Ордена Отечественной войны I и II степени

4. Медаль «За взятие Берлина»

5. Знак Верховного Совета АССР

6. Медаль «Ветеран труда»

7. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

8. Медаль « За освобождение Варшавы»

9. Медаль «Ветеран труда»

10. Медаль 25 лет победы в войне 1941-1945 гг.

11. Медаль 40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

12. Медаль ХХХ лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

13. Вожделенная медаль - 50 лет Вооруженных сил СССР 1918-1988 гг.

14. Медаль 50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

15. Медаль Ленина 1870-1970 гг.

16. Медаль 70 лет Вооруженных сил СССР 1918-1988 гг.


















Приложение 3




Приложение 4

Для проведения социологического опроса нами была составлена анкета «Вклад моей семьи в победу в Великой Отечественной войне». В опросе участвовали учащиеся 4-х классов в количестве 34 человек. Ученикам предлагалось ответить на семь вопросов анкеты. Данные мы представим в виде диаграмм. Первый вопрос анкеты звучал так: «Есть ли в Вашей семье участники Великой Отечественной войны?» Этот вопрос является ключевым, так как именно из него вытекают все последующие вопросы. Результат для наглядности приведем в диаграмме 1

Как видно из диаграммы, только у 18 учеников в семье имеются участники Великой Отечественной войны. Тем более что в классах не так много учеников. Но возможно, часть из тех, кто отвечал на вопросы анкеты, отнеслись к этому недобросовестно: например, не поинтересовались у старших о прошлом своей семьи или же те, в свою очередь не захотели вникать в эти вопросы и отказались помочь детям. Затем нами был задан вопрос: «Знаете ли Вы о судьбе своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне?» Соответственно на этот вопрос ответили лишь те ученики, которые знают о том, что в их семье имеются такие предки. Ответы на поставленные вопросы представлены в виде диаграммы 2

Диаграмма 2

Вопрос №3 звучал так: «Известно ли Вам какие подвиги они совершили?» (диаграмма 3).

Весьма интересно, откуда ученики узнали о прошлом своей семьи: из рассказов ли родителей, бабушек или дедушек, либо же обращались к архивным материалам или обращались к каким-то иным источникам информации. Понять это нам поможет ответ на следующий вопрос анкеты: «Какие источники информации Вы использовали?» На этот вопрос ответили все участники социологического опроса. Посмотрим на результаты на диаграмме 4

Наконец, мы подошли к завершающему вопросу нашего социологического опроса: «Хотелось ли Вам узнать больше о Ваших земляках-участниках Великой Отечественной войны?» Результаты изобразим в виде диаграммы 5

Абсолютное большинство изъявило желание узнать о своих земляках-участниках Великой Отечественной войны. На наш взгляд, ученики осознают, что нельзя забыть о том, что совершили эти люди в те далекие и страшные годы: Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет никогда, – заклинаем, – помните! Таким образом, интересоваться историей мира, в котором ты живешь, просто необходимо. А историю своей родины нужно не только знать, но и любить. Только тогда ты будешь чувствовать свои корни, уважать своих предков, понимать людей, с которыми ты живешь. И только тогда ты в полной мере осознаешь свою ответственность перед будущим – ответственность за свою жизнь, за жизнь близких тебе людей.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!