7
Открытое мероприятие - Урок мужества
«Помним, гордимся, живём!»
Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения, пробуждать интерес к своим историческим корням; узнать о своих родных, чья судьба связана с защитой Отечества; воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны; формировать активную гражданскую позицию.
Задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся через поиск и систематизацию материала по теме; ознакомление с главными сражениями Великой Отечественной войны, знакомство с биографией прародителей учащихся, показать положительный пример людей, участвовавших в ВОВ.
1.Чтение стихотворения Михаила Владимова «Ещё тогда нас не было на свете.»
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живём!
2.Приветственное слово учителя. За долгую историю Российское государство вынуждено было воевать часто. Враги приходили на нашу землю с востока и запада, с юга и северо-запада. Они нападали на деревни и города, брали в плен людей, забирали всё ценное…Русские люди, как один становились на защиту своей Родины и прогоняли врага вон с родной земли. Сегодня в преддверии праздника 9 мая – Дня победы, мы поговорим о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
3.Показ презентации «Помним, гордимся, живём!»
Слайд №3. Наша страна раньше называлась СССР – Союз Советских Социалистических Республик. Главой государства был Иосиф Виссарионович Сталин. Республик в СССР было шестнадцать. Самая большая из них – наша Россия.
Слайд №4. Адольф Гитлер пришёл к власти в фашистской Германии в 1933 году. Фашисты объявили: немцы – самый достойный и великий народ на свете. Ему должны покориться все государства и все народы. В России Гитлер видел врага номер один.
Слайд №5. Наполеон для войны с Россией в 1812 году собрал 600 тысяч солдат. Гитлер в 1941-м – почти 6 миллионов.
Немецкое командование разработало план «молниеносной войны» - «Барбаросса». По этому плану они должны были взять Москву и Ленинград до 25 августа 1941 года. Три железных коня должны были сокрушить русского медведя. Группа армий «Север» захватывала Прибалтику, Псков, Ленинград, Мурманск.
Группа армий «Центр» – через Минск, Смоленск брала Москву и сравнивала её с землёй. Чтобы и памяти не осталось от имени русского.
Группа армий «Юг» овладевала Украиной, Крымом, Кавказом и принимала участие, как и войска «Севера» в захвате Москвы.
Немцы мечтали покорить весь мир.
Слайд №6. Ночь с 21 на 22 июня была праздничной. Выпускники танцевали на школьных прощальных балах. Все строили свои планы: сыновья и дочери готовились поступать в институты и университеты, хотели работать на заводах и стройках, мечтали создать семью.
Студенты сдали экзамены и готовились отправиться на практику. В пионерских лагерях дети отдыхали, ждали родителей. Они крепко спали перед рассветом 22 июня.
Слайд №7. А завтра была война. Диктор Всесоюзного радиовещания и телевидения, Народный артист СССР Юрий Левитан объявил о начале войны.
Слайд «8. Великие битвы Великой Отечественной войны.
Слайд №9. Начало войны совпало с битвой в Брестской крепости, которая находилась у западной границы нашей страны.
Немцы планировали взять крепость штурмом, но смогли добраться лишь до ее центральной части. Очевидцы событий насчитали до 8 попыток фашистов прорваться сквозь оборону наших солдат, но все они оказались бесплодными.
Более того: немецкое командование несло грандиозные потери. Совсем не на такое начало войны рассчитывал Гитлер! В срочном порядке неприятель меняет тактику: штурм крепости меняет на ее осаду.
Фашисты пробовали чередовать тактики штурма и осады, но слабо продвинулись в деле взятия Брестской крепости. Лишь к концу июня немецкой армии удалось взять под контроль большую часть бастиона. Однако отдельные разрозненные группы наших солдат еще до самой осени оказывали сопротивление захватчикам.
Слайд №10. Когда 28 июля 1944 года Брестскую крепость освободили советские войска, на расплавленных кирпичах одного из казематов была найдена надпись ее последнего защитника: «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина», выцарапанная 20 июля 1941 года. Оборона Брестской крепости продолжалась более месяца. Почти все защитники крепости (около 8 тысяч человек) погибли.
Слайд №11. Битва за Москву. 30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г.
Операцию по захвату Москвы Гитлер
назвал «Тайфун». Битва за Москву это одно из самых значимых сражений в рамках второй мировой войны. Советским войскам впервые удалось остановить массированное наступление немецких войск и создать предпосылки для дальнейшего контрнаступления.
Значение победы в битве под Москвой:
- Окончательный срыв блицкрига.
- Нанесение Германии первого крупного поражения.
- Укрепление морально-психологического духа
в рядах советской армии.
- Начало освобождения советской территории от немецких захватчиков.
Слайд №12. 7 ноября 1941 года. В этот день, как всегда, на Красной площади состоялся парад, прямо с которого войска шли на фронт.
Слайд №13.Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Георгий Константинович Жуков. Жукову и другим командирам пришлось принимать срочные меры по обороне Москвы. Был разработан специальный план обороны Москвы;
а) защищать столицу с неба;
б) защищать столицу на земле, не допустить врага в Москву;
в) отбросить врага от Москвы.
Слайд №14. Блокада Ленинграда. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня. Самая страшная пора той войны – блокада Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Почти 900 дней сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших.
Слайд №15.
Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции.
Слайд №16. Дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой.
В Ленинграде на Васильевском острове жила девочка – Таня Савичева и было ей 11 лет. У неё была большая и дружная семья – сестра, брат, дяди, мама и бабушка. Таня всю блокаду вела дневник. Умирающую девочку
Вывезли из блокадного Ленинграда, но спасти её уже было нельзя. Таня умерла. О ней и о её дневнике позже узнал весь мир.
Слайд №17. Ленинградская симфония Д.Шостаковича.
Ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.
Слайд №18. «Дорога жизни». Ещё 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому была проложена ледовая трасса – «Дорога жизни».
Слайд №19. Сталинградская битва. 17 июля 1942 года – 2 февраля 1943 года
Сталинградская битва – решающее сражение все второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко – фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.
Слайд №20. Дом Павлова.
Дом Павлова (Дом Солдатской Славы) - 4-этажный жилой дом,
расположенный на площади Ленина в Волгограде, в котором во время
Сталинградской битвы держала оборону группа советских бойцов.
Обороной руководил старший сержант Я.Ф.Павлов, отсюда и название дома.
Дом Павлова стал символом стойкости, мужества и героизма.
Слайд №21. Возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январем 1943 года. Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовет!». На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более 35 000 защитников Сталинграда.
Слайд №23 - 26. Курская битва. 5 июля – 23 августа 1943 г.
Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она
продолжалась 50 дней и ночей с 5 июля по 23 августа 1943 года. По своему
ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.
Курская дуга – самое мощное танковое сражение Второй мировой войны.
Слайд №27. Битва под Прохоровкой – самое крупное танковое сражение. В нём участвовало 1200 машин с обеих сторон. Русские знаменитые танки Т-34 и немецкие «Тигры».
Слайд №28. Битва за Берлин. В конце апреля советские войска прорвались к центру Берлина. 30 апреля 1945 г. Над Рейхстагом взвилось Красное знамя Победы, водруженное разведчиками М.А.Егоровым и М.В.Кантарией. 2 мая 1945 г. Советские войска полностью овладели городом. В боях за Берлин погибло свыше 360 тыс. воинов Красной армии. 8 мая фашистская армия безоговорочно капитулировала.
Слайд №29. Памятник Неизвестному солдату.
«Во́ин-освободи́тель» — монумент в берлинском Трептов-парке. Прототипом для скульптора могли послужить советский солдат, уроженец села Вознесенки Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов[1], спасший немецкую девочку во время штурма Берлина 30 апреля 1945 года, и уроженец Логойского района Минской области, старший сержант Трифон Лукьянович, также спасший девочку во время городских боёв и погибший от ранений 29 апреля 1945 года.
Слайд №30. Они сражались за Родину. Теперь поговорим о некоторых героических людях той войны.
Слайд №31. Алексей Маресьев.
Лётчик – ас, Герой Советского Союза, прототип героя книги Б.Полевого
«Повесть о настоящем человеке».Свой подвиг Маресьев совершил в марте
1942-го года. Его самолёт сбили фашисты и в течение 18 суток раненый лётчик полз к своим. Ему были ампутированы обе ноги в области голени из-за гангрены. Несмотря на инвалидность, лётчиквернулся в небо. Летал с протезами. Всего за время войны совершил86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: 4 – до ранения и 7 – после ранения.
Слайд №32. Иван Кожедуб. Трижды герой Совтского Союза. Один из лучших лётчиков советского времени. Он прошёл Великую Отечественную войну и ни разу не был сбит.Совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв, сбил 62 самолёта противника.
Слайд №33. Лёня Голиков.
Это обычный мальчик, детство которого было беззаботным и счастливым, он дружил с ребятами, помогал родителям, окончил семь классов, после которых работал на фанерном заводе. Война застала Леню в 15-летнем возрасте, моментально оборвав все юношеские мечты паренька.
Самый значимый подвиг в его воинской биографии был совершен 13 августа 1942 года, недалеко от деревни Варницы, на шоссе Луга – Псков. Находясь в разведке с напарником Александром Петровым, Голиков подорвал легковой автомобиль врага.
Как оказалось, в ней находился генерал-майор инженерных немецких войск Ричард Виртц, найденный при нем портфель с документами доставили в штаб. Среди них оказались схемы минных полей, важные инспекционные донесения Виртца вышестоящему начальству, детальные очертания нескольких образцов немецких мин и другие, очень нужные для партизанского движения документы.
За совершенный подвиг Лёня Голиков был представлен к званию Герой Советского Союза и награждению медалью «Золотая звезда». Получить их он, к сожалению, не успел.
Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени.
Слайд №34. Четвероногие защитники Родины в годы Великой Отечественной войны.
Слайд №35. Джульбарс .
Многие собаки-сапёры заслуживают низкого поклона за свои многочисленные подвиги, но самым известным и почитаемым из них был пёс Джульбарс. Говорят, он обладал уникальным даром, благодаря которому мог улавливать запах взрывчатых веществ под глубоким слоем грунта – до двух метров.
Слайд №36. За многочисленные заслуги и выполнение боевого задания 21 марта 1945 года героя войны по кличке Джульбарс наградили медалью "За боевые заслуги". Случай этот уникальный – за время военных действий он был единственным псом, удостоившимся боевой награды.
Среди многочисленных учеников Центральной школы военного собаководства "Красная звезда", которые заслужили почетное право участвовать в параде Победы 24 июня 1945 года, был и прославленный миноискатель Джульбарс. Однако самостоятельно принимать участие в торжественном шествии в составе школы военных собак он не мог, так как незадолго до окончания войны был ранен и еще не оправился от полученных травм. Начальник школы собаководства, генерал-майор Григорий Медведев, передал эти сведения заведовавшему парадом маршалу Константину Рокоссовскому. Он в свою очередь известил Иосифа Сталина, который распорядился нести раненое животное по Красной площади на своем кителе. И действительно поношенный китель Сталина без погон был доставлен в школу, где из него соорудили своеобразный лоток. На Параде Победы вслед за солдатами, которые вели собак минно-розыскной службы, главный кинолог страны Александр Мазовер с гордостью пронес мимо трибуны Верховного Главнокомандующего четырехлапого героя войны – пса по кличке Джульбарс.
Слайд №37. Почетный ветеран войны, к счастью, сумел оправиться от ранений и даже стал кинозвездой - снялся в фильме "Белый Клык" (1946), созданном режиссёром Александром Згуриди по одноименному роману Джека Лондона.
4. Чтение отрывка из поэмы Р.Рождественского «Реквием»
Помните!
Через века, через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,—
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста, помните!
5. Слово учителя. Да, ребята, наше счастье завоёвано очень высокой ценой – ценой жизней почти 27 миллионов погибших. И в каждой семье был свой герой – участник Великой Отечественной войны, вернувшийся с фронта или навсегда оставшийся в той войне. Сегодня мы вспомним о некоторых из них.
6.Ученик 5 «А» класса Тукалин Михаил показывает презентацию «Книга памяти» и рассказывает о своём прадедушке, участнике Великой Отечественной войны.
7. Ученица 4 «Б» класса читает стихотворение М.Исаковского «Огонёк». На позиции девушка
Провожала бойца,
Темной ночью простилася
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
Видеть мог паренек,
На окошке на девичьем
Всё горел огонек.
Парня встретила славная
Фронтовая семья,
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья.
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
— Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты, мой огонек?
И подруга далекая
Парню весточку шлет,
Что любовь ее девичья
Никогда не умрет;
Всё, что было загадано,
В свой исполнится срок,-
Не погаснет без времени
Золотой огонек.
И просторно и радостно
На душе у бойца
От такого хорошего
От ее письмеца.
И врага ненавистного
Крепче бьет паренек
За Советскую родину,
За родной огонек.
8. Презентация ученика 5 «А» класса Лямина Кирилла о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны.
9.Музыкальная композиция на песню Е.Плотниковой «Всё о той весне».
Исполняет музыкальная группа 4-5 классов.
Слово учителя: дорогие, ребята, на этом официальная часть нашего мероприятия заканчивается. Благодарю всех за внимание. А сейчас вас ждёт викторина о Великой Отечественной войне.
10. Викторина.